УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Penal System of Russia and foreign countries: history, current state, problems and ways of their decision
УДК 343.8
В. А. Уткин
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
V. A. Utkin
SOME PROBLEMS OF SYSTEM OF CRIMINAL PENALTIES AND THEIR APPLICATION
В статье определены наиболее острые проблемы современного российского законодательства и правоприменения в сфере уголовных наказаний.
In article the most burning issues of the modern Russian legislation and right application in the sphere of criminal penalties are defined.
Ключевые слова: уголовная политика, уголовное наказание, уголовно-правовая мера, борьба с преступностью.
Keywords: criminal policy, criminal penalty, criminal and legal measure, fight against crime.
Констатация частных и системных недостатков уголовной политики и законодательства о борьбе с преступностью (Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации) давно стала общим местом в выступлениях учёных и практиков. В числе наиболее значимых недостатков системы наказаний и их применения отметим следующие:
- недостаточные проработка и учёт социально-криминологических реалий при изменениях и дополнениях перечня наказаний и иных мер уголовно-правового характера, зачастую спонтанное нормотворчество в данной области;
- «избыточность» ряда уголовных наказаний и уголовно-правовых мер (наличие фактически четырёх видов лишения свободы, двух видов наказаний, ограничивающих трудовые права граждан, наличие не применяемой почти в течение двух десятилетий смертной казни, существование двух видов отсрочки исполнения наказания и т. д.);
- введение и сохранение в Уголовном кодексе Российской Федерации1 заведомо неприменимых или неприменяемых наказаний
1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 6Э-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
(арест, смертная казнь, ограничение свободы в версии 1996 г., принудительные работы) и связанная с этим «девальвация» закона;
- несоответствие между легальной (отражённой в системе наказаний) и фактической репрессивностью ряда наказаний (штраф, обязательные работы);
- неоправданная конкуренция между наказаниями и сходными мерами уголовно-правового характера (ограничение свободы в версии 2010 г. и условное осуждение);
- недостаточно конкретное либо неполное определение содержания, оснований назначения и порядка исчисления сроков ряда наказаний (исправительные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью);
- противоречия между легальной и фактической (используемой судами) логикой назначения наказания, ведущие, помимо прочего, к чрезмерно высокой доле условного осуждения в судебной практике;
- отсутствие необходимой «ступенчатости» в реальной системе наказаний, учитывающей в том числе необходимость наказания, «промежуточного» между «свободой» и «несвободой»;
- отсутствие «прогрессивной» системы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;
- нарушение важных принципов уголовного права при определении содержания и порядка применения некоторых наказаний (ограничение свободы в версии 2010 г., штраф в отношении несовершеннолетних и т. д.).
Отмеченные недостатки усугубляются несовершенством организационно-правового механизма исполнения наказаний и критериев их эффективности.
До сих пор не создана (точнее, не воссоздана) общегосударственная система учёта рецидива преступлений, без которой невозможно объективно судить о конечной результативности исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций.
Нет реальной и непредвзятой оценки результативности «прогрессивной» системы отбывания лишения свободы, в особенности в версии так называемых «социальных лифтов».
Отсутствует научно обоснованная система оценки «рисков», иначе говоря, - общественной опасности, как при альтернативных наказаниях, так и при лишении свободы. Последнее особенно актуально в свете предлагаемой в перспективе передачи функции определения вида режима от суда к комиссиям уголовно-исполнительной системы.
Нет чёткого представления о желаемом (и достижимом в реальных условиях) облике исправительных учреждений нового типа, в том числе о допустимых рамках их развития в направлении так называемой «гибридизации».
Сказанные обстоятельства определяют, на наш взгляд, первоочередные меры по реформированию уголовной политики и
уголовно-исполнительной системы. Такое реформирование, по нашему мнению, должно в первую очередь сосредоточиться на разработке и принятии современного российского закона об уголовно-исполнительной системе.
Реформирование Уголовного и Уголовно-исполнительного1 кодексов Российской Федерации целесообразно проводить вначале путём принятия новых редакций этих кодексов, причём согласованно представителями уголовного и уголовно-исполнительного права с участием заинтересованных структур гражданского общества.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.
УДК 343.8
А. В. Дергачёв ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
A. V. Dergachev
THE MODE ORGANIZATIONS IN CORRECTIONAL FACILITIES: STATE, PROBLEMS, PROSPECTS
Излагается ряд мероприятий по совершенствованию правового регулирования и организации режима в исправительных учреждениях, проводимых ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
A number of activities of FPS of Russia on improvement of legal regulation and the mode organization in correctional facilities in the conditions of reforming of penal system is stated.
Ключевые слова: исправительное учреждение, режим, предупреждение правонарушений, раздельное содержание осуждённых, профилактический учёт.
Keywords: correctional facility, mode, the prevention of offenses, the separate contents condemned, the preventive account.
ФСИН России продолжается планомерная работа по обеспечению установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, причём одним из основных направлений в деятельности оперативно-режимных служб является предупреждение поступления осуждённым запрещённых предметов.
Данная проблема, справедливо отмеченная директором ФСИН России Г. А. Корниенко на подведении итогов работы ФСИН России за
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.