УДК 343.8
Артемьев Николай Семенович Nikolay S. Artemyev
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений
Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, 1)
doctor of sciences (law), professor, honored worker of higher school of Russian Federation, professor of the department of criminology and organization of crime prevention
Academy of law management of the Federal penal service of Russia (1 Sennaya st., Ryazan, Russia, 390000)
E-mail: eo534@yandex.ru
Курбатова Галина Васильевна Galina V. Kurbatova
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и организации профилактики преступлений
Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, 1)
oandidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of criminology and organization of crime prevention
Academy of law management of the Federal penal service of Russia (1 Sennaya st., Ryazan, Russia, 390000)
E-mail: kurbatik2007@yandex.ru
Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Compliance with the law in the institutions and bodies of the penal system
В статье идет речь о недопущении нарушений The article deals with the prevention of violations of
прав, свобод и законных интересов как лиц, отбы- the rights, freedoms and legitimate interests of both per-
вающих наказания в исправительных учреждениях, sons serving sentences in correctional institutions and of
так и обвиняемых и подозреваемых, находящихся the accused and suspects in pre-trial detention centers.
в следственных изоляторах, и подчеркивается, что It is stressed that the rights and interests of convicts are
права и интересы осужденных находятся под особым under special control and protection by the state and so-
контролем и защитой государства и общества. ciety.
Ключевые слова: принцип законности, испра- Keywords: principle of legality, correctional institu-
вительные учреждения, следственные изоляторы, tions, detention facility, penal enforcement legislation,
уголовно-исполнительное законодательство, Уголов- Oriminal executive code, convicted persons, detained
но-исполнительный кодекс, осужденные, лица, за- persons, employees of correctional facilities and remand
ключенные под стражу, сотрудники исправительных centers. учреждений и следственных изоляторов.
Принцип законности является конституционным и закреплен в нормах как международного, так и национального законодательства, регулирующих защиту прав человека в местах лишения свободы. Более детально данный принцип
© Артемьев Н.С., Курбатова Г.В., 2017
закреплен в нормах уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающих правовой статус осужденных, а также систему контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип законности затрагивает приоритетные права лиц, находящихся в местах лишения свободы, и должен неукоснительно соблюдаться в правоприменительной деятельности сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что наличие исключительных обстоятельств не является основанием для нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся как в исправительных учреждениях, так и в местах для содержания обвиняемых и подозреваемых.
К сожалению, в настоящее время в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, встречаются факты нарушения прав, свобод и законных интересов осужденных (обвиняемых, подозреваемых).
Так, несмотря на сокращение количества осужденных в местах лишения свободы (в 2016 г. зафиксирован минимально рекордный уровень лиц, содержащихся в учреждениях УИС за последние годы — 630 155 человек), сохраняются факты нарушения законности в отношении осужденных сотрудниками уголовно-исполнительной системы [1, с. 2]. Так, по материалам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за 2016 год, количество обращений, поступивших во ФСИН России от осужденных и их родственников, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы на неправомерные действия сотрудников УИС, составило 2531 случай [2, с. 2].
В 2016 году в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, отмечается стабильно высокий уровень поступления жалоб на нарушение законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы — 3445 случаев, в том числе: злоупотребление служебным положением руководителями УИС — 36; незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ — 1569; незаконное лишение или предоставление прав осужденным; незаконное применение физической силы и специальных средств — 49; рукоприкладство — 777; несвоевременное освобождение из ИУ — 9 случаев [2, с. 2].
За аналогичный период по некоторым позициям произошло сокращение нарушений в отношении осужденных, в частности, незаконное применение физической силы и специальных средств (на 55% по сравнению с предыдущим годом), рукоприкладство (на 20% по сравнению с предыдущим годом), несвоевременное освобождение из исправительных учреждений (на 33% по сравнению с предыдущим годом). К сожалению, увеличились жалобы на незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ (на 20% по сравнению с предыдущим годом) [2, с. 3].
Помимо обращения осужденных по поводу нарушения их конституционных прав в различные контролирующие органы за защитой, они обращаются и в Европейский суд по правам человека. Жалобы, как правило, признаются приемлемыми и принимаются решения о взыскании с Российской Федерации компенсации морального вреда.
Так, ярким примером следует назвать дело «Дедовский и другие (Dedovskiy and others) против Российской Федерации». Осужденные Д. и другие, отбывающие наказания в исправительной колонии, обратились с жалобой на жестокое обращение с ними и отсутствие эффективных средств правовой защиты [3, с. 6]. Осужденные утверждали, что в колонию прибыли сотрудники отряда специального назначения и избивали их ногами, палками и кулаками.
Европейский суд по правам человека признал нарушение статей 3, 13, 38 и 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конвенции государство-ответчик обязано выплатить каждому заявителю 10 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.
Следует отметить, что в обязательном порядке все международные и российские судебные решения обязаны исполняться Российской Федерацией, тем самым расходуются бюджетные средства, которые могли быть направлены на удовлетворение иных более значимых нужд.
Данные неправомерные действия сотрудников нанесли материальный ущерб государству. Представители администрации несут ответственность за неэффективное расходование бюджетных денежных средств, что является нарушением бюджетного законодательства (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Ни уголовная, ни административная ответственность за неэффективное использование бюджетных средств не предусмотрена. Однако, если в ходе проведения проверки устанавливается подобное нарушение, то соответствующие должностные лица, как правило, привлекаются к дисциплинарной ответственности, и как следствие принимаются кадровые и организационные решения. В некоторых случаях неэффективное использование бюджетных средств может свидетельствовать о признаках коррупции и стать основанием для реагирования правоохранительных органов.
Следует отметить, что наличие в правоприменительной практике случаев нарушения одного из основополагающих принципов, такого как законность, имеет наиболее существенное
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)
103
значение с точки зрения обеспечения прав человека. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Принцип законности должен реализовываться в точном и строгом соблюдении положений уголовно-исполнительного законодательства персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, представителями органов государственной и муниципальной власти, органами управления, работниками различных организаций и общественных объединений, принимающими непосредственное либо опосредованное участие в реализации исполнения наказаний осужденных.
Принцип законности подразумевает соблюдение требований, предъявляемых к органам уголовно-исполнительной системы, их должностным лицам по осуществлению юридически значимых действий в рамках и пределах закона. При реализации норм закона в практическую деятельность законность выступает в качестве принципа управления деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Таким образом, принцип законности представляет собой особое свойство, качественное содержание данной деятельности.
Практические действия, осуществляемые сотрудниками администрации, составляют содержание режима законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по реализации прав, свобод и законных интересов осужденных, образующих их правовой статус. Должное выполнение сотрудниками своих обязанностей обеспечивается государством с помощью основных гарантий, осуществления контроля и надзора, рационального сочетания мер убеждения и принуждения.
Принцип законности означает, в первую очередь, обязанность должностных лиц учреждений и органов УИС неукоснительно соблюдать нормы уголовно-исполнительного законодательства с момента прибытия осужденного в исправительное учреждение до момента его освобождения. Отступления и ошибки в правоприменительной деятельности являются нарушением законности и неизбежно должны повлечь за собой ответственность должностных лиц.
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает гарантии и порядок реализации прав, законных интересов и обязанностей осужденных (обвиняемых, подозреваемых) на всех стадиях процесса исполнения наказания. Принцип законности распространяет свое дей-
ствие и после снятия или погашения судимости в установленном законом порядке. Лицо вновь становится полноправным членом общества, за исключением оснований, строго установленных различными законами. К примеру, в соответствии с ведомственным законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в местах лишения свободы» гражданин, имеющий непогашенную судимость, не вправе занимать определенные должности в уголовно-исполнительной системе.
Следует отметить, что деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, основывается на справедливом и целесообразном применении закона в правоприменительной деятельности. Норма права содержит основные формальные предписания, позволяющие в каждом конкретном случае принять справедливое, целесообразное и законное решение.
Под особым контролем и защитой государства находятся права, свободы и законные интересы осужденных (подозреваемых, обвиняемых). Данные функции обеспечивают государственные органы и различные социальные институты. Одной из правовых гарантий обеспечения законности является установление судебного, прокурорского, ведомственного и общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Обоснованное признание отдельных действий и решений должностных лиц незаконными способствует поддержанию авторитета государственной власти.
Нарушения закона оказывают разрушающее влияние на правопорядок исправительного учреждения. Факты беззакония в учреждениях и органах УИС имеют общественную опасность и способствуют росту преступности. Так, осужденные Л. и другие в период отбывания наказания в исправительной колонии организовали массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, поджогами, уничтожением имущества.
В ходе разбирательства выяснилось, что массовые беспорядки в исправительном учреждении начались из-за ужесточения режима. Осужденные посчитали, что данные меры были слишком суровыми и незаконными. Со слов одного из осужденных Б. выяснилось, что в исправительном учреждении возникла напряженная обстановка, так как администрация принуждала осужденных вступать в секции (актив), работать, делать зарядку. В этот период времени были нередки попытки самоубийства осужденных. Администрация положительно относилась к осужденным, сотрудничающим с ней [4, с. 6].
Европейский суд признал нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановил, что Российская Федерация обязана в течение трех месяцев выплатить каждому заявителю 10 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.
Данный пример показывает и еще раз доказывает тот факт, что для избежания подобных ситуаций в своей практической деятельности представители администрации учреждений и органов УИС должны с учетом сложившейся обстановки и иных обстоятельств рационально и планомерно осуществлять свою деятельность с обязательным соблюдением требований закона.
Таким образом, деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы нуждается в осуществлении процесса исполнения уголовных наказаний в соответствии с нормами действующего международного и национального законодательства и повышения эффективности контроля со стороны различных государственных органов.
Примечания
1. Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за 2016 г Форма ФСИН-1 за 2016 г
2. Обзор о работе с обращениями граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Федеральной службе исполнения наказаний за 2016 год.
URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения: 10.04.2017).
3. Постановление Европейского суда по правам человека от 15 мая 2008 г (жалоба № 7178/03) «Дедовский и другие (Dedovskiy and others) против Российской Федерации». Доступ из СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/obob (дата обращения: 03.04.2017).
4. Приговор № 1-19/2015 1-28/2014 1-322/2013 от 25 августа 2015 г по делу № 1-19/2015 Краснока-менского городского суда Забайкальского края. URL: http://sudact.ru/regular/doc/VI77EnfAu2HK/7regular-txt (дата обращения: 03.04.2017).
Notes
1. Results of the activity of the institutions, bodies and enterprises of the penitentiary system for 2016. Form FSIN-1 for 2016.
2. Review of the work with the appeals of citizens, convicts and persons held in custody at the Federal penitentiary service for 2016. URL: http://fsin.su/structure/in-spector/iao/Doklad/ (reference date: 10.04.2017).
3. Decree of the European court of human rights on May 15, 2008 (complaint № 7178/03) «Dedovskiy and others» against the Russian Federation. Access from «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru/popu-lar/obob (reference date: 03. 04.2017).
4. Sentence № 1-19/2015 1-28/2014 1-322/2013 of August 25, 2015 in the case № 1-19/2015 of the Krasno-kamensk city court of the Transbaikal region. URL: http:// sudact.ru/regular/doc/VI77EnfAu2HK/7regular-txt (reference date: 03.04.2017).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)
10 5