Научная статья на тему 'Службе пробации быть'

Службе пробации быть Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PENAL INSPECTIONS / PROBATION SERVICE / SOCIAL REINTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахмаев Эдуард Саидович

В статье рассматриваются вопросы создания и организации деятельности новой правоохранительной службы службы пробации, анализируется опыт работы службы пробации в зарубежных странах, определяются принципы и основные направления деятельности службы пробации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBATION SERVICE IN RUSSIA

The article deals with creation and arrangement of a new law-enforcement service in Russia Probation Service. The topics covered in the article are as following: Probation Service in foreign countries, basic principles and aspects of Probation Service in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Службе пробации быть»

Реформирование уголовно-исполнительной системы

удк343.848 E.S. RAHMAEV*

ББК 67.409.021

Р27 PROBATION SERVICE IN RUSSIA

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы создания и организации деятельности новой правоохранительной службы - службы пробации, анализируется опыт работы службы пробации в зарубежных странах, определяютсяпринципы и основные направления деятельности службы пробации в Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовно-исполнительныеинс-пекции, служба пробации, социальная реабилитация.

Annotation: the article deals with creation and arrangement of a new law-enforcement service in Russia-Probation Service. The topics covered in the article are as following: Probation Service in foreign countries, basic principles and aspects of Probation Service in the Russian Federation.

Key words: penal inspections, Probation Service, social reintegration.

ЭДУАРД

САИДОВИЧ

РАХМАЕВ*

СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ

БЫТЬ

Проблема ограничения применения лишения свободы в практике борьбы с преступностью является весьма актуальной для России, занимающей второе место в мире по числу осужденных, находящихся в местах изоляции от общества. Содержание такого большого количества граждан в исправительных учреждениях тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствуетраспространению обычаев и традиций криминальной среды. Поиски альтернатив лишению свободы обусловлены не только низкой эффективностью данного вида наказания, о чем свидетель-ствуетрецидив преступлений, экономическими и социальными издержками, связанными с исполнением лишения свободы, но и политическими реалиями.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России особое внимание уделяется развитию учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества. Решающее значение при этом имеет изменение карательной политики государства в направлении ее либерализации по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. Осуществлять эту политику призваны уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) ФСИН России.

В соответствии с российским законодательством инспекции осуществляют исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания. Ежегодно по их учетам проходит свыше миллиона осужденных, в том числе более 100 тыс. несовершеннолетних. Как показывает практика, малочис-

* Кандидат юридических наук, заместитель начальника научногоцентра - начальник научно-исследовательскогсотдела Академии ФСИН России.

E-mail: [email protected].

ленные уголовно-исполнительные инспекции не в состоянии эффективно выполнять возложенные на них функции.

В настоящее время в научной литературе и средствах массовой информации при обсуждении проблем применения мер, альтернативных лишению свободы, достаточно часто рассматривается необходимость создания в нашей стране службы пробации.

«Пробация» (лат. ргоЬайо - испытание) -юридический термин, использующийся в международной практике для определения названия и деятельности службы, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, столкнувшимися с законом, осужденными, но не лишенными свободы, или освобожденными из-под стражи.

В большинстве стран Европы (Великобритания, Дания, Финляндия), Америки, в некоторых азиатских и африканских странах такие службы уже давно созданы. Как правило, это государственное внеполицейское, внетюремное, часто гражданское ведомство, основными направлениями деятельности которого являются развитие и организация политики исполняемых в обществе уголовных наказаний и оказание помощи лицам после освобождения из исправительных учреждений. В частности, государственная служба пробации Латвии выполняет следующие функции:

- представляет досудебные доклады суду и прокурорам;

- оказывает помощь лицам, освобожденным из учреждений лишения свободы;

- разрабатывает и осуществляет программы коррекции социального поведения поднадзорных лиц;

- координируетход исполнения наказания лицами, осужденными к принудительным работам;

- обеспечивает исполнение общественных работ несовершеннолетнимиправонарушителями;

- организовывает процесс примирения при помощи посредника между потерпевшим и жертвой преступления;

- осуществляет надзор за лицами, условно освобожденными от уголовной ответственности, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными, оказывает им необходимую помощь.

В Эстонии служба пробации специально учреждена для применения наказаний, альтернативных лишению свободы. К таким альтернативным видам наказаний относятся помещение под уголовный надзор (в России это соответствует контролю за осужденными условно в со-

ответствии со ст. 73 УК РФ) и общественно полезные работы (в России - обязательные работы).

В Эстонии служба пробации (уголовного надзора) выполняет следующие функции:

- представляет прокурору и суду досудебное донесение (доклад, отчет) о личности обвиняемого или подсудимого, содержащее резюме личных качеств обвиняемого или подсудимогои данные о его социальном положении, а также заключение, касающееся испытательного срока и выбора возлагаемых на осужденного обязанностей; досудебное донесение состоит из фактов биографии обвиняемого или подсудимогои со-циально-психологическогопрогноза;

- на основании судебного решения осуществляет надзор за исполнением осужденными назначенных судом наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Инспектор пробации (уголовного надзора) следит за исполнением обязанностей, указанных в приговоре суда, помогает поднадзорному и консультируетего при исполнении указанных обязанностей, а также оказывает ему помощь, способствующую его социальной адаптации, а именно: в поиске мест работы, учебы и жительства, а также в решении других личных проблем. Инспектор пробации (уголовного надзора) должен содействовать приобретению поднадзорным способности самостоятельно справляться с возникающими в повседневной жизни проблемами. Работник службы пробации занимается поиском мест по выполнению поднадзорным общественно полезных работ;

- представляет в суд периодическое донесение о поднадзорном, содержащее обзор исполнения приговора и информацию о его поведении;

- представляет в суд внеочередное донесение о поднадзорном в случаях, если он не исполняет возложенные на него судом обязанности, совершает в период испытательного срока преступление или ведет себя препятствующим осуществлению уголовного надзора образом; в данном случае во внеочередном донесении инспектор пробации может поставить перед судом вопрос о возложении дополнительных обязанностей на поднадзорного либо об обращении приговора к реальному исполнению;

- готовит доклад (отчет) суду в связи с ходатайством лица об условно-досрочном освобождении из тюрьмы, о возможности такого условно-досрочного освобождения; в данном случае в службу пробации (уголовного надзора) тюрьма представляет запрос в отношении

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

лица, желающего получить условно-досрочное освобождение от наказания в виде лишения свободы, и инспектор пробации начинает готовить информацию об осужденном;

- надзирает за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, осуществляет контроль за их поведением и оказывает им помощь в социальной адаптации;

- надзирает за несовершеннолетними, к которым применены воспитательные меры, оказывает им помощь в социальной интеграции.

Цель пробации (уголовного надзора) состоит в содействии социальной адаптации поднадзорных и предупреждении совершения ими повторных правонарушений.

Приведенные примеры не случайны. Для России опыт Латвии и Эстонии может быть полезен потому, что до 1991 г. наша страна имела общие основы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Пример Эстонии представляет особый интерес, поскольку этому государствупри-шлось формировать службу пробации с нуля, ее опыт законодательного регулирования, меры организационного характера и подготовки сотрудников этой службы могут оказаться чрезвычайно полезными при решении аналогичных проблем в России.

На наш взгляд, наиболее эффективная модель службы пробации должна предполагать тесную взаимосвязь между офицерами пробации и социально-реабилитационными программами и процессами на обслуживаемойтерритории, включая программы общественных организаций. Такой подход требует принципиально нового способа кадрового формирования службы пробации и внедрения иных способов и методов ее финан -сирования, включая технологию социального заказа, когда в качестве заказчика выступает служба пробации, в качестве исполнителя - социальная служба другого ведомства или общественная организация, а благополучателемэтих услуг - гражданин, столкнувшийся с законом.

Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт дают основание при рассмотрении концепции создания института пробации в Российской Федерации заложить в нее следующие принципы:

- указанный институт должен иметь самостоятельное ведомственное подчинение;

- служба пробации должна заполнить нишу социально-реабилитационной работы с гражданами, преступившими закон;

- эта служба должна быть компактным органом, который обязан не только сам решать

социально-реабилитационные задачи, но и организационно и финансово мобилизовывать все существующие на обслуживаемой территории реабилитационные ресурсы, организуя эту работу путем формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля.

В настоящий период первоначальные основы службы пробации неизбежно и естественно формируются в регионах, которые поставили перед собой задачу развивать ювенальные технологии. В то же время именно эти процессы актуализировали создание службы пробации и сделали очевидной неизбежность и неотлагательность этой задачи. Не создав институциональные формы работы с гражданином, преступившим закон, мы всегда будем заниматься профанацией этой деятельности. На основании изложенного предлагается создать Федеральную службу пробации, подведомственную Министерству юстиции Российской Федерации, со следующими основными функциями:

1. Социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных граждан.

2. Социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условнодосрочно освобожденных граждан.

3. Социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания.

4. Независимый от следственных органов доклад суду о социальной опасности гражданина в процессе судебного следствия. Досудебным докладом может быть информация, которая характеризует клиента пробации, готовится работником службы пробации по запросу суда или прокурора. Целесообразно его использование при решении вопроса об избрании меры пресечения, вида наказания, а также когда административная комиссия исправительного учреждения готовит материалы для суда об условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и лицо подпадает под надзор (пробацию).

5. Организация процедур примирения и восстановления (медиация).

В настоящее время существует три модели медиации1. Первая модель медиации является составной частью системы правосудия. Суть ее заключается в том, что на определенной стадии уголовного процесса дело направляется медиатору на которого возложена обязанность достичь соглашения между потерпевшим и пре-

ступником. Если соглашение между ними будет достигнуто, то оно повлияет на результат судебного разбирательства: либо обвинения будут сняты, либо соглашение повлияет на вид и размер наказания.

Вторая модель заменяет процедуру правосудия. Она применяется, когда на очень ранней стадии дело выводится из системы уголовного правосудия. В таких случаях медиация предполагает урегулирование путем переговоров отношений между потерпевшим и преступником, носящее характер частного права.

В третьей модели программа медиации используется в процедуре уголовного правосудия как дополнительное средство, часто применяемое после окончания уголовного суда.

Целесообразным представляется использование второй модели медиации (примирение с помощью посредника). Причем роль посредни-

ка могут осуществлять не только работники пробации, но и специально обученные добровольцы, при этом сама служба пробации разрабатывает программу обучения работников для выполнения этой функции. Цель примирения -защита интересов потерпевшего, чтобы он имел возможность высказать обидчику свои претензии, а преступник компенсировал бы вред (компенсация может быть финансовой или материальной, а также может быть реализована в пользу потерпевшего или общества).

6. Организация разработки программ коррекции социального поведения.

7. Оказание лицам, освобожденным из исправительных учреждений, постпенитенциарной помощи.

Создание в нашей стране службы пробации позволит снизить нагрузку на УИИ и, несомненно, повысит эффективность применения мер, альтернативных лишению свободы.

1 См.: Восстановительное правосудие/ Под общ. ред. И. Л. Петрухина М., 2003. С. 13.

Реформирование уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.