Научная статья на тему 'Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных'

Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1625
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ОСУЖДЁННЫЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Елена Эдуардовна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и учреждений и органов, исполняющих наказания в процессе исправления осуждённых. Цель: автор анализирует практику взаимодействия представителей духовенства с ФСИН России, действующее законодательство, регулирующее возникающие в связи с этим правоотношения, определяет проблемы и предлагает пути их решения. Модель: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания: общенаучные (диалектика, анализ и синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты: Автор предлагает внесение ряда изменений в уголовно-исполнительное законодательство, устраняющие проблемы взаимодействия религиозных организаций с учреждениями и органами ФСИН России. Практическое значение: выводы и предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной деятельности ФСИН России. Выводы: необходимо принять ряд изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство, а именно, в ч.2 ст.9 УИК РФ закрепить религиозное воспитание как основное средство исправления осужденных, ввести дополнительный раздел в УИК РФ регулирующий вопросы участия священнослужителей в исправлении осуждённых. Данные изменения позволят повысить эффективность взаимодействия религиозных организаций с администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания в процессе исправления осуждённых. Оригинальность/ценность: возможность использования рекомендаций для изменения норм уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of religious organizations and criminalexecutive system in the process of the correction of those condemned

In the article questions of the cooperation of the Russian Orthodox Church and establishments and organs, which fulfill punishments in the process of the correction of those condemned, are examined. Purpose: the author analyzes the practice of the cooperation of the representatives of clergy with FSIN of Russia, the current legislation, which regulates appearing in connection with this juridicial relationships, determines problems and proposes the method of their solution. Model: the totality of the methods of the scientific knowledge composes the methodological the basis of this investigation: the general scientific (dialectics, analysis and synthesis) and particular scientific (formaljuridical, comparativelawful) methods of study. Results: The author proposes the introduction of number of changes into the criminalexecutive legislation, the cooperations of religious organizations with establishments and organs FSIN of Russia removing problems. Practical value: conclusions and proposals can be used in the law-making activity in the improvement of criminalexecutive legislation and pravoprimenitelnoy activity FSIN of Russia. Conclusions: it is necessary to accept number of changes into the acting criminalexecutive legislation, namely, into ch.2 of st.9 Week RF to fasten religious training as the basic means of the correction of those condemned, to introduce additional division into Week RF regulating questions of the participation of clergymen in the correction of those condemned. Data of change will make it possible to increase the effectiveness of the cooperation of religious organizations with the administration of establishments and organs, which fulfill punishments in the process of the correction of those condemned. Originality/the value: the possibility of using the recommendations for changing the standards of criminalexecutive legislation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных»

7.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попова Елена Эдуардовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Международный юридический институт. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: anatelsvetjen@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и учреждений и органов, исполняющих наказания в процессе исправления осуждённых. Цель: автор анализирует практику взаимодействия представителей духовенства с ФСИН России, действующее законодательство, регулирующее возникающие в связи с этим правоотношения, определяет проблемы и предлагает пути их решения. Модель: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания: общенаучные (диалектика, анализ и синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты: Автор предлагает внесение ряда изменений в уголовно-исполнительное законодательство, устраняющие проблемы взаимодействия религиозных организаций с учреждениями и органами ФСИН России. Практическое значение: выводы и предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной деятельности ФСИН России. Выводы: необходимо принять ряд изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство, а именно, в ч.2 ст.9 УИК РФ закрепить религиозное воспитание как основное средство исправления осужденных, ввести дополнительный раздел в УИК РФ регулирующий вопросы участия священнослужителей в исправлении осуждённых. Данные изменения позволят повысить эффективность взаимодействия религиозных организаций с администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания в процессе исправления осуждённых. Оригинальность/ценность: возможность использования рекомендаций для изменения норм уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: наказание, исправление, осуждённый, общественное воздействие, религиозные организации.

INTERACTION OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS AND CRIMINAL- EXECUTIVE SYSTEM IN THE PROCESS OF THE CORRECTION OF THOSE CONDEMNED

Popova Elena Eduardovna, PhD at law, associate professor. Position: professor. Place of employment: International Law Institute. Department: Criminal Law disciplines chair. E-mail: anatelsvetjen@mail.ru

Annotation: In the article questions of the cooperation of the Russian Orthodox Church and establishments and organs, which fulfill punishments in the process of the correction of those condemned, are examined. Purpose: the author analyzes the practice of the cooperation of the representatives of clergy with FSIN of Russia, the current leg-

islation, which regulates appearing in connection with this juridicial relationships, determines problems and proposes the method of their solution. Model: the totality of the methods of the scientific knowledge composes the methodological the basis of this investigation: the general scientific (dialectics, analysis and synthesis) and particular scientific (formal- juridical, comparative- lawful) methods of study. Results: The author proposes the introduction of number of changes into the criminal- executive legislation, the cooperations of religious organizations with establishments and organs FSIN of Russia removing problems. Practical value: conclusions and proposals can be used in the law-making activity in the improvement of criminal- executive legislation and pravoprimenitelnoy activity FSIN of Russia. Conclusions: it is necessary to accept number of changes into the acting criminal- executive legislation, namely, into ch.2 of st.9 Week RF to fasten religious training as the basic means of the correction of those condemned, to introduce additional division into Week RF regulating questions of the participation of clergymen in the correction of those condemned. Data of change will make it possible to increase the effectiveness of the cooperation of religious organizations with the administration of establishments and organs, which fulfill punishments in the process of the correction of those condemned. Originality/the value: the possibility of using the recommendations for changing the standards of criminal- executive legislation.

Keywords: punishment, correction, condemned, public action, the religious organizations.

Одной из целей уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных, что является основой предупреждения рецидивной преступности и их дальнейшей социализации. Решение данной задачи только силами сотрудников уголовно-исполнительной системы не представляется возможным.

Сегодня исправительное воздействие на осуждённых в местах лишения свободы отражает многие процессы, свойственные современному обществу, и это влечет расширение количества субъектов участвующих в нём. Одним из участников этой работы, связанной с исправительным воздействием на осуждённых, является Православная церковь. Теоретическое осмысление процесса духовного исправления, умиротворения и социальной интеграции лиц, отбывающих уголовные наказания, предполагает активное взаимодействие религиозных организаций традиционных конфессий и ФСИН России

В настоящее время, согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний на территории Российской Федерации в 1020 исправительных учреждениях ФСИН России действуют 598 тюремных храмов, 703 молитвенных комнат и 37 строящихся храмов, при которых духовно-пастырское окормление осуждённых осуществляют 954 православных священнослужителя [4].

12 марта 2013 года Священный Синод Русской православной Церкви принял «Миссию тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения»[1]. Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптациионной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения)

свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осуждённым); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условно осуждённым, членам семей и детям лиц, заключённых под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантами образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; ветеранам органов УИС. Миссия определяет создание центров по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, центров по реабилитации подростков, вступившими в конфликт с законом, социально-адаптационные гостиницы для одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, отбывших наказание и попавших в трудные обстоятельства в силу отсутствия своего жилья, центры поддержки семей заключённых или временно находящихся под следствием.

Во многих исправительных учреждениях священнослужители работают на постоянной основе, проводится работа по включению священников в штаты учреждений, исполняющих уголовные наказания. Так, вопрос о возможности и порядке введения в территориальных ФСИН России должности помощников начальников по организации работы с верующими получил прямую поддержку Президента Российской Федерации В.В.Путина и 17 октября 2014 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1063, которым введены должности в штаты Федеральной службы исполнения наказаний[2]. На эту должность назначаются священнослужители, несущие послушание в сфере тюремного служения в регионах с преобладающим православным конфессиональным составом осужденных. Безусловно, такое плотное и постоянное взаимодействие на штатной основе позволит расширить совместную работу, устранить проблемные вопросы, возникающие в практической деятельности, так как деятельность религиозных объединений следует рассматривать не только как процесс, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных, но и как неотъемлемую составляющую механизма их исправления, а в более широком смысле - процесса их ресоциализа-ции. При этом особое место в рамках соглашений о сотрудничестве территориальных органов ФСИН России с религиозными объединениями занимает работа священнослужителей не только с осуждёнными, но и с сотрудниками исправительных учреждений. Такая работа способствует устранению антагонизма между администрацией исправительных учреждений и содержащимися в них осуждёнными.

Из анализа направлений работы, осуществляемой в процессе исправления осуждённых, кроме осуществления религиозных обрядов и бесед со священнослужителем, можно выделить такие, как: формирование библиотек православной духовной литературой, аудио и видеотек, организация занятий воскресных школ, кружков церковного пения, иконописи, колокольного звона, работу с осужденными женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, направленную на развитие чувства материнства. Здесь необходимо отметить, что в работу с женщинами привлекаются верующие прихожане православных храмов, которые имеют профессию психолога, педагога, врача, дизайнера, художника и т.д. Всё это, в свою очередь, помогает вовлекать женщин в социальные отношения, позволяющие им в будущем быстрее адаптироваться после освобождения.

Полученные результаты опроса осуждённых свидетельствуют о том, что участие религиозных объединений в процессе отбывания наказания для осуждённых имеет существенное значение. Так, на вопрос: какое направление деятельности общественных организаций может оказать существенную помощь работе учреждению (органу) уголовно-исполнительной системы? - получены следующие результаты (%):

Деятельность религиозных объединений занимает 5-ю позицию по результатам опроса и обе категории осуждённых, отметили её примерно одинаково в процентном отношении 16,1% и 13,9% соответственно. Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что при ответе осуждённые оценивали данное направление как удовлетворение возможности отправления религиозных обрядов, тогда как деятельность религиозных объединений совместно с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы подразумевает более обширную и комплексную работу, в неё может входить и психологическая помощь, и досуговая работа, и подготовка к освобождению, и восстановление социальных связей и т.д.

На вопрос: используете ли Вы возможность отправления религиозных обрядов? Получены следующие результаты (%):

■ осужденные ИУ

■ осужденные У ИИ

Как видно из результатов данного опроса осуждённые к лишению свободы кто реализует такую возможность и те, кто данное право не реализует, распределились, примерно, в равном соотношении, тогда как осуждённые, состоящие на контроле в уголовно-исполнительных инспекциях, в большей части данное право не реализуют. Такое положение дел, можно объяснить тем, что осуждённый, находящийся в изоляции в большей степени готов к общению со священнослужителем, так как у него, кроме внутренней потребности, существенно ограничен круг общения, чем у осуждённого, отбывающего наказание без изоляции от общества. Вместе с тем, из числа осуждённых, ответивших «нет» и состоящих на контроле в уголовно-исполнительных инспекциях, 37% не хотят рассказывать посторонним о факте их осуждения, даже если это священнослужитель, 12,7% - так как храм находится далеко от места жительства, 25% - не думают, что это им как-то может помочь, 25,3% - затруднились ответить.

На вопрос: принимаете ли Вы участие в мероприятиях, проводимых религиозными организациями, религию которых Вы исповедуете? 86,6% осуждённых, находящихся в исправительных учреждениях, ответили

положительно, а 13,4% - «нет». Итак, в исправительных учреждениях осуждённые достаточно активно принимают участие в работе с представителями религиозных объединений. Вместе с тем, осуждённые, отбывающие наказания без изоляции от общества, оказываются за пределами такой деятельности. С одной стороны, такое положение можно объяснять тем, что они самостоятельно могут взаимодействовать с представителями духовенства и никак не ограничены в данном праве. С другой стороны, как видно из результатов опроса, достаточно большое количество осуждённых не реализуют данное право из-за того, что не хотят афишировать факт осуждения. В условиях, когда ведутся религиозные войны, сохраняется опасность вовлечения граждан в террористические организации, фактически идет битва за человеческие умы и души, такое положение дел, заставляет задуматься о необходимости организации активной работы Федеральной службы исполнения наказаний с представителями традиционных религиозных конфессий и на уровне работы с уголовно-исполнительными инспекциями.

Вместе с тем, необходимо отметить, что столь активная деятельность со стороны представителей духовенства в настоящее время не получила ясного правового оформления. Действующее законодательство определяет только общие положения о реализации права осуждённого на отправление религиозных обрядов и свободу совести. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, правовое положение религиозных объединений на территории Российской Федерации, а также в ч.3 ст.16 устанавливает, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по просьбам, находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации [5]. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в ст.14 закрепляет право осуждённых на свободу совести и свободу вероисповедания, определяет, что к осуждённым к принудительным работам, аресту и лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осуждённых и для совершения религиозных обрядов, администрация учреждений выделяет соответствующие помещения [3]. Все свои действия священнослужители должны соотносить с условиями и режимными требованиями, обусловленными деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и закрепленных в уголовно-исполнительном законодательстве, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и учреждениями, исполняющими уголовные наказания.

Учитывая, что деятельность Православной Церкви и других религиозных организаций не ограничивается только сферой деятельности исправительных учреждений и выходит далеко за её пределы, что свидетельствует о сложном, комплексном, межотраслевом характере исправительного процесса, который не может ограничиваться только нормами уголовно-исполнительного законодательства, необходима работа над устранением имеющихся правовых пробелов.

Во-первых, необходимо внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и в ч.2 ст.9 закрепить религиозное воспитание в качестве основного средства исправления осуждённых. Во-вторых, включить в Уголовно-исполнительный кодекс РФ раздел, регулирующий вопросы участия священнослужителей в исправлении осуждённых. В-третьих, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений ввести раздел определяющий порядок поведения священнослужителей, находящихся на территории исправительного учреждения.

Организация и осуществление совместной комплексной и долгосрочной работы по обеспечению участия в исправительном процессе религиозных организаций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы в полной мере сможет быть эффективной только при проработке модели должного правового обеспечения совместной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России, Русской Православной Церкви и представителей других традиционных конфессий. Такое взаимное доверие окажет положительное влияние в деле обеспечения конституционных прав на свободу совести и вероисповедания не только осуждённых, но и удовлетворения духовных потребностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, организации совместными усилиями исправительного воздействия на осуждённых, привлечение к этой работе представителей других институтов гражданского общества [6].

Список литературы:

1. Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения // Газета Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению «Миръ всем» № 3-4 (111-112) 2013. С.3-4

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1063 «О внесение изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176» - [Электронный ресурс] - Правовой портал Поиск Закона -Режим доступа - URL: http://poisk-zakona.ru/276741.html (дата обращения 05.04.2016)

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.2997 № 1-ФЗ (в действ. ред.) // Информационно-правовая система ГАРАНТ - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://ivo.garant.ru/document?id=1206500&byPara=1&sub =2249433 (дата обращения 04.04.2016)

4. Федеральная служба исполнения наказаний. Раздел: Статистика. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka%20UIS/ (дата обращения 28.03.2016)

5. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в действ. ред,) //Информационно-правовая система ГАРАНТ - [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL:

http://ivo.garant.ru/document?id=71640&byPara=1&sub=6 2290 (дата обращения 03.04.2016)

6. Федеральная служба исполнения наказаний. Раздел: Новости. Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний». Официальный сайт. - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL:

http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=105579 (режим доступа 05.04.2016)

7. Шахбанов Р.М., Магомедов Н.К., (2013), Некоторые пути совершенствования института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Пробелы в российском законодательстве, 6: 160-162.

8. Данелян Р.С., (2014), Совершенствование уголовного законодательства о наказаниях в виде обязательных, исправительных и принудительных работ. Пробелы в российском законодательстве, 5: 190-192.

9. Жестеров П.В., (2014), Сакральность и иррациональность уголовного наказания. Пробелы в российском законодательстве, 5: 271-273.

Рецензия

на статью кандидата юридических наук, доцента Поповой Елены Эдуардовны «Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных»

Статья Поповой Е.Э. «Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных» подготовлена по научному направлению 12.00.08 - уголовное право, криминология; уголовно-исполнительное право.

Класс статьи - оригинальное научное исследование.

Автор, рассматривает взаимодействие уголовно-исполнительной системы и Русской Православной церкви в процессе исправления осужденных, выделяет проблемы, возникающие в данной работе и требующие правового урегулирования. Далее автор, основываясь на сущности исправительного процесса, одним из элементов которого является общественное воздействие, раскрывает основные направления деятельности процесса исправления осужденных с участием представителей религиозных организаций.

Основываясь на результатах проведенного опроса осужденных, состоящих на контроле в уголовно-исполнительных инспекциях и находящихся в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, автор приходит к выводу о необходимости широкого привлечения представителей религиозных объединений и других общественных структур в исправительный процесс. Вполне обоснованно отмечается, что в современных условиях общественное воздействие не учитывается как потенциально эффективное средство исправительного процесса. Такое положение определено теми экономическими и политическими факторами, которые сложились в современных реалиях развития нашего государства.

В статье использован оригинальный подход обоснования широкого привлечения потенциала общественного воздействия как средства исправления осужденных. При этом такой подход представлен через призму оценки его необходимости как со стороны осужденных, отбывающих уголовные наказания, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Это, несомненно, свидетельствует об относительной новизне представленного материала.

Конкретные предложения Поповой Е.Э. по урегулированию сложившихся проблем имеют хороший потенциал к распространению и могут быть рекомендованы к изучению и применению в практике общественными организациями и Федеральной службой исполнения наказаний России.

Статья обладает высокой степенью оригинальности (91% при проверке в системе «Антиплагиат»), имеет логически выдержанную структуру, написана грамотным юридическим языком, по своему содержанию и

оформлению соответствует предъявляемым требованиям, не требует правки и сокращения.

Вывод: Статья кандидата юридических наук, доцента Поповой Елены Эдуардовны «Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных» является актуальной, обладает научной и практической новизной, рекомендуется для открытой печати (ранее не публиковалась).

Профессор кафедры криминологии, подполковник полиции С.В. Иванцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.