Научная статья на тему 'К вопросу о задержании осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы'

К вопросу о задержании осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / PENAL INSPECTION / PENAL DETENTION / УКЛОНЕНИЕ / EVASION / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ОСУЖДЁННЫЙ / CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Антон Геннадьевич, Красоткин Павел Николаевич

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с уголовно-исполнительным задержанием осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы, а также высказываются предложения по совершенствованию российского законодательства в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Антон Геннадьевич, Красоткин Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the detention of prisoners, maliciously evading from serving punishment in the form of compulsory works, labor, and restrictions on freedom

This article discusses some of the problems associated with the penal detention of prisoners, grossly deviating from serving punishment in the form of compulsory works, labor and confinement, as well as proposals on improvement of the Russian legislation in this direction.

Текст научной работы на тему «К вопросу о задержании осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы»

руководить ими не утрачена совсем, но по сравнению с психически здоровым человеком существенно уменьшена.

Особенности такого лица выражаются в неспособности его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию, позволяющую адекватно воспринимать окружающий мир и ценности общества. При прочих равных условиях криминальный срыв лица с расстройством личности (психопатией) возникает чаще. Зачастую впоследствии осуждённые обвиняли окружающих в том, что их «не удержали» от преступного поведения. Лишение свободы приводит к декомпенсации расстройства личности, нарастанию социопатических расстройств, формированию пенитенциарного синдрома.

Осуждённые, страдающие расстройствами личности диссоциаль-ного, параноидного, эпилептоидного, шизоидного типа, опасны для себя (аутоагрессия) и окружающих (гетероагрессия), нуждаются в назначении принудительного наблюдения и лечения у психиатра, соединённого с исполнением наказания, направленного на улучшение психического здоровья, повышения качества жизни, ресоциализацию.

УДК 343.274

А. Г. Антонов, П. Н. Красоткин К ВОПРОСУ О ЗАДЕРЖАНИИ ОСУЖДЁННЫХ, ЗЛОСТНО УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ОБЯЗА ТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

A. G. Antonov, P. N. Krasotkin TO THE QUESTION OF THE DETENTION OF PRISONERS, MALICIOUSLY EVADING FROM SERVING PUNISHMENT IN THE FORM OF COMPULSORY WORKS, LABOR, AND RESTRICTIONS ON FREEDOM

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с уголовно-исполнительным задержанием осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы, а также высказываются предложения по совершенствованию российского законодательства в этом направлении.

This article discusses some of the problems associated with the penal detention of prisoners, grossly deviating from serving punishment in the form of compulsory works, labor and confinement, as well as proposals on improvement of the Russian legislation in this direction.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции; уголовно-исполнительное задержание; уклонение; наказание; осуждённый.

Keywords: penal inspection; penal detention; evasion; punishment; convicted.

В условиях гуманизации уголовной политики государства удельный вес наказаний, не связанных с лишением свободы, существенно возрос. Соответственно, изменилась и динамика нарушений порядка и условий исполнения данных видов наказаний.

Особую тревогу вызывают многочисленные факты злостного уклонения осуждённых от отбывания уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, о чём свидетельствуют статистические данные1:

№ п/п Год Численность осуждённых, в отношении которых проводились первоначальные мероприятия по установлению их местонахождения (в тыс.) Численность осуждённых, находящихся в розыске (в тыс.)

1. 2008 4468 2090

2. 2009 3568 2088

3. 2010 3227 2243

4. 2011 3433 2678

5. 2012 4035 4517

6. 2013 4151 5006

Приведённые данные динамично сохраняют тенденцию к увеличению числа уклонений от отбывания наказаний осуждёнными. Так, за 2013 г. темп прироста лиц, в отношении которых проводились первоначальные мероприятия по установлению их местонахождения, по сравнению с 2012 г. составил 2,9 %, а количество осуждённых, находящихся в розыске, возросло на 10,9 %.

Такая ситуация существенным образом предопределяет повышенную нагрузку на кадровый состав уголовно-исполнительных инспекций, в том числе и на подразделения розыска территориальных органов ФСИН России. Ведь на поиски и задержание уклоняющихся от наказания осуждённых мобилизуется личный состав, затрачивается временной ресурс, расходуются бюджетные средства и т. п. Поэтому первоначальные розыскные мероприятия и задержание осуждённых требуют максимальной эффективности.

В настоящее время порядок проведения задержания осуждённых, уклоняющихся от наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы, имеет комплекс существенных недостатков правового характера, а также возникает ряд вопросов по ресурсному обеспечению.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и подзаконными нормативными актами2 на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций возложены функции по осуществлению первоначальных розыскных мероприятий и задержанию осуждённых к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы, злостно уклоняющихся от их контроля.

1 Сводный отчёт о работе уголовно-исполнительных инспекций за четвёртый квартал 2008-2013 гг. (по материалам ФКУ НИИИТ ФСИН России от 2009-2014 гг.).

2 Ч. 1 ст. 18.1 УИК РФ, разд. IX приказа Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (в ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2009. 14 августа (далее - приказ Минюста России № 142-2009), разд. VII приказа Минюста России от 11.10.2010 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» (в ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2010. 27 октября (далее - приказ Минюста России № 258-2010).

Данный комплекс мероприятий реализуется в рамках уголовно-исполнительной деятельности, однако ни организационно-правовой порядок задержания указанных категорий осуждённых, ни субъекты задержания в нормативно-правовых актах не конкретизированы, за исключением предоставления директивных полномочий органам внутренних дел (ч. 6 ст. 58 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ1).

Исходя из смысла уголовно-исполнительного законодательства, у уголовно-исполнительных инспекций нет обязанности, но есть право на задержание вышеуказанных категорий осуждённых, тогда как сотрудникам органов внутренних дел и оперативных подразделений территориальных органов ФСИН России это делегировано в качестве обязанности.

Согласно приказу Минюста России от 20.05.2009 г. № 142 представление о замене наказания (в виде обязательных работ и исправительных работ) другим видом инспекция направляет в суд в течение трёх суток (без учёта выходных и праздничных дней) со дня установления факта злостного уклонения осуждённого от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, - после проведения первоначальных розыскных мероприятий.

Сроки подачи представления в суд на замену ограничения свободы другим видом наказания в уголовно-исполнительном законодательстве не предусмотрены. Предполагаем, что этот вопрос может быть разрешён путём внесения дополнений в приказ Минюста России № 258-2010 и установления конкретных сроков - в течение 3 (трёх) суток.

Однако это не означает, что суд может вынести заочное решение по вопросу о замене наказания осуждённому, так как замена неотбытого срока обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы разрешается только в присутствии осуждённого . По этой причине в разъяснениях Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» указано, что суды обоснованно стали прекращать производство по поступившему представлению о замене обязательных работ, исправительных работ и ограничение свободы в связи с тем, что инспекцией не обеспечено участие осуждённого в судебном процессе. Чтобы суд принял соответствующее решение, необходимо задержать осуждённого.

В случае задержания объявленного в розыск осуждённого к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы инспекция по месту его задержания незамедлительно, с момента получения

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

2 П. 20 ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 31.12.2014; с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // Российская газета. 2001. 22 декабря; п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2011 № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» (в ред. от 09.02.2012) // Российская газета. 2011. 30 декабря.

информации из полиции или оперативного подразделения территориального органа ФСИН России, но не позднее 48 часов с момента задержания осуждённого направляет в суд представление о заключении его под стражу до рассмотрения вопроса о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в соответствии с п. 2 ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), но не более чем на 30 суток1.

Между тем, обязанность по рассмотрению судом представления о заключении осуждённого под стражу в законодательстве не предусмотрена.

Также уголовно-процессуальным законодательством не восприняты нормы, регламентирующие порядок и сроки рассмотрения подобного рода дел в случаях, не терпящих отлагательства.

Уместно отметить, что в судебной практике некоторых регионов России2 вопрос о заключении осуждённого под стражу в следственный изолятор для последующего обеспечения участия осуждённого в судебном заседании решается в течение суток, однако не является с точки зрения закона обязанностью суда.

Полагаем, что для разрешения сложившейся ситуации наиболее подходит ст. 108 УПК РФ, согласно которой «постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей... с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника. в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд». Однако её применение здесь возможно только при внесении дополнений, предусматривающих проведение аналогичных указанным процедур и в отношении злостно уклоняющихся осуждённых.

В настоящее время в УПК РФ содержатся и иные сроки (помимо положений ст. 108 УПК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 399 УПК РФ лица, учреждения и органы должны быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания.

Таким образом, пока будут решаться организационные вопросы об избрании меры пресечения, осуждённый сможет повторно уклониться от отбывания уголовного наказания (скрыться), и всё потому, что законные основания для задержания и помещения осуждённых в специально отведённое для этого помещение у сотрудников инспекций отсутствуют, как и сами помещения.

Наряду с уголовно-исполнительным задержанием выделяют административно-правовое задержание, производство которого в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных право-

1 П. 146 приказа Минюста России № 142-2009 и п. 59 приказа Минюста России № 258-2010.

2 Например, см.: архив Таврического районного суда Омской области, дело 3/1-8,

2013 г.

нарушениях1 не представляется возможным в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Задержание осуждённого, уклоняющегося от отбывания наказания, органами внутренних дел производится в случаях, когда данный осуждённый объявлен в розыск. В УИК РФ это оговорено так: «объявляется в розыск и может быть задержан» (ч. 2 ст. 30 УИК РФ, ч. 4 ст. 46 УИК РФ, ч. 6 ст. 58 УИК РФ).

В иных случаях основания для его задержания сотрудниками органов внутренних дел отсутствуют. Исключение представляют случаи уклонения осуждённого от наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, и уклонения от лишения свободы, поскольку такое уклонение образует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) . В таких ситуациях органы внутренних дел осуществляют розыскные мероприятия и проводят розыск уклоняющихся от наказания лиц в рамках возбуждённого уголовного дела. Однако практика привлечения к уголовной ответственности осуждённого в соответствии со ст. 314 УК РФ за злостное уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы скудна. Так, согласно сведениям о деятельности уголовно-исполнительных инспекций (отчёт «ФСИН-1», раздел 16), за январь-декабрь 2013 г. в Сибирском федеральном округе таких дел было семнадцать3.

Задерживать осуждённых, объявленных в розыск, теоретически возможно в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»4. Сотрудники полиции могут (но не обязаны) задерживать осуждённых, уклоняющихся от наказания, и помещать их в специальное помещение на срок до 48 часов.

В практике ГУФСИН России по Кемеровской области имелись прецеденты, когда сотрудники уголовно-исполнительных инспекций обнаруживали разыскиваемого осуждённого, доставляли его в специальное помещение (изолятор временного содержания) по месту задержания, но отделы полиции отказывали в принятии задержанных осуждённых в связи с тем, что процедура задержания лично ими не производилась5.

Итак, задержание осуждённых, уклоняющихся от отбывания наказания, сопряжено с целым рядом сложностей: неопределённость субъек-

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 31.12.2014; с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 По материалам ФКУ НИИИТ ФСИН России от 2014 г.

4 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) // Российская газета. 2011. 08 февраля.

5 Письмо ГУФСИН России по Кемеровской области от 31.01.2014 № 43/ТО/7-80 «О содержании осуждённых без изоляции от общества в изоляторах временного содержания отделов полиции».

тов задержания; отсутствие специально предназначенных для задержания помещений; отсутствие в УПК РФ установленных сроков для рассмотрения судом вопроса о заключении осуждённых под стражу в случаях, не терпящих отлагательства, и др.

Помимо изложенных проблем, в российском законодательстве также не регламентирован порядок задержания осуждённых в других регионах России и их последующего конвоирования к месту исполнения наказания (дислокации инспекции), а также не определён алгоритм доставления осуждённых в суд для рассмотрения вопроса о заключении под стражу.

Также актуальными проблемами при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении осуждённых являются:

1. уведомление о судебном заседании адвоката и прокурора;

2. установление обстоятельств, препятствующих содержанию осуждённого под стражей по состоянию здоровья;

3. судьба детей и иных лиц, которые находятся на иждивении осуждённого, и др.

Для разрешения обозначенных проблем, помимо предложенных, может быть выбрано одно из предлагаемых нами направлений:

1. Внесение изменений и дополнений в соответствующий совместный нормативный акт МВД России и ФСИН России, регламентирующий, наряду с прочим, их взаимодействие относительно осуществления розыска и задержания лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

2. Разработка самостоятельной межведомственной Инструкции МВД России и ФСИН России «О порядке взаимодействия органов внутренних дел России и ФСИН России по вопросам розыска и задержания осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания уголовного наказания».

3. Подготовка разъяснений МВД России «О порядке задержания осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания уголовного наказания».

В перечисленных документах следует предусмотреть порядок задержания осуждённых, включающий:

1. алгоритм взаимодействия между МВД России и ФСИН России;

2. чёткий механизм распределения прав и обязанностей между участниками уголовно-исполнительного задержания;

3. сроки содержания и места задержания осуждённых;

4. предписывающие директивы уголовно-процессуального законодательства о порядке задержания осуждённых в случаях, не терпящих отлагательств, и др.

Из изложенного вытекает необходимость внесения изменений в ряд подзаконных нормативных актов. Это касается, прежде всего, Пра-

вил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания1, так как в нём везде говорится о подозреваемых и обвиняемых, но содержание осуждённых (злостно уклоняющихся от отбывания наказания) в изоляторах временного содержания не регламентировано.

Сформулированные в настоящей статье проблемы, выводы, предложения и рекомендации, хотя и не претендуют на полноту и бесспорность, но вместе с тем могут оказаться полезными в дальнейшем совершенствовании теоретических исследований, практики применения задержания осуждённых, злостно уклоняющихся от наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // Российская газета. 2001. 22 декабря.

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) // Российская газета. 2011. 08 февраля.

6. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 (в ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2010. 27 октября.

7. Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 (в ред. от 18.10.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.

8. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (в ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2009. 14 августа.

9. О практике применения судами законодательства об исполнении приговора: постановление Пленума Верховного суда РФ от

1 Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 (в ред. от 18.10.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.

20.12.2011 № 21 (в ред. от 09.02.2012) // Российская газета. 2011. 30 декабря.

10. О содержании осуждённых без изоляции от общества в изоляторах временного содержания отделов полиции: письмо ГУФСИН России по Кемеровской области от 31.01.2014 № 43/Т0/7-80 (документ опубликован не был).

УДК 343.244.24

И. А. Пушкарева

К ВОПРОСУ О НАКАЗАНИЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ

СВОБОДЫ, В АНГЛИИ И США

I. A. Pushkareva ON THE QUESTION OF ALTERNATIVE MEASURES TO INCARCERATION: ENGLISH AND AMERICAN EXPERIENCES

Статья посвящена изучению опыта исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в Англии и Соединённых Штатах Америки. Анализируются имеющиеся виды наказаний, не связанных с лишением свободы, цели и причины их широкого распространения.

Article is devoted to question of alternative measures to incarceration on the basis of English and American experiences. Range of alternatives, their purposes and reasons of their popularity were analyzed.

Ключевые слова: наказания, не связанные с лишением свободы; альтернативные наказания; ненасильственные преступления; правонарушитель; общественные работы; домашний арест и электронный мониторинг; законопослушная жизнь.

Key words: alternative measures to incarceration; alternative punishment; nonviolent crimes; offender; community service; house arrest and electronic monitoring; law-abiding life.

В законодательных документах Англии и Америки нет чётких целей наказания, однако анализ современной английской и американской юридической и социологической литературы даёт возможность выделить такие цели наказания, как воздаяние за совершённое преступление, защита общества, предупреждение преступлений, обеспечение правопорядка, наказание как исправление и т. д. В современном американском обществе используется, так называемое, «восстановительное» правосудие, которое нацелено, в первую очередь, не на наказание как таковое, а на восстановление и возмещение причинённого ущерба1.

В английском и американском законодательствах выделяют:

1) смертную казнь;

2) наказания, связанные с лишением свободы;

3) наказания, не связанные с лишением свободы;

4) наказания финансового характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) наказания для несовершеннолетних.

1 Hall J. General Principles of Criminal Law. 2nd ed. Indianapolis, I960. P. 310.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.