УДК 343.85; 343.848.5
А. С. Александров, А. М. Потапов
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
A. S. Alexandrov, A. M. Potapov
APPOINTMENT OF SOCIAL CONTROL IN PRISON FOR HUMAN RIGHTS IN RELATION TO THE CONVICTED PERSON
Статья посвящена общественному контролю за соблюдением прав человека в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Раскрыта сущность общественного контроля как взаимоотношения, возникающего в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний. Авторами показана необходимость возникновения рассматриваемого института. Вместе с тем, основной акцент сделан на назначении общественного контроля в УИС и трудности, возникающие при его реализации. Также обозначены проблемы, являющееся препятствием как в осуществлении действенного контроля со стороны общественности в пенитенциарной сфере, так и в формировании современного гражданского общества.
The article is devoted to public control over observance of human rights institutions and bodies enforcing criminal penalties of imprisonment. The essence of social control as the relationship that arises in the course of execution and serving criminal sentences. The authors of the article shows the necessity of the reporting institution. However, emphasis is placed on the appointment of public control in the correctional system and the difficulties in its implementation. Also identified the problem, which is an obstacle in the implementation of effective control by the public in the penal field, as well as in the formation of modern civil society.
Ключевые слова: общество, контроль, Общественная палата, СМИ, родительский комитет, попечительский совет, общественные объединения.
Key words: society, control of, the Public Chamber, the media, the parent committee, the board of trustees, voluntary associations.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из целей перед собой ставит повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общественного развития. Также целями реформирования определены гуманизация условий содержания лиц, заключённых под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Достижение данных целей невозможно без обеспечения гласности в деятельности УИС, её подконтрольности институтам гражданского общества, без создания условий для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач. Поэтому реализация поставленных в Концепции целей и задач планируется совместно с институтами гражданского общества, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осуждённых, оказания им помощи, особенно при освобождении от отбывания наказания, а также обеспечения прозрачности деятельности учреждений УИС.
На сегодняшний день полномочия общественности в сфере исполнения уголовных наказаний определены в ст. 23 УИК. Они включают в себя содействие исправительным учреждениям со стороны общественных объединений, участие их в исправлении осуждённых, а также осуществление
общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, со стороны общественных наблюдательных комиссий. Непосредственно сами общественные объединения формируются и функционируют в соответствии с федеральным законодательством.
В современной России принципиальная возможность участия общественных объединений в контроле за деятельностью органов публичной власти, к которым относятся учреждения УИС, и их должностных лиц, вытекает из ст. 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, а также ст. 32 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это предполагает общественный контроль за органами государственного управления, деятельностью государственного аппарата и должностных лиц.
Указанные конституционные положения получили дальнейшее развитие в федеральном законе от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Кроме этого закона, на данный момент существует ряд законов, создающих правовую основу для взаимодействия и контроля общественности за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. К таковым можно отнести федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»1, федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»2, федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»3 и ряд других нормативных актов.
С 1 июля 2005 г. вступил в силу федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»4. Этот закон закрепил образование и регламентировал деятельность оригинального, не имеющего аналогов в отечественной истории контрольного органа - Общественной палаты Российской Федерации. Прошедшее после создания время показало, что одним из основных направлений работы Общественной палаты РФ стал контроль за правоохранительными органами, в том числе и за деятельностью по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания5. В соответствии с указанным федеральным законом в субъектах РФ создаются Общественные палаты субъектов РФ, непосредственно
1 Об общественных объединениях: федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 апреля 1995 г. // Рос. газ. 1995. 25 мая.
2 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон Рос. Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 1995 г. // Рос. газ. 1995.
3 О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 1995 г. // Рос. газ. 1996. 24 января.
4 Об общественной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 марта 2005 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 марта 2005 г. // Рос. газ. 2005. 9 апреля.
5 Комментарий к федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» / отв. ред. С. А. Попов, науч. ред. В. И. Селиверстов. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 13.
осуществляющие контрольные мероприятия за органами и учреждениями, исполняющих уголовные наказания.
Таким образом, все предпосылки к достижению поставленных перед реформированием целей по обеспечению прозрачности в деятельности системы исполнения наказаний сегодня имеются, так же, как и возможность осуществлять контроль за деятельностью органов, исполняющих наказания, в целях недопущение нарушений прав осуждённых, в случае их совершения, привлечения виновных к ответственности.
Необходимо определить содержание термина «общественный контроль».
Слово «контроль» (фр. controle) означает наблюдение, надсмотр с целью проверки. Глагол «контролировать» (фр. contrôler) значит производить контроль, проверять1.
В словаре русского языка В. И. Даля под контролем понимается «проверка», «учёт», а также «проверка отчётности». Там же слово «контрольный» понимается как «относящийся к контролю, проверяющий»2.
В толковом словаре С. И. Ожегова контроль понимается как «осуществление надзора», а контролёр - «должностное лицо», «работник, который контролирует что-либо». Там же общество понимается как «совокупность людей, объединённых на определённой ступени исторического развития теми или иными производственными отношениями»3.
Обратившись к лексическому значению слов «контроль» и «общество», а также рассмотрев работы учёных-юристов, можно дать следующее определение: общественный контроль - это система деятельности уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, международным и национальным нормативно-правовым стандартам исполнения наказаний и обращения с осуждёнными, корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо апелляции к общественному мнению4.
Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, действовал и во времена социализма. Однако сложившееся в советское время понимание общественного контроля как осуществляемого общественными организациями, трудовыми коллективами и непосредственно гражданами, не совсем верно отражает нынешние общественно-политические и социально-правовые реалии. В современных условиях становления и развития правового государства правильнее говорить об этом понятии в контексте контроля со стороны институтов формирующегося гражданского общества.
Общественный контроль в сфере исполнения уголовных наказаний обладает признаком системности, что проявляется во множестве субъектов его
1 Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова (главный редактор) и Л. С. Шаумяна. Изд. 6-ое, переработанное и доп. М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1964. С. 327.
2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. С. 376.
4 Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д. ю. н., проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011. С. 18.
осуществления. Это, в первую очередь, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ, общественный совет при ФСИН России, общественные наблюдательные комиссии, члены общественных наблюдательных комиссий, общественные объединения, правозащитные организации, отдельные граждане, попечительские советы, родительские комитеты, СМИ и т. д.
Объектом общественного контроля является деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, а его предметом - соблюдение прав и свобод лиц, отбывающих уголовные наказания. Целью осуществления контроля со стороны общества, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является обеспечение эффективности и законности функционирования последних, а также соответствие воле общественности тех форм и методов работы с осуждёнными, к которым прибегает их персонал.
Таким образом, отталкиваясь от обозначенных целей общественного контроля, мы можем чётко указать на его социально-правовое назначение. Так, рассматриваемый вид контроля имеет большое значение в обеспечении прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под юрисдикцией РФ (граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан) при исполнении и отбывания уголовных наказаний. Обеспечение правового статуса указанных лиц, в том числе путём осуществления постоянного и действенного общественного контроля, признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации.
Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, одновременно служит средством выявления и устранения причин и условий нарушения законности. Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, общественный контроль одновременно способствует формированию правосознания персонала, ориентировании его на безусловное и точное соблюдение законов.
Более того, деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, любого государства, в том числе России, постоянно отслеживается и оценивается международным сообществом. Подобное возможно, если страны принимают участие в международных соглашениях, закрепляющих общепризнанные стандарты соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая стандарты обращения с правонарушителями. Не является исключением и Россия, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере. Поэтому осуществление действенного общественного контроля в сфере исполнения наказания данных стандартов является важной гарантией укрепления международного авторитета Российской Федерации как государства, стремящегося стать социальным и правовым1.
Наличие контроля как такового само по себе формирует и повышает уровень правосознания персонала исправительного учреждения, что предпочтительно влияет на формирование как гражданского правосознания как у самих сотрудников, так и у широкой общественности. В результате становится
1 Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России. С. 137.
возможным обнаружить и устранить недостатки, выявленные в работе как отдельных должностных лиц, так и системы исполнения наказаний в целом.
Общественный контроль ориентирует персонал на безусловное и точное соблюдение законов не только под угрозой применения каких-либо административных мер, но и апеллируя к общественному мнению. При этом контроль общества в целом позволяет скорректировать темпы и ход реформ, учесть интересы социума при изменении основных функций и форм деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В подобных условиях видится возможным снятие той социальной напряжённости, вызванной наличием различных взглядов на темпы и цели проводимых реформ, которую мы неоднократно наблюдаем в свете происходящих сегодня событий (такие стихийные общественные акты, как «Южное Бутово», «Речник», «Химкинский лес» и т. п.).
Вместе с тем особенно важно то, что общественный контроль позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказаний материальных средств, столь необходимых нашей стране на решение иных социальных задач1.
Таким образом, становится понятно, что государство в современных условиях, стремясь к статусу социального и правового, не может игнорировать интересы социума даже в такой достаточно закрытой сфере, как сфера исполнения уголовных наказаний. Однако необходимо отдавать себе отчёт в том, что под социумом мы понимаем гражданское общество. В настоящий момент в России таковое находится на стадии формирования. Как показывает история, данный процесс является достаточно продолжительным.
На сегодняшний день участие общественности в делах УИС для самой общественности является не вполне актуальным. Этому свидетельствует неготовность к взаимодействию с системой исполнения наказаний рядовых граждан. Так, по результатам проведённого нами опроса на предмет готовности взаимодействия граждан с исправительными учреждениями, лишь каждый десятый готов оказать какую-либо помощь осуждённым, отбывающим наказание в виде лишение свободы. При этом ни для кого из отвечающих не имело значение то, какого возраста осужденный - несовершеннолетний или же взрослый человек.
В результате мы становимся свидетелями возникновения довольно интересной ситуации. С одной стороны, государство выступает инициатором формирования института гражданского общества, и, как следствие - и общественного контроля во всех сферах государственного управления. С другой стороны, общество находится на стадии формирования и не в полной мере способно называться гражданским. В силу этого важность и необходимость общественного контроля не может быть в достаточной степени воспринята всеми участниками общественных отношений.
Безусловно, возможность нашего общества называться в полной мере гражданским придёт со временем, однако предпосылки формирования такового имеются. Развитие института общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, - тому подтверждение.
1 Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. С. 104.