Научная статья на тему 'Организации режима в исправительных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы'

Организации режима в исправительных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CORRECTIONAL FACILITY / РЕЖИМ / MODE / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF OFFENSES / РАЗДЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСУЖДЁННЫХ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЁТ / PREVENTIVE ACCOUNT / THE SEPARATE CONTENTS CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дергачёв Александр Владимирович

Излагается ряд мероприятий по совершенствованию правового регулирования и организации режима в исправительных учреждениях, проводимых ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mode organizations in correctional facilities: state, problems, prospects

A number of activities of FPS of Russia on improvement of legal regulation and the mode organization in correctional facilities in the conditions of reforming of penal system is stated.

Текст научной работы на тему «Организации режима в исправительных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы»

уголовно-исполнительной системы. Такое реформирование, по нашему мнению, должно в первую очередь сосредоточиться на разработке и принятии современного российского закона об уголовно-исполнительной системе.

Реформирование Уголовного и Уголовно-исполнительного1 кодексов Российской Федерации целесообразно проводить вначале путём принятия новых редакций этих кодексов, причём согласованно представителями уголовного и уголовно-исполнительного права с участием заинтересованных структур гражданского общества.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.

УДК 343.8

А. В. Дергачёв ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

A. V. Dergachev

THE MODE ORGANIZATIONS IN CORRECTIONAL FACILITIES: STATE, PROBLEMS, PROSPECTS

Излагается ряд мероприятий по совершенствованию правового регулирования и организации режима в исправительных учреждениях, проводимых ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

A number of activities of FPS of Russia on improvement of legal regulation and the mode organization in correctional facilities in the conditions of reforming of penal system is stated.

Ключевые слова: исправительное учреждение, режим, предупреждение правонарушений, раздельное содержание осуждённых, профилактический учёт.

Keywords: correctional facility, mode, the prevention of offenses, the separate contents condemned, the preventive account.

ФСИН России продолжается планомерная работа по обеспечению установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, причём одним из основных направлений в деятельности оперативно-режимных служб является предупреждение поступления осуждённым запрещённых предметов.

Данная проблема, справедливо отмеченная директором ФСИН России Г. А. Корниенко на подведении итогов работы ФСИН России за

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2013 г., на сегодняшний день является одной из ключевых в обеспечении стабильного функционирования исправительных учреждений, особенно в части предупреждения поступления средств мобильной связи.

В течение 2013 г. в исправительных учреждениях (далее - ИУ) изъято 5 млн. рублей, из них при доставке 84 % (что на 24 % больше, чем в аналогичный период прошлого года), 10 с половиной тыс. литров алкогольных напитков промышленного производства, из них при доставке - 99 % (что на 2 % больше, чем в прошлом году), 42 тыс. литров алкогольных напитков кустарного производства, что на 7 % больше, чем в прошлом году, и 84,5 кг наркотических веществ, из них при доставке, так же, как и в прошлом году, 99 %.

Как видно, удалось в определённой мере повысить эффективность профилактики поступления в ИУ денег, алкогольных напитков, в том числе кустарного производства, наркотиков. Именно поэтому произошло снижение количества употреблений осуждёнными спиртных напитков на 27 %, наркотических веществ - на 12 %, а общее количество допущенных осуждёнными нарушений в виде употребления спиртных напитков и наркотических веществ снизилось почти на 30 %, более чем на 50 % удалось снизить отравлений осуждённых лакокрасочными и другими веществами.

Вместе с тем, серьёзной проблемой продолжает оставаться поступление осуждённым средств мобильной связи. Так, в 2013 г. в исправительных учреждениях было изъято 61 тыс. средств мобильной связи, из них на территории исправительных учреждений 19 тыс., или почти 30 %, что, несмотря на определённый рост их изъятия при доставке в течение последних трёх лет, недопустимо высоко.

Основными каналами их поступления являются:

- доставка гражданскими лицами;

- доставка работниками исправительных учреждений.

В целях пресечения попыток доставки запрещённых предметов со стороны гражданских лиц в течение года реализовывался комплекс мер по организации патрулирования режимной территории исправительных учреждений, увеличилось количество сотрудников, привлекаемых к проведению данных мероприятий, а также их периодичность; приняты меры по повышению эффективности использования инженерных и технических средств. С этой целью проводился анализ влияния качества и количества имеющегося в учреждениях оборудования на состояние правопорядка, по результатам которого были приняты конкретные меры по стабилизации оперативной обстановки в отдельных территориальных органах.

Был обобщён передовой опыт работы территориальных органов в обыскной и досмотровой работе, сборник которых был направлен для внедрения в территориальные органы ФСИН России.

Было организовано проведение и других мероприятий по пресечению доставки запрещённых предметов.

Вместе с тем, как показывает практика, одними лишь мерами, направленными на пресечение передачи, проблему роста доставляемых в исправительные учреждения средств мобильной связи не решить. Так, их изъятие по сравнению с прошлым годом увеличилось на 25 %, с 49 до 61 тыс. единиц, количество средств связи, изымаемых при доставке, выросло на 22 % (с 34 тыс. до 42 тыс.), а на территории исправительных учреждений - на 30 % (с 14675 до 19147).

Именно поэтому для решения этой проблемы во всех территориальных органах и исправительных учреждениях назначены сотрудники, ответственные за подготовку материалов по административным правонарушениям и их сопровождение до вынесения санкции, организованы совместные совещания с судами по вопросам наказания граждан, создана база данных протоколов об административных правонарушений, обеспечено проведение не менее одного раза в год занятий с лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, кроме того, наработана практика привлечения к административной ответственности граждан, пытавшихся передать запрещённые предметы в посылках либо письмах, которая ранее в территориальных органах практически не использовалась. Организована работа по выявлению и постановке на учёт осуждённых, организующих доставку в исправительные учреждения запрещённых предметов и их изоляция.

В результате удалось полностью исключить случаи ненаправления в суд материалов по гражданам - нарушителям, а также их привлечения к административной ответственности ниже установленного минимума, которых ранее выявлялось не менее чем по двадцать случаев в квартал, увеличено количество случаев привлечения граждан к максимальной ответственности с 2 % до 5 % от общего количества. Количество граждан, привлекаемых к ответственности, увеличилось до 80 % от общего количество задержанных.

Однако надо отметить, что данные результаты являются промежуточными, так как общее количество граждан, задержанных за их доставку, пока не снижается: по сравнению с прошлым годом их количество выросло на 18 % и составило почти 9 тыс., в связи с чем наблюдается также общий рост изымаемых телефонов. С учётом того, что ужесточающая санкция за попытку доставки запрещённых предметов была введена лишь в феврале 2013 г., а затем предпринят комплекс мер по её реализации, снижение общего количества доставляемых в учреждения запрещённых предметов гражданами ожидается в 2014 г.

Крайне важно в работе по обеспечению изоляции осуждённых искоренить случаи передачи запрещённых предметов осуждённым сотрудниками УИС.

Согласно имеющейся информации, в течение 2013 г. имели место 300 случаев задержания персонала уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) за попытку доставки в ИУ запрещённых предметов, при этом 23 сотрудника УИС на конец года продолжали проходить службу. В 6 случаях к ним применялись меры взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, в 14 случаях - выговоры, а в 3 случаях вообще ничего не применялось. Такое положение дел не способствовало дисциплине. Все вышеуказанные работники в настоящее время уволены или находятся на стадии увольнения.

Не менее актуальным и в то же время более трудоёмким направлением является обеспечение раздельного содержания разных категорий осуждённых, в том числе лиц, не желающих вставать на путь исправления, от другой массы осуждённых. Проблемы изоляции отрицательно настроенных осуждённых поднимались на всероссийском совещании с начальниками отделов безопасности, а также указывались в ежегодных обзорах о состоянии режима и надзора в исправительных учреждениях. Благодаря предпринимаемым мерам уровень изоляции злостных нарушителей удалось довести до 90 %, причём остальные осуждённые, как правило, содержатся на стационарном лечении или находятся в колониях-поселениях до вынесения решения судом о переводе в исправительную колонию, т. е. проблему их изоляции в исправительных учреждениях практически удалось решить.

Не менее актуальны вопросы обеспечения установленных законодательством условий отбывания наказания указанных осуждённых в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, а также проводимая работа с осуждёнными, стоящими на профилактическом учёте. Помимо работы, проводимой в рамках осуществления ведомственного контроля, направления обзорных писем в регионы в связи с выявляемыми в данном направлении проблемами, в том числе по соблюдению формы одежды, исключению случаев нарушений требований правил внутреннего распорядка по ношению волос головы, бороды, данные вопросы дополнительно регламентированы в Правилах внутреннего распорядка, Наставлении по проведению обысков и досмотров в исправительных учреждениях.

Кроме того, вопросы обеспечения изоляции осуждённых, организации установленного порядка отбывания наказания нашли отражение в приказе ФСИН России от 19.12.2013 г. № 780 «Об определении перечня лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административные задержания», а также в направленных в территориальные органы ФСИН России методических рекомендациях по учёту колюще-режущего инструмента в исправительных учреждениях.

С учётом вышеизложенного можно сделать вывод, что одними из основных проблем в организации режима на сегодняшний день продолжают оставаться:

- недостатки в организации работы с лицами, поставленными на профилактический учёт, в том числе с активными участниками группировок отрицательной направленности и лицами, придерживающимися экстремистской идеологии, когда в первом случае осуждённые, не желающие соблюдать требования режима, не несут никакой ответственности, содержатся вместе с другими осуждёнными, оказывая на них отрицательное влияние, а во втором случае осуждённые под различными религиозными предлогами продолжают пользоваться религиозной атрибутикой в нарушение требований Правил внутреннего распорядка;

- проблемы перекрытия каналов поступления в учреждения запрещённых предметов. Количество запрещённых предметов неоправданно велико, чем осуждённые пользуются для совершения преступлений.

В связи с этим необходимо продолжить работу по переработке нормативно-правовой базы, направленной на повышение эффективности функционирования исправительных учреждений, выработке и внедрению в их деятельность современных прогрессивных способов работы оперативно-режимных служб.

УДК 343.265

О. Н. Уваров

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ

ИНСПЕКЦИЯМИ

O. N. Uvarov

ABOUT THE ORGANIZATION OF THE SEARCH EVENTS HELD BY

PENAL INSPECTIONS

В статье изложены вопросы правового регулирования и организации проведения розыскных мероприятий уголовно-исполнительными инспекциями.

In article questions of legal regulation and the organization of carrying out search actions are stated by penal inspections.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, розыскные мероприятия, альтернативы лишению свободы.

Keywords: penal inspections, search actions, alternatives to imprisonment.

Изменения, внесённые в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ)1 Федеральным законом от

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.