Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования организации деятельности уголовно- исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ'

Проблемы правового регулирования организации деятельности уголовно- исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / CORRECTIVE LABOUR / THE LEGAL REGULATION OF THE PENAL INSPECTION BOARDS PERFORMING THE EXECUTION OF THE PENALTY OF CORRECTIVE LABOUR / OBSERVATION OF THE LAW IN THE EXECUTION OF A SENTENCE OF CORRECTIVE LABOR / ABUSE DEVIATION OF SERVING A SENTENCE OF CORRECTIVE LABOUR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Байчоров Сагит Исламович

в статье рассматриваются проблемы правового регулирования организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ, раскрываются факторы объективного и субъективного характера, отрицательно влияющие на уровень привлечения к труду осужденных к исправительным работам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Байчоров Сагит Исламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATIONAL REGULATION ACTIVITY OF PENAL INSPECTION BOARDS PERFORMING THE EXECUTION OF CORRECTIVE LABOUR PUNISHMENT

the article analyses problems of legal regulation of organizational activity of the penal inspection boards performing the execution of corrective labour penalty, reveals objective and subjective factors which negatively affect the level of labour of persons sentenced to corrective labour.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования организации деятельности уголовно- исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ»

УДК 343.847 ББК 67.409.11 С50

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2012. № 4 (79)

I.N. SMIRNOVA*, S.I. BAICHOROV**

PROBLEMS OF ORGANIZATIONAL REGULATION ACTIVITY OF PENAL INSPECTION BOARDS PERFORMING THE EXECUTION OF CORRECTIVE LABOUR PUNISHMENT

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулированияорганизации деятельности уголовно-исполнительныхинспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ, раскрываются факторы объективного и субъективногохарактера, отрицательно влияющие на уровень привлечения к труду осужденныхк исправительным работам.

Ключевые слова: исправительные работы, правовое регулированиедеятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнениинаказания в виде исправительных работ, соблюдение законов при исполнении наказания в виде исправительных работ, злостное уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ.

ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА*;

САГИТ ИСЛАМОВИЧ БАЙЧОРОВ**

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Annotation: the article analyses problems of legal regulation of organizational activity of the penal inspection boards performing the execution of corrective labour penalty, reveals objective and subjective factors which negatively affect the level of labour of persons sentenced to corrective labour.

Key words: corrective labour, the legal regulation of the penal inspection boards performing the execution of the penalty of corrective labour, observation of the law in the execution of a sentence of corrective labor, abuse deviation of serving a sentence of corrective labour.

По состоянию на конец 2011 г. на учете УИИ состояло 30 007 осужденных к исправительным работам, из них 12 918 - ранее судимых за совершение преступлений, 5880 - не занятых трудом или учебой. Осужденным к исправительным работам отводится 6,3 % в общей численности лиц, состоящих на учете УИИ1, что явно недостаточно с учетом расширения сферы применения наказаний без изоляции осужденного от общества.

По данным нашего исследования, исправительные работы являются проблемным видом наказания. Повышению его эффективности, на наш взгляд, во многом будут способствовать изменения в УК РФ и отдельные законодательные акты, внесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ2, в соответствии с которыми исправительные работы назначаются лицу, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Десятая часть опрошенных представителей различных категорий службы исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества считают, что названные изменения в законодательстве, безусловно, увеличат количество осужденных к исправительным работам.

г §

о

со

Ï -

с

о §

Ï

с §

0" Ï о

(D

ш со о

* Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности УИИ (Псковскийюридический институт ФСИН России);

** соискатель

(Псковский государственныйуниверситет) E-mail: irina_smi69@mail.ru.

О

CD

ГО &

Ф

0

1 «Q

5 §

с

0

6

1

00

о §

Наказание в виде исправительных работ содержит в себе три аспекта: привлечение к труду некоторое ограничение прав и воздействие материального характера.

Одним из основных показателей деятельности УИИ в сфере исполнения исправительных работ является плановый показатель по уровню привлечения осужденных к этому виду наказания, который не выполняется. Считаем, что в числе основных причин этого следующее

- плохое проведение предварительных работ по созданию условий для трудоустройстваосуж-денных к исправительным работам;

- отсутствие должного взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти;

- отсутствие заинтересованности и стимулов у работодателей по созданию рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам;

- непроработанность территориальными органами вопросов внесения в региональное законодательство изменений в части снижения ставки налога на прибыль предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места лицам, осужденным к исправительным работам;

- недостаточная проработанность УИИ вопросов обязательного квотирования рабочих мест на предприятиях и в организациях для лиц, осужденных к исправительным работам.

Согласно данным ФСИН России, недостаточно целенаправленно в территориальных органах проводится работа по созданию условий для трудоустройстваосужденных к исправительным работам. Так, в соответствии с п. 2.11 решения совещания при заместителе директора ФСИН России от 29 апреля 2011 г. «Профилактика преступлений среди осужденных без изоляции от общества и результаты работы УИИ территориальных органов ФСИН России за I квартал 2011 года» начальники территориальных органов ФСИН России еще во II квартале 2011 г. должны были проработать вопросы обязательного квотирования рабочих мест на предприятиях и в организациях для лиц, осужденных к исправительным работам. Тем не менее при исполнении исправительных работ возникают обстоятельства объективного и субъективного характера, отрицательно влияющие на уровень привлечения осужденных к труду.

В числе негативных факторов объективного характера неравномерное социально-экономическое развитие регионов, различный уровень безработицы среди населения и разная демографическая ситуация.

Среди проблемных вопросов субъективного характера в ходе проведения исследования выделяются следующие, решение которых возможно при достаточном взаимодействии федеральных органов и органов местного самоуправления:

а) на основании п. 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» исправительные работы, как правило, предполагают привлечение осужденного к физическому труду. Суд должен выяснить трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и иные обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения этого наказания, в том числе указанные в ч. 5 ст. 50 УК РФ. Однако иногда суд выносит приговор осужденным, не имеющим регистрации на территории региона, что препятствует исполнению наказания в виде исправительных работ;

б) согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, работодателю предъявляется необходимый пакет документов! Практика показывает, что за 30 дней с момента получения приговора (ч. 2 ст. 39 УИК РФ) привлечь осужденного, не имеющего документов, необходимых для трудоустройства, к отбыванию наказания в виде исправительных работ фактически невозможно. УИИ не может принять никаких мер к осужденному к исправительным работам, который не предпринимает действий по получению или восстановлению соответствующих документов;

в) недостаточная работа органов местного самоуправления по определению мест для отбывания наказания в виде исправительных работ приводит к исполнению УИИ не свойственной ей функции - поиску рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Как показало исследование, причины снижения уровня привлечения осужденных к исправительным работам от числа подлежащих привлечению к отбыванию наказания следующие:

- низкая исполнительская дисциплина и недостаточная профессиональная подготовка сотрудников УИИ;

- запутанность и сложность в определении расчета этого показателя;

- отсутствие необходимойкоординации взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления и правоохранительными органами;

- отсутствие достаточного информационно-аналитического обеспечения деятельности УИИ по привлечению осужденных к исправи-

тельным работам, а также недостатки в планировании этого направления работы.

Проблемы при исполнении наказания в виде исправительных работ нередко связаны с тем, что руководители предприятий отказывают в приеме на работу этой категории граждан, поскольку не испытывают недостатка в рабочей силе и не заинтересованы в трудоустройстве осужденных, которые в большинстве случаев не имеют соответствующих навыков и негативно относятся к работе.

Вопреки положениям ст. 39 УИК РФ осужденным к исправительным работам в день их прибытия в УИИ нередко на руки выдаются несколько предписаний, согласно которым им надлежит явиться на разные предприятия для решения вопроса о своем трудоустройстве. Выявляются также случаи, когда осужденные к исправительным работам трудоустраиваются самостоятельно в места, не определенные органами местного самоуправления, в результате чего установленные приговорами судов удержания из заработной платы таких осужденных в соответствующие бюджеты длительное время не производятся.

Часто органы местного самоуправления определяют предприятия для отбывания наказания в виде исправительных работ, где имеются рабочие места с очень низкой заработной платой, что побуждает осужденныхк противоправному поведению.

В соответствии с законодательством по инициативе УИИ органы местного самоуправления обязаны уточнять и изменять перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ с учетом наличия вакансий на предприятиях и в организациях. Однако, по данным опроса, далеко не во всех регионах эта проблема решена. Кроме того, к сожалению, как отмечают сотрудники УИИ, в своей деятельности им приходилось искажать данные отчетности о привлечении осужденных к исправительным работам.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу этой категории лиц. Согласно Федеральному закону органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулировать создание специальных рабочих мест для их трудоустройства3.

То, что в ряде регионов не удается решить вопрос трудоустройства осужденных к испра-

вительным работам, являющихся инвалидами второй и третьей групп, обусловленорядом факторов:

- руководителипредприятий и организаций не выполняют требования законодательства об их обязанности трудоустраивать осужденных данной категории;

- руководствотерриториальных органов, УИИ не проявляет достаточной настойчивости и инициативы при организации исполнения исправительных работ для этой категории осужденных;

- УИИ в соответствии с законодательством не проявляют инициативы в уточнении органами местного самоуправления перечня мест для отбывания наказания в виде исправительных работ с учетом наличия вакансий на предприятиях и в организациях;

- руководство УИИ не проявляет инициати-ву о реализации требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который обязывает работодателей создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства в соответствии с установленной квотой для приема на работу этой категории лиц.

Проведенное исследование позволило установить, что в числе мер организационно-правового характера, которые могут стимулировать работодателя и органы местного самоуправления к организации рабочих мест для осужденных к исправительным работам, могут быть:

- усиление юридической ответственности за отказ работодателя трудоустраивать осужденных к исправительным работам;

- своевременное квотирование мест для осужденных к исправительным работам и определение перечня предприятий и организаций, где они будут работать;

- внесение изменений в законодательство и ведомственные нормативные правовые акты, разрешающие привлекать осужденных к исправительным работам не только по месту жительства, но и без прописки;

- в отношении осужденных к исправительным работам на законодательном уровне разрешать привлекать к работам на основании приговора и факта постановки их на учет УИИ, как, например, в отношении осужденных к лишению свободы.

Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации , в которой он работает, соответствующих документов из УИИ (ч. 2 ст. 42 УИК РФ).

г §

0

со

1 -

с

0 §

1

с §

О" I

о

(D

ш со о

Несмотря на непродолжительное время, прошедшее после внесения поправок в законодательство, по мнению 10 % респондентов, уже возникли трудности при исполнении исправительных работ по месту основной работы осужденного. При этом 42 % от общего числа опрошенных связывают их с организационным и 17 % - с правовым обеспечением деятельности УИИ в этом направлении. Однако большинство практических работников УИИ (более 60 %) объясняют возникшие трудности проблемами ресурсного и кадрового обеспечения УИИ4. В нарушение требований ст. 42 УИК РФ допускаются ошибки при исчислении срока исправительных работ, в частности осужденные досрочно снимаются с учета УИИ.

Респонденты выделили такие причины допущенных в ряде регионов нарушений в учете отработанного времени осужденными к наказанию в виде исправительных работ, как недостаточная профессиональная подготовкаи низкая исполнительская дисциплина сотрудников УИИ, а также несовершенство методики учета отработанного времени осужденными к исправительным работам.

В ст. 43 УИК РФ предусматриваются обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ. Очевидно, что законодатель существенно сузил круг обязанностей по исправлению осужденных, возложенных на администрацию соответствующих организаций. Ранее исправление осужденных осуществлялось коллективами предприятий и организаций по месту работы на основе их участия в общественно полезном труде5. Теперь обязанности по исправлению осужденных закон возлагает на УИИ, а админист-

рации соответствующих организаций только оказывают им содействие в этом.

В ст. 44 УИК РФ закреплена обязанность УИИ осуществлять контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет, хотя сотрудники УИИ не всегда это делают.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»6 при решении вопроса о том, является ли злостным уклонение от отбывания исправительных работ, судам необходимо проверять обоснованность применения к осужденному УИИ предупреждений, указанных в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, выяснять причины повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после объявления осужденному предупреждения в письменном виде, а также другие обстоятельства, свидетельствующие о его нежелании работать (появление на работе в нетрезвом состоянии, прогулы, увольнение с работы, уклонение от обязанности сообщить об изменении места работы и места жительства и т. п.). Тем не менее суды на изменения в законодательстве не отреагировали должным образом.

В заключение отметим: как показал анализ судебной практики, в основном злостно уклоняются от отбывания наказания лица, ведущие асоциальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, и требуется очень серьезное, комплексное, целенаправленное взаимодействие УИИ, органов прокуратуры и судов в сфере применения и исполнения наказания в виде исправительных работ.

1 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительнойсистемы ФСИН России (январь - декабрь 2011 года): информ.-аналит. сб. Тверь, 2012.

2 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации: Федер. закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

3 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительныхинспекций территориальных органов ФСИН России в 2011 году: обзор ФСИН России.

4 См.: СмирноваИ.Н., БорисенкоИ.В. Организация и правовые основы деятельностиуголовно-исполни-тельных инспекций в сфере предупрежденияповторных преступлений осужденных состоящих на их учете: монография. Псков, 2012. С. 52.

5 См.: Исправительно-трудовойкодексРСФСР: Закон РСФСР от 18 декабря 1970 г. [ Электронныйресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru (дата обращения: 12.09.2012).

6 См.: http://www.legis.ru (дата обращения: 12.09.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.