Уголовно-исполнительное право
УДК 343.85 o.v. POLOSUHINA*
ббкАА752409 11 problems ARISING FROM THE INTERACTION
OF THE PENAL INSPECTIONS WITH THE SERVICES OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS, ORGANS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT, THE PUBLIC IN THE EXECUTION OF PROBATION
IN THE RELATION TO JUVENILES
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с отделами полиции, прокуратурой судами, региональными органами власти, органами местного самоуправления, комиссиямипо делам несовершеннолетних, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихи общественностью.
Ключевые слова: условно осужденные несовершеннолетни^ взаимодействие, уголовно-исполнительные инспекции.
ОКСАНА
ВАЛЕНТИНОВНА
ПОЛОСУХИНА*
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ СО СЛУЖБАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
* Преподаватель кафедрь (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
AND THEIR RESOCIALIZATION
Annotation : this article deals with the interaction of the penal inspections with police departments, procurator’s office, courts, regional authorities, local authorities, commissions for juveniles and other bodies and institutions of the system of preventive measures of child neglect and juvenile offences and the public.
Key words: probation juveniles, interaction, penal inspections.
В настоящее время существует ряд проблем при организации и осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, условно осужденных, которые возможно разрешить при всестороннем взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) с отделами полиции, судами, прокуратурой, региональными органами власти, органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних(ПДН), центрами социальной помощи семье и детям, правозащитными организациями, органами службы занятости, управлениями здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По нашему мнению, формированию противоправного поведения подростков и его проявлению в преступной деятельности несовершеннолетних способствуют следующие факторы:
- безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением подростка;
- низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего у учащихся не формируется гражданская ответственность, возникает отчужденность от общественных ценностей; подростки не получают навыков правильной самооценки и управления своим поведением, подавляется интерес к учебе, то есть искажается уровень потребностей и интересов личности. Слабо организована в образовательных уч-
реждениях и работа по формированию правового сознания подростков;
- распад системы трудоустройства подростков и воспитания в трудовых коллективах. Работодатели не заинтересованы принимать на работу несовершеннолетних и предоставлять им льготы, предусмотренные трудовым законодательством;
- отсутствие правового регулирования контроля за поведением условно осужденных несовершеннолетних, а также взаимодействия органов, осуществляющих этот контроль.
Для повышения эффективности контроля за поведением подростков необходимо, чтобы суды при обсуждении возможности применения к несовершеннолетним условного осуждения чаще возлагали на них определенные обязанности, способствующие исправлению.
Для решения указанных проблем также необходимо организованное взаимодействие силовых структур как между собой, так и с общественными организациями. Практика показывает: там, где налажено достаточно четкое взаимодействие и обмен информацией между различными государственными органами и общественными организациями, участвующими в воспитательно-профилактическом воздействии на подростков, рецидив среди них весьма незначителен.
По сути, уголовно-исполнительные инспекции должны взаимодействовать со всеми перечисленными органами по работе с несовершеннолетними, но в настоящее время наиболее тесно это взаимодействие происходит лишь с подразделениями по делам несовершеннолетних, что не лучшим образом влияет на эффективность проведения с ними профилактической работы.
Для недопущения совершения со стороны подростков правонарушений и преступлений сотрудники УИИ и ПДН проводят беседы в школах, собрания родителей осужденных, в них принимают участие представители У ФСИН, У ФСКН России, прокуратуры, судов, полиции, средств массовой информации и др. СотрудникиУИИ уверены, что если подобные встречи заставят задуматься и уберегут от неверного шага хотя бы одного подростка, повернут лицом к проблемам собственных детей хотя бы одного родителя, то данная форма профилактической работы выбрана правильно.
Сотрудники УИИ совместно с участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками ПДН регулярно организуют рейды по месту жительства условно осужденных, в ходе которых проверяется их поведение в быту, условия проживания в семьях, а также влияние родителей на формирование личности подростков.
Одним из важнейших направлений взаимодействия всех субъектовсистемы профилактики является организация проведения свободного времени, летнего отдыха несовершеннолетних, их оздоровления, предупреждения безнадзорности и правонарушений. Необходимо возрождать детские, подростковые клубы физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, обеспечивать подростков путевками в оздоровительные, спортивные лагеря, где жизнь ребят будетнапол-нена различными мероприятиями и подчинена определенному распорядку. Пребывание в лагерях дисциплинирует подростков Это играет немаловажную роль в осуществлении контроля и эффективной социальной помощи несовершеннолетним правонарушителям, ведь избыток свободного времени наряду с отсутствием источников средств к существованию в значительной степени обусловливают развитие в их среде таких негативных социальных явлений, как наркомания, токсикомания алкоголизм, которые активно способствуют преступной деятельности подростков
Как известно, сложность профилактической работы заключается в том, что важно не только отвлечь несовершеннолетнего от противоправного поведения, но и предоставить альтернативу его прежнему существованию, а самое главное - включить в систему позитивных социальных связей, способных корректировать его образ жизни. К сожалению, в настоящее время исправление правонарушителей сводится в большей степени к применению ограничений, санкций, чем к приучению личности заниматься социально полезной деятельностью.
В целях предупреждения преступности среди несовершеннолетних практикуются ознакомительные выезды в воспитательные колонии, следственные изоляторы, а также на судебные заседания при решении вопросов отмены условного осуждения за злостное невыполнение возложенных судом обязанностей. В основном такие выезды организуются для подростков, отличающихся стойкой антисоциальной направленностью. На первый взгляд, может показаться, что таким образом сотрудники стремятся оказать моральнопсихологическое давление на несовершеннолетних, запугать их, однако перед ними стоит иная задача. Подросток уже способен сделать осознанный выбор, но специфика возрастных особенностей такова, что исключительно разъясните ль-ными беседами его не убедить. Несовершеннолетним нужны наглядные примеры, и в ходе этих мероприятий осужденные получают возможность увидеть реальную перспективу, которая их ждет в случае противоправного поведения.
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
На данном историческом этапе развития нашего государства население очень слабо информировано о работе учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, а также о деятельности в этой области неправительственных (в том числе правозащитных) организаций. Функционирование таких организаций является неотъемлемой и абсолютно необходимой частью надзора за соблюдением прав человека в системе уголовного правосудия1.
В настоящее время сохраняется довольно высокий, основанный на прошлом опыте, уровень привлечения общественности к работе уголовноисполнительных инспекций, в частности в сфере предупреждения рецидивной преступности среди подростков Вместе с тем существовавшие ранее массовые формы утратили в современных условиях свое значение. Существуют различные формы привлечения общественности к работе с условно осужденными несовершеннолетними. Одной из форм такого взаимодействия может быть работа отдельных лиц в индивидуальном порядке (осуществляется наставниками, народными дружинниками, добровольцами из числа бывших сотрудников ОВД и УИС, казачества, студентов вузов). Своим положительным примером они могут позитивно влиять на несовершеннолетних. Еще одной формой может быть работа общественных организаций (объединений), оказывающих социальную помощь условно осужденным несовершеннолетним к лишению свободы. Посколькуна современном этапе из системы профилактического воздействия на условно осужденных подростков практически исключены такие звенья, как трудовые коллективы, общественные воспитатели и шефы, для предотвращения негативного влияния неблагополучнойсемьи и групп криминальной направленности необходимосовер-шенствовать взаимодействие УИИ с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также искать новые формы работы с такими подростками.
Заслуживает внимания и практика создания социально-психологическихкомплексовили центров в микрорайонах по месту жительства подростков, деятельность которыхнаправлена на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации, в том числе условно осужденным. Данные учреждения должны заниматься организацией свободного времени несовершеннолетних, ограждая их от негативного влияния семьи и улицы, и проведением с ними индивидуальной воспитательно-профилактической работы, основанной на психологических методиках2. Они должны быть открыты для всех желающих, но в первую очередь их посетителями должны стать трудные подростки, а также несовершеннолетние, условно осужденные. Хотелось бы привести положительный пример деятельности Владимирского центра адаптации и развития молодежи, который работает с 1995 года. В центре ведут прием психологи, социальные педагоги и врачи-специалисты, которые помогают решить проблемы: отношений родителей с детьми; конфликтов и насилия в семье; отклонения в поведении; вредных привычек; агрессивности; страхов, неврозов. Действует телефон доверия, на базе центра работают на бесплатной основе молодежные клубы. Центр поддерживает отношения с районными отделами внутренних дел по работе с подростками, состоящими на учете ПДН и УИИ. По нашему мнению, в работе с условно осужденными несовершеннолетними такие центры оказывают огромную помощь и поддержку. Практикуется также создание частных центров, приютов и религиозных общин.
Совместная работа заинтересованных органов, индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему в значительной степени способствуют действенному контролю за поведением подростков, своевременному выявлению и устранению причин и условий рецидивной преступности, оказанию им помощи в решении личных проблем. Для повышения эффективности работы с различными категориями подростков, направленой на предупреждение детской преступности, ее следует проводить в тесном взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций с государственными и общественными структурами. Формы такого взаимодействия должны быть закреплены в региональных подзаконных актах с правильно расставленными акцентами: с приоритета позиции применения санкций на приоритет позиции социальной помощи и защиты несовершеннолетних.
1 См.: Организация воспитательно-профилактическойработы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы учеб. пособие / Б.Б. Казак, Е.О. Ананьева, Н.П. Белая [ и др.]; под общ. ред. С.Н. Пономарева. Рязань, 2002. С. 150-151.
2 См.: БжассоА.М. Социальный контроль преступности несовершеннолетних в современной России: дис. ... канд. юрид. наук Новочеркасск, 2001. С. 101-102.