Научная статья на тему 'Должна ли быть наука «Исправление осуждённых»?'

Должна ли быть наука «Исправление осуждённых»? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORRECTION OF CONVICTS / COMPLEX SCIENCE / SUBJECT AND OBJECT / IDENTITY OF THE CONVICT / MAIN MEASURES OF CORRECTION / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА / ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ИСПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонян Юрий Миранович

Предпринимается попытка доказать, что должна быть такая комплексная наука «Исправление осуждённых». Произведено её сопоставление с педагогикой, уголовно-исполнительным правом, криминологией и некоторыми другими науками. Определяются основные элементы «Исправления осуждённых», предмет и объект этой науки. Предлагается ее преподавание в образовательных организациях системы ФСИН России, подчеркивается особое практическое значение названной дисциплины для органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Антонян Юрий Миранович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOULD THERE BE THE SCIENCE «CORRECTION OF CONVICTS»?

An attempt to prove that have to be such complex science "Correction of convicts" is made. Her comparison to pedagogics, the criminal and executive right, criminology and some other sciences is made. Basic elements of "Correction of convicts", a subject and object of this science are defined. It is offered her teaching in higher educational institutions of the FSIN system, special practical value of the called discipline for the bodies executing punishment in the form of imprisonment is emphasized.

Текст научной работы на тему «Должна ли быть наука «Исправление осуждённых»?»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ю.М. Антонян,

заслуженный деятель науки России доктор юридических наук, профессор, Научно-исследовательский институт ФСИН России

ДОЛЖНА ЛИ БЫТЬ НАУКА «ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ»? SHOULD THERE BE THE SCIENCE «CORRECTION OF CONVICTS»?

Предпринимается попытка доказать, что должна быть такая комплексная наука — «Исправление осуждённых». Произведено её сопоставление с педагогикой, уголовно-исполнительным правом, криминологией и некоторыми другими науками. Определяются основные элементы «Исправления осуждённых», предмет и объект этой науки. Предлагается ее преподавание в образовательных организациях системы ФСИН России, подчеркивается особое практическое значение названной дисциплины для органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

An attempt to prove that have to be such complex science — "Correction of convicts" is made. Her comparison to pedagogics, the criminal and executive right, criminology and some other sciences is made. Basic elements of "Correction of convicts", a subject and object of this science are defined. It is offered her teaching in higher educational institutions of the FSIN system, special practical value of the called discipline for the bodies executing punishment in the form of imprisonment is emphasized.

Этот вопрос весьма спорный, я же сразу хочу определить свою позицию: такая наука должна быть. Поэтому здесь будут изложены аргументы в пользу положительного решения названного вопроса.

Преступления совершались еще в первобытном обществе и будут совершаться вечно. Столь же вечно человечество будет озабочено тем, как наказывать преступников, каким содержанием должно быть наполнено наказание, можно ли их исправлять и как. Наиболее опасных преступников лишают свободы, помещая в тюрьмы или исправительные колонии. Возникает, таким образом, особая категория населения, требующая к себе особого же отношения. Я буду исходить из того, как мне представляется, несомненного фак-

та, что главное в исполнении уголовного наказания состоит в исправлении осужденных. Причем я веду здесь речь не обо всех осужденных, а только о лишенных свободы, хотя и те, которые оставлены судом на свободе, тоже нуждаются в исправительном воздействии. Но их надо исправлять иначе, о чем сейчас речь не идет.

Могут возразить, что нуждаются в воспитательном воздействии не только преступники, но и другие категории людей, в первую очередь несовершеннолетние. Разумеется, это так, но преступники нуждаются не просто в воспитании, а в перевоспитании и исправлении. К тому же, что очень важно, это наиболее опасная категория населения, в силу чего она изолирована от остального общества. Меры «чисто» воспита-

тельного воздействия на них должны сочетаться с другими: режимными, агентурно-оперативными, медицинскими и иными, которые потребуются в ходе исполнения наказания. Совершенно очевидно, что такого сочетания различных по своему содержанию мер нет ни в одной другой области жизни. Эта необычность определяется необычностью самих исправляемых, среди которых могут быть люди разных возрастов, социального, национального, религиозного, культурного и иного происхождения. Одним словом, они очень неоднородны, хотя большинство принадлежит к наименее материально обеспеченным слоям населения.

«Исправление осужденных» (я еще беру это название в кавычки) как научная дисциплина неравнозначно пенитенциарной педагогике, хотя последняя представляет собой очень важную часть этой дисциплины. Следовательно, нужно помнить и о других элементах дисциплины, среди которых столь же важное, по моему мнению, место занимает психотерапевтическое воздействие.

Я имею в виду следующее: каждый осуждённый должен обследоваться психологом, причем не так, как это делается сейчас, когда даются лишь психологические описания того или иного лица, то есть перечисляются его психологические черты. Это, конечно, важно, но недостаточно. Необходим глубокий личностный анализ, определение истинных мотивов преступного поведения, в том числе бессознательных, и осуществление на этой базе психотерапевтического воздействия. Именно последнее будет едва ли не самой важной мерой исправительного процесса, совсем не исключая меры и приемы чисто педагогические, предполагая и их обязательную реализацию.

Наряду с этим будет необходимо понять мотивы поведения в период отбывания наказания, неформальные статусы осужденного, его роль (место) в системе социально-психологических отношений в микросреде. Его связи и отношения с родственниками и друзьями, жизненные планы, возможности адаптации после освобождения тоже имеют самое непосредственное отношение к исправлению и перевоспитанию.

«Исправление осужденных» как целостная пенитенциарная проблема ни в коем случае не тождественно криминологии, в том числе пенитенциарной. Криминология предполагает изучение преступности, ее причин и выработку мер по ее предупреждению. Исправление осужденных — часть проблемы предупреждения преступности, точнее — рецидивной преступности, и даже по этой причине указанные дисциплины нерав-

нозначны. Нелишне заметить, что во всех научных трудах исправительная работа в местах лишения свободы не рассматривается как криминологическая проблема. Между тем такая проблема должна активно исследоваться в рамках исправления осужденных, прежде всего потому, что исправление преступников несовместимо с преступным поведением во время отбывания наказания или после освобождения от него. Но не только поэтому.

В криминологии за многие десятилетия теоретической и эмпирической работы собран богатый материал о личности преступника и преступном поведении, в том числе о его мотивах и механизмах. Этот материал, конечно, в полной мере должен быть использован в деле исправления осужденных, а сейчас, на первоначальной теоретической стадии - в создании научных основ соответствующей деятельности. Впрочем, разработка ее научной базы никогда не должна прекращаться. Как представляется, теоретические проблемы исправления осужденных будут решаться более интенсивно и эффективно, если «Исправление осуждённых» будет признано самостоятельной научной дисциплиной со своим предметом и объектом, о которых будет сказано ниже. Признание будет означать, что эту дисциплину будут преподавать в образовательных организациях системы Федеральной службы исполнения наказания, для чего потребуются соответствующие управленческие решения и учебные программы.

Судьба «Исправления осужденных» как науки имеет очень много общего с судьбой криминологии. Современная криминология очень активно использует достижения уголовного права, из недр которого она вышла, психологии, педагогики, экономики, психиатрии, социологии и некоторых других наук. Не случайно криминологию часто называют комплексной наукой. Ведь она нередко осуществляет в рамках своего предмета социологические, психологические, психиатрические и иные необходимые ей исследования. «Исправление осуждённых» тоже сложилось, как было отмечено выше, из разных элементов, пользуется и будет пользоваться достижениями, приемами и методами других дисциплин. Поэтому «Исправление осужденных» можно считать комплексной наукой. Вообще проникновение одной науки или ряда наук в какую-то соседнюю или даже не соседнюю область научного знания давно стало одной из самых важных особенностей цивилизации. Без этого явления ее сейчас трудно себе представить. Это всегда означает взаимное обогащение.

Правовой основой науки «Исправление осуждённых» являются Конституция и Уголовно-исполнительный кодекс России, а также подзаконные ведомственные акты. Эти документы создают правовую базу деятельности исправительной системы, определяют права и обязанности всех субъектов такой деятельности, но не предписывают, какой должна быть работа по перевоспитанию преступников, каково ее содержание. Соответственно, наука уголовно-исполнительного права исследует нормы уголовно-исполнительного закона, комментирует и разъясняет их, предлагает пути и формы совершенствования и т.д. Эта наука, безусловно, является правовой, чего никак не скажешь об «Исправлении осужденных».

Последняя представляет собой юридическое научное знание, но никак не правовое - подобно криминологии, криминалистике и науке оперативно-разыскной деятельности. Все они исследуют не правовую норму, а деятельность в рамках права. «Исправление осужденных» — комплексная наука, ее компонентами являются социологические, уголовно-исполнительные, психологические, педагогические, медицинские и другие пенитенциарные изыскания, а объектом воздействия — осуждённый. Никого не должно смущать, что эта дисциплина включает в себя уголовно-исполнительные, то есть правовые, элементы, поскольку исправительная работа в местах лишения свободы всегда должна осуществляться в правовых границах. Исправительные исследования могут привести к необходимости внесения корректив в уголовно-исполнительное право, к предложениям отменить какие-то нормы или внести новые.

Все это будет делаться для одной цели — исправления осужденных, хотя я понимаю, что далеко не все из них будут исправлены. Как нам всем известно, многие преступники перестают нарушать уголовный закон вовсе не потому, что исправились, а в связи с тем, что больше не способны вынести изоляцию от общества, разрыв с семьёй из-за того, что они стары, больны. Другие вновь не попадают на тюремные нары, хотя и продолжают совершать преступления, оказавшись хитрее и изворотливее сотрудников полиции. Третьи вступили в счастливый брак и т.д.

Одним словом, цель всеобщего исправления недостижима, но все равно ее нужно ставить,

поскольку это имеет наивысшее духовное, гуманное значение. Полагаю, что исправление необходимо и для тех, кто должен отбывать пожизненное лишение свободы, и только те, которые действительно исправились, могут быть помилованы.

Нужно отметить, что заметное большинство книг, статей, монографий, диссертаций (по специальности 12.00.08), посвященных деятельности исправительных учреждений, личности и поведению осужденных, — как раз об их исправлении, реже — собственно об уголовно-исполнительном праве.

Можно подвести некоторые итоги.

Исправление осужденного — это перестройка его ценностных ориентаций, осознание им своей вины, желательно овладение им стимулами и механизмами своего поведения; это должно повлечь прозрение такого человека, желание искупить свою вину, покаяние. Исправление должно давать гарантию неповторения преступных действий. Всё это говорит о том, что сотрудники, которые занимаются перевоспитанием лишенных свободы преступников, должны обладать самыми новыми и сложными приемами и методами. Этому, разумеется, их надо учить, а соответствующее обучение должно быть организовано в образовательных организациях системы ФСИН России, возможно, вначале в форме спецкурса. Но при всех условиях оно должно выходить за пределы курса уголовно-исполнительного права.

Предметом науки «Исправление осуждённых» является человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы, и весь комплекс мер по его исправлению. Я здесь говорю о человеке, а не о личности осужденного, что гораздо уже понятия человек. Следовательно, имеются в виду и биологические криминогенные особенности осуждённого, о которых мы пока знаем очень мало.

Объектом названной науки являются личностные, поведенческие, социально-психологические и иные факторы, определяющие преступное поведение. Среди них могут быть и такие, о которых ничего или почти ничего до сих пор не известно и выявить которые является первостепенной задачей. Я здесь имею в виду биологические, психологические, медицинские, социологические и любые иные детерминанты.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Антонян Юрий Миранович. Главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Научно-исследовательский институт ФСИН России.

119991 г. Москва, ГСП-1, ул. Житная, 14.

Antonyan Yury Miranovich. The main research associate. Doctor of Law, Professor, Honored worker of a science of the Russian Federation.

Research Institute of the FSIN of Russia.

Work address: Russia, 119991, Moskow, GSP-1, Zhitnaya Str., 14.

Ключевые слова: исправление осужденных; комплексная наука; предмет и объект; личность осужденного; основные меры исправления.

Key words: correction of convicts; complex science; subject and object; identity of the convict; main measures of correction.

УДК 343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.