Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования оборота средств мобильной сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Особенности правового регулирования оборота средств мобильной сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1443
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОЦЕСС ИЗОЛЯЦИИ / ISOLATION PROCESS / КОНТРАБАНДА ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ / SMUGGLING OF THE FORBIDDEN OBJECTS / РЕЖИМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ / ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / THE MODE IN THE ESTABLISHMENTS EXECUTING PUNISHMENTS IN THE FORM OF IMPRISONMENT / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ МОБИЛЬНЫХ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ / ILLICIT TRAFFICKING IN MOBILE CELL PHONES / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА / ELECTRONIC DEVICES / PENITENTIARY SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиханов Вячеслав Александрович

По причине быстро развивающихся высоких технологий в сфере телекоммуникаций на сегодняшний день вопросы, связанные с незаконным оборотом средств мобильной сотовой связи в местах изоляции от общества, остаются неурегулированными. Отставание правовых санкций за данные правонарушения ведет к ухудшению работы пенитенциарных учреждений. Для достижения основных целей пенитенциарного законодательства, направленных на исправление осужденных и недопущение ими новых преступлений, необходим эффективный правовой механизм. Основными причинами наличия средств сотовой связи в пенитенциарных учреждениях являются: отсутствие в нормах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства точной формулировки средств мобильной сотовой связи как средства преступления и запрещенного предмета в местах изоляции от общества; неэффективные санкции административного законодательства, регулирующего запрет на пронос запрещенных предметов и веществ; влияние осужденных на установленный режим в пенитенциарных учреждениях с помощью сотовых телефонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шиханов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE TURN OF MEANS OF MOBILE CELLULAR COMMUNICATION IN CORRECTIONAL FACILITIES OF CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM

It is worth recognizing that because of quickly developing high technologies in the sphere of telecommunications today the questions connected with illicit trafficking in means of mobile cellular communication in places of isolation from society remain not settled. Lag of legal sanctions for these offenses leads to deterioration in work of penal institutions. The effective legal mechanism is necessary for realization of the main objectives of the penitentiary legislation directed to correction of convicts and prevention by them new crimes. Are the main reasons for existence of means of cellular communication in penal institutions: absence in standards of the criminal and criminal and executive legislation of accurate information of means of mobile cellular communication as means of a crime and the forbidden subject in places of isolation from society; inefficient sanctions of the administrative legislation regulating a ban on a bringing of the forbidden objects and substances; influence of convicts on the set mode in penal institutions by means of cell phones.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования оборота средств мобильной сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.82

ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШИХАНОВ,

старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе (Самарский юридический институт ФСИН России),

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Реферат: по причине быстро развивающихся высоких технологий в сфере телекоммуникаций на сегодняшний день вопросы, связанные с незаконным оборотом средств мобильной сотовой связи в местах изоляции от общества, остаются неурегулированными. Отставание правовых санкций за данные правонарушения ведет к ухудшению работы пенитенциарных учреждений.

Для достижения основных целей пенитенциарного законодательства, направленных на исправление осужденных и недопущение ими новых преступлений, необходим эффективный правовой механизм.

Основными причинами наличия средств сотовой связи в пенитенциарных учреждениях являются:

отсутствие в нормах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства точной формулировки средств мобильной сотовой связи как средства преступления и запрещенного предмета в местах изоляции от общества;

неэффективные санкции административного законодательства, регулирующего запрет на пронос запрещенных предметов и веществ;

влияние осужденных на установленный режим в пенитенциарных учреждениях с помощью сотовых телефонов.

Ключевые слова: пенитенциарная безопасность, процесс изоляции, контрабанда запрещенных предметов, режим в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, незаконный оборот мобильных сотовых телефонов, электронные устройства.

Проблемы, возникающие в местах изоляции, связанные с использованием, обладанием, употреблением осужденными лицами запрещенных предметов и веществ существовали вместе с существованием самих мест изоляции. Желание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы или заключенного под стражу, восполнить долю запретов в неволе всегда оставалось его мечтой, но не находило одобрения администрации учреждений. Причина, по которой осужденные лица желают использовать предметы и вещи, окружающие их до изоляции, как и желание быть свободным, является основополагающей.

Главной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений в местах отбывания наказания. Для достижения этой цели в местах лишения свободы законодателем определен правовой механизм урегулирования данных отношений, выступающий как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, то есть режим в исправительных учреждениях.

© Шиханов В. А., 2016

Режим, являясь одним из основных средств исправления осужденных, прежде всего направлен на обеспечение безопасности надежной изоляции осужденных. Кроме того, он регулирует исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализацию их прав и законных интересов. Процесс реализации изоляции осужденного лица напрямую зависит от особого порядка его контактов с внешним миром [1]. В процессе обеспечения личной безопасности персонала, осужденных и иных лиц одним из приоритетных направлений деятельности администрации учреждений остается работа по реализации мероприятий, направленных на снижение негативных причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений на режимных и прилегающих к учреждениям территориях. Этими причинами и условиями в учреждениях являются факты поступления и наличия запрещенных к использованию вещей и предметов, продуктов питания, которые на основании закона осужденным лицам запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Среди общего количества изымаемых сотрудниками запрещенных предметов особое место занимают мобильные сотовые телефоны и комплектующие к ним средства, которые, в свою очередь, позволяют обеспечивать работу телефона в режиме персонального компьютера. К ним отнесены

сим-карты, карты памяти, зарядные устройства, флеш-модемы и другие электронные устройства, обеспечивающие не только радиосвязь, но и выход в Интернет. С каждым годом данный факт в учреждениях уголовно-исполнительной системы только усугубляется (рис.).

Рис. Количество изъятых средств сотовой связи в ИК

Растущее количество изъятых средств сотовой связи говорит не только о подъеме уровня режима в исправительных учреждениях и качестве проводимых обысков и досмотров, но и о непростой криминогенной обстановке на территориях, где расположены учреждения.

Результаты изъятия средств мобильной связи сотрудниками учреждений на сегодняшний день очевидны благодаря грамотному использованию технических средств поиска, а также выработанной стратегии проведения обысков и досмотров в учреждениях и профессионализму сотрудников. Однако явный рост числа изъятых средств сотовой связи в учреждениях УИС заставляет руководителей служб режима надзора и охраны ФСИН России принимать меры по предотвращению и пресечению каналов их доставки, недопущению хранения и использования их осужденными лицами. Данные меры часто не достигают ожидаемого результата по ряду причин.

Во-первых, на сегодняшний день ни один нормативно-правовой акт, регулирующий сферу правоотношений исполнения и отбывания наказаний, не содержит уточненной формулировки сотового телефона как запрещенного предмета в исправительных учреждениях.

Во-вторых, административная ответственность за передачу мобильных телефонов осужденным лицам, определенная в ст. 19.12 КоАП РФ, не является действенной и не останавливает предприимчивых граждан. Так, в 2014 г. за попытку пере-

дачи на территории исправительных учреждений запрещенных предметов задержано 4065 граждан (в 2013 г. - 3940), из них в пределах режимных территорий 3245 человек (в 2013 г. - 3404). К административной ответственности от общего количества задержанных граждан привлечено 2599 человек, к уголовной - 319.

В-третьих, с помощью сотовых телефонов осужденные противодействуют попыткам администрации навести порядок в учреждении и установить законом соответствующий режим. Осужденные через средства сотовой связи часто искажают мнение общественности о ситуации в местах лишения свободы.

В создавшейся обстановке нельзя не учитывать факт роста продаж средств сотовой связи и другой электронной техники населению страны, который очень велик, да и операторы систем сотовой связи безудержно нацелены на расширение своего бизнеса, невзирая на вопросы безопасности.

Наличие средств мобильной сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день продолжает нести определенную угрозу как безопасности личности, так и безопасности процесса исполнения наказания. Осужденные лица, отбывая наказание в виде лишения свободы, предпринимают всяческие попытки скрасить свое отбывание наказания, игнорируя изоляцию от общества. Это им удается за счет использования средств мобильной сотовой связи, системы электронных платежей и сети Ин-

тернет. При помощи данных устройств совершаются мошенничество, шантаж и вымогательство, передаются угрозы, оскорбления и даже ложные сообщения об актах терроризма. Наличие мобильных сотовых телефонов у отбывающих наказание руководителей преступных групп по сбыту наркотиков дает им возможность организации и координации преступными группами на воле, позволяет им использовать схемы и способы совершения новых преступлений, перенаправлять действия сообщников, существенно расширять границы своей преступной деятельности, не выходя из учреждения.

Проведя анализ общего количества изъятых средств сотовой связи в учреждениях, мы отмечаем, что значительная их часть изъята сотрудниками УИС при перебросах на территорию мест лишения свободы. Данный способ доставки запрещенных предметов в ИУ среди правонарушителей имеет на сегодняшний день особую популярность. Переброс - это действия правонарушителя, направленные на доставление запрещенного предмета через ряды инженерных режимных ограждений ИУ методом бросания и метания. Перебросы осуществляются в наиболее слабо подготовленных и уязвимых местах охраняемого объекта учреждения. Часто их совершают родственники и знакомые осужденных либо иные лица, вовлеченные в данную преступную деятельность. Эти лица часто осуществляют доставку запрещенных предметов за определенное вознаграждение, реже из чувства взаимопомощи и сострадания. При этом правонарушители используют приспособления, которые помогают наиболее эффективно доставить запрещенный предмет на территорию учреждений. К таким метательным приспособлениям можно отнести пращи, рогатки, арбалеты, катапульты и т. д. Так, в Краснотурьинске сотрудники ИУ задержали метателей мобильных телефонов. С помощью самодельного устройства они перебрасывали запрещенные предметы осужденным. Свое изобретенное устройство правонарушители назвали «Теле-фономет», которое по своей сути являлось большой рогаткой. В изъятых у лиц 11 свертках сотрудниками учреждения была обнаружена партия запрещенных устройств: 14 телефонов, 9 сим-карт, флеш-карты и зарядные устройства [2]. Переброс является организованным действием, так как в нем участвуют и те, кто бросает, и те, кто принимает. Лица-участники совершают данное деяние в заранее оговоренном месте бросания. Для доставки через инженерные ограждения учреждений запрещенных предметов правонарушителями используются и другие средства, такие как радиоуправляемые вертолеты, квадрокоптеры или воздушные шары.

Поиск адекватных правовых и организационных мер в отношении граждан и персонала учреждений, осуществляющих доставку, осужденных и заключенных под стражу лиц, осуществляющих хранение, использование средств сотовой мобильной связи в местах изоляции, сталкивается с рядом проблем как в правовом, так и в организационном плане. В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве на сегодняшний день отсутствуют надлежащие нормы, определяющие средство сотовой мобильной связи как орудия преступления и правонарушения в местах изоляции.

Некоторые авторы в связи с данным вопросом рассматривают весомую эффективность декрими-нализированной (вследствие принятия нового УК РФ в 1996 г.) ст. 188.4 УК РСФСР 1960 г. «Незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях». Эта норма была введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 октября 1987 г. и являлась на то время вынужденной мерой в борьбе с незаконным оборотом запрещенных к использованию в местах изоляции предметов. К ним относились алкогольные напитки, лекарственные или иные вещества, обладающие одурманивающим действием, и другие запрещенные для передачи предметы.

Ю. М. Ткачевский отмечает, что и на сегодняшний день в ст. 412 УК Республики Беларусь предусмотрена ответственность за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы. За такое же преступление установлена ответственность в ст. 309 УК Латвии. В то же время автор склоняется к мнению, что это уголовная ответственность едва ли целесообразна в указанных случаях. За совершение подобных действий достаточно и административной ответственности [3].

Такое мнение разделяют не все. С каждым годом на фоне усугубляющейся ситуации, связанной с поступлением в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов и вещей, ряд авторов высказывают мнение о несостоятельности норм правового механизма, регулирующих данное направление.

Так, О. В. Пенин отмечает, что с момента декриминализации уголовно наказуемой передачи запрещенных предметов (1 января 1997 г.) проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность ИУ, требуют дальнейшего решения, и предлагает ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет всех видов обращения и передач запрещенных для осужденных

веществ, вещей и предметов. В гл. 32 УК РФ мы предлагаем включить новую статью 321.1 «Проникновение запрещенных предметов в места лишения свободы или содержания под стражей» [4]. В то же время С. А. Хохрин ситуацию с незаконным оборотом запрещенных предметов в учреждениях объясняет несовершенством норм уголовно-исполнительного законодательства. Он отмечает, что нормы уголовно-исполнительного права и ведомственных нормативных актов нуждаются в более четкой детализации в части запрета проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, поскольку у практических работников часто возникают затруднения в применении данных норм [5].

В том или ином случае авторы, обозначая вредоносность запрещенных предметов, вещей и веществ в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ориентируют на изменение правовых механизмов законодательства, и мы полностью разделяем их мнение.

Руководство службы режима и надзора ФСИН России комментирует неблагоприятно сложившуюся ситуацию в учреждениях УИС как итог проводимой гуманизации законодательства РФ. Стремление расширить права и свободы граждан, сформировать правовое общество создает ощущение вседозволенности и безнаказанности, а также создает благоприятную почву для совершения определенной категорией граждан противозаконных поступков (в нашем случае - организация доставки осужденным лицам запрещенных вещей). В силу малой эффективности такой меры обеспечения изоляции осужденных, как устрашение организующих их доставку граждан, администрации ИУ приходится все силы и средства направлять на перекрытие каналов поступления осужденным лицам запрещенных вещей или на поиск и непосредственное их изъятие [6].

Вернемся к обсуждению неправомерности и вредоносности факта наличия средств мобильной связи в местах изоляции. Многие авторы убеждены, что поступление к осужденным средств связи -сотовых телефонов влечет за собой крайне негативные последствия, связанные с осложнением оперативной обстановки в ИУ, неповиновениями осужденных, возникновением чрезвычайных ситуаций. Проблема стоит настолько остро, отмечает А. И. Абатуров, что требует специального самостоятельного изучения. На необходимость решения повальной «мобильной» телефонизации не только осужденных, но и населения страны обращено внимание на самом высоком уровне, но, к

сожалению, замечает автор, адекватная реакция законодателя на всевозрастающее количество изъятых запрещенных к использованию осужденными предметов несколько запаздывает [7]. Вряд ли с этим можно не согласиться. Крайне важно сформировать и запустить правовой механизм предотвращения и пресечения незаконного оборота средств сотовой связи в местах изоляции, определив адекватную санкцию в отношении как лиц, осуществляющих доставку, так и осужденных и заключенных под стражу лиц.

В разработке мер в отношении уголовной ответственности за передачу телефонов в колонии и тюрьмы активную позицию занимает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции А. Е. Хинштейн. Под его председательством на заседании секции № 5 Экспертного совета при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции от 16 июня 2015 г. прошло обсуждение мер по пресечению преступлений, совершаемых осужденными при помощи мобильных средств связи. В связи с этим членами Экспертного совета было предложено разработать и внести поправки в Уголовный кодекс РФ, а именно в статьи, которые установили бы уголовную ответственность за повторную передачу предметов и веществ, запрещенных к обороту в местах лишения свободы. Отдельным квалифицирующим признаком в будущей норме предложено учитывать факт использования должностным лицом своего служебного положения, а также совершение преступления в составе организованной группы [8]. В целом мы поддерживаем предложения членов Экспертного совета, но, по нашему мнению, для полноценной работы представленного правового механизма необходима информационная база, в которой будут сведения на лиц, привлекаемых за подобные правонарушения, причем как на территории одного региона, так и в целом по стране. К сожалению, такой базы у ФСИН России на сегодня нет.

Основываясь на имеющихся нормах, регулирующих правоотношения, связанные с незаконной передачей и обращением средств мобильной сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следует признать их работу неудовлетворительной и согласиться с мнением авторов по вводу в состав УК РФ статьи, определяющей ответственность за доставку и обращение средств мобильной сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. По нашему мнению, уголовная санкция необходима в отношении не только граждан и персонала учреждений, но и осужденных и заключенных под стражу лиц, не без интереса которых средства сотовой связи попадают в исправительные учреждения УИС.

Список литературы

1. Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: проблемы Особенной части. М., 1985. 255 с.

2. Лялин Р. В Краснотурьинске колонию пытались расстрелять мобильными телефонами из рогатины. URL : http://ural.kp.ru/online/news/1784039 (дата обращения: 11.09.2014).

3. Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний : учеб. пособие. М., 1997. 144 с.

4. Пенин О. В. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 2. С. 2-5.

5. Хохрин С. А. Правовые и организационные проблемы перекрытия каналов проникновения в пенитенциарные учреждения запрещенных предметов // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 3. С. 75-78.

6. Дергачев А., Федоров В. Предупреждение поступления в ИУ запрещенных вещей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 11. С. 8-14.

7. Абатуров А. И. Профилактика злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях : монография. М., 2010. 212 с.

8. Хинштейн А. За передачу телефонов в колонии и тюрьмы может быть введена уголовная ответственность. URL : http://www.komitet2-16.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124051050056051.html (дата обращения: 06.10.2014).

VYACHESLAV ALEKSANDROVICH SHIHANOV,

senior lecturer, department of security and guard in penal system (Samara law institute of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE TURN OF MEANS OF MOBILE CELLULAR COMMUNICATION IN CORRECTIONAL FACILITIES OF CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM

Abstract: it is worth recognizing that because of quickly developing high technologies in the sphere of telecommunications today the questions connected with illicit trafficking in means of mobile cellular communication in places of isolation from society remain not settled. Lag of legal sanctions for these offenses leads to deterioration in work of penal institutions.

The effective legal mechanism is necessary for realization of the main objectives of the penitentiary legislation directed to correction of convicts and prevention by them new crimes.

Are the main reasons for existence of means of cellular communication in penal institutions:

absence in standards of the criminal and criminal and executive legislation of accurate information of means of mobile cellular communication as means of a crime and the forbidden subject in places of isolation from society;

inefficient sanctions of the administrative legislation regulating a ban on a bringing of the forbidden objects and substances;

influence of convicts on the set mode in penal institutions by means of cell phones.

Key words: penitentiary safety, isolation process, smuggling of the forbidden objects, the mode in the establishments executing punishments in the form of imprisonment, illicit trafficking in mobile cell phones, electronic devices.

References

1. Struchkov N. A. Kurs ispravitel'no-trudovogo prava: problemy Osobennoj chaste [Course of the corrective-labor right: problems of Special part]. Moscow., 1985. 255 р.

2. Ljalin R. V Krasnotur'inske koloniju pytalis' rasstreljat' mobil'nymi telefonami iz rogatiny [Krasnotury-insk the colony was tried to be shot mobile phones from a rogatina]. Available at : http://ural.kp.ru/online/news/1784039 (Accessed 11 September 2014).

3. Tkachevskij Ju. M. Progressivnaja sistema ispolnenija ugolovnyh nakazanij [Progressive system of execution of criminal penalties]. Moscow, 1997. 144 р.

© Shihanov V. A., 2016

4. Penin O. V. Sovershenstvovanie ugolovno-pravovyh mer protivodejstvija proniknoveniju zapreshhennyh predmetov v uchrezhdenija, ispolnjajushhie nakazanija v vide lishenija svobody [Improvement of criminal and legal measures of counteraction to penetration of the forbidden objects into the establishments executing punishments in the form of imprisonment]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie - Penal system: right, economy, management, 2013, no. 2, pp. 2-5.

5. Hohrin S. A. Pravovye i organizacionnye problemy perekrytija kanalov proniknovenija v penitenciarnye uchrezhdenija zapreshhennyh predmetov [Legal and organizational problems of overlapping of channels of penetration into penal institutions of the forbidden objects]. Vestnik VI MVD Rossii - Bulletin of the VI MIA of Russia, 2012, no. 3, pp. 75-78.

6. Dergachev A., Fedorov V. Preduprezhdenie postuplenija v IU zapreshhennyh veshhej [The prevention of receipt in IU of the forbidden things]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of penal system, 2008, no. 11, pp. 8-14.

7. Abaturov A. I. Profilaktika zlostnyh narushenij ustanovlennogo porjadka otbyvanija nakazanija v is-pravitel'nyh uchrezhdenijah [Prevention of malicious violations of an established order of serving sentence in correctional facilities]. Moscow, 2010. 212 p.

8. Hinshtejn A. Za peredachu telefonov v kolonii i tjur'my mozhet byt' vvedena ugolovnaja otvetstvennost' [Criminal liability can be imposed for transfer of phones to colonies and prisons]. Available at: http://www.komitet2-16.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124051050056051.html (Accessed 6 October 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.