РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
REFORMING OF THE PENAL SYSTEM
УДК 343.8
А. С. Александров
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС
A. S. Alexandrov
INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS WITH THE PRISON SYSTEM IN THE
PENITENTIARY SYSTEM REFORM
Статья посвящена происходящему сегодня реформированию уголовно-исполнительной системы, в той части, в которой предусматривается развитие наиболее тесного сотрудничества с институтами гражданского общества. Автором показана значимость и прямая необходимость в развитии всесторонних отношений между пенитенциарными учреждениями и общественностью. Институты гражданского общества представлены в форме контролирующих органов, осуществляющих непосредственно общественный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Также указаны направления, которых необходимо придерживаться и впредь, в целях достижения целей, поставленных реформой УИС.
The article is devoted to reforming the penal system, to develop closer collaboration with civil society institutions. The author points to the need to comprehensively promote cooperation between the public and correctional institutions. Institutions of civil society are represented in the form of regulatory authorities for correctional institutions. Also author of the article indicated directions for further development of cooperation between civil society and correctional institutions.
Ключевые слова: гражданское общество, общественный контроль, права, свободы, законные интересы, общественные наблюдательные комиссии.
Keywords: civil society, social control, rights, freedoms and legitimate interests, public oversight commissions.
В связи с переоценкой приоритетов в государстве и обществе, признанием в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, функционирование пенитенциарной системы приобретает во многом новое содержание1. В этой связи происходящее сегодня реформирование уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) одной из главных целей ставит перед собой повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общественного развития. Не менее важной задачей является и гуманизация условий содержания лиц, заключённых под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Одним из направлений развития системы является обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, её подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач2.
Достижение вышеуказанных целей планируется посредством сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осуждённых, а также обеспечение прозрачности в деятельности учреждений УИС3.
О сотрудничестве УИС с институтами гражданского общества на настоящий момент сказано достаточно много. Основной формой такого взаимодействия является контроль общественности за деятельностью учреждений, исполняющих уголовные наказания. Особый интерес представляют те учреждения, которые исполняют наказания в виде лишения свободы. Это обусловлено тем, что осуществление служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений напрямую связано с применением мер государственного принуждения по отношению к осуждённым, отбывающим наказание. Нарушение, несоблюдение, незаконное ограничение прав и свобод человека, находящегося в заключении, так или иначе в том или ином объёме останутся непременными спутниками уголовно-исполнительной деятельности. Отсюда, УИС - система, в которой сосредоточен огромнейший «потенциал» нарушений прав и свобод личности4. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы, не перестают быть членами общества, поэтому общество заинтересовано и в том, чтобы права и законные интересы этих лиц не нарушались
Рассматривая контроль как таковой, следует оговориться о его структуре. Так, выделяют субъект контроля (контролирующая система) - институциональное образование, объективно заинтересованное в получении результатов контроля и осуществляющее его. Другим составляющем контроля является объект,
1 Фёдоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 88.
2 См.: Концепция развития УИС до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
3 Там же.
4 Фёдоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 106.
который представляет собой общественные отношения, процессы и явления, отклонения в которых способны повлечь негативные последствия для жизнедеятельности социальных институтов1.
Обоснование необходимости сотрудничества с гражданским обществом в целях содействия исправления осуждённых и недопущения нарушений их прав не означает, что общественный контроль за деятельностью исправительных учреждений является новшеством. Практика такого взаимодействия существовала и раньше. Можно говорить о существовании данного института, основанного ещё в дореволюционной России. В 1816 году Александром I было учреждено в Петербурге так называемое «Человеколюбивое общество». Задачами общества были посещение тюрем и забота о заключённых. Немного позднее, в 1819 году, Александром I было создано Общество Попечительное о тюрьмах, которое начало действовать по всей территории России. В советский период начали действовать так называемые «наблюдательные комиссии» в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Они имели право корректировки решений распределительных комиссий и право совещательного голоса по вопросам перевода осуждённых из одного места содержания в другое и досрочного освобождения2.
Наличие самого факта существования общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений говорит нам о формировании и развитии в России гражданского общества, без которого подобный контроль не представляется возможным. Так, с 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот закон закрепил создание и регламентирование деятельности особого, не имеющего аналогов в отечественной истории, контрольного органа - Общественной палаты3.
10 июня 2008 года был принят Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» № 76-ФЗ. Принятие подобного нормативного акта в очередной раз подтверждает постепенное формирование гражданского общества в России. Указанный выше закон предусматривает создание общественных наблюдательных комиссий, основными задачами которых является:
1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе исправительных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;
2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;
3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта РФ полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Общественные объединения, в свою очередь, оказывают содействие администрации учреждения, исполняющего наказание, в целях исправления осуждённых к лишению свободы4.
На сегодняшний день сформировано и осуществляют свою деятельность семьдесят семь общественных наблюдательных комиссий5. Основными формами деятельности общественных наблюдательных комиссий является посещение исправительных учреждений, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осуждённых, подготовка решений по результатам проведения общественного контроля6.
Одной из форм общественного контроля за персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, следует назвать публикации соответствующих материалов в средствах массовой информации.
Соглашаясь с мнением В. В. Фёдорова о том, что возникновение и развитие института контроля обусловлено интересом и потребностью общества в том, чтобы располагать объективной информацией о происходящем для своевременного реагирования на те или иные отклонения от заданных (ожидаемых) параметров7, следует сказать, что общественный контроль за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, сегодня, в свете происходящих перемен в обществе, стоит далеко не на последнем месте в системе приоритетов развития государства. В этой связи концепция гражданского контроля за деятельностью УИС должна включать в себя элементы целеполагания, причём реального. Стратегия и тактика общественного контроля за деятельностью УИС должна строиться в соответствии с реальными целями, важнейшими из которых можно считать минимизацию нарушений прав и свобод и воплощение принципа доминирования прав и свобод человека в деятельности каждого сотрудника и
1 Фёдоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 30.
2 Павлов А. А. Общественный контроль за исполнением прав в местах лишения свободы // Бюллетень судейского сообщества Вологодской области. Вологда, 2007. С. 26.
3 См.: Федеральный закон от 1 июля 2005 года «Об Общественной палате Российской Федерации» № 32-Ф3.
4 Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма : Инфра - М, 2010. С. 215.
5 Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации http://www.oprf.ru.
6 Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма : Инфра - М, 2010 С. 215.
7 Фёдоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 28.
осуждённого, находящегося в местах лишения свободы или заключённого под стражу1, что будет способствовать достижению стоящей перед УИС цели, а именно - выход на европейский уровень, и достижению целей реформирования системы в целом. Однако сегодня существуют проблемы в сфере осуществления общественного контроля. Так, не имеют властных полномочий субъекты общественного контроля, а их решения носят лишь рекомендательных характер. Субъекты общественного контроля действуют своеобразными методами, например - апелляция к общественному мнению. Таким образом происходит попытка побудить государственные органы и иные субъекты контроля принимать решения по поднятым проблемам.
Принимая во внимание важность осуществления общественного контроля, следует сказать, что имеющихся полномочий субъектов, осуществляющих контроль общества в местах лишения свободы, недостаточно. Безусловно, сегодня создаются действенные рычаги воздействия, с помощью которых реализовываются рекомендации, выносимые теми же общественными наблюдательными комиссиями. Однако, руководствуясь теми целями, к которым стремится УИС в ходе реформирования, следует сказать, что институт общественного контроля за исправительными учреждениями нуждается в ещё большем развитии, не исключается и наделение субъектов контроля и властными полномочиями. Опираясь на интересы общества, которые затрагивают соблюдение прав и свобод человека, и принимая таковые за основу всех проводимых сегодня реформ, в том числе и реформы системы исполнения наказаний, можно добиться действительно адекватных и ощутимых результатов.
УДК343.8 (336.027+614.2)
З. Б. Макаревич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ
Z. B. Makarevich
IMPROVEMENT THE SYSTEM OF FUNDING FOR MEDICAL INSTITUTIONS OF FEDERAL PENAL
SERVICE OF RUSSIA IN THE REFORMING PERIOD
В статье рассматриваются медицинские подразделения исправительных учреждений и лечебно-профилактические учреждения ФСИН России. Определён механизм финансирования и выработаны предложения по совершенствованию системы финансирования медицинской службы исправительных учреждений ФСИН России.
This article deals with the medical units of penal institutions, curative and preventive institutions of Federal Penal Service of Russia. The funding mechanism is determined and proposals for the improvement the system of funding for health service of Federal Penal Service of Russia are determined.
Ключевые слова: медицинские подразделения, исправительные учреждения, механизм финансирования, совершенствование системы финансирования.
Key words: medical units, penal institutions, funding mechanism, improvement the system of funding.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определила, что основным направлением деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в части, касающейся медико-санитарного обеспечения осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее - осуждённые), является создание условий для эффективной работы пенитенциарного здравоохранения и совершенствование механизма предоставления медицинской помощи осуждённым на уровне, гарантированном гражданам Российской Федерации.
Медицинское обслуживание осуждённых осуществляют лечебно-профилактические учреждения (многопрофильные психиатрические и туберкулезные больницы), медицинские части и лечебные исправительные учреждения для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулёза, алкоголизмом и наркоманией.
Медицинские учреждения, как правило, являются структурными подразделениями исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов. Лечебно-профилактические учреждения представляют собой самостоятельные учреждения, руководство которыми осуществляет врач.
Финансирование медицинских учреждений и больниц осуществляется в соответствии с утверждаемыми сметами расходов и за счёт доведённых до территориального органа ФСИН России, подчинённого непосредственно ФСИН России, бюджетных ассигнований (рис. 1).
1 Фёдоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 96.