Научная статья на тему 'О некоторых вопросах участия общественности в организации трудовой адаптации осужденных'

О некоторых вопросах участия общественности в организации трудовой адаптации осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / THE PENAL SERVICE / LABOUR ADAPTATION / CONVICTED / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / CIVIL SOCIETY / THE PUBLIC COUNCIL UNDER THE FEDERAL PENAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Елена Владимировна

в статье анализируются основные проблемы, возникающие при организации труда осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и возможности их решения с помощью привлечения институтов гражданского общества. Наибольший интерес представляет анализ данного вопроса как условия эффективности социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ISSUES OF PUBLIC PARTICIPATION IN THE ORGANIZATION OF LABOUR ADAPTATION OF CONVICTED

this article analyzes the main problems arising in the organization of labor sentenced to deprivation of liberty and the possibility of its solution through the involvement of civil society. Of greatest interest is the analysis of the issue as a condition for effective social adaptation released from prison.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах участия общественности в организации трудовой адаптации осужденных»

Уголовно-исполнительное право

уда 343.848.3 E.V. EMELYANOVA*

ББК 67.409.13 Е60

ABOUT SOME ISSUES OF PUBLIC PARTICIPATION IN THE ORGANIZATION OF LABOUR ADAPTATION

OF CONVICTED

Аннотация: в статье анализируются основные проблемы, возникающие при организации труда осужденныхк наказанию в виде лишения свободы, и возможности их решения с помощью привлечения институтов гражданского общества. Наибольший интерес представляет анализ данного вопроса как условия эффективности социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, трудоваяадаптация, осужденные исправительные учреждения, общественные объединения Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний.

ЕЛЕНА

ВЛАДИМИРОВНА

ЕМЕЛЬЯНОВА*

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

Annotation: this article analyzes the main problems arising in the organization of labor sentenced to deprivation of liberty and the possibility of its solution through the involvement of civil society. Of greatest interest is the analysis of the issue as a condition for effective social adaptation released from prison.

Key words: the Penal Service, labour adaptation, convicted, correctional institutions, civil society, the Public Council under the Federal Penal Service.

У головно-исполнительная политика России на современном этапе реформирования уголовноисполнительной системы (УИС) характеризуется такими отличительными особенностями, как гуманизация уголовно-исполнительного законодательства и практики исполнения уголовных наказаний; законность в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; обеспечение прав и законных интересов осужденных; широкая опора на положения международных правовых документов и использование передового зарубежного пенитенциарного опыта.

Особого внимания заслуживает проблема привлечения всех институтов гражданского общества к деятельности по ресоциализации осужденных и их последующей социальной адаптации, поскольку одним из средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы является общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - УИК РФ), которое осуществляется общественными объединениями. Последние на основании ст. 23 УИК РФ могут оказывать содействие в работе органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в части трудового и бытового устройства освобождаемых. В принятой в октябре 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года отдельный раздел посвящен вопро-

* Доктор юридических наук, кандидат экономических наук доцент, главный научный сотрудникнаучного центра (Академия управления MB Д России)

E-mail: [email protected].

сам привлечения общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствованию сотрудничества с институтами гражданского общества, а также созданию условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы1.

Подобное взаимодействие предусмотрено и международными актами. Правило 61 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными подчеркивает, что общественные организации следует привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении необходимо иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении отношений заключенного с его семьей и социальными организациями, которые могут принести ему пользу. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот2.

В целях решения данной проблемы на основании Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» в январе 2007 г. в УИС создан Общественный совет (далее - Совет) при Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) по проблемам деятельности УИС3.

В соответствии с утвержденным Положением о Совете его основной целью является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед УИС, защите прав и законных интересов сотрудников работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО).

В компетенцию Совета входит рассмотрение следующих вопросов:

- координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе

по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО;

- информирование общественности и средств массовой информации о деятельности ФСИН России для формирования у населения объективного представления об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;

- содействие в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, социальной реабилитации лиц, освободившихсяот отбывания наказания;

- участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов сотрудников работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО;

- участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов сотрудников работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО;

- распространение положительного опыта работы учреждений и органов УИС в решении вопросов по защите прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО.

Важнейшую роль в решении задач социальной адаптации осужденных законодатель отводит труду и рассматривает его как одно из основных средств исправления, противодействия сохраняющемуся в настоящее время на достаточно высоком уровне (28-30 %) рецидиву среди тех, кто уже отбыл наказание6.

По состоянию на 1 апреля 2012 г. в учреждениях УИС содержалось 741,6 тыс. человек. В состав УИС входят 53 федеральных государственных унитарных предприятия, 587 центров трудовой адаптации осужденных, 52 лечебно-производственные мастерские, 41 учебно-производственная мастерская7 .

Однако сегодня организация труда в местах лишения свободы переживает непростые времена. По данным ФСИН России, только треть трудоспособных осужденных обеспечены трудом. Причины этого связаны прежде всего с реформированием УИС, в том числе ее произ-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

водственного сектора8. Ситуация осложняется рядом обстоятельств: увеличивается число осужденных, особенно с крайне неблагоприятными социальными характеристиками и состоянием здоровья9; остается низкой как профессиональная квалификация осужденных, так и их заработная плата10; более половины осужденных, отбывающих наказания виде лишения свободы, привлекались к уголовной ответственности неоднократно; велика доля лиц, осужденных на короткие сроки, что часто не позволяет не только их трудоустроить, но и обучить профессии; растет уровень безработицы в стране1 1; значительное влияние на предложение труда оказывает миграция населения.

В деятельности ФСИН России в настоящее время одной из первоочередных задач является переориентация производственного сектора УИС на решение социальных задач, связанных с подготовкой человека к нормальной жизни и работе после освобождения, организацией трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному труду, созданием условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановлением и закреплением профессиональных и трудовых навыков, необходимыхдля их последующей социальной адаптации12.

В связи с изложенным одним из важнейших направлений деятельности Совета может быть содействие в налаживании взаимоотношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов в целях развития производства в учреждениях ФСИН России и вследствие этого совершенствования трудовой адаптации осужденных и их профессиональной подготовки.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается: широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях; разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости; проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных

на улучшение условий их содержания; активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях; расширение производства сельскохозяйственнойпродукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями; определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда.

В решении данной проблемы Совет может оказать непосредственную помощь, во-первых, в налаживании производственных связей между заводами-изготовителями (прямая производственная кооперация); во-вторых, в возрождении контрагентских работ - предоставление рабочей силы из числа осужденных и привлечение их к работам на основе договора на предприятиях различных форм собственности. Реализация указанных направлений позволит в определенной степени снизить негативные тенденции в области трудовой занятости осужденных.

Кроме того, в настоящее время важное место в профилактике рецидивной преступности со стороны лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений (ИУ), занимает своевременное решение вопросов их трудового и бытового устройства. В условиях рыночных отношений спрос на работников, отбывших уголовные наказания, невысок. Сложности в трудовом и бытовом устройстве освобожденных из мест лишения свободы обусловливаются не только нехваткой рабочих мест, но и тем, что многие руководители предприятий и учреждений под разными предлогами отказывают данной категории граждан в принятии на работу. По большому счету, решение этих проблем является делом не только органов и учреждений, исполняющих наказания, и органов внутренних дел, но и широкого круга государственных и общественных организаций. Их невозможно решить без комплексного научно обоснованного подхода, четкой государственной политики, активной позиции гражданского общества. Как положительный факт следует отметить принятие Федерального закона от

10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», направленного прежде всего на преодоление закрытости мест, обеспечивающих изоляцию осужденных от общества.

Согласно ст. 22 указанного Закона основными формами содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания, являются:

- содействие администрации места принудительного содержания в создании новых рабочих мест для осужденных к лишению свободы, размещении производственных заказов в исправи -тельных учреждениях и на их предприятиях;

- помощь администрации места принудительного содержания в получении находящимися в них лицами общего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- помощь администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса.

На наш взгляд, общественные объединения могут способствовать совершенствованию производства в местах лишения свободы при использовании таких традиционных форм привлечения осужденных к труду, как государственные унитарные предприятия, центры трудовой адаптации осужденных, производственные мастерские, а также развитию новых форм, например применению государственно-частного

партнерства (далее - ГЧП), что подразумевает взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач. Указанная форма сотрудничества получила свое развитие в конце прошлого века в наиболее развитых странах Европы (Великобритания, Германия), а также в США. В России идея развития ГЧП появилась сравнительно недав-но13, хотя определенная начальная правовая основа для организации взаимодействия государства и бизнеса в стране уже имелась14. Применение ГЧП в сфере трудовой занятости осужденных возможно в двух формах: создание совместного предприятия и концессионное соглашение15 и позволяет не только решить экономические проблемы производства исправительных учреждений, но и, что самое главное, обеспечить трудовую занятость осужденных.

Таким образом, проблема воздействия общества на деятельность уголовно-исполнительной системы находится под пристальным вниманием со стороны государства Однако последовательная реализация данного направления потребует принятия ряда подзаконных нормативных актов, а также дальнейшего развития ведомственного законодательства.

1 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября2010 г. № 1772-р.

2 См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международнаязащита прав и свободчеловека сб. док. М., 1990. С. 290-319.

3 См.: Приказ ФСИH России от 26 января 2007 г. N° 32.

6 См.: Государственнаяподдержка освобожденных из мест лишения свободы по их трудоустройству жилищному и пенсионному обеспечению охране здоровья. М., 2010. С. 4.

7 См.: URL: http://www.fsin.su/main.phtml?cid=6.

8 См.: Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2008. № 2. С. 3.

9 См.: Там же. 2007. № 2. С. 2-5.

10 См.: Преступление и наказание. 2010. № 4. С. 3.

11 См.: URL: http://www.abird.ru/articles/unetployment; http ://www.banki.ru/news/lenta/?id= 1062591.

12 См.: Концепцияразвития уголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации до 2020 года.

13 См.: Варнавский В. Г. Партнерство государстваи частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005. С. 34-37.

14 См.: О концессионныхсоглашениях Федер. закон от 21 июля2005 г. № 115-ФЗ // Рос. газ. 2005. 26 июля; Об особых экономическихзонах в РоссийскойФедерации: Федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Там же. 27 июля; Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнованийИнвестиционно-го фонда Рос. Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2008. № 10. Ч. 2. Ст. 932 и др.

15 См.: URL: http://ru.wikipedia.or/wiki/ совместное предприятие.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.