6. Куринов Б. А. Научные основы квалификации преступлений. — М., 1984.
7. Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть : курс лекций. — М., 1996.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http//www. consultant/ru/.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http//www. consultant/ru.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http//www. consultant/ru.
11. Ткаченко В. Квалификация покушения на преступление // Советская юстиция. — 1981. — № 19.
12. Якушин В. А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. — Казань, 1988.
Сведения об авторе
Черненко Тамара Геннадьевна: Кемеровский государственный университет (г. Кемерово), заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Information about the author
Chernenko Tamara Gennadyevna: Kemerovo State University (Kemerovo), Head of the department of criminal law and criminology, doctor of law, professor, Honored Lawyer of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 343.814
В. В. Шефер
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье предлагается один из способов решения проблемы по обеспечению изоляции осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России. Приведены и проанализированны статистические данные по количеству изымаемых при доставке запрещенных к использованию осужденными предметов; количество задержанных лиц, пытавшихся передать запрещенные предметы осужденным; статистика Судебного департамента Российской Федерации по вынесению приговоров за преступления, предусмотренные в ст. 159 УК РФ, лицам, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Кроме того, при формировании выводов и рекомендаций использован зарубежный опыт на примере Республики Беларусь. Решение проблемы обеспечения изоляции осужденных возможно только при использовании комплексного подхода. Пути решения возникших проблем могут быть разносторонними и состоять не только в наращивании инженерных и технических средств охраны, но и обеспечении изоляции граждан путем ужесточения ответственности за доставку запрещенных к использованию предметов, в частности, средств мобильной связи на территорию исправительного учреждения.
© Шефер В. В., 2016.
Ключевые слова: изоляция; запрещенные предметы; охрана; исправительное учреждение.
V. V. Shefer
SOME ASPECTS OF ENSURING ISOLATION IN CORRECTIONAL FACILITIES
This article suggests one way to address the problem to ensure the exclusion of convicted persons in correctional institutions of the Federal Penal Correction Service. Describes and analyses the statistics on the number of seized upon delivery of illicit use of condemned items. As well as the number of detainees tried to pass contraband convicts. Statistics of the judicial Department of the Russian Federation on sentencing for crimes provided in art. 159 of the Criminal Code for persons serving sentences in places of deprivation of liberty. In addition, the formation of conclusions and recommendations used foreign experience on the example of the Republic of Belarus. The authors concluded that to solve the problems of exclusion of convicts is possible only through an integrated approach. It is clear that solutions to the problems encountered can be comprehensive not only in building engineering and technical means of protection, but also to ensure the exclusion of citizens by tightening responsibilities.
Keywords: isolation; prohibited items; security; correctional facility.
Обработка и обобщение информации об изъятиях запрещенных предметов в местах лишения свободы позволяет говорить, что количество запрещенных предметов снижается, но не исключается, оказывая негативное влияние на работу учреждений УИС. Приведем пример статистических данных за последние три года одного из территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
В учреждениях ГУФСИН России по Кемеровской области изъято:
- денежных средств за 2015 г. — 5,3 тыс. руб., при доставке — 2,3 тыс. руб., также в Мариинскую ВК — 3 тыс. руб., при доставке — 100 % (2014 г. — 16,5 тыс. руб., при доставке — 16 тыс. руб.; за 2013 г. — 55,8 тыс. руб., при доставке — 55,7 тыс. руб., а также в Мариинскую ВК — 50 руб., при доставке — 100 %);
- алкогольных напитков промышленного производства за 2015 г. — 12,9 л, при доставке — 12,5 л (2014 г. — 12 л, при доставке — 10 л; 2013 г. — 74,4 л, при доставке — 72,9 л);
- алкогольных напитков кустарного производства за 2015 г. изъято 14 л; (2014 г. — 108,5 л; 2013 г. — 289,1 л);
- наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов изъято за 2015 г. — 1721,073 г, при доставке — 100 % (2014 г. — 917,344 г; в 2013 г. — 566,765 г, при доставке — 566,247);
- средств сотовой связи за 2015 г. изъято 1739 ед. (2014 г. — 2034 ед.; 2013 г. — 2717 ед.). При этом на стадии доставки было изъято за 2015 г. — 1153 ед., или 66,3 %; в 2014 г. — 1337 ед., или 65,7 %; в 2013 г. — 1619 ед., или 59,5 %.
В прошедшем году за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе на территории, прилегающей к исправительным учреждениям, на которой установлены режимные требования, задержано 143 гражданина (2014 г. — 204, 2013 г. — 294).
По данным Научно-
исследовательского института информационных технологий ФСИН России, в 2015 г. было совершено 838 преступлений лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях ФСИН России, при общем количестве
содержащихся в исправительных учреждениях 494135 человек. По ст. 321 УК РФ — 175 преступлений; захват заложников (ст. 206 УК РФ) — 2; преступлений против жизни (ст. 105-111 УК РФ)
— 74 случая; преступления против здоровья (ст. 112-118 УК РФ) — 23; побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ) — 123 случая; уклонений от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ)
— 17; краж на объектах УИС (ст. 158 УК РФ) — 4; приобретение, сбыт наркотических средств (ст. 228 УК РФ)
— 192 преступления [1, с. 42-50]. Иные преступления — 228 случаев, к которым можно отнести преступления по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». По данным Судебного департамента, за 2015 г. было осуждено 207 человек по ст. 159 УК РФ, совершивших преступления, отбывая наказание в местах лишения свободы, при этом общее количество приговоров по данной статье за прошедший год составляет 22180 [2]. В 2014 г. по данной статье осуждено 170 человек, совершивших преступление в местах лишения свободы, при общем количестве преступлений 24623 [3]. В 2013 г. по ст. 159 УК РФ осуждено 25155 человек, из них совершивших преступление в местах лишения свободы 251 человек [4]. Из статистических данных за три прошедших года можно сделать вывод, что в местах лишения свободы совершается не более 1 % преступлений от общего количества приговоров по ст. 159 УК РФ.
Анализ изоляции осужденных показал, что основной характеризующий ее показатель — пресечение проникновения запрещенных предметов в исправительные учреждения — стал снижаться. Такие результаты стали возможны благодаря активной работе исправительных учреждений УИС по выполнению указаний и распоряжений ФСИН России в данном направлении деятельности. Улучшился уровень подготовки персонала при проведении обысковых и других мероприятий. Проделана большая
работа по профилактике вступления в неслужебные связи как со стороны сотрудников, так и со стороны граждан, прибывающих на свидания с осужденными, передающих передачи, отправляющих посылки и бандероли.
Кроме оперативных мероприятий по сокращению проникновения запрещенных предметов в места лишения свободы были предприняты и правовые меры, которые выразились в том, что в 2013 г. по инициативе ФСИН России было усилено наказание по ст. 19.12 КоАП РФ и изменена санкция в виде штрафа от 3 до 5 тыс. руб., что является одной из мер противодействия и борьбы с проникновением запрещенных предметов. Но статистика показывает, что количество данных правонарушений снижается очень медленно. Для предотвращения проникновения запрещенных предметов используются различные способы. Но важным остается вопрос ответственности за передачу запрещенных предметов, поскольку лица, которые совершают данные деяния, должны осознавать ответственность за свои противоправные поступки. Медленное снижение количества правонарушений в этой сфере свидетельствует, что административная ответственность не несет необходимой сдерживающей функции. Поэтому, на наш взгляд, необходимо ужесточить ответственность за данные правонарушения. В соответствии с статистическими данными, приведенными выше, в исправительных учреждениях Кемеровской области чаще всего проникновению подлежат:
- наркотические вещества;
- средства сотовой связи.
За передачу наркотических средств уже предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы, но в отношении мобильных устройств уголовная ответственность не предусмотрена. На наш взгляд, общественная опасность за передачу средств мобильной связи в местах лишения свободы является высокой, поскольку с помощью них поддерживается связь с
преступным миром, совершаются другие преступления, такие как мошенничество, готовятся побеги, осуществляется руководство по организации массовых беспорядков и др.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем включить в УК РФ статью «Передача либо попытка передачи мобильных средств связи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания»: «Перед а-ча либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, мобильных средств связи и комплектующих к нему (сим-карт), — наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет с конфискацией данных предметов».
Криминализация данного противоправного деяния позволит, на наш взгляд, снизить количество попыток передач запрещенных предметов в места лишения свободы и усилить ответственность лица по отношению к деянию, которое предусматривает уголовное наказание и, как следствие, судимость.
Обратимся к зарубежному опыту. В Уголовном кодексе Республики Беларусь имеется ст. 412 — «Передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ».
Передача любым способом лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, предметов или веществ, хранение и использование которых ограничено, сверх разрешенного количества либо предметов или веществ, хранение и использование кото-
рых запрещено, а равно получение от такого лица указанных предметов или веществ с целью выноса за пределы следственного изолятора, исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или арестного дома, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет [6].
Комплекс мероприятий будет не полон, если не предусмотреть ответственность самих осужденных за использование средств мобильной связи в местах лишения свободы. В настоящий момент в уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрена следующая мера воздействия на осужденного за хранение или передачу запрещенных предметов (средств мобильной связи): в соответствии со ст. 116 УИК РФ осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, согласно ст. 115 УИК РФ к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
г) перевод осужденных мужчин, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима — в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д) перевод осужденных мужчин в единые помещения камерного типа на срок до одного года;
е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев [5].
Следует согласиться с решением проблемы, предлагаемым В. А. Уткиным
в статье «Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях»: установление в Уголовно-исполнительном кодексе РФ возможности незачета в срок наказания времени содержания осужденных в помещениях камерного типа либо в ПКТ и штрафных изоляторах (так называемый «минус-день») [7, с. 8]. Данная мера будет способствовать сокращению количества мобильных средств связи у осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.
Представляется, что выдвинутые предложения по совершенствованию законодательства за передачу запрещенных предметов в места лишения свободы будут способствовать сокращению числа противоправных деяний в данной сфере, а, следовательно, укреплению правопорядка в учреждениях.
Таким образом, для обеспечения безопасности граждан необходимо на ранней стадии будущей опасности пре-
сечь ее дальнейшее развитие. Поэтому необходимо ужесточить ответственность лиц, пытающихся разным образом передать и использовать запрещенные предметы в местах лишения свободы, предусмотрев уголовную ответственность за данное правонарушение для передающих лиц, и усилить дисциплинарное воздействие на осужденных, использующим запрещенные предметы. Представляется, что перевод деяния в разряд общественно опасных позволит снизить количество совершаемых правонарушений. Становится очевидным, что меры административного права не оказывают должного карательного эффекта и не приводят к ожидаемым превентивным последствиям. Принятие данных мер позволит не только уменьшить количество правонарушений в этой сфере, но и уменьшить количество запрещенных предметов в исправительных учреждениях.
Литература
1.
Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за 2015 г : информационно-аналитический сборник / ФКУ НИИИТ ФСИН России. — Тверь, 2016.
2. Отчет Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о составе осужденных, месте совершения преступления за 12 месяцев 2015 г. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3418 (дата обращения: 27.05.2016).
3. Отчет Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о составе осужденных, месте совершения преступления за 12 месяцев 2014 г. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2883 (дата обращения: 27.05.2016).
4. Отчет Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о составе осужденных, месте совершения преступления за 12 месяцев 2013 г. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2360 (дата обращения: 27.05.2016).
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
6. Уголовный Кодекс Республики Беларусь. Статья 412. — Режим доступа: //http://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/412.htm (дата обращения: 05.02.2016).
7. Уткин В. А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. — 2013. — № 1 (14). — С. 7-13.
Сведения об авторах
Шефер Вячеслав Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), заместитель начальника факультета правоохранительной деятельности; Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт заочной формы обучения. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Shefer Vyacheslav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the deputy chief of the Law Protecting Activity Faculty; Academy of the FPS of Russia, the postgraduate student. E-mail: [email protected]