Научная статья на тему 'Об организации розыскных мероприятий, проводимых уголовно-исполнительными инспекциями'

Об организации розыскных мероприятий, проводимых уголовно-исполнительными инспекциями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SEARCH ACTIONS / АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT / PENAL INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров Олег Николаевич

В статье изложены вопросы правового регулирования и организации проведения розыскных мероприятий уголовно-исполнительными инспекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уваров Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the organization of the search events held by penal inspections

In article questions of legal regulation and the organization of carrying out search actions are stated by penal inspections.

Текст научной работы на тему «Об организации розыскных мероприятий, проводимых уголовно-исполнительными инспекциями»

С учётом вышеизложенного можно сделать вывод, что одними из основных проблем в организации режима на сегодняшний день продолжают оставаться:

- недостатки в организации работы с лицами, поставленными на профилактический учёт, в том числе с активными участниками группировок отрицательной направленности и лицами, придерживающимися экстремистской идеологии, когда в первом случае осуждённые, не желающие соблюдать требования режима, не несут никакой ответственности, содержатся вместе с другими осуждёнными, оказывая на них отрицательное влияние, а во втором случае осуждённые под различными религиозными предлогами продолжают пользоваться религиозной атрибутикой в нарушение требований Правил внутреннего распорядка;

- проблемы перекрытия каналов поступления в учреждения запрещённых предметов. Количество запрещённых предметов неоправданно велико, чем осуждённые пользуются для совершения преступлений.

В связи с этим необходимо продолжить работу по переработке нормативно-правовой базы, направленной на повышение эффективности функционирования исправительных учреждений, выработке и внедрению в их деятельность современных прогрессивных способов работы оперативно-режимных служб.

УДК 343.265

О. Н. Уваров

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ

ИНСПЕКЦИЯМИ

O. N. Uvarov

ABOUT THE ORGANIZATION OF THE SEARCH EVENTS HELD BY

PENAL INSPECTIONS

В статье изложены вопросы правового регулирования и организации проведения розыскных мероприятий уголовно-исполнительными инспекциями.

In article questions of legal regulation and the organization of carrying out search actions are stated by penal inspections.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, розыскные мероприятия, альтернативы лишению свободы.

Keywords: penal inspections, search actions, alternatives to imprisonment.

Изменения, внесённые в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ)1 Федеральным законом от

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ1, в частности, ввели ст. 18.1 «Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества». Указанная статья включает в себя нормативное регулирование проведения розыскных мероприятий в отношении осуждённых без изоляции от общества, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции. При этом первой частью указанной статьи первоначальные розыскные мероприятия в отношении осуждённых к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осуждённых и осуждённых с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля, осуществляются уголовно-исполнительной инспекцией. Второй частью этой статьи объявление розыска осуждённых к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осуждённых и осуждённых с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, поручено оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы. Третья же часть определяет, что оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определённых Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2, в пределах их компетенции и оперативными подразделениями иных государственных органов, определённых этим законом.

Проведение первоначальных розыскных мероприятий уголовно-исполнительными инспекциями не является новеллой, однако законодательного закрепления такие мероприятия до вступления в силу указанного закона не имели. Вместе с тем возложение ответственности за объявление розыска осуждённых к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, на оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы произошло впервые. Безусловно, нельзя утверждать, что розыск этой категории осуждённых не осуществлялся, ими занимались и оперативные подразделения полиции (милиции), розыск и задержание их осуществляли и подразделения розыска уголовно-исполнительной системы, однако эти действия осуществлялись в большинстве случаев после замены либо отмены этим лицам осуждения без изоляции от

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

общества и применения наказания в виде лишения свободы.

Как представляется, введение в действие ст. 18.1 УИК РФ явилось продолжением развития реализации тех норм УИК РФ, которые были введены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ1 и Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ , касающихся обязательных, исправительных работ и ограничения свободы. В частности, положения о том, что злостно уклоняющийся от отбывания обязательных работ осуждённый, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, при этом данный срок может быть продлён судом до 30 суток (ч. 2 ст. 30 УИК РФ); скрывшийся с места жительства осуждённый к исправительным работам, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, при этом указанный срок может быть продлён судом до 30 суток (ч. 4 ст. 46 УИК РФ); осуждённый к ограничению свободы, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов, при этом данный срок может быть продлён судом до 30 суток (ч. 6 ст. 58 УИК РФ).

Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. № 271-ФЗ3, от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ внесены и соответствующие изменения и дополнения в ст. 396, 397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)4, касающиеся вопросов, связанных с объявлением осуждённых без изоляции от общества в розыск.

Вместе с тем, только сегодня можно говорить о завершении формирования механизма реализации розыска осуждённых к наказаниям и иным мерам уголовно правовой ответственности, не связанным с изоляцией их от общества, и о связанных с этим правовых последствиях для них. Этот вывод обусловлен и формированием судебной практики по рассматриваемым вопросам, и доработкой ведомственных нормативных правовых актов, и сложившейся системой взаимодействия задействованных в решении таких вопросов структур и органов.

1 О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 52. Ч. 1. Ст. 6453.

3 О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 271-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6226.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.

Правовую основу организации розыска осуждённых к наказаниям

и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с

изоляцией от общества, составляют Конституция Российской 1 2 Федерации , Уголовный кодекс Российской Федерации , Уголовно-

исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ,

Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-

розыскной деятельности», Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-Ф3

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в

совершении преступлений» , Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

лишения свободы»4, приказ Минюста РФ от 20.05.2009 г. № 142 «Об

утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер

уголовно-правового характера без изоляции от общества»5, приказ

Минюста РФ от 11.10.2010 г. № 258 «Об утверждении инструкции по

организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»6,

совместный приказ МВД РФ и ФСИН РФ от 17.06.2013 г.

№ 442дсп/11дсп. Именно указанными законодательными и

нормативными правовыми актами определён порядок первоначальных

розыскных мероприятий, порядок замены и отмены наказаний и иных

мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от

общества, порядок объявления в розыск, порядок задержания и

содержания таких осуждённых в течение 48 часов, порядок продления

этого срока до 30 суток, порядок разрешения вопросов о правовых

последствиях злостного или систематического уклонения от исполнения

приговора суда.

При этом следует подчеркнуть, что первоначальные розыскные мероприятия по установлению местонахождения осуждённых, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций,

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь // Собрание законодательства РФ. 2014. 14 апреля. № 15. Ст. 1691.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

4 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

5 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 (ред. от 27.12.2010) // Российская газета. 2009. 14 августа.

6 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста РФ от 11.10.2010 № 258 // Российская газета. 2010. 27 октября.

проводятся в отношении осуждённых к обязательным и исправительным работам, лишению права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, ограничению свободы, осуждённых с отсрочкой отбывания наказания и условно осуждённых. Объявлены же в розыск могут быть осуждённые к наказаниям в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, условно осуждённые, осуждённые с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющиеся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, если первоначальными розыскными мероприятиями они не были разысканы. Однако задержаны на 48 часов с возможностью продления этого срока до 30 суток могут быть только осуждённые к обязательным работам, исправительным работам и осуждённые к ограничению свободы.

Именно в отношении осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы предполагается их содержание в течение 48 часов в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. При этом задержание может быть осуществлено оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, либо оперативными подразделениями иных государственных органов самостоятельно.

Содержание же указанных лиц по решению суда до 30 суток с момента задержания может быть осуществлено в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Такое утверждение вытекает из требований п. 18 ст. 397 УПК РФ, где определено, что суд рассматривает вопрос, связанный с исполнением приговора, о заключении осуждённого, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, под стражу, до рассмотрения вопроса о замене наказания лишением свободы, но не более чем на 30 суток. Кроме того, этот вывод подтверждается тем, что в соответствии с Законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (ч. 8, 9) следственные изоляторы предназначены для содержания именно под стражей, а изоляторы временного содержания - для временного содержания лиц, которым судом применено содержание под стражей и в случаях, предусмотренных УПК РФ.

Очевидно, что формулировка, фактически применённая в ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ о том, что осуждённый может быть задержан на срок до 48 часов, который может быть продлён судом до 30 суток, связана не с заключением под стражу, а с продлением срока задержания. Однако норма п. 18 ст. 397 УПК РФ о том, что суд в рассматриваемом случае принимает решение о заключении осуждённого под стражу, убеждает в том, что содержаться эти осуждённые должны в

следственных изоляторах.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осуждённый, в том числе и скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. А в отношении такого осуждённого согласно ч. 2 ст. 29 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания. Также в соответствии с ч. 3 ст. 46 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ также признаётся осуждённый, скрывшийся с места жительства и местонахождение которого неизвестно. Согласно ч. 5 этой же статьи в отношении таких осуждённых уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания. В свою очередь, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы в соответствии с ч. 4 ст. 58 УИК РФ признаётся осуждённый, скрывшийся с места жительства, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Согласно ч. 5 этой же статьи в отношении такого осуждённого уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы (злостное уклонение осуждённого от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечёт за собой уголовную ответственность).

В соответствии с ч. 4 ст. 190 УИК РФ, если условно осуждённый скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Согласно ч. 6 этой же статьи скрывающимся от контроля признаётся условно осуждённый, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Однако задержание условно осуждённого на срок до 48 часов и продление этого срока УИК РФ не предусмотрено.

Таким образом, осуждённые к обязательным работам, осуждённые к исправительным работам, осуждённые к ограничению свободы и условно осуждённые в случае, если они скрылись от контроля уголовно-исполнительной инспекции, относятся к категории злостно (при условном осуждении - систематически) уклоняющимися от исполнения приговора суда, и в отношении них должен решаться вопрос о замене (отмене) применённого судом наказания либо условного осуждения. Иными словами, случаи объявления в розыск осуждённых к обязательным работам, осуждённых к исправительным работам либо осуждённых к ограничению свободы должны быть достаточно редкими и реализовываться, как представляется, в исключительных случаях (например, когда в суде не доказана цель уклонения осуждённого от контроля уголовно-исполнительной инспекции).

Согласно ч. 3 ст. 178 УИК РФ осуждённая (осуждённый) считается

уклоняющимся от воспитания ребёнка, если он (осуждённый) скрылся. Ч. 1 этой же статьи обязывает уголовно-исполнительную инспекцию объявить осуждённому предупреждение в случае уклонения от воспитания ребенка и ухода за ним. В соответствии с ч. 2 указанной статьи только в случае, если осуждённый продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция имеет право внести в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осуждённого для отбывания наказания, назначенного приговором суда. Ситуация с отсрочкой отбывания наказания представляется более сложной в случае, если осуждённая (осуждённый) скрылся, при этом официально не отказавшись от ребёнка, либо совместно с ребёнком. В этом случае, исходя из приведённых норм, розыск таких осуждённых практически необходим, в том числе и не только силами уголовно-исполнительной инспекции.

Согласно ч. 3 ст. 33 УИК РФ при исполнении наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью уголовно-исполнительные инспекции ведут учёт осуждённых; контролируют соблюдение осуждёнными предусмотренного приговором суда запрета занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осуждённые, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определённой деятельностью, запрещённой осуждённым; организуют проведение с осуждёнными воспитательной работы. По смыслу приведённой нормы случаи уклонения от контроля уголовно-исполнительной инспекции осуждённых к наказаниям в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью также не должны оставаться без внимания, т. е. уголовно-исполнительные инспекции фактически обязаны разыскивать данных осуждённых. Вместе с тем, ст. 18.1. УИК РФ проведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении этой категории осуждённых не регламентирует, а кроме того, розыск таких осуждённых не отражён и в ведомственных нормативных правовых актах.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь // Собрание законодательства РФ. -2014. - 14 апреля. - № 15. - Ст. 1691.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 52. - Ч. 1. - Ст. 4921.

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.

6. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4847.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 6453.

8. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 271-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 6226.

9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.

10. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.

11. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 33. - Ст. 3349.

12. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 (ред. от 27.12.2010) // Российская газета. - 2009. -14 августа.

13. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста РФ от 11.10.2010 № 258 // Российская газета. - 2010. - 27 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.