УДК 343.8 ДИАНА ВАЛЕНТИНОВНА КОСОЛАПОВА,
ББК 67.409.021 кандидат юридических наук,
К71 старший научный сотрудник
(НИИ ФСИН России), е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ СВОЕВРЕМЕННОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ОСУЖДЕННЫХ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Реферат: в статье рассматриваются проблемные вопросы, влияющие на деятельность уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) по привлечению осужденных, не имеющих основного места работы, к отбыванию исправительных работ в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).
Согласно приведенным в статье официальным статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний, ежегодно часть приговоров к исправительным работам исполняются с нарушением установленных законом сроков. Причин сложившейся ситуации много: нежелание администрации организаций и предприятий принимать на работу осужденных, отсутствие на предприятиях вакантных рабочих мест, а у осужденных - документов, необходимых для заключения трудового договора (паспорта гражданина Российской Федерации, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, документов воинского учета и др.). В результате анализа действующего законодательства установлено, что выдача (замена) этих документов в установленном общем порядке существенно ограничивает возможность УИИ организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить своевременное привлечение осужденных к отбыванию наказания. Вместе с этим отсутствует надлежащая организация взаимодействия УИИ со структурными подразделениями ФМС России, Минобороны России, Пенсионного фонда России по вопросам выдачи (замены) документов, требующихся для трудоустройства осужденных.
В итоге проведенного исследования сделан вывод о том, что существующий организационный механизм деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ не обеспечивает должного соблюдения закона при исполнении приговоров судов.
Вносятся предложения, которые будут способствовать более качественному исполнению судебных решений; введению в работу УИИ элементов социальной направленности, предусматривающих ресо-циализацию, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества; предупреждению совершения повторных преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных этой категории; снижению количества осужденных к наказаниям без изоляции от общества, направляемых в места лишения свободы.
Ключевые слова: осужденные к наказанию в виде исправительных работ, привлечение к отбыванию наказания, уголовно-исполнительные инспекции, документы, необходимые для трудоустройства.
В настоящее время на практике действует вывает предлагаемые органами местного само-
весьма устоявшийся организационный ме- управления места для отбывания исправительных
ханизм деятельности уголовно-исполни- работ в районе места жительства осужденного. тельных инспекций (УИИ) по привлечению осуж- Один из основных показателей, характеризующих
денных к отбыванию исправительных работ, алго- деятельность УИИ по исполнению наказания в виде
ритм реализации которого закреплен в главе VI исправительных работ, - непривлечение к отбыва-
Инструкции по организации исполнения наказаний нию наказания в установленные сроки. и мер уголовно-правового характера без изоляции На основании ч. 2 ст. 39 УИК РФ осужденные к
от общества, утвержденной приказом Минюста исправительным работам должны направляться
России от 20 мая 2009 г. № 142. уголовно-исполнительными инспекциями для от-
Наказание в виде исправительных работ испол- бывания наказания не позднее 30 дней со дня по-
няется УИИ по основному месту работы осужден- ступления в уголовно-исполнительную инспекцию
ного. Для исполнения наказания в виде исправи- соответствующего распоряжения суда с копией
тельных работ в отношении осужденного, не приговора (определения, постановления). Вместе с
имеющего основного места работы, УИИ согласо- тем на сегодняшний день проблемным является
вопрос своевременного привлечения УИИ осужденных, не имеющих основного места работы, к отбыванию исправительных работ. Так, на 1 января 2015 г. показатель уровня привлеченных к исправительным работам с нарушением сроков, установленных законом, от общего количества лиц, подлежащих привлечению к отбыванию наказания, в целом по России составил в абсолютных цифрах более 280 человек (АППГ - 305,22). В связи с этим актуализируется важность решения одной из основных задач сотрудников уголовно-исполнительных инспекций - качественное и строгое соблюдение закона при исполнении приговоров судов.
Показательно, что одним из проблемных вопросов, влияющих на своевременное привлечение к отбыванию исправительных работ осужденных, не имеющих основного места работы, является отсутствие у них, главным образом в силу их образа жизни и других причин, документов, необходимых для трудоустройства. Основной из таких документов - паспорт гражданина Российской Федерации. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, паспорт гражданина Российской Федерации должны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории России.
Согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) документами, предъявляемыми при заключении трудового договора, являются:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Как показывает практика, при самостоятельном обращении лиц, осужденных к исправительным работам, в структурные подразделения Федеральной миграционной службы (ФМС России) по вопросу оформления паспорта или временного удостоверения гражданина Российской Федерации (это удостоверение является документом, удостоверяющим личность до момента получения паспорта гражданина Российской Федерации, и дает осужденному право на заключение трудового договора.) они, как правило, получают отказ по следующим причинам:
- непредставление реквизитов квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины;
- полное отсутствие или необходимого количества личных фотографий, а также несоответствие их установленным требованиям;
- получение паспорта не по месту жительства и др.
Последняя указанная причина отказа является нарушением законности со стороны сотрудников ФМС России. Так, в соответствии с приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» выдача (замена) паспорта производится ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина.
При наличии всех необходимых документов паспорт оформляется и выдается ФМС России в установленном порядке:
- в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим подразделением;
- в 2-месячный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявле-
ния о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением. Очевидно, что этот срок выдачи паспорта гражданина РФ значительно превышает срок, установленный ч. 2 ст. 39 УИК РФ (30 дней) для привлечения осужденных к отбыванию исправительных работ.
Кроме того, для получения паспорта гражданину необходимо предоставить в структурное подразделение ФМС России две личные фотографии размером 35 х 45 мм, а также уплатить государственную пошлину. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса Российский Федерации размер государственной пошлины за выдачу паспорта составляет 200 рублей; за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность - 500 рублей. Однако в случае утраты паспорта осужденный обязан заплатить не только 500 рублей, но и административный штраф в размере от 100 до 300 рублей (ст. 19.16 КоАП РФ «Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности»). В связи с тем что исправительные работы назначаются в том числе лицам, не имеющим основного места работы, то часто у них отсутствуют финансовые средства для изготовления фотографий, оплаты госпошлины, а также штрафа (в случае утраты паспорта).
Следует отметить, что в организации деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ довольно частыми являются случаи, когда при постановке на учет выясняется, что у них помимо паспорта гражданина РФ отсутствуют документы воинского учета (для военнообязанных и осужденных, подлежащих призыву на военную службу), утеряно или непригодно к использованию страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Между тем, как уже отмечалось, наличие таких документов необходимо, поскольку без них невозможно заключить трудовой договор с целью начать отбывать наказание.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что выдача этих документов, так
же как и паспорта гражданина РФ, в установленном общем порядке существенно ограничивает возможность инспекций организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить своевременное привлечение осужденных к отбыванию наказания. Так, например, в случае утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования орган Пенсионного фонда Российской Федерации по соответствующему заявлению застрахованного лица выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства лишь в месячный срок со дня обращения.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что существующий организационный механизм деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ не обеспечивает должного исполнения решения судов. Привлечение осужденных к отбыванию этого вида наказания с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 39 УИК РФ, приводит к нарушению законности в деятельности инспекций. Это, в свою очередь, обусловливает составление актов прокурорского реагирования и привлечение сотрудников инспекции к дисциплинарной ответственности, мерам материального ограничения, снижению рейтингового места инспекций и другим неблагоприятным последствиям.
Очевидно, назрела настоятельная необходимость устранения препятствий в организации деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ путем возложения на УИИ дополнительной функции по оказанию осужденным содействия в оформлении и получении паспорта гражданина Российской Федерации и других документов, необходимых для трудоустройства, а также принятия межведомственного нормативного правового акта, предусматривающего не только положения о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний с Министерством обороны, Федеральной миграционной службой, Пенсионным фондом Российской Федерации, их структурными подразделениями по вопросам выдачи (замены) документов, необходимых для трудоустройства осужденных к наказаниям без изоляции от общества, но и особый порядок выдачи (замены) указанных документов.
DIANA VALENTINOVNA KOSOLAPOVA,
phd in law, senior researcher (Research institute of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]
PROBLEMS OF TIMELY EMOLOYMENT OF CRIMINALS SENTENCED TO SERVING THE PENALTY OF CORRECTIONAL LABOUR
Annotation: the article deals with the problematic issues that affect the activity of penal inspections (hereinafter - PI) in relation to employment of criminals sentenced to corrective labor who do not have their main job within the time limit provided by part 2, Art. 39 of the Criminal Code of the Russian Federation.
According to official statistics of the Federal Penal Service mentioned in the article every year a number of sentences of corrective labour is served in breach of the statutory requirements of time limits. The reasons for this are many: the reluctance of the administration of the institutions and enterprises to employ convicts, lack ofjob vacancies, inmates' not having documents necessary for the conclusion of an employment contract (passport of a citizen of the Russian Federation, the insurance certificate of state pension insurance, military registration documents, etc.). An analysis of the current legislation established that the issuance or substitution of the documents in the established order significantly restricts the possibility of PI to organize their activities so as to ensure timely employment of convicts to serving their sentences. At the same time there is no proper organization of interaction of PI with structural units of the Federal Migration Service, the Ministry of Defense, the Russian Pension Fund in relation to issuance or substitution of the documents required for the employment of the convicts.
As a result of the study we came to the conclusion that the existing organizational mechanism of PI activities in relation to employment of criminals sentenced to corrective labor does not provide due process of law in carrying out sentences of a court.
The author makes proposals that will contribute to a better enforcement of judgments; introduction to PI activities of elements of social orientation that provide re-socialization, law-abiding behavior of criminals sentenced to non-custodial sanctions; prevention of recidivism; reduction of the number of criminals sentenced to non-custodial sanctions sent to prison.
Key words: a sentence of corrective labour, employment of convicts, penal inspections, the documents required for employment.