С учётом вышеизложенного можно сделать вывод, что одними из основных проблем в организации режима на сегодняшний день продолжают оставаться:
- недостатки в организации работы с лицами, поставленными на профилактический учёт, в том числе с активными участниками группировок отрицательной направленности и лицами, придерживающимися экстремистской идеологии, когда в первом случае осуждённые, не желающие соблюдать требования режима, не несут никакой ответственности, содержатся вместе с другими осуждёнными, оказывая на них отрицательное влияние, а во втором случае осуждённые под различными религиозными предлогами продолжают пользоваться религиозной атрибутикой в нарушение требований Правил внутреннего распорядка;
- проблемы перекрытия каналов поступления в учреждения запрещённых предметов. Количество запрещённых предметов неоправданно велико, чем осуждённые пользуются для совершения преступлений.
В связи с этим необходимо продолжить работу по переработке нормативно-правовой базы, направленной на повышение эффективности функционирования исправительных учреждений, выработке и внедрению в их деятельность современных прогрессивных способов работы оперативно-режимных служб.
УДК 343.265
О. Н. Уваров
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ
ИНСПЕКЦИЯМИ
O. N. Uvarov
ABOUT THE ORGANIZATION OF THE SEARCH EVENTS HELD BY
PENAL INSPECTIONS
В статье изложены вопросы правового регулирования и организации проведения розыскных мероприятий уголовно-исполнительными инспекциями.
In article questions of legal regulation and the organization of carrying out search actions are stated by penal inspections.
Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, розыскные мероприятия, альтернативы лишению свободы.
Keywords: penal inspections, search actions, alternatives to imprisonment.
Изменения, внесённые в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ)1 Федеральным законом от
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ1, в частности, ввели ст. 18.1 «Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества». Указанная статья включает в себя нормативное регулирование проведения розыскных мероприятий в отношении осуждённых без изоляции от общества, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции. При этом первой частью указанной статьи первоначальные розыскные мероприятия в отношении осуждённых к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осуждённых и осуждённых с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля, осуществляются уголовно-исполнительной инспекцией. Второй частью этой статьи объявление розыска осуждённых к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осуждённых и осуждённых с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, поручено оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы. Третья же часть определяет, что оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определённых Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2, в пределах их компетенции и оперативными подразделениями иных государственных органов, определённых этим законом.
Проведение первоначальных розыскных мероприятий уголовно-исполнительными инспекциями не является новеллой, однако законодательного закрепления такие мероприятия до вступления в силу указанного закона не имели. Вместе с тем возложение ответственности за объявление розыска осуждённых к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, на оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы произошло впервые. Безусловно, нельзя утверждать, что розыск этой категории осуждённых не осуществлялся, ими занимались и оперативные подразделения полиции (милиции), розыск и задержание их осуществляли и подразделения розыска уголовно-исполнительной системы, однако эти действия осуществлялись в большинстве случаев после замены либо отмены этим лицам осуждения без изоляции от
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
общества и применения наказания в виде лишения свободы.
Как представляется, введение в действие ст. 18.1 УИК РФ явилось продолжением развития реализации тех норм УИК РФ, которые были введены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ1 и Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ , касающихся обязательных, исправительных работ и ограничения свободы. В частности, положения о том, что злостно уклоняющийся от отбывания обязательных работ осуждённый, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, при этом данный срок может быть продлён судом до 30 суток (ч. 2 ст. 30 УИК РФ); скрывшийся с места жительства осуждённый к исправительным работам, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, при этом указанный срок может быть продлён судом до 30 суток (ч. 4 ст. 46 УИК РФ); осуждённый к ограничению свободы, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов, при этом данный срок может быть продлён судом до 30 суток (ч. 6 ст. 58 УИК РФ).
Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. № 271-ФЗ3, от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ внесены и соответствующие изменения и дополнения в ст. 396, 397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)4, касающиеся вопросов, связанных с объявлением осуждённых без изоляции от общества в розыск.
Вместе с тем, только сегодня можно говорить о завершении формирования механизма реализации розыска осуждённых к наказаниям и иным мерам уголовно правовой ответственности, не связанным с изоляцией их от общества, и о связанных с этим правовых последствиях для них. Этот вывод обусловлен и формированием судебной практики по рассматриваемым вопросам, и доработкой ведомственных нормативных правовых актов, и сложившейся системой взаимодействия задействованных в решении таких вопросов структур и органов.
1 О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 52. Ч. 1. Ст. 6453.
3 О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 271-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6226.
4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.
Правовую основу организации розыска осуждённых к наказаниям
и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с
изоляцией от общества, составляют Конституция Российской 1 2 Федерации , Уголовный кодекс Российской Федерации , Уголовно-
исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ,
Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-
розыскной деятельности», Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-Ф3
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений» , Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы»4, приказ Минюста РФ от 20.05.2009 г. № 142 «Об
утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер
уголовно-правового характера без изоляции от общества»5, приказ
Минюста РФ от 11.10.2010 г. № 258 «Об утверждении инструкции по
организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»6,
совместный приказ МВД РФ и ФСИН РФ от 17.06.2013 г.
№ 442дсп/11дсп. Именно указанными законодательными и
нормативными правовыми актами определён порядок первоначальных
розыскных мероприятий, порядок замены и отмены наказаний и иных
мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от
общества, порядок объявления в розыск, порядок задержания и
содержания таких осуждённых в течение 48 часов, порядок продления
этого срока до 30 суток, порядок разрешения вопросов о правовых
последствиях злостного или систематического уклонения от исполнения
приговора суда.
При этом следует подчеркнуть, что первоначальные розыскные мероприятия по установлению местонахождения осуждённых, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций,
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь // Собрание законодательства РФ. 2014. 14 апреля. № 15. Ст. 1691.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
4 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
5 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 (ред. от 27.12.2010) // Российская газета. 2009. 14 августа.
6 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста РФ от 11.10.2010 № 258 // Российская газета. 2010. 27 октября.
проводятся в отношении осуждённых к обязательным и исправительным работам, лишению права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, ограничению свободы, осуждённых с отсрочкой отбывания наказания и условно осуждённых. Объявлены же в розыск могут быть осуждённые к наказаниям в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, условно осуждённые, осуждённые с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющиеся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, если первоначальными розыскными мероприятиями они не были разысканы. Однако задержаны на 48 часов с возможностью продления этого срока до 30 суток могут быть только осуждённые к обязательным работам, исправительным работам и осуждённые к ограничению свободы.
Именно в отношении осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы предполагается их содержание в течение 48 часов в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. При этом задержание может быть осуществлено оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, либо оперативными подразделениями иных государственных органов самостоятельно.
Содержание же указанных лиц по решению суда до 30 суток с момента задержания может быть осуществлено в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Такое утверждение вытекает из требований п. 18 ст. 397 УПК РФ, где определено, что суд рассматривает вопрос, связанный с исполнением приговора, о заключении осуждённого, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, под стражу, до рассмотрения вопроса о замене наказания лишением свободы, но не более чем на 30 суток. Кроме того, этот вывод подтверждается тем, что в соответствии с Законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (ч. 8, 9) следственные изоляторы предназначены для содержания именно под стражей, а изоляторы временного содержания - для временного содержания лиц, которым судом применено содержание под стражей и в случаях, предусмотренных УПК РФ.
Очевидно, что формулировка, фактически применённая в ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ о том, что осуждённый может быть задержан на срок до 48 часов, который может быть продлён судом до 30 суток, связана не с заключением под стражу, а с продлением срока задержания. Однако норма п. 18 ст. 397 УПК РФ о том, что суд в рассматриваемом случае принимает решение о заключении осуждённого под стражу, убеждает в том, что содержаться эти осуждённые должны в
следственных изоляторах.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осуждённый, в том числе и скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. А в отношении такого осуждённого согласно ч. 2 ст. 29 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания. Также в соответствии с ч. 3 ст. 46 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ также признаётся осуждённый, скрывшийся с места жительства и местонахождение которого неизвестно. Согласно ч. 5 этой же статьи в отношении таких осуждённых уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания. В свою очередь, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы в соответствии с ч. 4 ст. 58 УИК РФ признаётся осуждённый, скрывшийся с места жительства, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Согласно ч. 5 этой же статьи в отношении такого осуждённого уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы (злостное уклонение осуждённого от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечёт за собой уголовную ответственность).
В соответствии с ч. 4 ст. 190 УИК РФ, если условно осуждённый скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Согласно ч. 6 этой же статьи скрывающимся от контроля признаётся условно осуждённый, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Однако задержание условно осуждённого на срок до 48 часов и продление этого срока УИК РФ не предусмотрено.
Таким образом, осуждённые к обязательным работам, осуждённые к исправительным работам, осуждённые к ограничению свободы и условно осуждённые в случае, если они скрылись от контроля уголовно-исполнительной инспекции, относятся к категории злостно (при условном осуждении - систематически) уклоняющимися от исполнения приговора суда, и в отношении них должен решаться вопрос о замене (отмене) применённого судом наказания либо условного осуждения. Иными словами, случаи объявления в розыск осуждённых к обязательным работам, осуждённых к исправительным работам либо осуждённых к ограничению свободы должны быть достаточно редкими и реализовываться, как представляется, в исключительных случаях (например, когда в суде не доказана цель уклонения осуждённого от контроля уголовно-исполнительной инспекции).
Согласно ч. 3 ст. 178 УИК РФ осуждённая (осуждённый) считается
уклоняющимся от воспитания ребёнка, если он (осуждённый) скрылся. Ч. 1 этой же статьи обязывает уголовно-исполнительную инспекцию объявить осуждённому предупреждение в случае уклонения от воспитания ребенка и ухода за ним. В соответствии с ч. 2 указанной статьи только в случае, если осуждённый продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция имеет право внести в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осуждённого для отбывания наказания, назначенного приговором суда. Ситуация с отсрочкой отбывания наказания представляется более сложной в случае, если осуждённая (осуждённый) скрылся, при этом официально не отказавшись от ребёнка, либо совместно с ребёнком. В этом случае, исходя из приведённых норм, розыск таких осуждённых практически необходим, в том числе и не только силами уголовно-исполнительной инспекции.
Согласно ч. 3 ст. 33 УИК РФ при исполнении наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью уголовно-исполнительные инспекции ведут учёт осуждённых; контролируют соблюдение осуждёнными предусмотренного приговором суда запрета занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осуждённые, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определённой деятельностью, запрещённой осуждённым; организуют проведение с осуждёнными воспитательной работы. По смыслу приведённой нормы случаи уклонения от контроля уголовно-исполнительной инспекции осуждённых к наказаниям в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью также не должны оставаться без внимания, т. е. уголовно-исполнительные инспекции фактически обязаны разыскивать данных осуждённых. Вместе с тем, ст. 18.1. УИК РФ проведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении этой категории осуждённых не регламентирует, а кроме того, розыск таких осуждённых не отражён и в ведомственных нормативных правовых актах.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь // Собрание законодательства РФ. -2014. - 14 апреля. - № 15. - Ст. 1691.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 52. - Ч. 1. - Ст. 4921.
5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.
6. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4847.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 6453.
8. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 271-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 6226.
9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
10. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
11. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 33. - Ст. 3349.
12. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 (ред. от 27.12.2010) // Российская газета. - 2009. -14 августа.
13. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста РФ от 11.10.2010 № 258 // Российская газета. - 2010. - 27 октября.