УДК 343.8
Головастова Юлия Александровна
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой правовых и гуманитарных дисциплин Московского Университета им. СЮ. Витте в г. Рязани [email protected]
Концептуальные вопросы
понимания модернизации предмета уголовно-исполнительного права
Iuliia A. Golovastova
cand. of Jurisprudence
chair of legal and liberal disciplines
Moscow University named for
S. Witte in Ryazan
Conceptual problems of
understanding the modernization of the subject of the criminal-executive law
Аннотация. В статье рассматриваются новеллы предмета уголовно-исполнительного права, связанные с разработкой научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса РФ и принятием изменений в действующий Уголовный Кодекс РФ. К таким новеллам отнесены научные положения о разграничении иных мер уголовно-правового характера от мер уголовно-правового воздействия; предложения о закреплении обновленной системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Автором раскрывается сущность постпенитенциарных отношений, возникающих при замене уголовного наказания в виде лишения свободы на иные меры уголовно-правового характера. В работе обращается внимание на специфику иных мер уголовно-правового характера, исполнение которых включается в предмет уголовно-исполнительного права. Автор уделяет внимание вопросам системы дополнительных средств исправления осужденных, регламентации посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. В работе представлены обновленные группы общественных отношений, определяющих предмет уголовно-исполнительного права с учетом тенденций модернизации.
Ключевые слова: общественные отношения, предмет уголовно-исполнительного права, уголовно-исполнительные отношения, пенитенциарные отношения, постпенитенциарные отношения, уголовно-исполнительное право; новеллы уголовно-исполнительного права; правовая доктрина.
Annotation. The article considers with innovations of the subject of the criminal-executive law connected with the development of the theoretical model of the Criminal-executive Code of the Russian Federation and acceptance of the amendments in the current Criminal Code of the Russian Federation. Such innovations include scientific statements of differentiation other measures of criminal and legal character from the measures of criminal and legal influence, suggestions of securing the modernized system of institutions and bodies which execute criminal punishments and other measures of criminal and legal character. The author reveals the essence of post-penitentiary relationships which arise while replacing imprisonment as a criminal punishment by other measures of criminal and legal character. In the article the attention is paid to the specific character of the other measures of criminal and legal character the execution of which forms the subject of criminal-executive law. The author gives consideration to the matters of the system of additional means of adjustment of convicts, to the regulation of visiting institutions and bodies which execute criminal punishments and other measures of criminal and legal character. The work displays the renewed groups of public relationships defining the subject of the criminal-executive law with a glance to modernization tendencies.
Keywords: public relationships, the subject of the criminal-executive law, criminal-executive relationships, penitentiary relationships, post-penitentiary relationships, the criminal-executive law, innovations of the criminal-executive law, legal doctrine.
В мае 2016 года был представлен первый вариант научно-теоретической модели Общей части УИК РФ (далее по тексту «проект УИК РФ»), Несомненно, подготовку научно-теоретической модели Общей части проекта УИК РФ можно признать важным значимым шагом в упорядочивании правового регулирования уголовно-исполнительных отношений.
Рассмотрим некоторые новеллы проекта УИК
РФ, предусматривающие изменение сферы - .
1. --
предложения регулировать исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера - .
,
регламентирует указанные вопросы. Сложность вопроса исполнения иных мер уголовно-правового характера предопределяется научным спором ученых по поводу того, что понимать под категорией « - ».
Научные дискуссии относительно юридической природы иных мер уголовно-правового характера можно свести к 3 разнородным подходам.
По мнению действующей позиции законодателя в разделе IV УК РФ указываются 2 иные меры уголовно-правового характера: 1) принудительные меры медицинского характера; 2) конфискация имущества. Кроме того, в подзаконном нормативно-правовом акте - Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2009 года № 142 [7], законодатель называет в качестве иных мер уголовно-правового характера условное осуждение и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Согласно второй позиции к числу иных мер уголовно-правового характера относятся: 1) принуди-
; 2) -
; 3) -
, -
[5, . 25]. -
точно распространена, вместе с тем, на наш взгляд, перечень данных мер более широк. В данном контексте существует опасность более широко, трактуя иные меры уголовно-правового характера, включить в их число те, которые не признаются иными мерами уголовно-правового характера. Так, некоторые авторы, включают в этот перечень дополнительные наказания, судимость [1, с. 283-288].
Представители третьей позиции полагают, что в качестве иных мер уголовно-правового характера следует рассматривать условное осуждение, отсрочку отбывания наказания, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетнему; меры уголовно-правового воздействия, связанные с судимостью; освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; досрочное снятие судимости; принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным невменяемым на момент совершения общественно-опасного деяния, а также невменяемые после совершения преступления [2, с. 81-87].
В поле зрения уголовно-исполнительного законодателя могут находиться наказания и иные - , -
ся формами реализации уголовной ответственности. В настоящее время уголовный законодатель предусматривает так называемые меры уголовно-правового характера либо меры уголовно-правового воздействия, не выступающие формами реализации уголовной ответственности. Понятие мера уголовно-правового воздействия шире, чем категории «наказание» и «мера уголовно-правового характера», так как в ее содержание включается 9 форм государственного ,
только в уголовно-правовых отношениях:
1) -ние, связанная с судимостью;
2) -освобождение лица от назначенного наказания (ст. 80.1, ст. 83 УК РФ);
3) - -- -
ченного наказания как на стадии вынесения обвинительного приговора суда, так и на стадии исполнения наказания (ст. 79, 81, 82, 82.1 УК РФ);
4) - -- ;
5) - --
уголовной ответственности с назначением ему принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90, ст. 96 УК РФ);
6) шестая форма заключается в применении
-
лицам, страдающим психическим расстройством, совершившим общественно-опасные де-( . « » « » . 1 . 97 ;
7) - -ствия связана с исполнением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия путем помещения их в
- -
ние закрытого типа;
8) - -ствия состоит в исполнении принудительных мер
медицинского характера в отношении осужден,
;
9) - -
ствия имеет место при освобождении лица от уголовной ответственности (ст. 75, 76, 76.1, 76.2, 78 ).
Из приведенных классификационных групп просматривается, что не все меры уголовно-правового воздействия признаются формой реализации уголовной ответственности.
На наш взгляд, точному установлению круга уголовно-исполнительных правоотношений способствует определение перечня видов уголовных наказаний, реально назначаемых и исполняемых, а также разработка доктриной и закрепление на законодательном уровне исчерпывающего перечня мер уголовно-правового характера.
В практической деятельности суд может вынести постановление об освобождении от уголовной ответственности по ст. 76, 76.1, 76.2 УК РФ, либо обвинительный приговор об освобождении от
. 78 .
любом из приведенных примеров основания для исполнения уголовных наказаний и иных мер
уголовно-правового характера будут отсутство-
,
юридическими фактами (примирение с потерпевшим и заглаживание причиненного вреда, возмещение ущерба или заглаживание процессуальный фактом - истечением срока давности .
В Постановлении № 37 от 31 июля 2015 года [6], , -
применителя разгрузить судей по рассмотрению , -
го слушания либо в ходе рассмотрения дела существуют основания для освобождения лица
. 75-78
.
. 76
, , -
шее преступление причиненный вред потерпевшему, то есть обеспечивается, тем самым, ком.
правоприменителя рассматривать штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности, в качестве мер уголовно-правового характера вызывает ряд вопросов: «В чем отличие штрафа как вида уголовного наказания от судебного штрафа как меры уголовно-правового характера? В чем состоит отличие лишения права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности как вида уголовного наказания от лишения права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности как - ?
Федеральным законом от 03 июля 2016 года введена новая мера уголовно-правового харак-- [8]. , -ходимо разграничивать штраф как вид уголовного наказания от судебного штрафа как меры уголовно-правового характера. Судебный штраф как мера уголовно-правового характера - мера уголовно-правового воздействия, которая не
является формой реализации уголовной ответ.
уголовно-правовой меры не приводит к возник- -
.
виновному лицу является возмещение этим лицом ущерба или заглаживание вреда, причиненного преступлением (ст. 76.2 УК РФ). Позиция законодателя, выраженная в ст. 76.2 УК РФ, демонстрирует дополнительное нереабилитирую-щее основание, - освобождение от уголовной ответственности, которое является правом госу-.
как меры уголовно-правового характера в установленный законом срок выносится постановление об отмене судебного штрафа. В этом случае
лицо привлекается к уголовной ответственности.
, -
дебного штрафа и назначения вида уголовного наказания является основанием для возникно-- .
,
уголовно-правового характера, состоит с государством в уголовно-правовых отношениях до
момента полной уплаты суммы, указанной в по,
уголовно-исполнительных отношений.
Правовой институт «иные меры уголовно» ,
объясняется отсутствием четкой законодательной позиции на этот счет. В действующем УИК РФ используется законодательные термины
« - », « - », «
», « -
».
,
- -
-
реализации уголовной ответственности.
Следует отметить, что «иные меры уголовно-
правового характера» и «меры уголовно»
- ,
вторых, первые в силу своей юридической природы признаются мерами уголовной ответствен-[3, . 83, 85].
Осуществление мер уголовно-правового характера, не являющихся формами реализации уго-, -
шеннолетних, освобожденных от наказания (ч. 1 . 92 ), -
ным мерам медицинского характера, не должно входить в предмет уголовно-исполнительного
права. Невозможно существование уголовно, -
рых выступают лица, находящиеся вне сферы действия уголовной ответственности. Меры уголовно-правового характера, не являющиеся формами реализации уголовной ответственности, не обладают однородностью, имеют иные , , -
статут иных мер уголовно-правового характера. Может возникнуть резонный вопрос: «Какова юридическая природа мер уголовно-правового
характера, которые не являются формами реа-
?» ,
что речь идет о принудительных уголовно, -
рактер. Смешение их с иными мерами уголовно-
правового характера является недопустимым,
, ,
освобожденное от отбывания наказания, будет подлежать объективному вменению.
Иные меры уголовно-правовой ответственности
отличаются от мер уголовно-правового характе-
,
.
,
предусматривать принудительные меры воспи-, -
,
ответственности. Во-первых, несовершеннолетние лица освобождаются от уголовной ответственности, будучи не выступая осужденным -, -
ностей в уголовно-исполнительных правоотношениях. Во-вторых, в данном случае речь идет о
поощрительной мере уголовно-правового харак-
,
- .
данного субъекта становится предметом социально-правовой опеки.
, , -
шим общественно-опасное деяние, законода-
тель позволяет применить принудительные меры медицинского характера. Невменяемый по российскому закону не признается субъектом преступления, а, следовательно, он не трансформируется в осужденного. Вопрос о реализации уголовной ответственности в лице уполномоченных на то государственных органов и - ,
. , -
ных мер выходит за рамки предмета уголовно-исполнительного права и должно возлагаться на органы здравоохранения РФ.
В положениях проекта УИК РФ учитывается данная
,
в ч. 1 ст. 50. К иным мерам уголовно-правового характера, исполнение которых должно регулироваться в рамках предмета уголовно-исполнительного права, мы относим: условное осуждение в соответствии со ст. 73 УК РФ, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в соответствии со ст. 79, 93 УК РФ, отсрочка отбывания наказания в соответствии со ст. 81, 82 УК РФ, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией в соответствии со ст. 82.1 УК РФ, принудительные меры воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетнему осужденному, на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ [4, с. 67].
В проекте УИК РФ определяется специфика субъектов кары - осужденных, отбывающих уголовные наказания и иные меры уголовно. ,
что действующее уголовно-исполнительное законодательство не определяет виды учреждений , -
.
данный пробел в правовом регулировании, о чем . 50.
органов, исполняющих иные меры уголовно, -
вать в виде новелл уголовно-исполнительного характера, авторами проекта УИК отнесены уголовно-исполнительные центры пробации, воспитательные центры по делам несовершеннолет-- .
,
признать обновленную систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания,
. 49.
можно назвать уголовно-исполнительные центры, воспитательные центры, исправительные тюрьмы, исправительные учреждения минимальной, средней, строгой изоляции.
Закрепление в предмет уголовно-исполнительного
правового регулирования общественных отноше-
,
иных мер уголовно-правового характера, позволяет определить специфику постпенитенциарных
,
наказаний на иные меры уголовно-правового характера. Подобный подход еще раз свидетельствует о необходимости законодательного расширения границ уголовно-исполнительного правового регулирования.
С 01 января 2017 года вводится новый вид уго-- [9],
тем самым расширяются в количественном плане пределы уголовно-исполнительного регу-.
как альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.
Правовая природа принудительных работ заключается в привлечении осужденного к труду в
местах, определенных учреждениями и органа-
2 месяцев до 5 лет. 2.
мы относим регламентацию не только основных, но и дополнительных средств исправления, применяемых к осужденным. Представленная позиция уточняет содержание общественных отношений, возникающих в процессе применения к осужденным средств исправительно-предупредительного воздействия. Заслуживает внимания, что в статьях 21-31 проекта УИК РФ не только дается перечень средств исправления осужденных, но и раскрывается их сущность. В анализируемом документе четко отражается содержание основных и дополнительных средств исправления осужденных с
учетом специфики исправительного воздействия , -
зания, так и иные меры уголовно-правового характера. Проект УИК РФ предусматривает значительный перечень средств исправления за счет включения социальной работы с осужденными, под- -
ными, психологической работы с осужденными.
,
средств исправления осужденных нашла отражение в научно-теоретической модели проекта УИК РФ. На основании изложенного, следует признать, что в перспективе предлагается расширение группы общественных отношений, возникающих с участием осужденного как специального субъекта, к которому применяются основные и дополнительные средства исправления.
3. 7
регламентируются вопросы посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Нам представляется, что общественные отношения, возникающие при участии граждан, общественных
объединений, иных некоммерческих и коммерче-, -
ных органов и органов государственной власти,
требуют тщательной проработки со стороны зако-.
особенности взаимодействия осужденного с иными - ,
основное назначение которых видится в достижении цели исправительного воздействия, оказания помощи осужденному в период отбывания уголовного наказания и (или) иной меры уголовно-
правового характера.
,
новелл предмет уголовно-исполнительного права представлен следующими группами обще:
1. -
заний и иных мер уголовно-правового характера: )
осужденными уголовных наказаний; )
иных мер уголовно-правового характера. Среди
них можно выделить постпенитенциарные отно-
,
наказаний на иные меры уголовно-правового характера. Здесь мы исходим из того, что пенитенциарные отношения - отношения при отбывании осужденным уголовного наказания в виде
;
2. -
;
Литература:
1. . . -характера как институт уголовного права // Уголовное право: стратегия развития в XXI в.: материалы 4-й межд. научно-практич. конф., г. Москва, 25-26 января 2007. С. 283-288.
2. . .
уголовно-правового характера и средства до// -
: , , . 2007. 5.
. 81-87.
3. . . -характера: понятие и система / В.Е. Новичков,
. . // . 2007. 1.
. 83-86.
4. - -ного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования / под ред. д.ю.н, профессора В.И. Селиверстова. М., ИД «Юрис-
», 2016. 80 .
5. . . -ловно-правового характера : учебное пособие /
. . , . . , . . , Т.М. Калинина. М., 2011. 319 с.
6.
от 31 июля 2015 года № 37 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных зако-«
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уго-ловно-процегсуальный Кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // www.vsrf.ru
7. Приказ Минюста России от 22 августа 2014 года № 178: Инструкции о порядке исполнения
) -
денным основных и дополнительных средств
;
б) определяющих участие граждан, обществен, -
заций и коммерческих организаций, государ, -
сти в процессе исправления осужденных.
, ,
,
- . позволяют проследить наметившиеся тенденции к модернизации уголовно-исполнительных отношений. Полагаем, что введение в действие изложенных доктринальных позиций ученых будет способствовать совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства.
Literature:
1. Kelin S.G. Other measures of criminal and legal nature as institute of the criminal law // Criminal law: the development strategy in the 21st century: materials 4th inter. scientific nparrm. kohc[)., Moscow, on January 25-26, 2007. P. 283-288.
2. Minyazeva T.F. Purposes of punishment and other measures of criminal and legal nature and means of achievement in the modern criminal law // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2007. № 5. p. 81-87.
3. Novichkova V.E. beginners. Other measures of criminal and legal nature: a concept and system / V.E. Novichkova, S.A. Rykov // Business in the law. 2007. 1. P. 83-86.
4. General part of the new Penal Code of the Russian Federation: results of theoretical modeling / under the editorship of fl.ro.h, professor V.I. Seliver-stov. M., IDES «Law», 2016. 80 p.
5. Kostiuk M.F. Concept and types of other measures of criminal and legal nature: education guidance / M.F. Kostiuk, A.N. Potapov, V.A. Posokhov, T.M. Kalinina. M., 2011. 319 p.
6. The resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of July 31, 2015
37 «About entering into the State Duma of Federal Assembly of Russia of drafts of federal laws «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of penal procedure of the Russian Federation concerning enhancement of the bases and an order of release from criminal liability and «About modification of separate legal acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of penal procedure of the Russian Federation concerning enhancement of the bases and an order of release from criminal liability» // www.vsrf.ru
7. The order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of August 22, 2014 № 178: Instruc-
наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества // Российская газета, № 202, 05.09.2014 г.
8. 03.07.2016 323- «
Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
по вопросам совершенствования и порядка
» //
Собрание законодательства Российской Федерации, 04.07.2016, № 27 (часть II), ст. 4256.
9. Федеральный Закон от 07.12.2011 года № 420-ФЗ (ред. 03.07.2016 года) «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
» // -
тельства Российской Федерации, 12.12.2011, 50, . 7362
tions about an order of execution of punishments and measures of criminal and legal nature without isolation from society // the Russian newspaper, № 202, 05.09.2014.
8. The federal Law of 03.07.2016 № 323-FZ «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of penal procedure of the Russian Federation concerning enhancement and an order of release from criminal liability» // the Russian Federation Code, 04.07.2016, № 27 (part II), Art. 4256.
9. The federal Law of 07.12.2011 № 420-FZ (an edition of 03.07.2016) «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and separate legal acts of the Russian Federation» // the Russian Federation Code, 12.12.2011, № 50, St. 7362