7.6. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УИК РФ
Попова Елена Эдуардовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Международный юридический институт. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин.», г.Москва. E-mail: [email protected]
Аннотация: Рассмотрены процессы, влияющие на изменение уголовно-исполнительного законодательства, в том числе и в сфере участия представителей общественности и граждан в процессе исполнения уголовных наказаний. Определены условия, влияющие на формирование факторов обуславливающих разработку научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Проведён анализ изменения норм уголовно-исполнительного законодательства, определяющие порядок и условия участия институтов гражданского общества в уголовно-исполнительной деятельности. Результаты исследования показали, что научно-теоретическая модель Общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ обеспечивает необходимое нормативно-правовое регулирование процесса участия общественности и граждан в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера.
Ключевые слова: исправление осуждённых, уголовное наказание, общественное воздействие, принципы уголовно-исполнительного права, институты гражданского общества, общественные формирования.
PROBLEM OF THE LAWFUL REGULATION OF THE PARTICIPATION OF SOCIETY IN THE CRIMINAL- EXECUTIVE ACTIVITY IN THE SCIENTIFIC-THEORETICAL MODEL CEC RF
Popova Elena Eduardovna, PhD at law, Associate professor. Position: professor. Place of employment: International Law Institute. Department: Criminal Law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Are examined the processes, which influence a change of the criminal- executive legislation, including in the sphere of the participation of the representatives of community and citizens in the process of the performance of criminal punishments. Are determined the conditions, which influence the formation of the factors of those specifying the development of the scientific-theoretical model of the general part of the Criminal- executive code of the Russian Federation. Is carried out the analysis of a change in the standards of the criminal- executive legislation, which determine order and conditions of the participation of the institutes of civic community in the criminal- executive activity. The results of a study showed that the scientific-theoretical model of the general part of the new Criminal- executive code RF ensures the necessary normative- lawful regulation of the process of the participation of community and citizens in the activity
of establishments and organs, which fulfill the criminal punishments and other measures of criminal- lawful nature.
Keywords: the correction of those condemned, criminal punishment, public action, the principles of criminal- executive right, the institutes of civic community, the public formations.
В современных условиях развития общества и уголовно-исполнительной системы приобретает большое значение вопрос совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и гражданами для достижения целей уголовного наказания. Все большее отражение находит рост общественного и политического интереса к проблемам противодействия преступности, в частности, в процессе исполнения наказаний, оценки эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в достижении целей уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Активные изменения происходят в российском законодательстве в сфере правового регулирования механизма участия граждан и институтов гражданского общества в различных направлениях деятельности государства и общества с учётом требований международных стандартов, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний.
В международных правовых актах, закрепляется широкое привлечение представителей общественности в процесс исполнения уголовных наказаний всех видов. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [Токийские правила] в разделе VII устанавливают положения на поощрение участия общественности в исполнении наказаний без изоляции от общества[1], поскольку в нем заложены большие возможности со стороны общества внесения вклада в дело защиты интересов общества.
Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы), закрепляют основные руководящие принципы обращения с заключенными, где находит отражение принцип участия общества и граждан в процессе исполнения уголовных наказаний и адаптации заключённого после освобождения (Правила 88 и 90): «... В обращении с заключёнными следует подчёркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Общественные организации следует поэтому, привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с тюремным персоналом в целях возвращения заключённых к жизни в общество. ...Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключённого. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых заключённых, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются, и помогая им вновь включиться в жизнь общества»[2].
Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года[3] определяет основные подходы в этом направлении: обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля; расширения сотрудничества со средствами массовой информации; изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; разъяснение имеющих публичное значение ас-
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попова Е.Э.
пектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осуждённых, их родственников и близких; содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы и т.д.
Участие общества и граждан в исправлении осуждённых, обеспечении их прав и законных интересов, находит отражение в новых редакциях статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст.ст.3, 12, 14, 23, 24 и др.).
Сложившаяся практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, свидетельствует об активном участии граждан и общественных организаций в различных направлениях процесса исполнения наказаний и исправления осуждённых. Так, с исправительными учреждениями взаимодействуют более 200 общественных организаций, осуществляющих программы по таким направлениям как: подготовка осуждённых к освобождению; социальная адаптация и реабилитация; профессиональная подготовка; трудоустройство; организация досуга; спортивная работа; оказание помощи по улучшению условий отбывания наказания и многие другие. Согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний на территории Российской Федерации в 1020 исправительных учреждениях ФСИН России действуют 598 тюремных храмов, 703 молитвенных комнат и 37 строящихся храмов, при которых духовно-пастырское окормление осуждённых осуществляют 954 православных священнослужителя^]. Кроме того, с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют 81 общественная наблюдательная комиссия (ОНК), в которых состоят 1154 члена ОНК [5], действующих в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Вместе с тем, в действующем УИК РФ не нашел самостоятельного закрепления ни принцип участия общества и граждан в исправлении осуждённых и в обеспечении их прав и законных интересов, ни нормативное определение понятие «общественное воздействие на осуждённых». Такое положение входит в диссонанс с развитием уголовно-исполнительного законодательства: с одной стороны, реализуется закрепление в законодательстве элементов механизма участия общества и граждан в исправлении осужденных, а с другой стороны, отсутствуют «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни» [6, С.98], что в свою очередь создаёт условия для расширительного толкования норм уголовно-исполнительного законодательства, возникновения конфликтов норм в правоприменительной практике и, наконец, неупорядоченного реформирования уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики.
Все это, в свою очередь, определило необходимость создания научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Основной задачей разработки научно-теоретической модели Общей части
нового УИК РФ явилась необходимость максимально устранить возникшие пробелы и противоречия в уголовно-исполнительном законодательстве, сложившиеся в период его действия, а также выработать единые подходы к регулированию сходных общественных отношений.
Достижение цели исправления осуждённых становится приоритетной в системе целей уголовно-исполнительного законодательства, такая позиция обусловлена рядом факторов: 1) исправление осуждённых является наиболее гарантированным способом достижения цели предупреждения совершения новых преступлений, за счёт формирования личностной установки на ведение правопослушного образа жизни, подкреплённая вновь созданными в период отбывания наказания социальными связями и ценностями; 2) отказ от совершения новых преступлений, это следствие произошедших изменений в сознании человека, что является наиболее сложным, труднодостижимым, но от этого наиболее значимым и гуманным результатом; 3) закреплённая в Общей части УИК РФ, данная норма ориентирует законодателя на наиболее полное отражение в остальных нормах УИК РФ основных средств исправительного воздействия на осуждённых, применение новых исправительных технологий; 4) приоритет обеспечения цели исправления осуждённых ориентирует правоприменителя, и, в первую очередь, персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, на постоянную работу с осуждёнными с целью возвращения их в общество, а не на формальное применение норм уголовно-исполнительного законодательства [7, С.10].
Учитывая данное концептуальное положение, в научно-теоретическую модель были включены такие термины как «исправительно-предупредительное воздействие на осуждённых», «исправительное воздействие», наиболее полно отражающие процесс достижения целей уголовного наказания.
Качественное изменение претерпели принципы уголовно-исполнительного законодательства: 1) раскрыто их содержание; 2) расширен перечень принципов, в который включены новые: принцип правового регулирования; принцип справедливости; принцип целесообразности; принцип экономии принуждения; принцип участия общества и граждан в исправлении осуждённых и в обеспечении их прав и законных интересов; 3) изменена формулировка некоторых принципов, что позволяет более точно установить их содержание.
Заслуживает внимание то обстоятельство, что в содержание принципов включены положения обеспечивающие участие институтов гражданского общества в уголовно-исполнительной деятельности. Так, принцип гуманизма прослеживает взаимосвязь осуждённого с обществом, а не антоганизирует её и закрепляет, что в обращении с осуждёнными следует исходить из того, что они продолжают оставаться членами общества. Исполнение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера направлено на включение осуждённых в общество законопослушными, ответственными и самостоятельными гражданами. В содержании принципа демократизма устанавливается функция общественного контроля, т.е. исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, соблюдение прав, свобод и законных интересов осуждённых и иных лиц находится под контролем институтов гражданского общества. Принцип ин-
дивидуализации устанавливает достаточные возможности привлечения общественности в работу по исправительному воздействию на осуждённых, т.к. при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращении с осуждёнными обеспечивается индивидуальный подход к осуждённым с учётом их личности, характера и тяжести совершённых ими преступлений, а также их поведения.
Новеллой является закрепление принципа участия общества и граждан в исправлении осуждённых и в обеспечении их прав и законных интересов. Данный принцип определяет, что участие общества и граждан реализуется в предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ формах и заключается в оказании содействия в исправлении осуждённых, в обеспечении их прав и законных интересов, а также в достижении иных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Кроме того, устанавливаются основы участия представителей общественности и граждан в исправительном воздействии, к ним относятся: добровольность, открытость, безвозмездность, постоянное взаимодействие с персоналом учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и (или) иные меры уголовно-правового характера.
Отражение принципа участия общественности в уголовно-исполнительной деятельности находит отражение в статьях, раскрывающих содержание средств исправительного воздействия, таких как «Воспитательная работа с осуждёнными», где закрепляются основные её направления, одним из которых является религиозное просвещение; «Социальная работа с осуждёнными» имеет прямое указание на представителей общественных (благотворительных) организаций, как субъектов этой работы; «Поддержание социально полезных связей осуждённых» устанавливается как основанная на законе и иных нормативных правовых актах деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, государственных органов, институтов гражданского общества, обеспечивающая восстановление, сохранение, поддержание и развитие осуждёнными социально полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, трудовыми и учебными коллективами, социальными службами, религиозными и иными организациями.
Нельзя обойти вниманием статью, раскрывающую содержание «Общественного воздействия на осуждённых», которая устанавливает, что общественное воздействие на осужденных представляет собой основанную на законодательстве Российской Федерации социально-полезную деятельность институтов гражданского общества и граждан, осуществляемую субъектами общественного воздействия совместно с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, и направленную на обеспечение достижения цели исправления осужденных. Кроме того, определяются субъекты общественного воздействия, такие как политические партии, правозащитные организации, религиозные объединения и другие общественные организации, средства массовой информации, общественные наблюдательные комиссии (члены общественных наблюдательных комиссий), родительские комитеты, попечительские советы, близкие родственники осуждённых, другие граждане и иные общественные образования.
Перечень субъектов общественного воздействия не является исчерпывающим и это вполне оправданно, так как в ходе изменений социальных, политических, экономических и иных условий развития государства и общества, могут образовываться новые виды общественных формирований, принимающих участие в работе с осуждёнными.
Научно-теоретическая модель УИК РФ определяет формы общественного воздействия, такие как: общественный контроль за соблюдение прав и законных интересов осужденных; содействие учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, в обеспечении прав и законных интересов осуждённых; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, обучении осуждённых; проведении воспитательной работы с осужденными; проведении религиозной, благотворительной, попечительской и иной общественной деятельности. Обязательным условием при осуществлении общественного воздействия является соблюдение установленного порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, прав и законных интересов осуждённых и иных лиц.
Итак, разработка научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса РФ создаёт необходимые условия для участия институтов гражданского общества в исправлении осуждённых, в обеспечении их прав и законных интересов, всё это, в свою очередь, обеспечивает формирование у общества и граждан чувство гражданской ответственности, личной причастности к сложной и социально необходимой деятельности исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера и исправления осуждённых. Помогает осознавать, что такая деятельность не возможна без совершенствования правового регулирования, усилия которого направлены на обеспечение общественной безопасности, а также общего благополучия.
Список литературы:
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [Токийские правила]. Приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990 г. - [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации Объединённых наций. Раздел: Конвенции. - Режим доступа - URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/ conventions/tokyo_rules.shtml
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций в отношении обращения с заключёнными (Правила Манделы). Приняты резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 21.05.2015. - [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации Объединённых Наций. - Режим доступа - URL:https://docviewer. yandex.nj/?url=http%3A%2F%2Fwww.unodc.org%2Fdocume nts%2Fcommissions%2FCCPCJ%2FCCPCJ_Sessions%2FC CPCJ_24%2Fresolutions%2FL6_Rev1%2FECN152015_L6R ev1_r_V1503587.pdf&name=ECN152015_L6Rev1_r_V15035 87.pdf&lang=ru&c=57d62a5dfeb2
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. - [Электронный ресурс] - Официальный сайт ФСИН России. Раздел: Реформа УИС - Режим доступа - URL: М1р://фсин.рфМоситеп1У index.php?ELE-MENT_ID=6663
4. Федеральная служба исполнения наказаний. Раздел: Статистика. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: Ьйр^/фсин.рф^шСиге/^реСюг/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попова Е.Э.
5. Общественная палата РФ. Сайт. Раздел: Места принудительного содержания. Официальный сайт 2008-2016. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:www.oprf.ru
6. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981. Т.1. С.98
7. Селиверстов В.И. Концепция разработки научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации / Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ: результаты теоретического моделирования/под ред. д.ю.н., профессора В.И.Селиверстова, - М.: ИД «Юриспруденция», 2016. С.10
8. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации / Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ: результаты теоретического моделирования/под ред. д.ю.н., профессора В.И.Селиверстова, - М.: ИД «Юриспруденция», 2016.
9. Попова Е.Э. Участие общественных организаций в процессе исполнения уголовного наказания //II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) - Сборник тезисов выступлений и докладов участников (Рязань, 25-27 нояб.2015 г.): в 8. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. Т.5: Материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики»; круглого стола «Защита прав человека и гражданина: взаимодействие государства и общества (опыт Российской Федерации и зарубежных стран)». - 2015. - 478с.
10. Попова Е.Э. Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных// Пробелы в российском законодательстве №3, 2016
11. Попова Е.Э. Классификация субъектов общественного воздействия как основного средства исправления осуждённых// Право и политика.- 2015. - №1 (181)
12. Антонян Е.А. Проблемы исправления за детоубийство // Пробелы в российском законодательстве. Выпуск № 4- 2016, С.11-13
13. Бондаренко С.В. К вопросу о групповой преступности в местах лишения свободы //Пробелы в российском законодательстве. Выпуск № 4- 2016, С.192-194
Рецензия
на статью кандидата юридических наук, доцента Поповой Елены Эдуардовны «Проблема правового регулирования участия общества в уголовно-исполнительной деятельности по научно-теоретической модели УИК РФ»
Статья Поповой Е.Э. «Проблема правового регулирования участия общества в уголовно-исполнительной деятельности по научно-теоретической модели УИК РФ» подготовлена по научному направлению 12.00.08 - уголовное право, криминология; уголовно-исполнительное право. Класс статьи определяется как оригинальное научное исследование.
Автор, опираясь на положения действующего уголовно-исполнительного законодательства, с учётом норм международного права в сфере регулирования отношений, связанных с процессом исполнения уголовного наказания и привлечения в данную деятельность институтов гражданского общества, выделяет имеющиеся пробелы в законодательстве, а также обращает внимание на некоторые факторы, которые воздействуют на развитие гражданского общества и имеют существенное значение при взаимодействии субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
Выделяя такие существенные факторы как сложившуюся практику деятельности учреждений УИС по взаимодействию с общественными формированиями в исправлении осуждённых; несбалансированность интересов и возможностей участников исправительного процесса и правового регулирования этой деятельности. Попова Е.Э., основываясь на анализе научно-теоретической модели Общей части нового УИК РФ, показывает развитие правового регулирования в данной области уголовно-исполнительных правоотношений. Такой анализ свидетельствует о детальной проработке рассматриваемой проблемы.
Заслуживает особого внимания характеристика норм доктринальной модели, о которых говорит автор в своей статье и указание на пути устранения, имеющихся пробелов в современном законодательстве по урегулированию отношений участия общества в уголовно-исполнительной деятельности. Сделанные автором выводы говорят об актуальности затронутой темы, а также о наличии неиспользованного потенциала в работе с осужденными по их исправлению и необходимости более широкого привлечения к этой работе институтов гражданского общества. Вполне обоснованно автор приходит к выводу, что разработка научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса РФ создаёт необходимые условия для участия институтов гражданского общества в исправлении осуждённых, в обеспечении их прав и законных интересов. Всё это, в свою очередь, обеспечивает формирование у общества и граждан чувство гражданской ответственности, личной причастности к сложной и социально необходимой деятельности исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера и исправления осуждённых.
О новизне, рецензируемой статьи свидетельствует использованный автором метод сравнительного анализа действующего уголовноисполнительного законодательства и разработанной научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса РФ в сфере совершенствования правового регулирования участия общества в уголовноисполнительной деятельности.
Выводы и предложения Поповой Е.Э. в решении поставленной проблемы имеют достаточный потенциал в практике применения и дальнейшему изучению как общественными организациями, так и Федеральной службой исполнения наказаний.
Статья оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ, имеет высокий процент (87%) оригинальности. Представленный материал характеризуется логическим построением, последовательностью изложения, доступным и понятным для восприятия языком, имеет четкую структуру, обладает несомненной актуальностью и определенной научной новизной.
Полагаю, что статья «Проблема правового регулирования участия общества в уголовно-исполнительной деятельности по научно-теоретической модели УИК РФ», подготовлена к.ю.н., доцентом Поповой Е.Э. высоком теоретическом и методическом уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам и может быть рекомендована к изданию.
Рецензент:
Ученый секретарь Ученого совета ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя» доктор юридических наук, профессор С.В.Иванцов