УДК 343.847
МАРИЯ СЕРГЕЕВНА КОВАЛЕВА,
Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, С СУДАМИ И ПРОКУРАТУРОЙ
Реферат: рассматриваются особенности функционирования служб пробации Великобритании и Эстонии. Как показывает международный опыт в работе с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, большое значение приобретает совместная деятельность сотрудников служб уголовного надзора (пробации), судов и прокуратуры.
Ключевые слова: наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, служба пробации, служба уголовного надзора, взаимодействие служб и органов, исполняющих наказания без изоляции от общества, с судами и прокуратурой.
MARIYA SERGEEVNA KOVALEVA, Pskov branch of the Academy of the FPS of Russia, Pskov, the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION ABOUT THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INTERACTION BETWEEN THE SERVICES AND BODIES EXECUTING PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY, WITH COURTSAND PROSECUTOR'S OFFICE
Abstract: the features of functioning of probation services in the UK and Estonia. International experience shows that in working with prisoners sentenced to punishments not connected with isolation from society, great importance is the joint work of employees of service of criminal supervision (probation), the courts and the Prosecutor's office.
Keywords: punishments not connected with isolation condemned from society, probation service, criminal supervision, interaction services and bodies executing punishment without isolation from society, with courts and Prosecutor's office.
Токийскими правилами предусматривается наличие в системе уголовного правосудия широкого выбора мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
В деятельности ряда стран по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, употребляется термин «пробация». Обычно проба-ция предусматривается в отношении преступлений небольшой и средней тяжести и имеет своей целью снижение уровня рецидивной преступности и стимулирование правопослушного поведения, содействие включению правонарушителя в жизнь общества.
Аналогом российских уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) в Великобритании является служба пробации, однако она имеет более широкие полномочия и функции. Так, служба пробации осуществляет надзор за осужденными не только в период испытательного срока, но и после освобождения из мест заключения условно-досрочно. Имеются свои отделения пробации в тюрьмах. Мы рассмотрим особенности работы с лицами, отбывающими
наказания и меры уголовно-правового характера без изоляции от общества.
Становление института пробации в Англии началось в 1887 г.: был принят Закон «Об испытании впервые осужденных». По мере развития этого направления по работе с осужденными были изданы Закон «О пробации в отношении правонарушителей» (1907 г.), Правила о пробации (1965 г.), Закон «О полномочиях уголовных судов» (1973 г.), Закон «Об уголовной юстиции» (1991 г.). На сегодняшний день этот институт английского уголовного права является достаточно сформированным.
В самом начале развития службы пробации судами было принято решение о предоставлении отсрочки от отбывания наказания, при этом в период отсрочки на осужденного должны были оказывать влияние волонтеры, которые на добровольной основе участвовали в судьбе конкретного человека, дабы снизить вероятность совершения этим лицом нового преступления. После вместо волонтеров уже работали штатные сотрудники, которых назы-
© Ковалева М. С., 2017 © Kovaleva М. S., 2017
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 164-327
вали миссионерами полицейского суда, одной из основных функций которых явилось составление докладов [1, с. 113].
Именно суд принимает окончательное решение о назначении наказания за совершенное лицом преступление. Для вынесения более обоснованного и мотивированного решения суда была определена необходимость истребования от миссионеров, работающих с правонарушителями, досудебного доклада о поднадзорном.
Основной задачей досудебных докладов является оказание содействия и помощи суду в получении объективной информации о личности преступника и профессиональной оценки эффективности назначения того или иного наказания, о чем свидетельствует их форма, которая менялась, однако всегда содержала следующую информацию: социальные связи; семейные обстоятельства; отношение к совершенному правонарушению; данные о физическом и психическом здоровье; наличие работы; финансовая ситуация; наличие нарушений в прошлом; оценка возможности совершения нового преступления. На наш взгляд, абсолютно верно по истечении времени в этот список были включены рекомендации по назначению вида наказания. Именно на основании указанной выше информации принималось окончательное решение о виде назначаемого наказания.
В целях достижения наибольшей эффективности применения наказаний без изоляции от общества и снижения уровня повторной преступности при подготовке досудебного доклада сотрудники службы пробации взаимодействуют с различными службами, которые также могут привлекаться к работе с преступником; все предложения обсуждаются с самим правонарушителем, предлагаемые меры воздействия с ним согласовываются. Во многом благодаря именно такой организации работы суд, основываясь на объективных обстоятельствах, с учетом изученности личности преступника имеет возможность применения различных санкций, не связанных с изоляцией от общества. Кроме того, значительно облегчается дальнейшая работа с осужденным, поскольку планировать и осуществлять воспитательно-профилактическое воздействие с такими лицами значительно проще исходя из индивидуальных особенностей их личности.
В рамках взаимодействия регулярно проводятся совместные совещания для обсуждения и решения интересующих вопросов и проблем, возникающих при осуществлении совместной работы, направленной на повышение эффективности борьбы с преступностью. В приговор на основании досудебного доклада закладывается целый комплекс мер воспитательно-профилактического воздействия, необходимый для конкретного преступника с учетом его личности с целью коррекции его поведения. Эти меры включают
в себя не только элементы кары, обусловленные назначенным наказанием, но и элементы поддержки, связанные с имеющимися у преступника проблемами, с целью защиты других лиц, которые могут пострадать от осужденного.
Среди основных функций сотрудников службы пробации при судах необходимо выделить контроль за своевременным исполнением запросов суда о докладах и представлением доклада судье, ведение переговоров с местными отделениями пробации и другими ведомствами и организациями, от которых суду требуются какие-либо сведения [2, с. 259].
За счет укрепления значимости пробации в период испытательного срока осуществляется мотивирование как сотрудника пробации, так и поднадзорного, поскольку в случае, например, отсутствия прогресса в исполнении приговора они могут быть вызваны в суд.
Доклады, как правило, представляются суду один раз в три месяца, а заключительный доклад -по окончании исполнения приговора.
По нашему мнению, в России по опыту Великобритании представление суду докладов о том, как ведется работа с осужденными, следует внедрить в практическую деятельность сотрудников УИИ. Это связано с тем, что, с одной стороны, такой порядок будет побуждать сотрудников УИИ внимательно наблюдать за осужденными, состоящими на учете, и добиваться поставленных целей, с другой - судья будет иметь обратную связь за счет получения информации о результатах исполнения приговора.
Другой не менее важный момент в системе про-бации - добиться от поднадзорных ясного понимания того, какие обязанности возлагаются на них судом и какие санкции немедленно последуют, если эти обязанности не будут выполняться. В случае нарушения условий приговора в соответствии со строго установленными сроками поднадзорный получает письменные предупреждения, после чего составляется внеочередной доклад суду. Нарушение условий пробации, как правило, влечет за собой приговор к отбытию реального срока. Однако если есть смягчающие обстоятельства, сотрудник пробации может попросить суд принять во внимание эти особые обстоятельства и ходатайствовать о продлении срока пробации (возможно, с наложением дополнительных обязанностей, ограничений или штрафа).
В случаях, когда в работе с поднадзорным удается достичь существенного прогресса, сотрудник про-бации может просить суд о сокращении срока про-бации. Этот факт свидетельствует о наличии строго индивидуального подхода сотрудников службы про-бации к каждому осужденному и пристальном внимании судей к исполнению приговоров.
В целом можно констатировать, что в большинстве судов не существует психологических преград
во взаимодействии судей и сотрудников пробации. Их совместная работа допускает неформальный тон общения в обсуждении как конкретных дел, так и общих вопросов работы суда [2, с. 259].
В Пермском крае и некоторых других регионах России уже ведется работа по подготовке досудебных докладов в сфере ювенальной юстиции. Мы надеемся, что это начинание будет продолжено зарождающейся службой пробации в отношении всех возрастных групп правонарушителей.
Не только в России, но и в других странах растет потребность в объединении усилий разных служб в уголовном судопроизводстве. Полиция, тюрьмы, служба пробации и суды начинают работать не как отдельные индивидуальные «империи», а как взаимосвязанная система ведомств, разделяющих ответственность за то, чтобы меры наказания и программы коррекции поведения были последовательными и адекватными.
Безусловно, для повышения эффективности деятельности УИИ необходимо изучение и внедрение в их деятельность опыта других стран в области взаимодействия сотрудников службы уголовного надзора в досудебном процессе, что существенно упрощает работу суда и прокуратуры, а также обеспечивает получение объективной оценки вероятности совершения повторного преступления после осуждения, что в результате может повлечь за собой снижение уровня преступности в стране.
Одной из основных задач службы пробации в Эстонии является осуществление контроля за поведением поднадзорных лиц, а также выполнение возложенных на них обязанностей. Инспектор службы надзора осуществляет мероприятия по оказанию помощи в социальной адаптации с целью недопущения совершения поднадзорным повторного преступления.
Пример Эстонии для нашей страны представляет особый интерес, поскольку ее опыт законодательного регулирования, осуществления мер организационного характера и подготовки сотрудников службы проба-ции может принести значительную пользу для решения проблем организационно-правового регулирования деятельности УИИ, в том числе в рамках взаимодействия с судами и прокуратурой.
Сотрудники службы пробации имеют своего рода двойной статус: они контролируют выполнение требований суда и вместе с тем должны помогать осужденным вернуться к законопослушной жизни. На основе анализа судебной статистики с учетом роста уровня преступности и требований положений Закона об уголовном надзоре количество поднадзорных на одного сотрудника службы надзора не должно превышать 30 человек. Это число вытекает из признанных международных требований по защите труда чиновников, связан-
ных с социальной работой. В дальнейшем эта норма была отменена.
Служба пробации Эстонии внедрена в судебную систему. Служебный контроль за работой отделов уголовного надзора, а также назначение на должности инспекторов осуществляют административные директора судов и министр юстиции. Судья или прокурор могут истребовать от отдела уголовного надзора досудебное донесение, целью которого является социальный анализ личности, а также предложение по реализации мероприятий по социальной адаптации лица после вынесения судебного решения.
Кроме регулярных отчетов сотрудники отдела уголовного надзора один раз в шесть месяцев представляют в суд внеочередные отчеты. Основание их представления - выявленные нарушения, среди которых выделяют: совершение административного правонарушения; нарушение требований регистрации; нарушение требования проживания в определенном месте; совершение преступления; воспрепятствование надзору; неспособность устранить причиненный вред; неспособность найти работу; продолжить обучение. Такой доклад должен быть рассмотрен в течение 10 рабочих дней, однако это требование не всегда выполняется из-за перегруженности эстонских судов [3, с. 23].
На основании сведений, содержащихся во внеочередном отчете, судья принимает конкретное решение, например: направить для отбывания назначенного наказания; исполнить обязательства, взятые на себя; объявить в розыск; устранить причиненный вред; устроиться на работу; продолжить обучение; пройти лечение или реабилитационную программу; не посещать определенные места; избегать контактов с определенными людьми.
Особо следует остановиться на досудебном донесении инспектора службы уголовного надзора, если в качестве обвиняемого выступает несовершеннолетний. Сотрудник службы пробации составляет судебное донесение в отношении обвиняемого несовершеннолетнего по требованию прокурора. Инспектор на основе результатов беседы с несовершеннолетним, его родственниками, школьными учителями, друзьями, посещения его дома в случае необходимости консультации со специалистами излагает в докладе обстоятельства и условия жизни подростка, дает медицинскую и психологическую характеристику, свои рекомендации о возможных мерах воздействия. На основании изложенных в нем данных прокурор может принять решение о прекращении уголовного дела и направлении документов по месту жительства в комиссию по делам несовершеннолетних для принятия предусмотренных законом мер воздействия либо о направлении материалов уголов-
ного дела и досудебного донесения сотрудника службы уголовного надзора в суд.
В рамках рассматриваемой проблемы взаимодействия УИИ с судами следует отметить, что судьи в целом соглашаются с позицией сотрудников службы уголовного надзора. Напротив, в практике деятель-
ности УИИ отмечается, что суды не всегда идут на удовлетворение представлений УИИ, что обусловливает необходимость дальнейшей проработки взаимодействия УИИ с судами и прокуратурой в целях эффективного исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества [4, 5].
Список литературы
1. Работа с правонарушителями в обществе. СПб., 2012. 153 с.
2. Третий пермский конгресс ученых-юристов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 12 октября 2012 г.) / отв. ред. О. А. Кузнецова ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2012. 289 с.
3. Обзор законодательства скандинавских и балтийских стран по службе пробации (уголовному надзору). СПб., 2005. 243 с.
4. Смирнова И. Н. Современное состояние взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с судами и прокуратурой при контроле за поведением условно осужденных // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1. С. 49-52.
5. Смирнова И. Н. Актуальные проблемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению исправительных работ // Человек: преступление и наказание. 2015. № 4. С. 48-52.
References
1. Rabota s pravonarushitelyami v obshchestve [Working with offenders in the society]. SPb, 2012. 153 р.
2. Tretij permskij congress uchenyh-yuristov: materially mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The third Congress of the Perm scientists-lawyers: materials of intern. scientific.-pract. Conf.], (g. Perm', 12 oktyabrya 2012 g.) / otv. red. O. A. Kuznecova ; Perm. gos. nac. issl. un-t. Perm', 2012. 289 р.
3. Obzor zakonodatel'stva skandinavskih i baltijskih stran po sluzhbe probacii (ugolovnomu nadzoru) [A review of the legislation of the Scandinavian and Baltic countries on probation service (criminal supervision)]. Seriya «Prava cheloveka». SPb., 2005. 243 р.
4. Smirnova I. N. Sovremennoe sostoyanie vzaimodejstviya ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij s sudami I prokuraturoj pri kontrole za povedeniem uslovno osuzhdennyh [The modern state of interaction between criminal-executive inspections with the courts and prosecutor's оffice in monitoring the behavior of conditionally convicted persons] // Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment. 2016, no. 1, рр. 49-52.
5. Smirnova I. N. Aktual'nye problemy organizacii deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij po ispol-neniyu ispravitel'nyh rabot [Urgent problems of organization of activities of penal inspections for the execution of corrective works] // Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment. 2015, no. 4, рр. 48-52.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ковалева Мария Сергеевна - преподаватель кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России, г. Псков, Российская Федерация, адъюнкт заочной формы обучения Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kovaleva Mariya S. - lecturer Department of organization of mode and operational search activity in penal system of Pskov branch of Academy of the FPS of Russia, Pskov, the Russian Federation, adjunct distance learning Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Ковалева, М. С. К вопросу о международном опыте организации взаимодействия служб и органов, исполняющих наказания без изоляции от общества, с судами и прокуратурой / М. С. Ковалева // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 2. -С.226-229.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kovaleva M.S.K voprosu o mezhdunarodnom opyte organizacii vzaimodejstviya sluzhb i organov, ispolnyayushchih nakazaniya bez izolyacii ot ob-shchestva, s sudam i iprokuraturoj [To the question about the international experience of interaction between the services and bodies executing punishments without isolation from society, withcourtsandprosecutor'soifice]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 226-229.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 164-327