Научная статья на тему 'Актуальные проблемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению исправительных работ'

Актуальные проблемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению исправительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
857
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PENAL INSPECTION / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRECTIVE WORKS / НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ / LEGALITY VIOLATIONS / ЗАМЕНА НАКАЗАНИЯ / PUNISHMENT REPLACEMENT / МЕСТА ОТБЫВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / PLACES OF SERVING OF CORRECTIVE WORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

в системе наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительные работы занимают особое место. В последние годы проведена большая работа по совершенствованию организационно-правового обеспечения исполнения этого вида наказания. Вместе с тем выявляется большое число нарушений законности, в числе которых неведение должным образом учета отработанного времени осужденными, несвоевременное принятие мер реагирования на нарушения порядка отбывания наказания. Кроме того, следует улучшить организацию взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с оперативными подразделениями территориальных органов, обеспечить качественное и своевременное проведение первоначальных розыскных мероприятий. Особое внимание необходимо уделять взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с судами. Последние нередко отказывают в удовлетворении представлений о замене исправительных работ лишением свободы, что затрудняет реализацию принципов уголовного права. Требуют решения и вопросы отказов в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления, а также снижения ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENT PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF PENAL INSPECTIONS FOR EXECUTION OF CORRECTIVE WORKS

in system of the punishments which aren't connected with isolation of condemned from society, corrective works take a special place as are connected with obligatory attraction of prisoners to work. In recent years a lot of work on improvement of organizational and legal support of execution of this type of punishment is carried out. At the same time the large number of violations of legality, among which the ignorance of proper accounting of working hours of prisoners, taking measures of response to violations of an order of punishment serving untimely, comes to light. Besides, it is necessary to improve the organization of interaction of penal inspections with operational divisions of territorial authorities, to provide high-quality and timely carrying out of initial search actions. The special attention needs to be paid to interaction of penal inspections with courts. The last quite often refuse satisfaction of ideas of replacement of corrective works as imprisonment that complicates realization of the principles of criminal law. Questions of refusals in employment of condemned to corrective works as the enterprises determined by local governments, and also decrease in a rate of income tax of the organizations providing condemned to corrective works with workplaces demand decisions.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению исправительных работ»

УДК 343.847 ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС (Псковский филиал Академии ФСИН России), e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Реферат: в системе наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительные работы занимают особое место. В последние годы проведена большая работа по совершенствованию организационно-правового обеспечения исполнения этого вида наказания. Вместе с тем выявляется большое число нарушений законности, в числе которых неведение должным образом учета отработанного времени осужденными, несвоевременное принятие мер реагирования на нарушения порядка отбывания наказания. Кроме того, следует улучшить организацию взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с оперативными подразделениями территориальных органов, обеспечить качественное и своевременное проведение первоначальных розыскных мероприятий. Особое внимание необходимо уделять взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с судами. Последние нередко отказывают в удовлетворении представлений о замене исправительных работ лишением свободы, что затрудняет реализацию принципов уголовного права. Требуют решения и вопросы отказов в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления, а также снижения ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, исправительные работы, нарушения законности, замена наказания, места отбывания исправительных работ.

Как показывают результаты изучения официальных данных и проведенного исследования, в последние годы проведена большая работа по совершенствованию организационно-правового обеспечения исполнения наказания в виде исправительных работ.

1. В практике деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) выработан определенный подход к определению органами местного самоуправления мест для отбывания исправительных работ. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного. При определении таких мест рекомендуется учитывать: возможность исполнения наказания по месту жительства осужденного; способность бухгалтерии организации, предприятия осуществлять в установленном порядке начисление заработной платы и перечислять соответствующим образом удержанные суммы; возможность заключения трудового договора с

осужденным и принятия его на работу с оформлением организацией соответствующего приказа; количество мест, предусмотренных для трудоустройства осужденных, в каждой организации, определенной перечнем.

2. Подготовлены разъяснения по отбыванию наказания в виде исправительных работ осужденными, являющимися индивидуальными предпринимателями. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации предприниматель не имеет права начислять и выплачивать себе зарплату: нормы трудового законодательства распространяются на предпринимателя только в части его прав и обязанностей как работодателя; в отношении себя предприниматель не является работником; заработная плата выплачивается только работникам. Такой осужденный к исправительным работам должен отбывать наказание в местах, определенных соответствующим перечнем.

3. Достаточно полно регламентированы вопросы взаимодействия ФСИН России и МВД России, в частности, изданы совместный приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г.

© Смирнова И. Н., 2015

№ 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений», приказ МВД России от 30 июня 2012 г. № 657 «О внесении изменений в порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818»; приказ Минюста России и МВД России от 6 сентября 2012 г. № 178/851 «Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании»; подписано Соглашение между ФСИН России и МВД России об обмене информацией в электронном виде. Тем не менее в рамках организации взаимодействия УИИ с ОВД до сих пор выявляются факты несвоевременного направления со стороны территориального органа МВД России информационно-аналитических материалов о состоянии взаимодействия по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными, а также предложений по совершенствованию этой работы, информирования УИИ о возбуждении уголовного дела в отношении осужденных, осуществления контроля со стороны ОВД за поведением не всех осужденных, что, конечно, не может не вызывать затруднения в функционировании УИИ и соответственно в достижении целей наказания.

4. Минфином России даны разъяснения о порядке производства удержаний из заработной платы лиц, осужденных к исправительным работам. УИК РФ предусматривает производство удержаний из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам, при этом учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с разъяснениями обязанность по удержанию налога на доходы физических лиц с доходов, полученных осужденными, возлагается на организацию, в которой осужденный отбывает наказание в виде исправительных работ.

5. Большое внимание в рамках повышения эффективности исполнения исправительных работ уделяется его информационному обеспечению. В настоящее время УИИ формируют и ведут автоматизированную базу данных осужденных, в которую вносятся сведения об осужденных, порядке и условиях отбывания ими наказаний, а также результаты контроля за их поведением. Благодаря ее применению обеспечиваются соблюдение требований нормативных документов, регламентирующих деятельность УИИ; сокращение затрат рабочего времени сотрудников на подготовку необходимых документов, поиск нужной информации, снижение объема рутинной, нетворческой работы.

Предпринятые меры способствовали достижению значительных положительных результатов при исполнении наказания в виде исправительных работ. Однако из всех прошедших по учетам УИИ осужденных к исправительным работам более 40 % допускали нарушения порядка и условий отбывания наказания, при этом подавляющее большинство имели предупреждение. Незначительно выросло количество осужденных, находящихся в розыске, из них почти на 10 % - в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления. В связи с этим следует тщательно выяснять причины и условия совершения осужденными преступлений, в числе которых, как свидетельствует исследование, длительное пребывание вне сферы общественно полезной деятельности; особенности контингента осужденных, прежде всего большое число лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью; криминогенная зараженность осужденных, состоящих на учете УИИ; недостаточная профилактическая работа и слабый контроль за их поведением.

Кроме того, при исполнении исправительных работ до сих пор выявляется большое число нарушений законности, среди которых неведение должным образом учета отработанного времени осужденными, несвоевременное принятие мер реагирования на нарушения порядка отбывания наказания, привлечение осужденных к отбыванию исправительных работ п проведение первоначальных мероприятий по розыску скрывшихся от контроля осужденных, некачественная подготовка материалов в суд для решения вопроса о замене исправительных работ на лишение свободы.

Имеются также пробелы в действующем законодательстве, которые оказывают влияние на розыск и задержание осужденных, уклоняющихся от контроля УИИ [1, с. 125-132]: при задержании осужденных, уклоняющихся от контроля УИИ, возникают сложности с их задержанием на срок до 48 часов до

рассмотрения вопроса о замене наказания на лишение свободы; отсутствует порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при розыске и задержании осужденных; при замене наказания на реальное лишение свободы сотрудники розыскных подразделений УИС лишаются правовых оснований для объявления в розыск, определенных в ст. 18.1 УИК РФ. В этом случае осужденные считаются скрывшимися от суда и на основании ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» должны разыскиваться подразделениями ОВД, в котором, однако, не указан конкретный орган, правомочный осуществлять розыск осужденных, ранее состоявших на контроле УИИ, которым судом наказание заменено на лишение свободы; в судах ряда регионов, руководствуясь постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора», отказывают в рассмотрении дела о замене наказания на лишение свободы без присутствия осужденного. В связи с этим следует улучшить организацию взаимодействия УИИ с оперативными подразделениями территориальных органов ФСИН России; обеспечить качественное и своевременное проведение первоначальных розыскных мероприятий, надлежащее оформление документов в целях недопущения их возврата в УИИ для доработки; не допускать необоснованного направления сотрудниками УИИ материалов на заведение розыскных дел в отношении осужденных; расширить практику проведения рабочих встреч с другими заинтересованными службами по формированию механизма взаимодействия в указанном направлении; не допускать нарушений действующего законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию этого направления работы.

УИК РФ предусматривает ответственность осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания, определяет перечень нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ. Так, осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Вместе с тем в ст. 46 УИК РФ не предусмотрена его ответственность за отказ от предложенной работы, а также получения предписания УИИ с целью его трудоустройства. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» при решении вопроса о том, является ли злостным уклонение от отбывания исправительных работ, судам необходимо проверять

обоснованность применения к осужденному УИИ предупреждений, указанных в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, выяснять причины повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после объявления осужденному предупреждения в письменном виде, а также другие обстоятельства, свидетельствующие о нежелании осужденного работать.

На практике сотрудники УИИ сталкиваются также с тем, что нередко суды отказывают в удовлетворении их представления о замене исправительных работ лишением свободы (в некоторых филиалах ФКУ УИИ он достигает почти 50-60 %), нередко аргументируя это тем, что осужденный на момент рассмотрения представления вновь начал работать либо трудоустроился самостоятельно, даже если до этого он злостно уклонялся от работы или трудоустройства (в этом случае суд рассматривает подобное поведение осужденного как уважительную причину, чтобы предоставить ему еще один шанс исправиться). Стоит согласиться с опрошенными нами сотрудниками УИИ, которые проходили переподготовку и повышение квалификации в Псковском филиале Академии ФСИН России, что подобная позиция суда вряд ли соответствует смыслу действующего законодательства. Ведь в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, УИИ направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ. При этом злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 ст. 46 УИК РФ нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. В ст. 46 УИК РФ определен перечень нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ, тем не менее встречаются отказы судов в удовлетворении представления УИИ в связи с неоднократной неявкой осужденного по вызову в УИИ для отчета о трудоустройстве, а также на установленную ему ежемесячную регистрацию без уважительных причин, в связи с чем был дважды предупрежден в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. Осужденный продолжил нарушать установленный порядок отбывания наказания, не являлся по вызовам в филиал ФКУ УИИ, по выданным предписаниям не трудоустроился, в результате в отношении его было направлено представление в суд о замене наказания на лишение свободы. Однако суд посчитал, что отсутствуют достаточные основания для замены исправительных работ на лишение свободы, и отказал

в удовлетворении представления УИИ. В практике встречаются также ситуации, когда суд при вынесении постановления об отказе мотивирует это тем, что хотя в действиях осужденного и усматривается злостность, но замена наказания является правом, а не обязанностью суда. Как справедливо указывают сотрудники УИИ, подобная неоднозначность при принятии решения судом о замене наказания на лишение свободы приводит к тому, что затрудняется реализация принципов уголовного права [2, с. 15-20], из-за чего ряд осужденных, чувствуя свою безнаказанность, и в дальнейшем нарушают условия и порядок отбывания наказания.

Органами местного самоуправления не везде заранее определяется достаточное количество рабочих мест для отбывания исправительных работ, что приводит к возникновению проблем по своевременному привлечению осужденных к исправительным работам. Вместе с тем есть примеры, когда администрация муниципального района в целях решения вопроса о резервировании на предприятиях (в организациях), учреждениях отдельных видов работ для осужденных к исправительным работам, не имея возможности напрямую воздействовать на руководство организаций, заключает с ними соглашения, где предусмотрено выделение определенного количества рабочих мест для таких осужденных и включение этих организаций в соответствующий перечень. Такие соглашения определяют порядок взаимодействия и обмена информацией между УИИ и администрацией, что положительно сказывается на результативности исполнения этого наказания и уровне повторной преступности осужденных.

Как показал опрос практических работников, имеют место многочисленные факты отказов в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления, поскольку законодательством не установлен порядок определения органом муниципального образования места для отбывания наказания осужденным к исправительным работам. При этом предприятия нередко мотивируют отказ в приеме на работу осужденного к исправительным работам в связи с отсутствием вакантных рабочих мест.

В заключение отметим, что в настоящее время большое внимание уделяется работе по снижению ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам. Так, в субъектах Российской Федерации действуют законодательные акты о снижении ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам, а также по квотированию рабочих мест для этой категории осужденных, но в большинстве из них инициатива территориальных органов ФСИН России о принятии закона о снижении ставки налога не была поддержана из-за высокой дотационности бюджетов регионов, низкого экономического эффекта от соотношения количества принятых организацией на работу осужденных к исправительным работам с размером предоставленной налоговой льготы в виде снижения ставки налога на прибыль, некомпен-сируемых выпадающих доходов региональных бюджетов. Кроме того, не были поддержаны предложения о принятии законодательных актов по квотированию рабочих мест для осужденных к исправительным работам.

Список литературы

1. Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. 183 с.

2. Уголовное право России. Общая часть / под ред. А. И. Рарога. 3-е изд., с изм. и доп.. М., 2009. 496 с.

IRINA NIKOLAEVNA SMIRNOVA,

dsc in law,

professor organization of mode and operational search activity in penal system department

(Pskov branch of academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

URGENT PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF PENAL INSPECTIONS FOR EXECUTION OF CORRECTIVE WORKS

Annotation: in system of the punishments which aren't connected with isolation of condemned from society, corrective works take a special place as are connected with obligatory attraction of prisoners to work. In recent years a

© Smirnova I. N., 2015

lot of work on improvement of organizational and legal support of execution of this type of punishment is carried out. At the same time the large number of violations of legality, among which the ignorance of proper accounting of working hours of prisoners, taking measures of response to violations of an order of punishment serving untimely, comes to light. Besides, it is necessary to improve the organization of interaction of penal inspections with operational divisions of territorial authorities, to provide high-quality and timely carrying out of initial search actions. The special attention needs to be paid to interaction of penal inspections with courts. The last quite often refuse satisfaction of ideas of replacement of corrective works as imprisonment that complicates realization of the principles of criminal law. Questions of refusals in employment of condemned to corrective works as the enterprises determined by local governments, and also decrease in a rate of income tax of the organizations providing condemned to corrective works with workplaces demand decisions.

Key words: penal inspection, corrective works, legality violations, punishment replacement, places of serving of corrective works.

References

1. Sbornik materialov V Vserossijskogo soveshhanija nachal'nikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij territo-rial'nyh organov FSIN Rossii (19-20 ijunja 2014 g.) [Collection of materials of the V All-Russian meeting of chiefs of criminal and executive inspections of territorial authorities of the FPS of Russia (June 19-20, 2014)]. Kazan, 2014. 183 p.

2. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshhaja chast' [Criminal law of Russia. General part]. Under the editorship of A. I. Rarog. 3-d edition. Moscow, 2009. 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.