Научная статья на тему 'Правовое регулирование свободы вероисповедания в уголовно-исполнительной системе России'

Правовое регулирование свободы вероисповедания в уголовно-исполнительной системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жезлов Николай Владимирович

Исследуются особенности правового регули рования осуществления права осужденных на свободу вероисповедания. Выявлены проблемы законодательства в этой сфере, предложены способы их разрешения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование свободы вероисповедания в уголовно-исполнительной системе России»

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖЕЗЛОВ

Курсант Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, e-mail: niklajj-mar@rambler.ru

Исследуются особенности правового регулирования осуществления права осужденных на свободу вероисповедания. Выявлены проблемы законодательства в этой сфере, предложены способы их разрешения

This article is devoted to features of legal regulation of implementation of the right to freedom of religion by prisoners. Legislative problems in this field are revealed, the ways to solve them are suggested.

Ключевые слова: свобода вероисповедания, священнослужитель, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, осужденные

Key words: religious liberty, priest, correctional facilities, penal system, the condemned

В Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, и это должно учитываться при реализации национальной политики всеми органами государственной и муниципальной власти во всех сферах жизни нашей страны. Не могла остаться в стороне и политика в области исполнения уголовных наказаний. Важнейшая роль в этом процессе отводится Государственной программе Российской Федерации «Юстиция», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., международным правовым актам и стандартам. В числе их целей повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав, свобод и законных интересов, совершенствование социальной и психологической работы в местах лишения свободы, а также развитие системы постпенитенциарной помощи.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Несмотря на наличие право-

вых гарантий, призванных содействовать цивилизованному развитию отношений между государством и религиозными объединениями, в последнее время все чаще возникают негативные ситуации, связанные с проявлением экстремизма, религиозной вражды, межконфессиональными конфликтами и т. д.

Человек, будучи существом мыслящим, стремится к такому высшему и неотъемлемому благу, как возможность развивать свои духовные качества, к свободе самоопределения и построения собственных убеждений о мироздании, окружающей среде, а также философии и религии.

По смыслу ст. 28 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» право на свободу вероисповедания - это гарантированное и защищаемое законом право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Регламентация права на свободу вероисповедания в уголовно-исполнительной системе (УИС) имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от правового регулирования рас-

сматриваемого конституционно-правового института в обычных социальных условиях:

1) субъект права здесь - лицо, осужденное к лишению свободы и испытывающее в связи с этим некоторые правовые ограничения и лишения;

2) осуществление права ограничено во времени. В соответствии с приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» администрация учреждения самостоятельно закрепляет в распорядке дня время, в течение которого осужденные могут совершать религиозные обряды и ритуалы. Пункт 4 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ допускает проведение неограниченного числа личных встреч осужденного со священнослужителем продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением установленных на территории исправительного учреждения (далее -ИУ) правил внутреннего распорядка;

3) отправление культа осуществляется в ИУ, в условиях строгой изоляции от общества. Осужденные, в отличие от свободных граждан, не могут «по своему усмотрению строить церкви, мечети, костелы и т. п., а также заниматься издательской деятельностью»1;

4) в местах лишения свободы государство должно само создавать социальные и правовые предпосылки для религиозной деятельности церкви и верующих осужденных, поскольку они не лишены права на свободу вероисповедания, но не могут осуществлять его без участия государства.

Безусловно, большое значение для успеха богослужения в местах лишения свободы имеют правовая регламентация настоящего вопроса со стороны государства и знание своих прав тюремным миссионером и заключенными. Е. Тарновский отмечает, что «государство обязано организовать свое частное и публичное право независимо от вероисповедных различий разных религий»2. Нормативное регулирование обеспечения права на свободу совести и вероисповедания в пенитенциарных учреждениях реализуется на уровне законов, подзаконных ведомственных актов, в рамках заключенных договоров.

Первый уровень регламентации включает в себя Конституцию РФ, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Колоссальное значение имело принятие Государственной Думой Федерального закона

«О свободе совести и о религиозных объединениях», который упорядочил деятельность религиозных организаций и в некоторой мере оградил пенитенциарные учреждения от проникновения в них сект, деструктивно влияющих как на спецконтингент, так и на персонал. По сей день Закон является правовой основой взаимодействия религиозных объединений и пенитенциарных учреждений России. В ч. 2 ст. 16 он устанавливает, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды и церемонии в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение указанных обрядов в местах содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Статья 26 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает уголовную (по ст. 136 Уголовного кодекса РФ), административную и иную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в ч. 1 ст. 14 гарантирует осужденным свободу совести и вероисповедания. В ч. 2 ст. 14 устанавливается, что осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, а также ущемляться права других лиц.

Право на свободу вероисповедания также предоставляется подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, находящимся под стражей, в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

17 октября 2014 г. было подписано постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176», которым введены должности помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими. 24 июня 2015 г. состоялось совещание, в котором приняли участие представители ФСИН России и Синодального отдела Московского патриархата Русской православной церкви по тюремному служению. В ходе встречи были приняты решения по ряду вопросов, в частности:

в составе Правового управления ФСИН России будет создан отдел по организации работы с верующими, в его состав войдут четыре пред-

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ

ставителя традиционных религиозных конфессий России: православия, ислама, буддизма, иудаизма;

предварительный отбор кандидатов на должность помощника территориального органа УИС по работе с верующими будет проводиться религиозными объединениями;

определены требования, предъявляемые к кандидатам на должность помощника. На указанную должность будут назначаться лица из числа священнослужителей соответствующей конфессии с наибольшим представительством верующих осужденных в конкретном регионе, имеющие высшее богословское образование. Иные требования к претендентам соответствуют тем, которые предъявляются к государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы3.

Второй уровень регламентации - ведомственные нормативные акты, конкретизирующие нормы федерального законодательства и реализующие их в рамках конкретного ведомства. Помимо принимаемых единолично Министерством юстиции России и ФСИН России правовых актов, данную группу составляют соглашения между соответствующими ведомствами и религиозными объединениями. На настоящий момент такие соглашения подписаны с Русской православной церковью, Советом муфтиев России и Буддийской традиционной Сангхой России.

К подзаконным актам локального уровня также относятся Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС.

Следует помнить, что только по степени реализации изложенных в ведомственных нормативных актах задач можно судить об эффективности правового регулирования участия религиозных организаций в исправительно-воспитательной деятельности УИС. К сожалению, многие подзаконные акты еще имеют ряд пробелов, которые препятствуют деятельности религиозных организаций и осуществлению осужденными права на свободу вероиспове-дания4.

Третий уровень правового регулирования -нормативные правовые акты, принимаемые непосредственно администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

За прошедшее десятилетие институт обеспечения права на свободу совести и вероисповедания осужденных стал стремительно развиваться и вызвал бурный интерес к себе, поскольку уче-ные-пенитенциаристы признали духовно-нравственную, воспитательную и ресоциализирую-

щую роль религии в местах лишения свободы; был создан (с учетом исторического опыта вернее будет сказать - возрожден) институт пенитенциарных священнослужителей.

Механизм реализации рассматриваемого права был серьезно преобразован, однако сохранил ряд недостатков, которые могут помешать осуществлению права на вероисповедание в уголовно-исполнительной системе, а также деятельности легальных религиозных объединений.

1. Отсутствует единый нормативный акт, который бы детально регламентировал все аспекты реализации осужденными права на свободу вероисповедания и деятельности священнослужителей на территории ИУ. Положительный опыт такой регламентации имеется в Республике Беларусь, где приказом МВД Республики от 25 июня 2007 г. была утверждена Инструкция о порядке работы священнослужителей Белорусской православной церкви в исправительных учреждениях, лечебно-трудовых профилакториях, следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы МВД Республики. Документ регулирует проход священнослужителя на территорию ИУ, меры обеспечения безопасности во время литургии, ознакомление священников с правилами внутреннего распорядка ИУ и т. д. Таким образом, ведомственное правовое регулирование Республики Беларусь в данной сфере опережает существующее в России на десять лет.

2. Законодательно не решен вопрос о получении осужденными религиозного образования в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.

3. Указание в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов на то, что при осуществлении права на свободу вероисповедания осужденными не должны нарушаться положения таких правил, по нашему мнению, создает условия для необоснованно широкого применения данной формулировки при отсутствии действительных причин для отказа в реализации свободы вероисповедания.

4. Не создана система постпенитенциарной помощи отбывшим наказание (не только связанное с изоляцией от общества). Такая помощь могла бы оказываться, например, на базе монастырей.

5. Законодательно не регламентирована проблема обеспечения тайны исповеди осужденного в том случае, когда проповедник по каким-либо объективным причинам не может посещать исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает лишение свободы, и исповедь осуществляется посредством отправки почтовых писем и телеграмм.

6. Не уделяется внимание духовно-нравственному воспитанию сотрудников уголовно-исполнительной системы. Практика показывает: если администрация исправительных и воспитательных колоний, сотрудники воспитательных служб понимают основные положения православия, то духовное просвещение в таких условиях дает видимые результаты. Это отражается и на взаимоотношениях осужденных, на отношении их к сотрудникам, на общем психологическом климате в учреждениях5.

Для устранения выявленных нами проблем предлагаем:

1) ввести в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и УИК РФ главы, регулирующие особенности осуществления деятельности священнослужителей в исправительных учреждениях. Можно говорить и о необходимости принятия отдельного нормативного акта, предусматривающего создание института тюремных капелланов, который бы ко всему прочему консолидировал нормы, разбросанные по различным законам и подзаконным актам, подробно урегулировал важные вопросы осуществления богослужебной деятельности в местах лишения свободы и устранил пробелы в законода-тельстве6;

2) предоставить осужденным право на получение религиозного образования при условии наличия положительной характеристики со стороны администрации ИУ, для чего дополнить УИК РФ статьей 1081 «Религиозное образование и религиозное обучение осужденных к лишению свободы»;

3) предоставить осужденным к лишению свободы право образования религиозных групп (общин) и участия в них, закрепив его в ст. 12 УИК РФ, соответствующих разделах Правил внутреннего распорядка ИУ и СИЗО, а также добавить в УИК РФ ст. 1111 «Религиозные группы осужденных к лишению свободы»7. Руководство данными организациями необходимо возложить на священнослужителя соответствующего вероисповедания, правомочиями по осуществлению контроля за их деятельностью наделить администрацию мест лишения свободы, а также иных перечисленных в УИК РФ субъектов контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. При этом нельзя допускать образования отношений подчиненности и иерархии между осужденными во избежание негативного опыта самодеятельных организаций;

4) дополнить ст. 91 УИК РФ пунктом 31, устанавливающим, что переписка осужденного и священнослужителя, в ходе которой осуществляется исповедь, может подлежать контролю только на тех же основаниях, что и переписка, указанная в п. 3 настоящей статьи (переписка осужденного с защитником);

5) повышать уровень духовно-нравственного воспитания сотрудников органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Необходимо предоставить осужденным к лишению свободы право образования религиозных групп (общин) и участия в них

Таким образом, институт свободы вероисповедания в уголовно-исполнительной системе России имеет достаточно крепкий нормативно-правовой фундамент, который, тем не менее, требует совершенствования, в первую очередь на уровне ведомственной правовой регламентации. Более тщательная разработка механизма реализации рассматриваемого права обеспечила бы беспрепятственное использование осужденными возможности по отправлению религиозного культа.

1 Королев В. Н. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. 1996. № 1. С. 84.

2 Тарновский Е. Четыре свободы. СПб., 1995. С. 118.

3 Совещание по замещению введенных должностей помощников начальников Управлений ФСИН России по организации работы с верующими // URL: http://anastasia-uz.ru/news/soveshhanie_po_zamesh-henij u_vvedennykh_dolzhnostej _pomoshhnikov_nachal-nikov_upravlenij_fsin_rossii_po_organizacii_raboty_s_ verujushhimi/2015-08-03-11507.

4 Полищук Н. И. Попечение о лицах, отбывающих наказание. СПб., 2011. С. 168-175.

5 Тюремное служение Русской православной церкви: сб. материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы / сост. О. Скоморох, Н. В. Пономарева. М., 2009. С. 86.

6 Ходыкин И. Миссионерское служение в местах лишения свободы: дис. ... канд. богословия. М., 2001. С. 58.

7 Лещенко В. Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.