Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста'

Особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
952
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL ADJUSTING / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PENAL INSPECTION / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE DELINQUENT / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРИКАЗ / LAW ENFORCEMENT DEPARTMENTS DEALING WITH JUVENILES OFFENDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

В статье рассматриваются особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершен-нолетнего возраста. Заявленный предмет исследования представляет противоре-чивость интересов разных систем, которые должны решать одни и те же проблемы. Подчёркивается важность решения проблемы благодаря разработке проекта совместного приказа УИИ и ПДН ОВД о введении «Инструкции о взаимодействии структурных подразделений УИИ и ПДН ОВД в рамках осущест-вления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершен-нолетних», позволяющей сделать процесс взаимодействия подразделений рассмат-риваемых органов более организованным и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialities of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents in aspect of conditional conviction of juveniles

The article is devoted to studying specialities of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents in aspect of conditional conviction of juveniles. The declared aspect of research presents contradiction of interests among different systems that must work out the same problems. Importance of decision the problem is underlined due to development of joint project of penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile offenders in introduction «Instruction of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile offenders within the framework of realization the complex control under convicted juveniles' behavior», that makes the process of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents more organized and effective.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста»

Социалистических Республик / URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr /ussr_325.htm (дата обращения 20.09.2014).

6. Об утверждении положения о наблюдательных комиссиях : указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.09.1965 // Электронный ресурс «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик / URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_6300.htm (дата обращения 20.09.2014).

7. Матвеева А. П. Теоретические и организационно-правовые аспекты взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

УДК 342.95

А. Г. Упоров ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ ЛИЦ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

A. G. Uporov

SPECIALITIES OF COOPERATION BETWEEN PENAL INSPECTIONS AND LA W ENFORCEMENT DEPARTMENTS DEALING WITH JUVENILE

DELINQUENTS IN ASPECT OF CONDITIONAL CONVICTION

OF JUVENILES

В статье рассматриваются особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста. Заявленный предмет исследования представляет противоречивость интересов разных систем, которые должны решать одни и те же проблемы. Подчёркивается важность решения проблемы благодаря разработке проекта совместного приказа УИИ и ПДН ОВД о введении «Инструкции о взаимодействии структурных подразделений УИИ и ПДН ОВД в рамках осуществления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершеннолетних», позволяющей сделать процесс взаимодействия подразделений рассматриваемых органов более организованным и эффективным.

The article is devoted to studying specialities of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents in aspect of conditional conviction of juveniles. The declared aspect of research presents contradiction of interests among different systems that must work out the same problems. Importance of decision the problem is underlined due to development of joint project of penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile offenders in introduction «Instruction of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile offenders within the framework of realization the complex control under convicted juveniles' behavior», that makes the process of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents more organized and effective.

Ключевые слова: взаимодействие, правовое регулирование, уголовно-исполнительная инспекция, подразделение по делам несовершеннолетних, несовершеннолетний, приказ.

Keywords: cooperation, legal adjusting, penal inspection, law enforcement departments dealing with juveniles offenders, juvenile delinquent.

Ежегодно по учётам уголовно-исполнительных инспекций (далее -УИИ) проходят в среднем около 70 тыс. несовершеннолетних условно осуждённых, криминологический портрет которых намного хуже взрослых преступников, а рецидив в 10 раз выше1. С 2001 г. данная категория осуждённых переведена на учёт в УИИ при одновременном контроле со стороны подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ОВД). При таком дублирующем контроле на практике возникают неопределённость полномочий, функций и недостаточность их координации . В силу этого анализ проблем исполнения условного осуждения несовершеннолетних требует необходимость определения правового статуса, вопросов взаимодействия, поскольку в случае разрозненности данных функций снижается эффективность предупредительной и воспитательной работы с осуждёнными несовершеннолетними.

Согласно ч. 6 ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) контроль за поведением условно осуждённого осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом. В ч. 13 ст. 16, а также ч. 1 ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)4 данное положение уточняется тем, что условно осуждённые находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекции по месту жительства осуждённых.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»5 (далее - Положение) УИИ являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осуждённых без изоляции от общества.

1 См.: Преступность и правонарушения (1999-2003 гг.). Статистический сборник. М., 2004.С. 160.

2 См.: Особенности работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними осуждёнными : сборник материалов семинара для сотрудников уголовно-исполнительных инспекций / под ред. Н. В. Ольховика и К. Н. Тараленко. Томск, 2004. С. 9.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

5 См.: Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. 1997. 25 июня.

Отметим, что условное осуждение к последним не относится, а является самостоятельной мерой уголовно-правового характера.

Изучив Положение, можно отметить, что в числе прочих задач УИИ всё-таки указано, что одной из задач является контроль за поведением условно осуждённых. Основными обязанностями инспекции относительно реализации условного осуждения являются:

1) учёт и организация работы с условно осуждёнными;

2) разъяснение порядка условий исполнения условного осуждения;

3) контроль за поведением осуждённых по месту работы, учёбы и жительства;

4) контроль за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией и т. д.

В 1999 г. уголовно-исполнительные инспекции изменили свой ведомственный статус и были переданы из МВД России в состав уголовно исполнительной системы (далее - УИС) Министерства юстиции Российской Федерации1. Вследствие этого порядок создания инспекций, определения их организационно-правового статуса, а также контроль за их деятельностью и оказание им практической помощи устанавливают и осуществляют территориальные органы ФСИН России.

В соответствии с п. 2.1.1.12 приказа МВД РФ от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» данные подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу с осуждёнными условно, осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, вносят в УИИ органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ.

Данная категория осуждённых ставится на учёт в ПДН с заведением учётно-профилактических дел в течение испытательного срока (если до этого такое дело в отношении не было заведено). При достижении состоящими на учёте несовершеннолетними 18-летнего возраста ПДН направляют в УИИ обобщённую справку о результатах проведения профилактической работы в отношении лица, осуждённого к лишению свободы условно.

При проведении индивидуальной профилактической работы с условно осуждёнными несовершеннолетними должностные лица ПДН:

1) проводят совместно с начальником горрайоргана или его заместителем первоначальную беседу с осуждённым, его родителями

1 См.: О передаче уголовно-исполнительных инспекций в уголовно-исполнительную систему : приказ МВД РФ от 28 мая 1999 г. № 393/179 (документ опубликован не был).

2 См.: Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

или законными представителями, разъясняют возложенные на несовершеннолетнего обязанности, последствия их невыполнения, нарушений общественного порядка, совершения нового преступления. О результатах беседы составляется справка, которая приобщается к учётно-профилактическому делу на несовершеннолетнего;

2) информируют уголовно-исполнительную инспекцию о каждом выявленном административном правонарушении со стороны осуждённого несовершеннолетнего, а также о фактах неисполнения условно осуждённым несовершеннолетним обязанностей, возложенных на него судом;

3) вносят при совершении условно осуждённым двух административных правонарушений либо систематическом или злостном неисполнении возложенных судом обязанностей в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока.

Информация или ходатайство направляются в УИИ в течение 3 суток после получения сведений о применении к осуждённому несовершеннолетнему мер административного взыскания либо сведений о невыполнении условно осуждённым несовершеннолетним возложенных судом обязанностей к ходатайству, подписываемому начальником горрайоргана либо его заместителем, приобщаются справка сотрудника ПДН о поведении и образе жизни несовершеннолетнего, характеристика и другие документы. Копия ходатайства приобщается к учётно-профилактическому делу на несовершеннолетнего.

В случаях, если в период условного осуждения несовершеннолетний скроется с постоянного места проживания, должностные лица ПДН направляют в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующую информацию.

К сожалению, сотрудники ПДН не наделены правом непосредственного реагирования в отношении условно осуждённых, уклоняющихся от контроля, не исполняющих обязанности, либо, наоборот, ведущих себя правомерно, в частности, правом выйти в суд с ходатайством об отмене условного осуждения, продления испытательного срока или возложения определённых обязанностей. Данное обстоятельство порождает нежелательные последствия: у сотрудников нет мотивации к эффективной профилактической работы, а у осуждённых - несерьёзное восприятие данных контролирующих субъектов1.

Ходатайства сотрудников ПДН лишь добавляют документооборота и волокиты в деятельности УИИ и не имеют юридической силы. Зачастую в одном ходатайстве указывается несколько фактов нарушений, но сотрудник УИИ выносит лишь одно предупреждение об отмене условного осуждения, а некоторые суды не рассматривают такие

1 См.: Скобелин С. Ю. Правовое регулирование исполнения условного осуждения : учебное пособие. Новокузнецк: Кузбасский филиал Владимирского юридического института ФСИН России, 2006. С. 26.

нарушения как совершённые систематически, а требуют несколько предупреждений1.

Такой двойной контроль себя не оправдывает. Данная часть условно осуждённых достаточно велика (несмотря на снижение общего количества преступлений несовершеннолетних, удельный вес последних в общей структуре преступности несовершеннолетних практически не снижается и в последние пять лет составляет стабильно около 0,5 % от общего количества всех преступлений несовершеннолетних, что свидетельствует о достаточной криминальной активности подростков2) и, как представляется, нуждается в «особом подходе» . Двойная форма контроля, ведение соответствующей документации и двойная «подчи-

4

нённость» самих несовершеннолетних непоследовательны .

Существуют разные подходы к решению этой проблемы. А. А. Лиеде предполагает, что для данного контингента осуждённых необходимо создать специально подготовленных попечителей, что в настоящее время вряд ли выполнимо5. В. И. Селиверстов считает, что необходим возврат к предыдущему опыту, т. е. полная передача функций ПДН, хотя тем самым будет нарушено организационное единство функций, переданных в Министерство юстиции6.

Соглашаясь с мнением С. Ю. Скобелина, решением этого вопроса мог бы стать полный отказ от назначения данной категории преступ-

7

ников условного осуждения и широкое применение принудительных мер воспитательного воздействия, рассматривая их не как альтернативу наказанию, а как самостоятельную форму реализации уголовной ответственности несовершеннолетних8, не являющуюся уголовным наказанием, не влекущую за собой правовых последствий в виде судимости, основной целью применения которой является воспитание (перевоспитание) несовершеннолетних.

1 См.: Скобелин С. Ю. Указ. соч. С. 26.

2 См.: Григорян З. М. Убийства, совершаемые несовершеннолетними: мотивация и предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 29.

3 См.: Лиеде А. А. Социологические и психологические основы условного осуждения несовершеннолетних // Известия вузов: Правоведение. 1996. № 4. С. 125; Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания : учебное пособие. М., 1990. С. 9.

4 См.: Скобелин С. Ю. Указ. соч. С. 26.

5 См.: Лиеде А. А. Указ. соч. С. 125.

6 См.: Селиверстов В. И. Концептуальные проблемы передачи уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции России // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики : межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 1998. С. 68.

7 Некоторые учёные предлагают поместить в разделе V УК РФ «Уголовная ответственность несовершеннолетних» специальную норму об условном осуждении данной категории. См.: Русакова Т. П. О совершенствовании правового регулирования условного осуждения несовершеннолетних // Актуальные проблемы правоведения в современный период : сборник статей / под ред. В. Ф. Воловича. Томск, 1993. С. 67.

8 См.: Стяжкина С. А., Ложкина Л. В. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятие, содержание и формы реализации // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 6 (2). С. 26.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего как воспитательная мера (ч. 4 ст. 91 УК РФ) может предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления, поскольку перечень форм ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего не является исчерпывающим. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определённых требований к поведению должен быть обусловлен целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Изучение взаимодействия подразделений УИИ и ПДН в рамках осуществления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершеннолетних имеет огромное методологическое и практическое значение, так как на «стыках» различных систем, где требуются согласованные и целенаправленные действия, чаще всего прерывается цикл управления, нарушается его непрерывность и проявляется противоречивость интересов разных систем, которые должны решать одни и те же проблемы.

В настоящее время единой общепринятой трактовки категории «взаимодействие» пока нет, что объясняется её богатством в семантическом отношении и концентрацией внимания учёных на тех аспектах, которые являются существенными в рамках их исследований.

В толковом словаре русского языка понятие «взаимодействие» разъясняется как происходящее от слова «взаимный», которое означает «воздействие друг на друга» обоюдное, круговое1. В обобщённом виде этот термин можно понимать как взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку2.

Взаимодействие как философская категория представляет собой специфическое выражение всеобщей закономерности связи и взаимообусловленных явлений природы и общества, отражающей процесс взаимодействия различных объектов материального мира друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение взаимного содержания одного от другого, или взаимопереход, а также порождение одним

1 См.: Толковый словарь русского языка. М., 1990. Т. 1. С. 190.

2 См.: Словарь русского языка. М., 1990. С. 65.

объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения связи1.

Исходя из вышеизложенного, понятие взаимодействие подразделений УИИ и ПДН в рамках осуществления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершеннолетних - объективно необходимая, основанная на законе совместная согласованная деятельность структурных подразделений органов управления по достижению общих целей, выполнения стоящих задач в сфере осуществления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершеннолетних.

Главная цель взаимодействия - обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть чётко согласованы как по цели (задаче) действий, так по месту и времени проведения совместных мероприятий.

Анализ законодательных и подзаконных актов, регулирующих контроль за поведением условно осуждённых несовершеннолетних, показывает, что при большом перечне таких органов и их значительно различающихся функциях законодательные акты лишь обозначают схему взаимодействия органов государственного контроля и во многих случаях не дают организационно-методического и ситуационного механизма практического ввода в действие соответствующих положений. Вполне обоснованно сделать вывод, что до настоящего времени отсутствует системность в правовом регулировании вопросов взаимодействия подразделений УИИ и ПДН ОВД, что является серьёзным недостатком. По своему содержанию это взаимодействие является сложным, многоплановым и, безусловно, нуждается именно в комплексном правовом регулировании, которое предполагает всестороннюю регламентацию вопросов.

Представляется целесообразным разработать вежведомственный приказ о введении Инструкции, которой определялись бы цели, задачи, функции, полномочия подразделений УИИ и ПДН ОВД в организации взаимодействия между ними, основные принципы, на которых строится организации взаимодействия и самого взаимодействия, основные формы взаимодействия, при проведении мероприятий в рамках осуществления комплексного контроля над поведением условно осуждённых несовершеннолетних.

Совместный приказ УИИ и ПДН ОВД о введении Инструкции о взаимодействии структурных подразделений УИИ и ПДН ОВД в рамках осуществления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершеннолетних позволил бы сделать процесс взаимодействия подразделений рассматриваемых органов более организованным и эффективным.

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 81.

Литература

1) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

2) Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25.

- Ст. 2954.

3) Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. - 1997. - 25 июня.

4) О передаче уголовно-исполнительных инспекций в уголовно-исполнительную систему : приказ МВД РФ от 28 мая 1999 г. № 393/179 (документ опубликован не был).

5) Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 11.

6) Григорян З. М. Убийства, совершаемые несовершеннолетними : мотивация и предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов, 2012.

7) Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания : учебное пособие.

- М., 1990.

8) Лиеде А. А. Социологические и психологические основы условного осуждения несовершеннолетних // Известия вузов: Правоведение. -1996. - № 4.

9) Особенности работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними осуждёнными : сборник материалов семинара для сотрудников уголовно-исполнительных инспекций / под ред. Н. В. Ольховика и К. Н. Тараленко. - Томск, 2004.

10) Преступность и правонарушения (1999-2003 гг.). Статистический сборник. - М., 2004.

11) Русакова Т. П. О совершенствовании правового регулирования условного осуждения несовершеннолетних // Актуальные проблемы правоведения в современный период : сборник статей / под ред. В. Ф. Воловича. - Томск, 1993.

12) Селиверстов В. И. Концептуальные проблемы передачи уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции России // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики : межвузовский сборник научных трудов. - Красноярск, 1998.

13) Скобелин С. Ю. Правовое регулирование исполнения условного осуждения : учебное пособие. - Новокузнецк: Кузбасский филиал Владимирского юридического института ФСИН России, 2006.

14) Словарь русского языка. - М., 1990.

15) Стяжкина С. А., Ложкина Л. В. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятие, содержание и формы реализации // Вестник Удмуртского университета. - 2005. - № 6 (2).

16) Толковый словарь русского языка. - М., 1990. - Т. 1.

17) Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

УДК 343.8

В. В. Бочкарёв

ЗНА ЧЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧАСТНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗНЫЕ КАТЕГОРИИ ОСУЖДЁННЫХ

V. V. Bochkaryov

VALUE OF PREVENTIVE TOOLS IN PRISONS AND THEIR IMPACT ON DIFFERENT CATEGORIES OF CONVICTS)

Автор анализирует сложившуюся криминальную обстановку в исправительных учреждениях, обосновывает необходимость усиления предупредительных возможностей норм института лишения свободы, предлагает свою классификацию средств обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы.

The author analyzes the current crime situation in prisons, justifies the need to strengthen preventive possibilities standards institute imprisonment, offers a means to ensure their classification warning function imprisonment.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, частно-предупредительная функция, лишение свободы, осуждённый, средства обеспечения частного предупреждения

Keywords: criminal law enforcement, function of the right, public-warning function, deprivation of liberty, prisoner, means of ensuring private warning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уголовно-исполнительное законодательство для обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы закрепляет правовое регулирование изоляции, охраны, надзора, реализацию воспитательных, организационно-управленческих, оперативно-розыскных и иных мер воздействия на осуждённых, а также раздельного содержания разных категорий лиц и их материально-бытового обеспечения. Именно эти элементы частно-предупредительного воздействия на осуждённых выделяют большинство учёных1.

1 См.: Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 148-149.; Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения. Л., 1963. С. 116.; Марцев А. И. Специальное предупреждение преступлений : учебное пособие. Омск, 1977. С. 57-73; Генералов В. С., Яковлев А. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.