Научная статья на тему 'Охрана в системе средств обеспечения безопасности в исправительных учреждениях'

Охрана в системе средств обеспечения безопасности в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4331
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / STATE SECURITY / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PERSONAL SAFETY / ОПАСНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICTED PERSON / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОХРАНА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / CORRECTIONAL INSTITUTION / ПОБЕГОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ESCAPE ACTIVITY / RISK / SECURITY PRISONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шефер Вячеслав Владимирович

Статья посвящена общетеоретическим, правовым и некоторым прикладным аспектам организации охраны в системе средств обеспечения безопасности в исправительных учреждениях. Выделены основные направления деятельности службы охраны по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, к которым относятся: обеспечение изоляции, недопущение побегов и других правонарушений осужденными и содержащимися под стражей лицами; недопущение проникновения на объект нарушителей; противодействие перемещению вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе. Автор приводит возможные примеры при упущениях в обеспечении безопасности исправительных учреждений, отсутствии взаимодействия между такими структурными подразделениями учреждения, как оперативный отдел, отделы охраны и безопасности. Во всех приведенных примерах массовых нарушений порядка в исправительных учреждениях прослеживается влияние сил, находящихся за пределами учреждений, тем самым не обеспечивается изоляция осужденных от общества. Показаны аналитические данные, свидетельствующие о повышении побеговой активности, постоянном высоком уровне попыток проникновения предметов, которые спецконтингенту запрещено иметь при себе. Выделены факторы, влияющие на выполнение задачи по обеспечению изоляции осужденных в период реформирования уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to general theoretical, legal and applied aspects of security organization in prisons. The maim areas of security service’s activity in prisons are including providing of isolation, prevention of escapes and other offences of convicts; prevention of violators’ penetration to the unit; opposition to carrying over things, substances, objects and food that are prohibited for convicts or suspected are outlined. Examples of practicable incidents that can occur under the security lapses in correctional facilities, and with the lack of interaction between departments such as the operational department, safety and security are given. In the given examples of mass violations in prisons, the influence of forces outside the facilities can be traced. Analytical data indicating the increase of escape activity increased, constant high-level of attempts to smuggle things that are prohibited for convicts are presented. The factors that ensure convicts’ isolation in the period of penal system reforming are outlined.

Текст научной работы на тему «Охрана в системе средств обеспечения безопасности в исправительных учреждениях»

честь и достоинство сотрудников УИС. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 4. С. 25-28.

3. Ткачевский Ю.М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Вестник МГУ Серия 11. Право. 1997. № 2. С. 28.

4. Уголовно-исполнительное право России. М., 2000. С. 450.

5. Иногамова Л.В. Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных от наказания // Совершенствование деятельности участкового инспектора милиции в современных условиях. Тюмень, 1991. С. 119.

ОХРАНА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. В. Шефер

Аннотация: статья посвящена общетеоретическим, правовым и некоторым прикладным аспектам организации охраны в системе средств обеспечения безопасности в исправительных учреждениях. Выделены основные направления деятельности службы охраны по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, к которым относятся:

- обеспечение изоляции, недопущение побегов и других правонарушений осужденными и содержащимися под стражей лицами;

- недопущение проникновения на объект нарушителей;

- противодействие перемещению вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе.

Автор приводит возможные примеры при упущениях в обеспечении безопасности исправительных учреждений, отсутствии взаимодействия между такими структурными подразделениями учреждения, как оперативный отдел, отделы охраны и безопасности. Во

всех приведенных примерах массовых нарушений порядка в исправительных учреждениях прослеживается влияние сил, находящихся за пределами учреждений, тем самым не обеспечивается изоляция осужденных от общества.

Показаны аналитические данные, свидетельствующие о повышении побе-говой активности, постоянном высоком уровне попыток проникновения предметов, которые спецконтингенту запрещено иметь при себе.

Выделены факторы, влияющие на выполнение задачи по обеспечению изоляции осужденных в период реформирования уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: безопасность, безопасность государства, личная безопасность, опасность, осужденный, исправительное учреждение, охрана исправительных учреждений, побеговая активность.

Вся деятельность уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) должна строиться на принципах законности, гуманизма, уважения прав чело-

века. В настоящее время для достижения целей уголовно-исполнительного права устанавливается режим исполнения и отбывания уголовного наказания, который включает в себя в качестве одной из составляющих охрану и изоляцию осужденных как средства предупреждения совершения новых преступлений и предотвращения побегов.

Нормативно-правовые основы деятельности службы охраны исправительных учреждений УИС определяются Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ведомственными документами Министерства юстиции РФ и Федеральной службы исполнения наказаний.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» учреждения УИС обязаны обеспечивать реализацию уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и создавать условия для обеспечения правопорядка, законности и безопасности осужденных, персонала, а также должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений. Кроме того, они должны обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве

меры пресечения применено заключение под стражу.

Утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 Положение о Федеральной службе исполнения наказаний возлагает на ФСИН России, кроме всего прочего, полномочия по охране учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период перевозок.

Охрана учреждений и их объектов — это комплекс мероприятий, проводимый службой охраны совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, содержащимися под стражей лицами, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения.

Исходя из данного понятия, выделим основные направления деятельности службы охраны по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях (далее — ИУ):

- обеспечение изоляции, недопущение побегов и других правонарушений осужденными и содержащимися под стражей лицами;

- недопущение проникновения на объект нарушителей;

- противодействие перемещению вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе.

Правовой институт охраны осужденных в ИУ ориентирован на решение главной цели, стоящей перед местами лишения свободы, — обеспечение основного признака данного вида наказания, которым является принуждение осужденных к изоляции, недопущение совершения данными лицами повторных преступлений в обществе. Таким образом, обеспечение изоляции осужденных способствует обеспечению безопасности общества в целом от преступных посягательств лиц данной категории.

К целям охраны относят не только изоляцию осужденных, но предупреждение побегов и других правонарушений с их стороны. Обеспечение надлежащей изоляции осужденных само по себе должно исключать возможность их побегов из ИУ, поэтому предупреждение побегов и тем более их пресечение — это самостоятельное вспомогательное направление работы ИУ, которое, безусловно, тесно связано с проблемой обеспечения безопасности ИУ.

Общественная опасность побега из места лишения свободы заключается в дезорганизации деятельности исправительного учреждения в связи с отвлечением сил и средств для розыска и задержания бежавшего. Ставится под угрозу общественная безопасность и создается опасность совершения этим лицом нового преступления, дискредитируется в глазах населения деятельность государственных органов по обе-

спечению надежной изоляции преступников от общества.

В 2014 г. в сравнении с 2013 г. количество побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из охраняемых объектов УИС сократилось на 14,3 % (с 7 до 6 случаев). Не допущено побегов из-под охраны в исправительных колониях особого режима, воспитательных колониях, тюрьмах и при конвоировании. При этом уровень побегов из-под охраны на 1000 осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не превысил планового значения — 0,009, пресечено 16 покушений (аналогичный период прошлого года (АППГ) — 15) на побег из-под охраны [4].

Несмотря на то что обстоятельства побегов из-под охраны, причины, способствующие их совершению, а также исчерпывающие меры по их недопущению подробно изложены в указаниях ФСИН России, отдельными руководителями территориальных органов УИС, их заместителями, курирующими вопросы охраны, безопасности, режима и оперативной службы, должных выводов не делается. Работа по планированию и практической реализации изложенных в них мероприятий по профилактике побегов часто должным образом не организована и ресурсами не обеспечена.

Учитывая нынешнее состояние мировой экономики, санкционная политика США, стран Евросоюза и других государств, сложная экономическая ситуация в стране, неудовлетворительное взаимодействие между службой охраны и оперативно-режимными отделами по недопущению проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений, могут породить самые тяжелые последствия в виде мас-

совых эксцессов осужденных и дестабилизации правопорядка. В этом случае представители преступного мира могут использовать места лишения свободы в своих целях, организовав там массовые беспорядки, волнения и забастовки.

Примером могут служить волнения, произошедшие в следственном изоляторе № 1 г. Челябинска, где в ночь на 9 декабря 2014 г. произошли массовые беспорядки. Более 100 заключенных устроили погромы в камерах, 8 из них в знак протеста нанесли себе порезы предплечий.

По версии сотрудников исправительного учреждения, беспорядки спровоцировал один из обвиняемых, у которого был обнаружен мобильный телефон. Он отказался выйти из камеры и призвал других заключенных к неповиновению и членовредительству, они начали стучать в двери, лить воду в коридор, устраивать задымление, зажигая вату из матрасов, и призывать других осужденных поддержать акцию протеста [1].

Еще одним примером массовых беспорядков стал случай, произошедший 6 мая 2015 г., — бунт осужденных в лечебно-исправительном учреждении № 3 ГУФСИН России по Нижегородской области.

Правоохранительным органам в ходе расследования удалось выяснить, что массовые беспорядки были организованы двумя криминальными «авторитетами», которые руководили ими вместе с некоторыми правозащитниками и родственниками осужденных. Осужденные С. и М. оказались инициаторами конфликта. До этого они отбывали наказание в ЛИУ-10 ГУФСИН России

по Нижегородской области, где успешно выстраивали выгодные взаимоотношения с администрацией учреждения, оставаясь при этом лидерами группировок осужденных отрицательной направленности [2].

Утром 10 мая 2015 г. в ИК-2 г. Са-лавата (Республика Башкортостан), где содержатся осужденные, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, произошла акция группового неповиновения. Более 100 осужденных отказались выполнять законные требования администрации. Около 20 из них, избив соблюдавших режим осужденных, забаррикадировались в помещении отряда. Участники акции требовали ослабления режимных требований. Шесть человек, избитых заключенными, госпитализированы [3].

Данные примеры заставляют нас остановиться на одном из важных направлений деятельности отдела охраны по обеспечению безопасности в ИУ -недопущении поступления к осужденным запрещенных предметов, которые наносят вред процессу исполнения наказания. Находящиеся в обороте запрещенные предметы, особенно деньги, спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества, концентрируют вокруг себя целую инфраструктуру противоправного поведения осужденных, включая криминальные деяния. При этом не стоит забывать об охранительных мерах обеспечения безопасности (охрана осужденных, осуществление проверки их наличия, цензура переписки и др.). Эти предупредительные средства в основном охраняют уголовно-правовые и иные общественные отношения, возникающие в области отправления правосудия

и деятельности органов, исполняющих наказания. По отношению к отдельным категориям осужденных внешние охранительные средства могут дифференцироваться [5].

Проникновение запрещенных предметов в ИУ является действием общественно опасным, поскольку посягает на правопорядок в исправительных учреждениях ФСИН России, тем самым причиняя либо создавая угрозу причинения такого вреда интересам личности, общества и государства, нарушая упорядоченность, согласованность отношений в данной сфере. Проникновение к осужденным запрещенных предметов самым непосредственным образом влияет на безопасность ИУ, причиняет значительный вред правоотношениям, складывающимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

В ходе реализации мероприятий пропускного режима в учреждениях УИС России силами подразделений охраны во взаимодействии с оперативно-режимными службами в 2014 г. было изъято:

- огнестрельное оружие — 4 ед.;

- газовое оружие — 3 ед. (АППГ — 1, увеличение в 3 раза);

- денежные средства — 3012,8 тыс. руб. (АППГ — 200,1 тыс. руб., увеличение в 15 раз).

При попытке проноса на территорию охраняемых объектов запрещенных предметов задержано 947 человек (АППГ — 2265 человек, уменьшение в 2,3 раза) [4].

Нормальная деятельность по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы возможна лишь в условиях безопасности персонала, осуж-

денных и учреждений УИС в целом. Несмотря на тенденции укрепления правопорядка, в УИС и за ее пределами продолжают действовать факторы, которые способны изменить ситуацию в ту или иную сторону. Это требует постоянного внимания и активной деятельности по созданию безопасных условий при исполнении и отбывании наказания и укреплению защищенности учреждений от возможных угроз и опасных посягательств.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что выполнение задач по обеспечению изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в условиях продолжающегося реформирования уголовно-исполнительной системы и осложняется рядом факторов, основными из которых являются: высокая служебная нагрузка на персонал охраны, прогрессирующее ветшание инженерных сооружений на охраняемых объектах, остающаяся высокой по-беговая активность осужденных и лиц, содержащихся под стражей (в 2013 и 2014 г. — по 22 случая покушения на совершение побегов). Вместе с тем задачи, поставленные руководством ФСИН России перед службой охраны, в основном выполняются успешно.

Важность рассмотрения надежности обеспечения охраны ИУ в системе средств обеспечения безопасности подтверждается тем, что надежная охрана осужденных является мерой, обеспечивающей неотвратимость наказания, стабильность и эффективность работы ИУ, безопасность общества, осужденных и правопорядок в государстве.

Литература

1. Новости : [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/12/09/ reg-urfo/sizo-anons.html (дата обращения: 02.06.2015).

2. Новости : [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/05/07/ reg-pfo/pogib-anons.html (дата обращения: 02.06.2015).

3. Новости : [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/05/12/ bunt.html (дата обращения : 02.06.2015).

4. О результатах работы по обеспечению охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2014 году и мерах по повышению ее эффективности в 2015 году : письмо ФСИН России от 23 февраля 2015 г. № исх.-08-7683.

5. Бочкарев В.В. Уголовно-исполнительные средства обеспечения частнопредупредитель-ной функции лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 175-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.