Научная статья на тему 'Актуальные проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества'

Актуальные проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1638
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗЫСК / ЗАДЕРЖАНИЕ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫЕ / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РОЗЫСКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутуков Сергей Александрович, Смирнов Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, а также наиболее эффективные пути их решения. Для выявления существующих проблем в указанной сфере был использован метод сравнительного анализа, проведено социологическое исследование среди сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.Анализ научных источников, статистических данных и результатов практической деятельности позволил сделать следующие выводы:в правовом регулировании розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, существует ряд противоречий и пробелов;порядок организации и осуществления розыска данной категории лиц на практике имеет множество проблем;совершенствование розыскной работы в этом направлении требует внесения изменений и дополнений в некоторые правовые акты, а также более четкой регламентации отдельных процедур (например, задержания указанных лиц, заключения их под стражу);розыск лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, должен осуществляться в постоянном взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций и оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с органами внутренних дел;одним из направлений повышения эффективности розыскной работы в уголовно-исполнительной системе является внесение корректив в судебную практику по рассмотрению дел об изменении вида уголовного наказания и избрании меры пресечения в виде заключения под стражу для лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF SEARCH OF PERSONS SENTENCED TO PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

The article deals with current issues and problems of searching persons sentenced to punishment without isolation from society, as well as the most effective solutions. For specifying, the existing problems in this area the author reviews a method of comparative analysis for conducted a sociological study among the employees of operational units of the institutions and bodies of the penal system.Analysis of scientific sources, statistics, and results of practical activities led to the following conclusions:There is a number contradictions and gaps in the legal regulation of investigation of persons sentenced to punishment without isolation from society;there are many problems connected with the order of organization, implementation and investigation referring to this category of persons in practice;improvement of investigative work in this direction requires changes and additions in some legal acts, as well as a more precise regulation of specific procedures (for example, detention of these persons, of their im-prisonment);search of sentenced persons not connected with deprivation of liberty must be carried out in constant interaction between criminal-executive inspections and operational implied divisions of criminal executive system of internal Affairs bodies;one of the ways to increase the effectiveness of investigative work in the prison system is making adjustments to current judicial practice in cases about changing the type of criminal punishment and preventive measure in form of detention for persons sentenced to punishment without isolation from society... The article deals with current issues and problems of searching persons sentenced to punishment without isolation from society, as well as the most effective solutions. For specifying, the existing problems in this area the author reviews a method of comparative analysis for conducted a sociological study among the employees of operational units of the institutions and bodies of the penal system.Analysis of scientific sources, statistics, and results of practical activities led to the following conclusions:There is a number contradictions and gaps in the legal regulation of investigation of persons sentenced to punishment without isolation from society;there are many problems connected with the order of organization, implementation and investigation referring to this category of persons in practice;improvement of investigative work in this direction requires changes and additions in some legal acts, as well as a more precise regulation of specific procedures (for example, detention of these persons, of their im-prisonment);search of sentenced persons not connected with deprivation of liberty must be carried out in constant interaction between criminal-executive inspections and operational implied divisions of criminal executive system of internal Affairs bodies;one of the ways to increase the effectiveness of investigative work in the prison system is making adjustments to current judicial practice in cases about changing the type of criminal punishment and preventive measure in form of detention for persons sentenced to punishment without isolation from society. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества»

УДК 343.985.5:343.848.5

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУТУКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, e-mail: ser.kutukov@yandex.ru; СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности

(Академия ФСИН России), е-mail: smirnov_sergey77@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗЫСКА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Реферат: в статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, а также наиболее эффективные пути их решения. Для выявления существующих проблем в указанной сфере был использован метод сравнительного анализа, проведено социологическое исследование среди сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Анализ научных источников, статистических данных и результатов практической деятельности позволил сделать следующие выводы:

в правовом регулировании розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, существует ряд противоречий и пробелов;

порядок организации и осуществления розыска данной категории лиц на практике имеет множество проблем;

совершенствование розыскной работы в этом направлении требует внесения изменений и дополнений в некоторые правовые акты, а также более четкой регламентации отдельных процедур (например, задержания указанных лиц, заключения их под стражу);

розыск лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, должен осуществляться в постоянном взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций и оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с органами внутренних дел;

одним из направлений повышения эффективности розыскной работы в уголовно-исполнительной системе является внесение корректив в судебную практику по рассмотрению дел об изменении вида уголовного наказания и избрании меры пресечения в виде заключения под стражу для лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

Ключевые слова: розыск, задержание, наказания без изоляции от общества, исправительные работы, обязательные работы, условно осужденные, отсрочка отбывания наказания, уголовно-исполнительные инспекции, оперативно-розыскная деятельность, первоначальные мероприятия, подразделения розыска.

Проблема розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, всегда остро стояла перед уголовно-исполнительной системой и органами внутренних дел. Однако долгое время практически отсутствовало правовое регулирование этого вопроса, и лишь с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная задача получила свое закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК) РФ. Введенная указанным законом ст. 18.1 УИК РФ хотя и

© Кутуков С. А., Смирнов С. Н., 2016

упорядочила и законодательно закрепила полномочия подразделений ФСИН России, в то же время породила большое количество правовых и организационных проблем, возникающих при ее практическом применении. Кроме того, именно возложение обязанности по розыску рассматриваемой категории лиц на оперативные подразделения ФСИН России привело к тому, что в период с 2012 по 2015 год отмечалось резкое увеличение количества розыскных дел в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, которые уклонились от отбывания наказания и контроля уголовно-исполнительных инспекций (УИИ).

Статья 18.1 УИК РФ предусматривает проведение розыскных мероприятий в отношении пяти категорий осужденных: к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, которые уклоняются от контроля УИИ.

Объявление в розыск лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в соответствии со ст. 18.1 УИК РФ происходит на основании материалов первоначальных розыскных мероприятий, поступивших из УИИ. Однако именно с первоначального этапа проведения розыскных мероприятий, а также в ходе последующих действий возникает большое количество проблем как правового, так и организационного характера.

На наш взгляд, наиболее сложная в правовом и организационном аспекте ситуация сложилась при розыске двух категорий - это условно осужденные [2, с. 13-14] и осужденные с отсрочкой отбывания наказания.

Проведенный нами анализ законодательства показал, что в настоящее время отсутствуют нормы, регулирующие порядок задержания указанных лиц, и не только срок их задержания, но и само право сотрудников ФСИН России их задерживать. Не закреплены также места их доставления и содержания, так как в п. 18 ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ данные категории не указаны, то есть применить к ним меру пресечения в виде заключения под стражу нельзя. На практике же подобные правовые коллизии приводят к тому, что разыскивать можем, а задерживать и заключать под стражу нет.

Этот вопрос возник не случайно, так как любое незаконное задержание (то есть задержание по основаниям, не указанным в законе) предусматривает уголовную ответственность в соответствии со ст. 301 Уголовного кодекса (УК) РФ. Следовательно, подразделения розыска в силу наличия пробелов в законодательстве могут сами стать субъектами уголовной ответственности при выполнении своих функциональных обязанностей.

В настоящее время на практике процесс розыска указанной категории лиц выглядит следующим образом. В отдел розыска поступают материалы первоначальных розыскных мероприятий (ПРМ) на скрывшегося от контроля УИИ условно осужденного, место нахождения которого в течение 30 суток не установлено. Отдел розыска заводит розыскное дело и согласно ст. 18.1 УИК РФ объявляет его в розыск. В это время УИИ в соответствии с ч. 4 ст. 190 УИК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 399 и ч. 2 ст. 399 УПК РФ выносит в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания в виде лишения свободы, назначенного по при-

говору суда. Суд, в свою очередь, отклоняет его, так как не может отменить условное осуждение без извещения лица, известить которое невозможно, так как оно находится в розыске.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) лицо разыскивают и задерживают (лучше, если это сделают сотрудники полиции), но на срок не более трех часов (для проверки документов до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом «О полиции»), так как лицо можно задержать без составления протокола или рапорта о задержании только на указанный срок, после чего его доставляют в суд (ибо задержание до 48 часов не предусмотрено законодательством). Здесь усматривается коллизия закона, так как суд в срочном порядке (в дежурные сутки) рассматривает только материалы о заключении под стражу, а все остальные дела - в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Так, на основании ч. 2 ст. 399 УПК РФ суд должен известить лицо о дате, времени и месте судебного заседания (для рассмотрения вопроса об отмене условного осуждения) не позднее чем за 14 суток до дня судебного заседания.

Согласно этой норме суд извещает разысканное лицо о дате и времени судебного заседания и отпускает его. Если лицо не является в назначенное время на судебное заседание, УИИ снова проводит ПРМ, вновь собираются материалы и лицо объявляется в розыск, так как прежнее дело уже закрыто в связи с тем, что лицо было разыскано и доставлено в суд или к инспектору УИИ. И так может повторяться многократно: лицо вновь объявляется в розыск, задерживается, передается в УИИ, далее в суд и суд снова отпускает, так как он обязан оповестить всех участников процесса (УИИ, задержанного, прокурора, адвоката) в срок до 14 суток до дня судебного заседания и только потом рассмотреть представление об отмене условного осуждения.

Следующим проблемным вопросом при розыске лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы, является задержание осужденных к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы. В случае установления их местонахождения, в соответствии с ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ, они подлежат задержанию на срок до 48 часов. Однако в законодательстве Российской Федерации нет правовых норм, регламентирующих задержание сотрудниками УИС разыскиваемых лиц и применение к ним физической силы. Не определены и места содержания разысканных осужденных (на срок до 48 часов).

В настоящее время возникают проблемы с задержанием указанных осужденных на срок до 48 часов, когда в отношении их мера пресечения в виде заключения под стражу судом не избрана. Даже при наличии судебного постановления о за-

держании на этот период территориальные органы полиции не всегда используют эту возможность. Задержание осужденного в ОВД до 48 часов осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ), согласно которым злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, и данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Так, на основании пп. 2 и 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право задерживать на срок до 48 часов лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. В течение этого времени сотрудники УИИ должны успеть подготовить необходимые материалы в суд для продления срока задержания до 30 суток либо для решения вопроса о замене (отмене) назначенного наказания на лишение свободы. Однако из ведомственного приказа МВД России был исключен пункт, согласно которому в изоляторе временного содержания (ИВС) могли содержаться лица, задержанные на срок до 48 часов, из числа осужденных к обязательным или исправительным работам, скрывшиеся с места жительства и объявленные в розыск.

Одной из проблем организационно-правового характера при розыске указанных категорий лиц является то, что при возбуждении уголовного дела по ст. 313 УК РФ органами дознания полиции в отношении осужденного, совершившего побег, постановление об объявлении в розыск в порядке ст. 210 УПК РФ выносится несвоевременно, мера пресечения в виде заключения под стражу не избирается.

Еще одно проблемное направление организации розыскной работы в отношении данных категорий лиц - это судебная практика в данной сфере.

Так, при рассмотрении представления на осужденного, скрывшегося от контроля УИИ, в отношении которого заведено розыскное дело, суд не берет его под стражу, а осуждает к отбыванию наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении с самостоятельным следованием. Из этого вытекает, что осужденный, состоящий на учете в УИИ, не отбывает назначенное ему наказание, не связанное с лишением свободы, более того, умышленно скрывается, в результате чего в соответствии с требованиями пп. 141-145 приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» УИИ проводит комплекс ПРМ, а по истечении установленного срока передает материалы в порядке

ст. 18.1 УИК РФ в отделение розыска для заведения розыскного дела. После задержания осужденного суд, рассматривая представление УИИ, не берет его под стражу, а назначает самостоятельное следование. Кроме того, нередки случаи, когда при рассмотрении представления о замене наказания, не связанного с лишением свободы, на лишение свободы суд не принимает во внимание то, что осужденный находился в розыске, уже содержится под стражей, и назначает ему лишение свободы с самостоятельным следованием в колонию-поселение, а следовательно, дает ему возможность повторно уклониться от отбывания наказания в виде лишения свободы. Суд предоставляет право следовать в колонию-поселение самостоятельно и неоднократно судимым лицам, в том числе за тяжкие преступления, ранее отбывавшим наказание в исправительных учреждениях, не имеющим постоянной регистрации, а значит, он не учитывает тот факт, что эти лица не осознали свою вину за прежние преступления и совершают новые.

Значительное количество осужденных, которым наказания, не связанные с лишением свободы, заменены на лишение свободы, к месту отбывания наказания в колонию-поселение следуют самостоятельно, однако судом при вынесении решения не учитывается, что до осуждения они не имели определенного места жительства, многие находились в розыске, не работали, вели аморальный образ жизни, были склонны к употреблению алкогольных и наркотических средств, умышленно уклонялись от отбывания наказания в УИИ.

Помимо этого, одно из требований суда при рассмотрении вопроса о задержании лица на срок до 30 суток - наличие медицинской справки о возможности осужденного по состоянию здоровья находиться в местах лишения свободы. Для получения данного документа сотрудникам подразделений УИИ, не имеющим спецсредств и оружия, необходимо конвоировать лицо, находящееся в розыске, в медицинское учреждение.

Перечисленные факты усложняют проведение оперативно-розыскных мероприятий и затрудняют исполнение судебных решений.

На основании изложенного при вынесении судебных решений полагаем целесообразным предоставлять право самостоятельного следования в колонию-поселение осужденным с учетом их личности, образа жизни, материального положения, наличия судимостей и регистрации, условий отбывания наказания в УИИ, их желания и возможностей воспользоваться этим видом следования.

При розыске указанных категорий лиц также возникают проблемы в процессе взаимодействия с правоохранительными органами [1, с. 78] в случаях установления ими местонахождения осужденных, скрывшихся от контроля УИИ, среди них:

отказ сотрудников полиции в задержании осужденных, уклонившихся от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, скрывшихся от контроля УИИ;

отказ сотрудников полиции в составлении протоколов задержания в отношении указанной категории лиц;

своевременное уведомление инициатора розыска сотрудниками полиции при составлении административного протокола на осужденных, уклонившихся от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, скрывшихся от контроля УИИ;

отказ сотрудников конвойной службы принимать осужденного, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, со ссылкой на положение соответствующего приказа.

Многие обозначенные вопросы организационного и правового характера решаются путем принятия на уровне территориальных органов ФСИН и МВД России совместных приказов (соглашений) о розыске лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

С целью обеспечения законности при задержании лиц, находящихся в розыске, полагаем возможным и необходимым дополнить:

1) ч. 1 ст. 397 УПК РФ - п. 18.2, где предусмотреть заключение под стражу объявленного в розыск условно осужденного, скрывшегося от контроля УИИ, до рассмотрения судом вопроса об отмене условного осуждения, и п. 18.3, в котором установить возможность заключения под стражу на срок не более чем на 30 суток объявленного в розыск осужденного с отсрочкой отбывания наказания до рассмотрения судом вопроса об отмене отсрочки отбывания наказания;

2) Правила внутреннего распорядка ИВС - словами «задержанных лиц», так чтобы по тексту и смыслу слов в ИВС могли содержаться не только обвиняемые и подозреваемые в совершении пре-

ступлений, но и задержанные, в том числе уклоняющиеся от отбывания наказания.

Основными задачами совершенствования правового регулирования рассматриваемой деятельности являются:

- определение на законодательном уровне органа, уполномоченного объявлять в розыск и осуществлять оперативно-розыскную деятельность в отношении осужденных, которым наказание без изоляции от общества заменено на лишение свободы либо отменено условное осуждение или отсрочка отбывания наказания;

- подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части содержания разысканных осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, до 48 часов в специально выделенных помещениях колоний-поселений, следственных изоляторов либо иных специальных помещений;

- подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях установления ответственности в отношении лиц, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывших к месту отбывания наказания, а также лиц, уклонившихся от контроля УИИ;

- законодательное определение задержания осужденных, находящихся в розыске, сотрудниками территориальных органов ФСИН России.

Лишь комплексное решение накопившихся проблем в данной сфере и приведение порядка и условий отбывания наказания осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, находящихся в розыске и скрывающихся от отбывания наказания, а также более эффективно организовать розыскную работу оперативных и иных подразделений ФСИН России.

Список литературы

1. Кутуков С. А., Смирнов С. Н. Организационно-правовые проблемы информационного взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами по противодействию преступности // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 77-83.

2. Расторопов С. В. Актуальные вопросы отмены условного осуждения с исполнением наказания, назначенного по приговору суда // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 12-15.

SERGEY ALEKSANDROVICH KUTUKOV,

phd in law, associate professor, deputy head, organization operational search activity department,

e-mail: ser.kutukov@yandex.ru; SERGEY NIKOLAYEVICH SMIRNOV, phd in law, associate professor, associate professor, organization operational search activity department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: smirnov_sergey77@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF SEARCH OF PERSONS SENTENCED TO PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Abstract: the article deals with current issues and problems of searching persons sentenced to punishment without isolation from society, as well as the most effective solutions. For specifying, the existing problems in this area the author reviews a method of comparative analysis for conducted a sociological study among the employees of operational units of the institutions and bodies of the penal system.

Analysis of scientific sources, statistics, and results of practical activities led to the following conclusions:

There is a number contradictions and gaps in the legal regulation of investigation of persons sentenced to punishment without isolation from society;

- there are many problems connected with the order of organization, implementation and investigation referring to this category of persons in practice;

- improvement of investigative work in this direction requires changes and additions in some legal acts, as well as a more precise regulation of specific procedures (for example, detention of these persons, of their imprisonment);

- search of sentenced persons not connected with deprivation of liberty must be carried out in constant interaction between criminal-executive inspections and operational implied divisions of criminal executive system of internal Affairs bodies;

- one of the ways to increase the effectiveness of investigative work in the prison system is making adjustments to current judicial practice in cases about changing the type of criminal punishment and preventive measure in form of detention for persons sentenced to punishment without isolation from society.

Key words: search, detention, punishment without isolation from society, corrective works, obligatory works, conditionally convicted, the postponement of serving of punishment, penal inspection, operational-search activity, initial activities, units of investigation.

References

1. Kutukov S. A., Smirnov S. N. Organizacionno-pravovye problemy informacionnogo vzaimodejstviya Federalnoj sluzhby ispolneniya nakazanii s drugimi pravoohranitelnymi organami po protivodejstviyu prestup-nosti [Organizational and legal problems of information exchange of Federal Penitentiary Service with other law enforcement agencies on counteraction of crime]. Chelovek: prestupleniye i nakazaniye - Man: crime and punishment, 2014, no. 4, pp. 77-83.

2. Rastoropov S. V. Aktualnyie voprosyi otmenyi uslovnogo osuzhdeniya s ispolneniem nakazaniya, naznachennogo po prigovoru suda [Topical issues of the abolition of the suspended sentence, with the execution of the punishment appointed on a sentence of court of]. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo - Penal law, 2014, no. 2, pp.12-15.

© Kutukov S. A., Smirnov S. N., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.