осуждённого, находящегося в местах лишения свободы или заключённого под стражу1, что будет способствовать достижению стоящей перед УИС цели, а именно - выход на европейский уровень, и достижению целей реформирования системы в целом. Однако сегодня существуют проблемы в сфере осуществления общественного контроля. Так, не имеют властных полномочий субъекты общественного контроля, а их решения носят лишь рекомендательных характер. Субъекты общественного контроля действуют своеобразными методами, например - апелляция к общественному мнению. Таким образом происходит попытка побудить государственные органы и иные субъекты контроля принимать решения по поднятым проблемам.
Принимая во внимание важность осуществления общественного контроля, следует сказать, что имеющихся полномочий субъектов, осуществляющих контроль общества в местах лишения свободы, недостаточно. Безусловно, сегодня создаются действенные рычаги воздействия, с помощью которых реализовываются рекомендации, выносимые теми же общественными наблюдательными комиссиями. Однако, руководствуясь теми целями, к которым стремится УИС в ходе реформирования, следует сказать, что институт общественного контроля за исправительными учреждениями нуждается в ещё большем развитии, не исключается и наделение субъектов контроля и властными полномочиями. Опираясь на интересы общества, которые затрагивают соблюдение прав и свобод человека, и принимая таковые за основу всех проводимых сегодня реформ, в том числе и реформы системы исполнения наказаний, можно добиться действительно адекватных и ощутимых результатов.
УДК343.8 (336.027+614.2)
З. Б. Макаревич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ
Z. B. Makarevich
IMPROVEMENT THE SYSTEM OF FUNDING FOR MEDICAL INSTITUTIONS OF FEDERAL PENAL
SERVICE OF RUSSIA IN THE REFORMING PERIOD
В статье рассматриваются медицинские подразделения исправительных учреждений и лечебно-профилактические учреждения ФСИН России. Определён механизм финансирования и выработаны предложения по совершенствованию системы финансирования медицинской службы исправительных учреждений ФСИН России.
This article deals with the medical units of penal institutions, curative and preventive institutions of Federal Penal Service of Russia. The funding mechanism is determined and proposals for the improvement the system of funding for health service of Federal Penal Service of Russia are determined.
Ключевые слова: медицинские подразделения, исправительные учреждения, механизм финансирования, совершенствование системы финансирования.
Key words: medical units, penal institutions, funding mechanism, improvement the system of funding.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определила, что основным направлением деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в части, касающейся медико-санитарного обеспечения осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее - осуждённые), является создание условий для эффективной работы пенитенциарного здравоохранения и совершенствование механизма предоставления медицинской помощи осуждённым на уровне, гарантированном гражданам Российской Федерации.
Медицинское обслуживание осуждённых осуществляют лечебно-профилактические учреждения (многопрофильные психиатрические и туберкулезные больницы), медицинские части и лечебные исправительные учреждения для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулёза, алкоголизмом и наркоманией.
Медицинские учреждения, как правило, являются структурными подразделениями исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов. Лечебно-профилактические учреждения представляют собой самостоятельные учреждения, руководство которыми осуществляет врач.
Финансирование медицинских учреждений и больниц осуществляется в соответствии с утверждаемыми сметами расходов и за счёт доведённых до территориального органа ФСИН России, подчинённого непосредственно ФСИН России, бюджетных ассигнований (рис. 1).
1 Фёдоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 96.
Рис. 1. Поступление бюджетных средств из федерального бюджета на обеспечение медицинских подразделений и больниц
Основами финансирования и использования бюджетных средств медицинских учреждений ФСИН России являются:
- предоставление средств из федерального бюджета на безвозмездной основе;
- получение средств по целевому назначению в соответствии с кодами экономической классификации и строго в рамках лимита бюджетных обязательств;
- расходование бюджетных средств, выделяемых на обеспечение медицинских учреждений и больниц в общем объёме расходов исправительного учреждения в целом;
- соблюдение режима экономии.
Выделяемые на обеспечение медицинских подразделений и больниц бюджетные средства складываются из базового финансирования и федеральных целевых программ.
На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения объёма базового финансирования на медицинские нужды: 2007 год - 1 млрд. 7 млн. рублей, 2008 год - 1 млрд. 26 млн. рублей, и 2009 год - 1 млрд 326 млн. рублей1.
В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» предусматривается финансирование на сумму 8,639 млрд. рублей2 (из них 1,741 млрд. рублей - капитальные вложения) для проведения мероприятий по развитию онкологической помощи, лечению сахарного диабета, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, психических расстройств.
Несмотря на это, около 90 % осуждённых в исправительных учреждениях больны различными заболеваниями. Более 40 % больны социально значимыми заболеваниями, а именно: 66,48 тыс. - психическими расстройствами, 38,90 тыс. - активной формой туберкулёза, 55,69 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 40,32 тыс. -вирусным гепатитом, 60,42 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом3.
Основными причинами такой ситуации являются значительная степень износа медицинского оборудования (около 60 % оборудования морально и физически устарело) и кадровая неукомплектованность. Слабая материально-техническая база приводит к увеличению расходованию бюджетных средств на проведение отдельных медицинских услуг осуждённым в других учреждениях здравоохранения (рис. 2).
1 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2008 год и задачах на 2009 год // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 5. С. 11.
2 См.: Материалы VIII Всероссийского совещания начальников медицинских служб Федеральной службы исполнения наказаний // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 1. С. 3.
3 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2010 году и задачах на 2011 год. С. 70.
Рис. 2. Динамика расходов бюджетных средств на оплату медицинских услуг осуждённым другим
учреждениям здравоохранения
Из приведённой динамики можно отметить, что проведение исследований в других учреждениях здравоохранения является наиболее затратной статьёй в медицинских подразделениях и больницах. Данный факт подтверждает отсутствие диагностической базы и оснащения медицинских подразделений и больниц современным медицинским оборудованием.
Особого внимания заслуживает проблема неукомплектованности врачами и средним медицинским персоналом медицинских учреждений и лечебно-профилактических учреждений, образовавшаяся вследствие низкого уровня оплаты труда медицинских работников по сравнению с работниками других учреждений здравоохранения. Данное неравенство способствует оттоку высококвалифицированных специалистов из пенитенциарного здравоохранения. Дефицит врачебных кадров приводит к ухудшению качества оказания медицинской помощи и, соответственно, состояния здоровья осуждённых. Увеличение заболеваемости приводит к необходимости увеличения объёма бюджетных ассигнований на оказание медицинской помощи этой категории лиц.
Таким образом, указанные проблемы вызывают необходимость совершенствования системы финансирования медицинских подразделений исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений.
Система финансирования медицинской службы уголовно-исполнительной системы должна обеспечивать повышение эффективности использования выделенных бюджетных ассигнований и оказания качественной медицинской помощи в полном объёме. В этих целях необходимо обеспечить:
- финансирование стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи и с учётом оценки качества оказания медицинской помощи;
- подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;
- учёт объёма оказанной медицинской помощи и оценку её качества;
- поощрение медицинских работников в зависимости от конечного результата их деятельности.