Научная статья на тему 'Эффективность обеспечения надзора в исправительных учреждениях в вопросах выявления и перекрытия каналов поступления запрещённых вещей и предметов'

Эффективность обеспечения надзора в исправительных учреждениях в вопросах выявления и перекрытия каналов поступления запрещённых вещей и предметов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRISONS / ОСУЖДЁННЫЕ / ЗАПРЕЩЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / PROHIBITED ITEMS / НАДЗОР / SUPERVISION / PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баров Юрий Анатольевич

В статье рассматриваются отдельные элементы осуществления надзора отделами и службами исправительного учреждения по перекрытию каналов поступления запрещённых предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баров Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of correctional supervision software issues on detecting and blocking channels of convicts prohibited things and objects

The article discusses some elements of supervision departments and the correctional service to shut down proceeds of prohibited items.

Текст научной работы на тему «Эффективность обеспечения надзора в исправительных учреждениях в вопросах выявления и перекрытия каналов поступления запрещённых вещей и предметов»

УДК 343.81

Ю. А. Баров

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЗОРА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ВОПРОСАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПЕРЕКРЫТИЯ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЁННЫХ ВЕЩЕЙ И ПРЕДМЕТОВ

Y. A. Barov

THE EFFECTIVENESS OF CORRECTIONAL SUPERVISION SOFTWARE ISSUES ON DETECTING AND BLOCKING CHANNELS OF CONVICTS PROHIBITED THINGS AND OBJECTS

В статье рассматриваются отдельные элементы осуществления надзора отделами и службами исправительного учреждения по перекрытию каналов поступления запрещённых предметов.

The article discusses some elements of supervision departments and the correctional service to shut down proceeds of prohibited items.

Ключевые слова: исправительные учреждения; осуждённые; запрещённые предметы; надзор.

Keywords: prisons; prisoners; prohibited items; supervision.

Важнейшей задачей исправительных учреждений (далее - ИУ), всех отделов и служб учреждений и органов УИС является укрепление правопорядка, обеспечение изоляции, дифференцирование и индивидуализация условий содержания осуждённых, гуманизация исполнения наказаний.

Важнейшие факторы обеспечения безопасности в УИС - изучение и знание сотрудниками исправительных колоний объектов надзора; лиц, склонных к правонарушениям и состоящих на профилактическом учёте; анализ складывающейся в исправительном учреждении оперативной обстановки и принятие обоснованного решения на каждые сутки. Эффективное использование и чёткая расстановка сил и средств, привлекаемых для осуществления надзора, позволяет достичь эффективности надзора в учреждениях. Важным фактором, влияющим на состояние правопорядка в ИУ, является надёжная изоляция осуждённых, а работа по предупреждению и пресечению каналов поступления к ним запрещённых предметов служит одним из её основных показателей.

Немаловажным моментом является обеспечение и выполнение отделами и службами ИУ функций надзора. Закрепление начальствующего состава с учётом функциональных обязанностей за участками, объектами жилых и производственных зон, территориями, уязвимыми в побегом отношении, и участками, опасными в перебросовом отношении, осуществляется в целях усиления изоляции осуждённых и обеспечения систематических проверок состояния всех объектов.

Важным направлением в рассматриваемом вопросе также является проведение занятий в системе служебной подготовки. Они должны планироваться и регулярно проводиться с действующими сотрудниками

ИУ, привлекаемыми к выполнению задач по надзору за осуждёнными в ИУ. На занятиях изучаются нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию надзора, требования установленного порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, а также взаимодействие отделов и служб исправительных учреждений в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, функциональные обязанности лиц из числа сотрудников дежурной смены. Занятия проводятся начальником колонии, его заместителем, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, а также сотрудниками отдела безопасности колонии либо сотрудниками территориального органа УИС.

В исправительных колониях осуществляется подведение итогов осуществления надзора. Результаты несения службы дежурными сменами определяются непосредственно после её окончания. Оценку дежурной смене младших инспекторов выставляет дежурный помощник начальника колонии в суточной ведомости надзора, а на отдельно расположенном объекте - начальник отдела безопасности по согласованию с представителем администрации на этом объекте.

Оценка дежурной смене в целом выставляется начальником колонии или его заместителем, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, в журнале рапортов приёма-сдачи дежурств. Итоги несения службы по надзору подводятся ежемесячно начальником колонии на совещаниях личного состава учреждения.

Все указанные действия администрации ИУ необходимы для эффективного осуществления режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

В практической деятельности многих ИУ имеет место проблема -специфически сложившийся формальный подход к составлению служебной документации - планов, графиков, ведомостей надзора, а также со стороны сотрудников - халатное отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

Это зачастую происходит из-за постоянной так называемой «переработки» личного состава, вследствие чего у сотрудников «атрофируется» чувство ответственности и понимания последствий такого отношения к исполнению своих функциональных обязанностей, закреплённых в ведомственном законодательстве. В некоторых учреждениях УИС организовано несение службы по суточному варианту. При этом не созданы надлежащие условия несения службы личным составов: отсутствуют комнаты отдыха, помещения для приёма пищи, не организована подмена младших инспекторов на внутренних постах, сотрудники не обеспечены бесплатным питанием в ночное время1.

Одним из существенных и необходимых средств обеспечения режима в исправительных учреждениях является охрана осуждённых и постоянный надзор за ними, которые обеспечивают порядок отбывания

1 См.: обзор ФСИН России «О недостатках организации режима и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» от 27.09.2014 № 08-39682.

наказания осуждёнными, предупреждение совершения со стороны лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, новых преступлений. В соответствие со ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации1 администрации исправительного учреждения представляется право использовать аудиовизуальные, электронные и другие средства контроля и надзора.

Также, наряду с вышеперечисленными средствами, обеспечению режима отбывания наказания способствует применение к осуждённым мер поощрения и взыскания, которые являются стимуляторами их правомерного поведения и предупреждают нарушение режима отбывания наказания ИУ.

Как известно, важнейшими целями уголовно-исполнительного законодательства РФ являются исправление осуждённых, а также предупреждение совершения преступлений как осуждёнными, так и иными лицами, находящимися на территории ИУ. Выполнение таких целей достигается путём реализации комплекса оперативно-режимных, профилактических, воспитательных, технических и иных мероприятий, связанных с деятельностью сотрудников ИУ.

Исходя из этого, важнейшим направлением деятельности сотрудников исправительных учреждений является работа по выявлению и перекрытию каналов поступления осуждённым запрещённых вещей и предметов. Перечень таких вещей и предметов определяется законодательством РФ в приложениях к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений2.

Существует ряд случаев, при которых деятельность сотрудников исправительных учреждений по перекрытию каналов поступления осуждённым запрещённых вещей осуществляется в соответствии:

- нормами гражданского права, например, по вопросу определения предметов, изделий и веществ, изъятых из гражданского оборота (которые, согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, осуждённым запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать);

- нормами уголовного права - при возбуждении уголовных дел по фактам передачи осуждённым запрещённых веществ сотрудниками УИС и иными лицами;

- в зависимости от ситуации - другими нормативными актами.

Как показывает практика, наиболее жёсткие меры воздействия за

организацию доставки осуждённым запрещённых вещей применяются к сотрудникам ИУ, хотя их доля в общем количестве задержанных за

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

передачу либо попытку передачи осуждённым этих вещей составляет не более 10 %\

Иных же лиц, находящихся на территории ИУ, возможно привлечь, как правило, только к административной ответственности (за исключением случаев совершения ими уголовных проступков - пронос наркотических веществ, оружия и т. д.), и практика показывает, что этого недостаточно. Такая ситуация и складывается из-за того, что зачастую сотрудники администрации исправительных учреждений «не показывают» количество реальных случаев доставки осуждённым запрещённых предметов, чтобы показатели оперативной деятельности учреждения были выше. Поэтому большое количество нарушений условий отбывания и исполнения наказания остаются латентными.

Тем не менее, в ИУ усиливается моральное давление на сотрудников администрации исправительных учреждений с целью передачи осуждённым запрещённых вещей, активизируется поиск новых путей доставки данных предметов в исправительные учреждения (при проведении свиданий, путём проноса сотрудниками, путём переброса через основное и маскирующее заграждение и т. д.).

Так, известны случаи, когда за переброшенными предметами осуждённые выдвигались с подручными средствами (ломы, металлические прутья, трубы и т. д.) для устрашения сотрудников дежурной смены или оказания им сопротивления при их изъятии.

В первом полугодии 2014 г. за попытку передачи на территории учреждений запрещённых предметов задержано 4065 граждан (аналогичный период прошлого года - 3940), из них в пределах режимных территорий - 3245 чел. (АППГ - 3404). К административной ответственности от общего количества задержанных граждан привлечено 2599 чел., к уголовной - 319, что составило 91 % от всех задержанных. В суд в порядке ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено 3537 материалов (АППГ - 36340, по которым к административной ответственности привлечено 73 % от всех задержанных за административные правонарушения граждан (АППГ -85%)3.

Одним из самых распространенных способов передачи запрещённых предметов осуждённым является переброс через запретную зону. В этих случаях применяются различные подручные средства.

1 См.: обзор ФСИН России «О привлечении к ответственности граждан за попытку передачи осуждённым запрещённых предметов» от 14.08.2014 г. № 07-37402.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

3 См.: обзор ФСИН России «О привлечении к ответственности граждан за попытку передачи осуждённым запрещённых предметов».

Подручные средства для переброса запрещённых предметов

Проникновение запрещённых к использованию предметов на территорию исправительного учреждения влечёт за собой рост числа грубых нарушений установленного порядка отбывания наказания, связанных с их оборотом - это карточные долги, использование сотовых телефонов как формы расчёта, употребление спиртных напитков и наркотических веществ, изготовление спиртных напитков кустарного производства, насильственные преступления в отношении других осуждённых, возникающие на этой почве конфликты, которые при наличии у осуждённых опять же запрещённых колюще-режущих предметов могут перерасти в преступление против жизни, здоровья и т. д. Статистика изъятых запрещённых предметов приведена ниже.

Количество изъятых спиртных напитков промышленного производства в литрах

14046

2009 2010 2011 2012 2013

Существует множество способов доставки осуждённым запрещённых вещей. Поэтому для организации качественной работы по их нейтрализации требуется целый комплекс профилактических мер, привлечение максимального количества имеющихся сил и средств в ИУ. Непосредственная реализация данных задач фиксируется в ведомственных нормативных актах.

Директором ФСИН России 15 марта 2010 г. был утверждён План мероприятий по предупреждению проникновения в учреждения УИС средств мобильной связи, целью которого является выявление, перекрытие каналов поступления средств мобильной связи осуждённым, подозреваемым, обвиняемым и увеличение доли изымаемых средств мобильной связи при доставке. В процессе реализации этого Плана в органах и учреждениях УИС была проделана большая работа по противодействию преступной среде и перекрытию каналов поступления устройств сотовой связи, но в связи расширением услуг операторов сотовой связи и стремительным увеличением поставок средств сотовой связи в страну остаются высокими показатели изымаемых в учреждениях средств сотовой связи. В помощь сотрудникам ИУ были разработаны методические рекомендации «Порядок действия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по обращению изъятых средств мобильной связи в доход государства»1, которые помогут правильно и грамотно оформлять изъятие сотовых телефонов, поступающих в учреждения.

В настоящее время в результате предпринятых мер, таких, как проведение не реже одного раза в год занятий с категориями сотрудников, уполномоченных составлять протоколы об административной правонарушениях, проведения с ними практических и теоретических занятий по организации досмотра граждан на территориях ИУ, режимных территориях, транспортных средств, а также грамотного документирования правонарушений в первом полугодии 2014 г. удалось добиться уменьшения отказов в возбуждении дел об административных правонарушениях с 218 до 75 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года2.

Вместе с тем, появляются всё более ухищрённые способы доставки запрещённых к использованию осуждёнными предметов.

1 См.: методические рекомендации «Порядок действия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по обращению изъятых средств мобильной связи в доход государства» от 11.07.2014 № исх-07-31430.

2 См.: обзор ФСИН России «О привлечении к ответственности граждан за попытку передачи осуждённым запрещённых предметов».

Некоторые образцы способов доставки запрещённых предметов

Несмотря на существующие проблемы и высокую значимость данной области служебной деятельности, до сих пор отсутствует единый правовой акт, который бы объединял в себе различные направления деятельности по перекрытию поступления осуждённым запрещённых предметов, скоординировал деятельность разных отделов и служб ИУ. Инструкция говорит о взаимодействии отделов и служб по осуществлению надзора за осуждёнными, но хотелось бы, при осуществлении непосредственной деятельности руководствоваться наиболее существенным нормативно-правовым актом, в котором было бы детализировано взаимодействие всех подразделений и служб ИУ при осуществлении целей и задач надзора.

В связи с этим при организации работы по недопущению поступления осуждённым запрещённых вещей приходится прибегать к множеству различных правовых актов, не охватывающих все направления рассматриваемой деятельности, руководствоваться методическими рекомендациями, указаниями и распоряжениями для эффективного осуществления надзора.

Из анализа нормативно-правовых актов и материалов практической деятельности, в той или иной мере касающихся вопросов перекрытия каналов поступления к осуждённым запрещённых предметов, позволил выделить несколько направлений такой работы. К ним можно отнести:

- организационное;

- профилактическое;

- техническое;

- индивидуально-воспитательное.

Подводя итог, необходимо отметить, что перекрытие каналов поступления осуждённым запрещённых веществ относится к одному из самых трудоёмких направлений оперативно-служебной деятельности. На сегодняшний день имеется много проблем в нормативной организации данной работы, как на законодательном, так и на ведомственном

уровнях. Необходимо проработать вопрос с органами суда и прокуратуры по снижению сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях и привлечения лиц, их совершивших, к возможно максимальной санкции, предусмотренной КоАП РФ. Также необходимо обеспечить контроль со стороны юридических служб за качеством составления и своевременного отправления протоколов об административном правонарушении в суд. Все данные направления деятельности отделов и служб позволять обеспечить чёткое выполнения норм по соблюдению режимных требований.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

4. Методические рекомендации «Порядок действия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по обращению изъятых средств мобильной связи в доход государства» от 11.07.2014 исх. № 07-31430.

5. Обзор ФСИН России «О недостатках организации режима и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» от 27.09.2014 № 08-39682.

6. Обзор ФСИН России «О привлечении к ответственности граждан за попытку передачи осуждённым запрещённых предметов» от 14.08.2014 № 07-37402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.