W343.847 in. SMIRNOVA*, L.N. TARABUYEV**
EEK 67.409.11 C50
ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON PERSONS SENTENCED
TO CORRECTIONAL LABOUR
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организационно-правового характера, обусловливающие недостаточнуюэффективность воспитательнопрофилактической работы с осужденными к исправительным работам, формулируютсяпредложенияпо совершенствованиюуказанного направлениядеятель-ности уголовно-исполнительных инспекций в целях предупреждениясовершения осужденными повторных преступленийв период отбывания наказания.
Ключевые слова: осужденныек наказанию в виде исправительных работ; воспитательно-профилактическое воздействие на осужденных уровень повторных преступлений осужденных к исправительным работам, уровень привлечения осужденныхк исправительным работам к отбыванию наказания.
ИРИНА
НИКОЛАЕВНА
СМИРНОВА*;
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ ТАРАБУЕВ**
НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ
Annotation: in the article the author considers some organizational and legal issues causing the low efficiency of the educational activity with persons sentenced to correctional labour, gives offers on improvement of this activity in penal inspections for prevention of reoffending.
Key words persons sentenced to correctional labour, educational influence on convicted persons, level of re-offending among the persons sentenced to correctional labour, level of penal punishments among these persons.
По состоянию на конец 2012 г. на учете уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) состояло 50 125 осужденных, что значительно больше, чем в тот же период 2011 г., - 30 016. При этом численность не занятых трудом или учебой составила 11 405, или 19 % от общей численности (в аналогичном периоде прошлого года (АППГ) этот показатель был 18 %). Таким образом, несмотря на изменения, внесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», как указывают эксперты, суды не везде на них отреагировали (в соответствии с внесенными изменениями исправительные работы могут теперь назначаться как работающим осужденным, так и не имеющим основного места работы). Изложенное позволяет утверждать о том, что либо наказание в виде исправительных работ назначается по-прежнему лицам, не имеющим основного места работы, либо осужденные не стремятся трудоустроиться, поскольку из их заработной платы производятся вычеты в доход государства.
* Доктор юридических наук,
профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций (Псковскийюридический институт ФСИН России);
** преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа и воспитательной работы с осужденными (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России)
E-mail: irina [email protected].
Уголовно-исполнительная система
Уголовно-исполнительная система
Согласно данным, полученным в ходе проведения опроса экспертов, в качестве которых выступили сотрудники филиалов федеральных казенных учреждений (ФКУ) УИИ, в настоящее время отмечается недостаточная эффективность воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к исправительным работам. Об этом свидетельствуют уровень повторных преступлений рассматриваемой категории осужденных и количество уклонений от отбывания наказания. В частности, в течение 2012 г. численность лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет, увеличилась на 25,26 % и составила 1555 человек, при этом уровень повторной преступности среди осужденных к исправительным работам снизился, но несущественно (1,51, АППГ - 1,67).
О значительных упущениях в организации воспитательно-профилактической работы с осужденными к наказанию в виде исправительных работ свидетельствует также анализ оснований, по которым эта категория осужденных была снята с учета УИИ: в 2012 г. в связи с осуждением за совершение повторного преступления были сняты 1475 (АППГ - 1196); в связи с заменой более строгим видом наказания -21 161 (АППГ - 18 012) осужденных к исправи -тельным работам.
К числу основных причин сложившейся ситуации, как показало исследование, в частности относится:
- отсутствие должного контроля по месту проживания и работы за поведением осужденных к исправительным работам (10 % респондентов);
- несвоевременное принятие мер воспита-тельно-профилактического воздействия в отношении осужденных к исправительным работам, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, со стороны работников УИИ и других субъектоввоспитательно-профи-лактического воздействия (18 % респондентов);
- самоустранение администраций предприятий, организаций от участия в воспитательной работе с осужденными к исправительным работам, которые трудятся в их коллективах (70 % респондентов);
- несвоевременное и некачественное проведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к исправительным работам, уклоняющихся от контроля УИИ, а также мер в отношении осужденных к исправительным работам, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, отсутствие квалифициро-
ванных вакансий для осужденных (23 % респондентов).
Основной показатель, характеризующий деятельность УИИ по исполнению наказания в виде исправительных работ, - привлечение осужденных к отбыванию исправительных работ, который, по мнению ФСИН России, должен составлять 100 %, то есть каждый приговор должен быть исполнен в полном объеме. Однако на конец 2012 г. уровень привлеченных к отбыванию наказания составил 97,82 % (АППГ- 94,94 %), некоторые регионы вообще не справляются с установленными показателями (тем не менее встречаются случаи представления искаженных сведений, из-за чего снижаются рейтинговые показатели работы УИИ1).
Как показало проведенное нами исследование, к числу основных причин невыполнения плановых показателей по уровню привлечения осужденных к исправительным работам следует отнести:
- неудовлетворительноепроведение подготовительной работы по созданию условий для трудоустройстваосужденных к исправительным работам со стороны как УИИ, так и руководства территориального органа ФСИН России (45 % от общего числа опрошенных экспертов);
- отсутствие должного взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления и государственной власти региона (55 % респондентов);
- отсутствие заинтересованности и стимулов у работодателейпо созданию рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам (90 % экспертов указанное обстоятельство считают основным препятствием в организации привлечения осужденных к исправительным работам);
- на региональном уровне неудовлетворительное решение проблем внесения в региональное законодательство изменений в части снижения ставки налога на прибыль предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места лицам, осужденным к исправительным работам (такого мнения придерживается 60 % опрошенных нами экспертов) со стороны УИИ;
- недостаточное разрешение вопросов обязательного квотирования рабочих мест на предприятиях и в организациях для лиц, осужденных к исправительным работам (52 % опрошенных).
Ранее действовавшая редакция ч. 1 ст. 50 УК РФ гласила, что исправительные работы назначаются осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления, но в районе места жительства осужденного, аналогич-
ный смысл был заложен в ч. 1 ст. 39 УИК РФ. Получалось, что такие лица на момент назначения наказания не имели официального места работы, при этом многие из них длительное время не имели постоянного места работы и соответственно источника дохода по разным причинам, в частности из-за отсутствия желания работать, алкогольной зависимости.
Безусловно, негативное влияние на своевременное привлечение осужденных к исправите ль-ным работам к труду оказывает отсутствие у некоторых из них в силу образа жизни документов, удостоверяющихличность. В соответствии с трудовым законодательствомдля трудоустройства к лицу предъявляются определенные требования, например наличие документов, удостоверяющих личность. Практика показывает, что при обращении таких осужденных в структурные подразделения Федеральной миграционной службы по вопросу оформления паспорта осужденные получали отказ в оформлении документов либо сроки его оформления необоснованно затягивались. Причинами этому служили чаще всего отсутствие у осужденного регистрации, а также получение этих документов не по месту регистрации, тем не менее выдача и замена паспорта производятся подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. Кроме того, основаниями для отказа в выдаче паспорта являются: отсутствие у осужденного гражданства РФ; непредставление необходимых документов для оформления паспорта; отсутствие платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины2.
Отказ работодателя трудоустраивать осужденного к исправительным работам из-за отсутствия у него регистрации по месту проживания также нельзя назвать законным, поэтому лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального ущерба, а сотрудники УИИ - направить в органы прокуратуры информацию о нарушении прав осужденных для принятия мер прокурорскогореагирования.
На наш взгляд, выявленные и иные недостатки воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к наказанию в виде исправительных работ служат одной из основных причин злостного уклонения от отбывания этого наказания. По мнению экспертов, несвоевременное реагирование работников УИИ на нарушения осужденных к исправительным ра-
ботам и непринятие к ним мер воспитательнопрофилактического воздействия объясняется, например:
- низким уровнем профессиональной подготовки сотрудников УИИ в сфере выявления и реагирования на нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ (10 %);
- слабым контролем за своевременным принятием мер воспитательно-профилактического воздействия к осужденным, злостно нарушающим порядок и условия отбывания исправительных работ, со стороны УИИ и территориальных органов ФСИН России (2 %);
- недостаточным методическим обеспечением предупредительно-профилактической работы с осужденными к исправительным работам (2 %);
- недостатками в планировании этого направления работы на уровне УИИ (2 %);
- отсутствием необходимого кадрового и технического обеспечения деятельности УИИ в сфере своевременного выявления и предупреждения нарушений осужденными к исправительным работам (63 %);
- недостаточным контролем за поведением осужденных к исправительным работам как на работе, так и по месту жительства (7 %);
- самоустранением администрации организаций, где работают осужденные, от воспитательной работы с осужденными этой категории (23 %);
- загруженностью сотрудниковУИИ, нехваткой персонала для эффективного решения указанных вопросов (10 %).
Изложенное позволяет сформулировать несколько предложений.
1. Требуется более полно и всесторонне изучать личность совершившего преступление. Применяемые в отношении осужденных к наказанию в виде исправительных работ методы воздействия не имеют строго индивидуального характера, используются без учета практики исполнений этого наказания, специфических индивидуальных черт конкретного осужденного. Тем не менее существуют, например, методические особенности организации воспитательной работы с осужденными, характеризующиеся разной степенью восприятия3.
Кроме того, следует отметить, что несовершеннолетние представляют собой группу повышенного риска, поскольку у них складываются внутренние трудности переходного возраста, обусловленньщ в частности, перестройкой механизмов социального контроля. Хотя количе-
Уголовно-исполнительная система
Уголовно-исполнительная система
ство несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете УИИ, в том числе к наказанию в виде исправительных работ, незначительное: на конец 2012 г. на учете УИИ России состояло 136 несовершеннолетних осужденных (АППГ - 119), проблема профилактики повторных преступлений с их стороны и оказания им социальной поддержки не теряет своей остроты. Так, УИИ должны использовать в своей деятельности новые формы работы и делать акцент на реабилитационные и воспитательные меры, ориентированные в первую очередь на окружение и семью.
2. Необходимоповысить уровень доверия сотрудников УИИ к воспитательной работе с осужденными к исправительным работам, что позволит избавиться от формального подхода с их стороны к организации этого важного направления деятельности, которое закреплено в качестве одного из основных средств их исправления.
3. Одним из наиболее важных направлений воспитательной работы с осужденными к наказанию в виде исправительных работ, на наш взгляд, можно считать правовое воспитание, поскольку оно призвано сформировать и повысить правосознание осужденных, обеспечить их правомерное поведение в период отбывания наказания и применения мер предупредитель-
но-профилактического характера (анализ специальной литературы позволяет утверждать, что существуют разные подходы к понятию и сущности правового воспитания4). Начинать правовое воспитание необходимо с распространения правовых знаний, воспитания чувства уважения к нормам права и убежденности в необходимости их исполнения, то есть с правовой пропаганды и правового обучения; далее следует привитие навыков соблюдения и исполнения законов правомерного поведения, повышение правовой активности посредством организованной и контролируемойгосударственны-ми органами и общественными организациями социально-правовой практики воспитуемых, которая должна дополняться правовой пропагандой и правовым обучением. При этом четко прослеживается индивидуальный подход к конкретной личности (в результате отсутствия которого, к сожалению, возникают значительные трудности в предупредительно-профилактической деятельности со стороны сотрудниковУИИ) и строго определенный путь формирования правового сознания: от правовых знаний к внутреннему убеждению, а от него - к правомерному, ответственному, социально активному поведению как конечной цели правового воспитания5.
1 См.: О результатахработы уголовно-исполнительныхинспекций за I полугодие2012 года, взаимодействии с оперативными подразделениями территориальных органов ФСИН России, соблюдении законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Освоение бюджетных средств, выделенных в рамках реализации Федерального закона от07.12.2011 N° 420-ФЗ: решение совещания при заместителе директора ФСИН России.
2 См.: Князев А.В. Опыт трудоустройстваосужденных к исправительным работам в Ивановскойобласти // Материалы II Всероссийскогосовещания руководителейаппаратов по руководствуУИИ и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующихих деятельность, по итогам работы службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в 2007 году и задачах, стоящих перед службой на 2008-2009 годы (Уфа, 24-25 апр. 2008 г.). Уфа, 2008. С. 105-110.
3 См.: Хомлюк В.И. Особенностивоспитательной работы с осужденнымц характеризующимисяразличной степенью восприятия исправительного воздействия: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Калинина. М., 2000. С. 5-15.
4 См., напр.: Организация и эффективность правового воспитания. М., 1963. С. 28; Сальников В.П. Правовая культураи поведение советских граждан (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук Л., 1980. С. 8; Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев, 1979. С. 37; РыбаковВ.А., ТолкачевК.Б., Хабибулин А.Г. Формирование правомерного поведения лиц, осужденных к лишению свободы (вопросы теории и практики): монография. Уфа, 1991. С. 7-8.
5 См.: ЧерныхЕ.В. Соотношениеюридической ответственностии наказания // Вопр. теории гос-ва и права. Саратов, 1983. С. 160-162.