Научная статья на тему 'Безопасность в исправительных учреждениях и факторы, негативно влияющие на ее состояние'

Безопасность в исправительных учреждениях и факторы, негативно влияющие на ее состояние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6756
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / РЕЖИМ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / PENITENTIARY INSTITUTIONS / PRISONERS / MODE / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ложкина Лариса Владимировна, Чугунов Андрей Валерьевич

Рассматриваются законодательные положения, связанные с вопросами обеспечения безопасности в исправительных учреждениях. Выявляются и анализируются факторы, отрицательно влияющие на безопасность в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ложкина Лариса Владимировна, Чугунов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety in penitentiary institutions and factors which have a negatively effect on safety

The legislative provisions connected with questions of safety in correctional facilities are considered. The factors which negatively influence safety in correctional facilities are brought to light and analyzed.

Текст научной работы на тему «Безопасность в исправительных учреждениях и факторы, негативно влияющие на ее состояние»

УДК 343.8

Л.В. Ложкина, А.В. Чугунов

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ СОСТОЯНИЕ

Рассматриваются законодательные положения, связанные с вопросами обеспечения безопасности в исправительных учреждениях. Выявляются и анализируются факторы, отрицательно влияющие на безопасность в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: безопасность, исправительные учреждения, осужденные, режим, уголовно-исполнительная система, обеспечение безопасности.

В ст.74 УИК Российской Федерации установлен перечень учреждений уголовноисполнительной системы, которые исполняют уголовное наказание в виде лишения свободы. Самый многочисленный вид исправительных учреждений - это исправительные колонии, которые определены в ч. 2 ст. 74 УИК РФ и предназначены для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. В одной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных чч. 2 и 3 ст.78 УИК РФ.

В исправительной колонии общего режима отбывают наказание мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы; женщины, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при любом виде рецидива; злостные нарушители режима, переведенные из колонии-поселения.

В исправительной колонии строгого режима, согласно ч. 5 ст. 74 УИК РФ, отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к наказанию в виде лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений, при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из исправительной колонии особого режима.

Согласно ч. 6 ст. 74 УИК РФ в исправительной колонии особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В соответствии с ч. 7 ст. 74 УИК РФ в тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительной колонии.

В ч. 8 ст. 74 УИК РФ указано, что в лечебных исправительных учреждениях и лечебнопрофилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч. 2 ст. 101 УИК РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет.

Правовое регулирование деятельности вышеуказанных учреждений УИС осуществляется на основании положений УИК РФ и Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1.

1См.: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 30.12.2012 №283-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

Также к числу режимных учреждений ФСИН России относятся следственные изоляторы, которые предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу в соответствии со ст. 108 УПК РФ, а также для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, оставленными в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию на основании ст. 77 УИК РФ.

Правовое регулирование деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы осуществляется на основании Федерального закона от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».2

В состав УФСИН России по Удмуртской Республике входят 16 учреждений3, из них 3 исправительные колонии общего режима, одна из которых для содержания осужденных-женщин; 4 исправительные колонии строгого режима, одна из которых с участком особого режима; 2 лечебноисправительных учреждения; 1 воспитательная колония; 2 колонии-поселения и 6 участков колонии-поселения при исправительных колониях; 4 следственных изолятора, один из которых (ФКУ СИЗО-2) не функционирует ввиду реконструкции.

В соответствии с Законом УР от 20.04.2001 г. № 14-РЗ «О совете общественной безопасности Удмуртской Республики» безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства4.

К основным объектам безопасности относятся: личность и ее права и свободы, общество и его материальные и духовные ценности, государство и его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В юридической литературе отношения безопасности рассматриваются исходя не только из их содержания, но и других признаков, в частности объектов. Поэтому можно анализировать обеспечение безопасности в каких-либо социально обособленных системах, в том числе в УИС. Безопасность в исправительных учреждениях представляет собой составную часть общественной безопасности. Учреждения реализуют право государственного принуждения в отношении лиц, представляющих повышенную общественную опасность, и являются своеобразным элементом социального организма общества5.

В правовых нормах УИК РФ неоднократно упоминается понятие безопасности. Так, в ч. 1 ст. 10 и ст. 13 УИК РФ гарантируется личная безопасность осужденных при исполнении уголовного наказания, а также в ч. 1 ст. 82 УИК указано на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц посредством установления режима.

Понятие «обеспечение безопасности», применительно к уголовно-исполнительной специфике, на законодательном уровне не закреплено. В то же время, по мнению А.М. Потапова, «...деятельность по обеспечению безопасности в ИУ - это сложное, многоплановое направление служебной деятельности работников УИС. Эта деятельность требует повседневного осуществления обширного комплекса правовых, организационных, инженерных и технических мероприятий, являющихся неотъемлемой частью работы по обеспечению охраны объектов, режима содержания осужденных в ИУ, реагированию на чрезвычайные ситуации»6.

С другой стороны, указанные обстоятельства привели к тому, что понятию безопасности не уделялось должного внимания и соответственно не было обстоятельных разработок данного вопроса в теоретическом плане. Изучив позиции ученых-теоретиков по данному вопросу, целесообразно рассмотреть понятие безопасности в деятельности режимных объектов УИС в широком и узком смысле.

Так, в контексте применения Федерального закона «О безопасности» можно сказать, что исполнительные органы власти уполномочены от имени государства обеспечивать безопасность каждо-

2См.: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 03.12.2011 № 378-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

3См.: Статистический отчет формы ФСИН-1 «Итоги деятельности УИС» за 2012 год.

4См.: Закон Удмуртской Республики от 20.04.2001 № 14-РЗ «О совете общественной безопасности Удмуртской Республики» (ред. от 09.11.2007 №59-РЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

5См.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учебник: в 3 т. Т. 1: Общая часть / под ред. В.М. Анисимова, А.А. Аксенова, Б.Б. Казака и др.; под общ. ред. Ю.Я. Чайки. Рязань, 2002. С. 68.

6Потапов А.М. Современное состояние и факторы, определяющие личную безопасность осужденных к лишению свободы // Ведомости УИС. 2013. №2. С. 4.

го гражданина и общества в целом. В соответствии с вышеназванным законом она достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства7.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в РФ разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью8.

Иначе говоря, само существование уголовно-исполнительной системы подразумевает защиту общества от преступных посягательств. Неприкосновенность жизни и здоровья людей, их труд и отдых, а также нормальную деятельность государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий затрагивает в той или иной степени каждое правонарушение, ибо любое из них общественно опасно.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Общество избрало определенный способ воздействия на лиц, совершающих преступления - это назначение уголовного наказания на основании приговора суда и один из видов этого наказания - лишение свободы.

С этой целью лицо, виновное в совершении преступления, изолируется в исправительном учреждении, в котором, в соответствии со ст. 82 УИК РФ, установлен режим. Таким образом, изоляция лица, совершившего преступление, для отбывания наказания в исправительное учреждение в широком смысле обеспечивает безопасное существование общества, его членов, а также государственного строя9.

Если же говорить об обеспечении безопасности в узком смысле, то можно выделить ряд направлений такой деятельности. Как уже было сказано, в УИК РФ закреплено обеспечение безопасности трех категорий субъектов, непосредственно связанных с исполнением и отбыванием наказания -осужденных, персонала учреждений УИС и иных лиц, связанных с деятельностью исправительного учреждения. К категории «иные лица» относятся, прежде всего, лица, осуществляющие на основании ст. 24 УИК РФ свои должностные или общественные полномочия в ИУ. Вторую группу граждан, также связанных с деятельностью ИУ, составляют родственники и близкие осужденных.

Право осужденных на личную безопасность в исправительном учреждении реализуется в соответствии с требованиями ст. 13 УИК РФ, а также им устанавливается обязанность должностных лиц из числа персонала ИУ обеспечить безопасность осужденного.

Так, в ч. 2 ст. 13 УИК РФ указано, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Из Апелляционного определения Белгородского областного суда следует: «.право заявителя, осужденного к лишению свободы, на личную безопасность и на обращение с соответствующим заявлением определено ст. 13 УИК РФ. Данной нормой предусмотрена обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, незамедлительно разрешить просьбу осужденного об обеспечении личной безопасности и принять предусмотренные законом меры»10.

Из анализа показателей УФСИН России по Удмуртской Республике следует, что количество лиц, помещенных в безопасное место ИУ, имеет тенденцию к увеличению по сравнению с аналогичным периодом прошлого года11: в 2011 г. на 13%, в 2012 г. на 11%12, что может свидетельствовать о должном оперативном сопровождении лиц, отбывающих наказание, и своевременном решении воз-

7См.: Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СПС «КонсультантПлюс». Ст. 4.

8См.: Комментарий к Федеральному закону № 390-ФЗ «О безопасности» / под ред. Е.А. Белокрылова, Е.А. Бев-зюка. М., 2012. С. 23.

9См.: Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие / под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. М., 2010. С. 67.

10Апелляционное определение Белгородского областного суда от 14.02.2012 по делу № 33-514.

11Далее по тексту - АППГ.

12См.: Статистические отчеты формы СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности ИК, ЛИУ, ЛПУ и территориального органа УИС» за 2010-2012 гг.

никающих в процессе исполнения наказания вопросов, а также о положительных результатах работы оперативно-режимных и воспитательных служб исправительного учреждения.

Остановимся подробнее на наиболее востребованных и применяемых в УИС мерах безопасности осужденных к лишению свободы.

1. Перевод в безопасное место определен Приказом Минюста России от 03.11.2005 №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Данная мера безопасности применяется наиболее часто. Безопасным местом чаще всего является одиночная камера в штрафном изоляторе ИУ. Перевод в безопасное место оформляется постановлением начальника ИУ на срок не свыше 90 суток на основании мотивированного рапорта оперативного сотрудника учреждения. Также в соответствии с ч. 4 ст. 13 УИК РФ основанием для принятия начальником ИУ подобного решения является мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

2. Перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного ИУ в другое. Такой перевод в соответствии с ч. 2 ст. 81 УИК РФ может быть осуществлен исключительно по инициативе сотрудников учреждения, подавших рапорт об известных им фактах. При этом важно, чтобы угроза была реальной. С этой целью проводится служебное расследование и территориальным органом ФСИН России выносится мотивированное заключение о целесообразности такого перево-да13. Причем осужденный может быть переведен в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.

Верховный Суд Республики Коми указал, что «.нормы, допуская возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, корреспондируют положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам, .которые также закреплены в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного ИУ в другое, утвержденной приказом Минюста РФ от 01.12.2005 № 235 .Суд установил, что, принимая решение о направлении осужденного Н. для обеспечения его личной безопасности в ИУ, расположенное на территории другого субъекта, ответчик действовал в соответствии с действующим законодательством .»14.

Кроме того, безопасность относится к нормальному функционированию исправительного учреждения в целом и его отдельных подразделений в частности. По мнению М.А. Громова, «... в этом случае безопасность также приобретает два значения - внутреннее и внешнее. К первому относится предупреждение и устранение опасности чрезвычайных происшествий, массовых беспорядков и других преступлений, а ко второму - предупреждение и устранение опасностей природного и техногенного характера»15.

Таким образом, применительно к деятельности исправительного учреждения уголовноисполнительной системы под безопасностью следует понимать систему отношений и правовых норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения неприкосновенности здоровья, жизни, труда и отдыха осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы, иных граждан, принимающих участие в процессе исполнения наказания и исправлении осужденных, а также нормального функционирования исправительных учреждений.

Из определения безопасности следует, что обеспечение безопасности - это комплекс действий организационного, управленческого и оперативно-тактического порядков, повседневно осуществляемых в исправительном учреждении.

Следовательно, обеспечение безопасности в исправительных учреждениях - это осуществление организационно-управленческой и оперативно-тактической деятельности по реализации установленного порядка исполнения и отбывания наказания в учреждении, а также требований и мероприятий, направленных на предупреждение возможной и устранение явной опасности, угрожающей спокойст-

13См.: Приказ Минюста России № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного ИУ в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в ЛПУ и ЛИУ». Абз. 2 п. 13.

14Определение Верховного Суда Республики Коми от 28.05.2012 по делу №33-1851АП/2012 // СПС «Консуль-тантПлюс».

15Громов М.А. Организация безопасности в ИУ: учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 178.

вию, жизни и здоровью сотрудников учреждений, осужденных и иных граждан, причастных к деятельности учреждений.

На обеспечение безопасности в исправительном учреждении оказывает воздействие социальноэкономическая, политическая и криминогенная обстановка в стране. Преступность стала реальным фактором, подрывающим не только экономическую безопасность личности, она угрожает правам и свободам граждан, нравственным устоям общества.

В местах лишения свободы отбывают наказание лица, зачастую тесно связанные с криминальными структурами. Практика свидетельствует, что осужденные, имеющие связи с преступной средой, нередко шантажируют сотрудников ИУ, угрожают им убийством, нанесением тяжких телесных повреждений, уничтожением имущества и порой, при содействии преступных сообществ, приводят эти угрозы в исполнение16.

Негативное влияние на обеспечение безопасности в ИУ оказывает ухудшение криминогенных характеристик осужденных, отбывающих наказание. В исправительных учреждениях увеличивается численность осужденных отрицательной направленности. Повышается роль преступных авторитетов, лидеры уголовно-преступной среды усиливают негативное влияние на осужденных. Это все приводит к тому, что в учреждениях складывается обстановка откровенного противодействия администрации с тенденцией перерастания ее в злостное неповиновение законным требованиям персонала учреждений17.

В учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике в целях профилактики негативного влияния осужденных отрицательной направленности на основную массу спецконтингента проводятся мероприятия по их изоляции в отряды со строгими условиями содержания. Динамика изменения количества осужденных в указанных запираемых помещениях с 2010 г. составила 10-14%18. Данные меры позволяют вести за указанными осужденными усиленный контроль, более качественно проводить воспитательную и оперативно-профилактическую работу, что, несомненно, положительным образом сказывается на оперативной обстановке в целом.

Также криминализация осужденных напрямую связана с ростом показателя совершенных в исправительных учреждениях преступлений, в том числе против личности. В учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике из общего количества зарегистрированных уголовных дел преступления против личности составляют значительную долю. Так, в 2010 г. доля таких преступлений составляла 29%, в 2011 г. - 5%, а в 2012 г. - 41%19. Рост указанной категории преступлений в 2012 г. был связан с прибытием в исправительные учреждения Удмуртии для отбывания наказания значительного количества осужденных из других регионов России, в связи с чем рост конфликтных ситуаций среди осужденных был неизбежен, и, как следствие, произошел рост совершенных в исправительных учреждениях преступлений.

Также на процесс обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы непосредственно влияет работа по предотвращению преступлений на стадии приготовления. Согласно статистическим данным УФСИН России по Удмуртской Республике в исправительных учреждениях наблюдается динамика роста данного показателя в сравнении с АППГ в 2011 г. на 79%, в 2012 г. на 44%. Доля предотвращенных преступлений против жизни и здоровья в общем количестве предотвращенных преступлений занимает большую часть: в 2010 г. она составила79%, в 2011 г. - 86%, в 2012 г. - 79% 20.

Как показывают результаты проверок по фактам уже совершенных в учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике преступлений, а также предотвращенных преступных намерений осужденных, в основном такие преступления совершаются спонтанно, без предварительной подготовки, в результате внезапно возникших конфликтов, поэтому говорить о каких-либо негативных процессах, происходящих в коллективах осужденных, было бы неверным.

16См.: Казберов П. Как нейтрализовать лидера // Преступление и наказание. 2011. № 9. С. 26-29.

17См.: Щербаков А. Оперативная обстановка под контролем // Преступление и наказание. 2011. №.2. С. 17.

18См.: Статистические отчеты формы СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности ИК, ЛИУ, ЛПУ и территориального органа УИС» за 2010-2012 гг.

19См.: Статистические отчеты формы 2-УИС «О состоянии преступности и правопорядка в учреждениях и органах УИС» за 2010-2012 гг.

20См.: Статистические отчеты формы 2-УИС «О состоянии преступности и правопорядка в учреждениях и органах УИС» за 2010-2012 гг.

Фактором, ослабляющим обеспечение безопасности, является безработица. В учреждениях уголовно-исполнительной системы развивается экономический кризис. В силу специфики центры трудовой адаптации осужденных не могут организовать свою деятельность исключительно на коммерческой основе, в связи с чем они лишены возможности регулировать трудовые процессы. Сторонние предприятия и организации, экономически незаинтересованные в использовании труда осужденных, продолжают сокращать производственные объемы, прекращают поставки материальных ресурсов, в результате чего в последние годы наблюдается отрицательная динамика развития производства в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Примерно 1/3 часть осужденных остается без работы, выпадает из системы общественно полезных связей и отношений, включается в отношения криминальные, тем самым усиливая угрозу безопасности в исправительных учреждениях.

Фактором, дестабилизирующим обстановку безопасности, выступает тяжелое финансовое положение уголовно-исполнительной системы. Существуют трудности в приобретении одежды и предметов первой необходимости. Данный фактор порождает законное недовольство осужденных, которые требуют то, что им положено по закону. Следует отметить, что к нарушению законов со стороны администрации осужденные относятся особенно нетерпимо. Такое положение многократно усиливает угрозу безопасности.

А.М. Сысоев считает, что «.важным фактором, влияющим на безопасность, является уровень организаторской и оперативно-профилактической деятельности администрации учреждений. Причина в подходе руководителей служб и подразделений к выполнению служебного долга, уровне их организаторской деятельности, профессионализме личного состава и исполнительской дисциплине»21. Во многих службах слабо прогнозируется оперативная обстановка, нет оперативного прикрытия в подразделениях. Наблюдается недостаточный уровень организации взаимодействия между отделами и службами исправительных учреждений, хотя в настоящее время на уровне ФСИН России большое внимание уделяется именно организации взаимодействия различных служб исправительного учреждения, что является залогом успешного решения задач, в том числе по обеспечению безопасности, поставленных перед уголовно-исполнительной системой в целом и отдельно взятого учреждения в частности.

Имеются недостатки в организации работы по профилактике правонарушений и постановке на учет лиц, склонных к насильственным действиям, согласно требованиям приказа Минюста России от 20.11.2006 №333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», а также по выявлению источников поступления в ИУ запрещенных к хранению и использованию осужденными предметов и веществ.

В учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике в течение 2010-2012 гг. наблюдается незначительное снижение количества лиц, состоящих на профилактических учетах (в 2011 г. на 1%, в 2012 г. на 8%), что связано в основном с уменьшением общего количества осужденных с 2010 г. на 17%. При этом количество осужденных, состоящих на учете по более значимым категориям профилактического учета, в течение 2010-2012 гг. оставалось практически на одном уровне (снижение примерно на 7-9 %)22, то есть качественный состав осужденных за рассматриваемый период практически не изменился.

Таким образом, с целью устранения факторов, негативно влияющих на обеспечение безопасности в исправительных учреждениях, необходимо принять комплекс мер по коррекции уголовноисполнительной политики, а также организационно-практических мер по укреплению в учреждениях уголовно-исполнительной системы режима исполнения и отбывания наказания как основного механизма в деятельности по обеспечению безопасности.

Поступила в редакцию 21.02.13

21Сысоев А.М. Оперативно-режимное сопровождение осужденных к лишению свободы // Ведомости УИС. 2012. № 4. С. 17.

22См.: Статистические отчеты формы СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности ИК, ЛИУ, ЛПУ и территориального органа УИС» за 2010-2012 гг.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

L. V. Lozhkina, A. V. Chugunov

Safety in penitentiary institutions and factors which have a negatively effect on safety

The legislative provisions connected with questions of safety in correctional facilities are considered. The factors which negatively influence safety in correctional facilities are brought to light and analyzed.

Keywords: security, penitentiary institutions, prisoners, mode, criminal-executive system, security.

Ложкина Лариса Владимировна, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

Чугунов Андрей Валерьевич, начальник отделения

УФСИН России по Удмуртской Республике 426044, Россия, г. Ижевск, ул. Советская, 32 E-mail: [email protected]

Lozhkina L.V., candidate of law, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected]

Chugunov A.V., head of the department

Udmurt department of Russian Federal Penitentiary Service

426044, Russia, Izhevsk, Sovetskaya st., 32 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.