Научная статья на тему 'Административно-правовые основы деятельности Русской православной церкви в пенитенциарных учреждениях России'

Административно-правовые основы деятельности Русской православной церкви в пенитенциарных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PENAL INSTITUTIONS / FREEDOMOF FAITH-DANII / RELIGIOUS RITUALS / LEGAL AND ADMINISTRATIVE RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полищук Николай Иванович

в статье иссследуются вопросы нормативно-правового регулирования деятельности Русскойправославной церкви в исправительных учреждениях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-LEGAL PRINCIPLES OF ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

in the article the issues of legal regulation of activities of the Russian Orthodox Church in Russian correctional facilities.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые основы деятельности Русской православной церкви в пенитенциарных учреждениях России»

N.I. POLISHCHUK

УДК 343.8 ББК 67.409.023.3 П50

ADMINISTRATIVE-LEGAL PRINCIPLES OF ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

Аннотация: в статье иссследуютсявопросы нормативно-правового регулированиядеятельности Русской православной церкви в исправительных учреждениях России.

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, свобода вероисповедания религиозные обряды, административно-правовые отношения

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПОЛИЩУК*

АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

Annotation: in the article HCCC^egyroTCathe issues of legal regulation of activities of the Russian Orthodox Church in Russian correctional facilities.

Key words: penal institutions, freedom of faith-Danii, religious rituals, legal and administrative relations.

Миссионерское служение Русской православной церкви в местах лишения свободы отличается от миссии просто в обществе тем, что оно организуется в условиях строгой изоляции от общества, определено правовыми рамками, ограничено во времени, имеет специфический объект воздействия. Успех тюремной миссии, равно как и выбор форм и методов благовес-тия, во многом зависит от принятых государством законодательно-нормативных актов, регулирующих религиозную жизнь заключенных, и знания своих законных прав тюремным миссионером и заключенным. Начало душепопече-ния о заключенных Русской православной церковью в наше время было положено приказом МВД СССР от 10 октября 1989 г. № 250. Были разработаны и утверждены Рекомендации, касающиеся деятельности религиозных организаций в исправительно-трудовых учреждениях, в которых регулируется целый ряд важных организационно-практических вопросов: осужденным предоставляется право на хранение книг религиозного содержания; разрешено иметь при себе нательные крестики и аналогичные предметы культа, изготовленные не из драгоценных металлов; любой осужденный вправе в установленном порядке обращаться в религиозные организации с просьбой о встрече со служителями культов.

С принятием Закона СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях», а затем Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповедания» начался новый этап церковно-государ-ственных отношений. Администрация исправи-

ь

а §

с ï с

0

■Ö ш

с со Ï ш s

ш

1

с

s

* Доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры теории государстваи права, международного и европейского права (Академия ФСИН России). E-mail: [email protected].

§ I

ГО &

§

I

CD

го

I

0 э

1

3 §

4

тельно-трудовых учреждений теперь была обязана обеспечить реализацию права осужденного на свободу совести и наладить необходимое сотрудничество с религиозными организациями1 . В это время в местах лишения свободы отношения между представителями Русской православной церкви и администрацией принимают все более устойчивый характер. Согласовываются организационные вопросы: порядок пропуска священнослужителей в учреждения, время и место встреч с осужденными, строительство храмов, часовен, благоустройство молитвенных комнат, пополнение библиотек духовной литературой, открытие воскресных школ, складываются направления и формы совместной работы.

Новый импульс развитию данных отношений придал принятый ГосударственнойДумой Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который упорядочил деятельность религиозных организаций и тем самым в какой-то мере оградил пенитенциарные учреждения от проникновения в них деструктивных сект. На сегодняшний день он является одной из главных правовых основ совместной деятельности Русской православной церкви и уголовно-исполнительной системы (пенитенциарных учреждений) России.

Российское законодательство должно не только зафиксировать право Русской православной церкви посещать пенитенциарные учреждения и право заключенных на свободу вероисповедания, но и гарантировать реализацию этих прав в условиях мест лишения свободы. Гарантии для осужденных, в отличие от гарантий для свободных граждан, заключаются в том, что в местах лишения свободы государство должно создавать социальные и правовые предпосылки для религиозной деятельности церкви и верующих осужденных, поскольку они не лишены права: первая - на посещение тюрем, вторая -на свободу вероисповедания, но не могут осуществлять его без участия государства. Если государство наделило осужденных правом на свободу вероисповедания, которое невозможно реализовать самостоятельно, то они вправе потребовать от государства создания им необходимыхусловий для реализации ими этого права.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (подписана 26 мая 1995 г. представителями Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Кыргызской Республики,

Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан; ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ) гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними» (ст. 10.1).

Необходимо также иметь в виду, что ратификация подписанной Российской Федерацией 28 февраля 1996 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней означает для нашего государства как члена Совета Европы обязательность соблюдения положений данного документа и других обязательств, связанных с членством в этой международной организации (в частности, получение российскими заключенными права подавать индивидуальные жалобы в Европейский Суд по правам человека)2.

Все вышеприведенные постановления международных правовых актов отражены и нашли свое место в российских законах, регламентирующих деятельность религиозных организаций в местах лишения свободы. «Впервые в истории нашей страны в Конституцию (п. 4 ст. 15) включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы»3 .

Как известно, любая система законодательства складывается из норм, содержащихся в законах, а также в подзаконных нормативных актах. Однако ведущая роль в правовой основе государственной и общественной жизни должна принадлежать законам. Рассматриваемая нами нормативно-правовая база, регулирующая участие Русской православной церкви в деятельности пенитенциарных учреждений, складывается из трех уровней:

- правовое регулирование на уровне законов;

- правовое регулирование на уровне подзаконных ведомственных актов;

- правовое регулирование на локальном (местном) уровне, в рамках заключенных договоров.

Первый уровень регламентации включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный за-

кон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Конституция РФ статьей 28 каждому (то есть и заключенному) гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними4.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в ст. 16.2 «Религиозные обряды и церемонии» устанавливает, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. В ст. 18.3 «Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций» определено, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Статья «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» констатирует, что тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему на исповеди.

Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Статья 26 Закона предусматривает за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания уголовную (ст. 136 УК РФ), административную и иную ответственность.

Уголовно-исполнительный кодексРоссийской Федерации в ст. 14.1 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» определяет, что осужденным гарантиру-

ется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В ст. 14.2 устанавливается, что осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, а также ущемляться права других лиц.

В соответствии со ст. 14.3 осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующеепомещение (ст. 14.4 УИК РФ).

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей (ст. 14.6 УИК РФ).

Второй уровень регламентации включает в себя ведомственные нормативные акты, предназначенные для дальнейшей конкретизации норм федерального законодательства в сфере свободы вероисповедания. Следует отметить, что ведомственные нормативные акты играют колоссальную роль в правовом регулировании участия религиозных организаций в деятельности исправительных учреждений, так как именно они в рамках конкретного учреждения осуществляют практическую реализацию вышестоящих правовых норм, регулирующих эти общественные отношения, именно с их помощью происходит реальное воплощение в жизнь нормативных предписаний.

Следовательно, ведомственные нормативные акты являются, главным образом, актами применения права. Именно поэтому в их основе большое внимание уделяется организационным вопросам, призванным разъяснить соответствующим субъектам права, как необходимо понимать и реализовывать ту или иную правовую норму. Таким нормативным актом, например, является совместное Соглашение о сотрудниче-

ь

а §

с

с

0

■Ö ш

с со

1

ш *

ш

I

с

3

§ I

ГО &

§

I

CD

го

I

0

1 §

ч

стве между Министерством юстиции Российской Федерации, в ведении которогонаходит-ся уголовно-исполнительная система, и Русской православной церковью от 21 декабря 1999 г.

К подзаконному нормативному акту относятся также Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205. В Общих положениях закреплено, что они действуют на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентируют и конкретизируютсоответствующиевоп-росы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, тюрем и следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

В соответствии с пп. 12, 13 раздела III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Вместе с тем даже при положительном развитии подзаконной нормативной базы, реализующей право в области религии, необходим подзаконный нормативный акт, принятый на уровне Министерства юстиции Российской Федерации, состоящий из следующих разделов:

- общее положение о том, что он имеет своей задачей конкретизировать отдельные вопросы, связанные с исповеданием религии осужденными к лишению свободы;

- порядок реализации права на совершение религиозных обрядов;

- порядок реализации права на приобретение и пользование предметами культа и религиозной литературой;

- порядок реализации права на религиозное образование;

- порядок реализации законного интереса осужденного (заключенного) на распространение религиозных взглядов;

- порядок заключения соглашения (договора) с религиозной организацией.

Кроме того, принятие и реализация ведомственных нормативных актов должны решать следующие задачи в сфере участия религиозных организаций в исправительно-воспитательной деятельности в пенитенциарных учреждениях:

а) правовое закрепление и конкретизация форм и методов участия религиозных организаций в деятельности уголовно-исполнительной системы;

б) определение круга должностных лиц, уполномоченных организовать это участие, а также наделение их конкретными правами и обязанностями;

в) выработку стратегии взаимодействия сотрудников УИС с представителями религиозных организаций;

г) создание необходимых условий для стимулирования деятельности религиозных организаций в исправительно-воспитательной деятельности, а также эффективного и творческого выполнения ими своего религиозного долга;

д) обеспечение безопасности и сохранение личного достоинства представителям религиозных организаций.

Следует помнить, что только по степени практической реализации изложенных в ведомственных нормативных актах задач можно судить об эффективности правового регулирования участия религиозных организаций в испра-вительно-воспитательной деятельности УИС. К сожалению, до сих пор многие подзаконные акты имеют ряд пробелов, которые не способствуют результативности деятельности религиозных организаций5.

Третий уровень правового регулирования взаимоотношения религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы в сфере реализации прав на свободу вероисповедания осужденных включает в себя нормативно-правовые акты, принимаемые непосредственно администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

На современном этапе развития УИС России на основании Конституции РФ, Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», иных нормативных актов заключаются договоры (соглашения) между администрацией исправительного учреждения и местной религиозной организацией, в которых определяются конкретные права и обязанности сторон. Так,

21 декабря 1999 г. было достигнуто соглашение между Русской православной церковью (Московский Патриархат) и Министерством юстиции Российской Федерации, а также между Московской епархией и Управлением исполнения наказаний г. Москвы относительно деятельности священнослужителейи православных религиозных организаций в местах лишения свободы.

В преамбуле или в общем разделе договора указывается, что на основании действующего законодательства, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (ст. 14) с целью удовлетворениярелигиозных потребностей осужденных, проведения с ними воспитательной, образовательной работы и распространения веры Русская православная церковь (Московский Патриархат) в лице священнослужителей и мирян при взаимодействии с исправительными учреждениями имеют определенные права и обязанности. В исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы (или в следственном изоляторе), создать условия для религиозной деятельности священнослужителей и мирян Русской православной церкви, выделить специальное помещение для отправления религиозных обрядов, создать библиотеку духовной литературы в соответствии с потребностями заключенных, содействовать созданию воскресной школы, факультатива «Основы православной культуры».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разделе «Обязанности»:

- учреждение выделяет должностное лицо воспитательной части, определенное приказом или распоряжением начальника учреждения, на которого возлагается постоянная обязанность по работе с представителями Русской православной церкви: встреча и сопровождение при посещении учреждения, решение возникающих религиозных вопросов;

- при посещении ИУ представителями РПЦ администрация доводит до их сведения установленный порядок встречи с осужденными и обеспечивает меры безопасности;

- представитель воспитательного отдела учреждения должен ознакомиться с основами вероучения православной церкви, с правилами жизни верующих, иметь знания об основных богослужениях и таинствах, о религиозных традициях и обычаях, датах религиозных праздников, а также знать основы других религий и конфессий; законодательство о свободе совести и вероисповеданий, организационные структуры религиозных организаций, их уставы, положения и другие документы.

Порядок посещения тюрьмы священником должен быть согласован с начальником тюрьмы или колонии с таким расчетом, чтобы максимальное количество заключенных имело возможность посетить тюремную церковь (часовню, молельную комнату), встретиться со священником или направленным от него представителем церкви;

- попечение о благолепии тюремного храма, часовни или молитвенной комнаты составляет обязанность всех сотрудников учреждения;

- освещать в средствах массовой информации работу Русской православной церкви в исправительном учреждении, принимать и публиковать в печати для осужденных и работников уголовно-исполнительной системы материалы, подготовленных Русской православной церковью;

- сообщать священнику по его просьбе о наиболее нравственно запущенных заключенных и обеспечить с ними встречу

В разделе «Права тюремных священников»:

- священнослужитель, состоя в ведении духовного начальства на общем основании, в то же время входит в штат тюремных сотрудников без содержания, не имеет ограничений в посещении заключенных и передвижении по территории учреждения, причем имеет право посещения заключенных во всех местах заключения учреждения - в камере (бараке), в больничном отделении, в помещении камерного типа (ПКТ) и штрафном изоляторе, если это не представляет опасности для жизни и безопасности священнослужителя;

- проход на территорию учреждения представителей Русской православной церкви осуществляется по личным постоянным пропускам в любое время или специально выделенное время для посещения;

- при личном досмотре священников исключается осмотр предметов, составляющих предметы таинств церкви (Святое Причастие, антиминс, священные сосуды, крестильный ящик);

- церковное вино для причастия рассматривается в качестве «предмета религиозного культа», необходимогодля совершения богослужения, разрешается использовать в местах лишения свободы по прямому назначению;

- проносить с собой на территорию учреждения и хранить в тюремной церкви предметы, относящиеся к богослужению Православной церкви: антиминс, священные сосуды: чашу, дискос, звездицу, копие, лжицу, крестильный ящик, сосуд для освящения воды, кропило, кадило, церковные облачения, уголь, свечи, лампадное масло, ладан, просфоры;

ь

а §

с

с

0

■Ö ш

с со

1

ш *

ш

I

с

3

- открытый огонь в помещениях для молитв в виде свечей и лампад допустим при условии соблюдения администрацией Правил пожарной безопасности в ИУ.

- проносить с собой на территорию учреждения и передавать заключенным предметы культа и религиозной символики (изготовленные не из драгоценных металлов), а также религиозную литературу для совершения религиозных обрядов;

- оказывать помощь в оборудовании культовых помещений в выделенных администрацией ИУ местах на территории учреждения, создавать на ней и вне ее предприятия, производственные объекты и трудоустраивать на них осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ от 21 июля1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», помогать освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве;

- организовывать воскресные школы в учреждении, иные формы обучения заключенных: истории религии, основ православной культуры и т. д., а также в воспитательных целях проводить для осужденных лекции, беседы, иные мероприятия гуманистического характера (проповедь по радио, в газете, оформление фотостендов);

- передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным в

виде предметов и вещей, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, а также разрешенных к продаже им согласно Перечням, установленным Правилами внутреннего распорядка;

- проводить воспитательную работу с осужденными в составе различных общественных организаций, имеющих уставной целью исправление отбывающих уголовное наказание, а также ходатайствовать перед администрацией ИУ и вышестоящими органами о поощрении осужденных и смягчении наказания;

- составлять графики встреч личного состава с представителями Русской православной церкви;

- обеспечить священнослужителю условия для беседы с заключенным;

- обеспечить транспорт для прибытия и убытия священнослужителя;

- иметь помощников из мирян, имеющих письменное благословение священнослужителя, посещающего учреждение.

Таким образом, с развитием государственного законодательства о свободе совести и вероисповедания Русская православная церковь наравне с иными конфессиями стала активным участником многих общественно-политических процессов, происходящих в нашей стране. В настоящее время она является самым мощным институтом гражданского общества, возрождающим духовно-нравственные устои общества.

Список использованнойлитературы

1 См.: Деятельность религиозных организаций в исправительныхучреждениях/ сост. Г.П. Байдаков, В.В. Артамонов [и др.]. М., 1995. С. 55.

2 См.: ГоршковаС.А. Европейский Судпо правам человека. М., 1999. С. 2-3, 7.

3 Российское законодательствоо свободе совести в 80-90-х гг. XX в. // Проблемы реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: материалы Всерос. семинара-совещания (Москва, 23-25 нояб. 1998 г.). М., 1999. С. 50.

4 См.: Кудрявцев А.И., Протопопов А.О. Законодательство Российской Федерации «О свободе совести, вероисповеданиям религиозных объединениях» // Сб. нормат. актов. М., 1994. С. 9.

5 См.: Полищук Н.И., Баженов В.В. Попечение о лицах, отбывающихнаказание: монография. СПб., 2011. С. 168-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.