Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капалыгина Ирина Ивановна

В статье раскрывается особенности взаимодействия участников образовательного процесса в педагогической системе сохранения здоровья в информационно-образовательном пространстве. Взаимодействие участников (психолога, педагога социального, медицинских работников, классного руководителя, учителя информатики, администрации) в ИОП предполагает обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую, организационную, методическую, консультативную и исследовательскую деятельность. Данные виды деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены образовательным процессом, что создает основу для гармонизации образовательного, информационного и здоровьесберегающего компонентов информационно-образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капалыгина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF HEALTH PRESERVATION IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE

The paper is dedicated to the features of participants’ interaction in the educational process in the pedagogical system of health preservation in the information educational space. The participants in the educational process are a psychologist, a social teacher, medical workers, a class teacher, an informatics teacher, the administration of the school. The interaction of these participants involves teaching, educational, developmental, diagnostic, organizational, methodological, consultative and research activities. These types of these activities are interconnected and interdependent by the educational process. Thus, this creates the basis for the harmonization of the educational, informational and health-saving components of the information educational space.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

и другая категория, отмечает Запесоцкий: это «знание-понимание, знание-сочувствие, сопереживание», соответствующие гуманитарному принципу познания [7]. Педагогическая наука, попадая в поле культурологи, обретает плодотворные дополнительные возможности, полагает ученый.

В результате требования прагматичности потенциал гуманитаристики сжимается, к сожалению, до функций трансляции информации. Принцип развития рефлексивного мышления уступает место формированию компетенций, навыков, определенных социальных функций, которые являются внешними по отношению к внутреннему миру человека [8]. При этом даже признание многообразия мира, «возможностное» его восприятие (в терминологии Эпштейна) и утверждение вариативности социокультурного развития может соседствовать с прагматичным видением сути образовательного процесса: «Образование должно раскрыть перед учащимся всю палитру возможных вариантов социокультурных путей развития, направлений и хронотопов движения, способов достижения поставленных целей, среди которых человек должен выбрать то, что ему ближе, нравственно более комфортно. И этот выбор будет осуществляться им самостоятельно и добровольно» [10]. Думается, что «нравственно комфортно» - не совсем «гуманитарная» категория.

Нельзя не согласиться с тем, что «гуманитарная» задача современного образовательного процесса - показать вариативность социального развития, культурного существования и культурной динамики, что предполагает возможность и необходимость выбора индивидом своей позиции. Но свобода выбора траектории развития личности осуществляется как результат «причастности» человека к ценностно-нормативной основе культуры. Но если рассматривать культуру как «инструмент социализации», позволяющий в контексте компетентностной модели формировать «гражданскую компетентность», то как «измерить» ее сформированность? В этом плане сохраняется много вопросов. Безусловно, гуманитарное образование - это формирование мировоззрения и развитие гражданского чувства. Гениальное пушкинское: «...любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - об этом. А формирование способности «аргументировано определять собственное место в многообразии социокультурных процессов современности» - это формирование «гражданской компетентности». Возможно ли второе без первого?

Выводы. Проблема ценностно-ориентированного гуманитарного образования предстает сегодня предметом обсуждений не только в научно-преподавательской среде. В Стратегии национальной безопасности (утверждена Указом Президента РФ № 400 от 2 июля 2021 года) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти названа одним из приоритетов. В этом документе зафиксирована задача укрепления культурного суверенитета и сохранения культурного пространства России [9]. Безусловно, такая задача не может быть решена без участия системы образования. Функции современного вуза не могут ограничиваться подготовкой обучающихся к профессиональной деятельности. В целом это пространство сохранения, трансляции и производства культурных норм, ценностей, идей. Гуманитарная сфера современного образования призвана решать проблемы культурного диалога, межкультурной коммуникации, социокультурной идентификации, сохранения ценносто-нормативной системы общества. Наиболее адекватной в решении этих задач видится культурологическая парадигма образования. Гуманитарное знание, задающего ценностную разметку в жизни общества и бытия человека, способствующее культурной и социальной самоидентификации, должно быть восстановлено в своем праве быть ведущей парадигмой образовательного процесса.

Литература:

1. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин. Человек в мире слова. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 140 с.

2. В поисках новой гуманитарной парадигмы / Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г.Л. Тульчинского и М.С. Уварова; Междунар. каф. ЮНЕСКО по философии и этике СПб Науч. центра РАН. СПб: Алетейя, 2001.

3. Гуманитарная парадигма. Современный формат // Философские науки. - М.: Гуманитарий, 2008. - № 12. - 160 с.

4. Гуманитарное знание и вызовы времени / Отв. ред. и составитель тома С.Я. Левит. М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. - 480 с. (Серия «Humanitas»).

5. Дугин, А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Дугин. - М.: Евразийское движение, 2009. - 744 с.

6. Запесоцкий, А.С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. - 456 с. URL: https:// http://kniga.seluk.ru/k-mehanika/104069-1-aleksandr-zapesockiy-obrazovanie-filosofiya-kulturologiya-politika-voo-idne-tre-zai-nauka-2003-udk-378-bbk.php (дата обращения 13.01.22).

7. Запесоцкий, А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. - 2003. - №3. URL: https:// https://cyberleninka.ru/article/n/kakogo-cheloveka-dolzhna-sformirovat-segodnya-sistema-obrazovaniya (дата обращения 16.01.22).

8. Красильникова М.Б. Гуманитарное знание в хронотопе переходности: зачем гуманитаристика в «смутные времена»? // Grand Altai Council of HEI Chancellors Network Edition. URL:http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/4_3.pdf

9. Стратегия национальной безопасности России (утверждена Указом Президента РФ № 400 от 2 июля 2021 года) // Справочно-информационная система «Гарант-плюс» (сайт). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения 16.01.22).

10. Флиер, А.Я. Культурологическая парадигма образования (к определению понятия. // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2013 - №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskaya-paradigma-obrazovaniya (Дата обращения: 11.01.2022).

11. Эпштейн, М.Н. Философия возможного / М Н.Эпштейн. - СПб: Алетейя, 2001. - 334 с.

Педагогика

УДК 37.013.42

заведующий кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания Капалыгина Ирина Ивановна

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (г. Гродно)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье раскрывается особенности взаимодействия участников образовательного процесса в педагогической системе сохранения здоровья в информационно-образовательном пространстве. Взаимодействие участников (психолога, педагога социального, медицинских работников, классного руководителя, учителя информатики, администрации) в ИОП предполагает обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую, организационную, методическую, консультативную и исследовательскую деятельность. Данные виды деятельности взаимосвязаны и

взаимообусловлены образовательным процессом, что создает основу для гармонизации образовательного, информационного и здоровьесберегающего компонентов информационно-образовательного пространства.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, взаимодействие, образовательный процесс, педагогическая деятельность, совместная деятельность, здоровье, адаптация.

Annotation. The paper is dedicated to the features of participants' interaction in the educational process in the pedagogical system of health preservation in the information educational space. The participants in the educational process are a psychologist, a social teacher, medical workers, a class teacher, an informatics teacher, the administration of the school. The interaction of these participants involves teaching, educational, developmental, diagnostic, organizational, methodological, consultative and research activities. These types of these activities are interconnected and interdependent by the educational process. Thus, this creates the basis for the harmonization of the educational, informational and health-saving components of the information educational space.

Key words: the information educational space, interaction, educational process, pedagogical activity, cooperative activity, health, adaptation.

Введение. Информационно-образовательное пространство (ИОП) представляет собой структуру, охватывающую информационные, образовательные, здоровьсберегающие компоненты пространства, упорядоченные и взаимосвязанные между собой, обладающие коммуникативными ресурсами, в основе которых лежит информационная безопасность человека в целом и его психологическая защищенность от вредоносной информации в частности. Для того чтобы образовательный процесс в ИОП осуществлялся комплексно и целенаправленно, были задействованы все полномочия и ресурсы, необходима четкая организация деятельности участников этого процесса, причастных к образованию школьников.

Изложение основного материала статьи. Вопросам организации ИОП школьников посвящено много работ (Д.А. Богданова [1], М.В. Погодаева [4], N.P. Çiftçi [6], Kong Siu-Cheung [7]). В литературе рассматриваются понятия «информационно-образовательное пространство» В.И. Богословский [2], «здоровьесберегающее пространство» И.П. Золотухина [3], «информационное образовательное пространство школы» Н.В. Ширшина [5]. На основе проведенных теоретических исследований можно констатировать, что педагогическая деятельность участников образовательного процесса в ИОП осуществляется в следующей последовательности: постановка и актуализация задач и вовлечение школьников в их совместную реализацию; подбор форм и методов работы на основе взаимодействия; оценка эффективности и действенности процесса.

Совместные действия участников учреждения образования предполагают обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую, организационную, методическую, консультативную и исследовательскую деятельность (рисунок 1).

Рисунок 1. Особенности взаимодействия участников в педагогической системе сохранения здоровья

школьников в ИОП школы

Данные виды деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены образовательным процессом. Выполнение участниками развных видов деятельности способствует формированию компетентности обучающихся и педагогов в области сохранения здоровья, а также развитию ИОП школы и позитивному изменению его параметральных характеристик.

Диагностическая деятельность предполагает исследование школьников: получение информации об уровне сформированности компонентов компетентности обучающихся в области сохранения здоровья в ИОП школы; исследование индивидуальных возможностей учащихся; подбор диагностических средств для осуществления исследования; разработку методических рекомендаций для работы с учащимися и родителями для дальнейшего исследования компонентов компетентности.

Организационная деятельность подразумевает осуществление целенаправленных мер по обеспечению безопасности школьников в ИОП школы; создание благоприятных условий для диагностики детей; определение направлений деятельности участников; планирование общешкольных и классных мероприятий по классам; организацию встреч с родителями, родительскими комитетами; функционирование методических объединений педагогов.

Методическая деятельность включает поиск необходимых методик работы с коллективом учащихся и родителями; разработку программ деятельности педагогического коллектива и коллектива учащихся с учетом потенциальных возможностей каждого; научно-методическое обеспечение учебной деятельности с целью внедрения программы по сохранению здоровья обучающихся в ИОП школы; разработку практических рекомендаций по оказанию помощи в вопросах безопасности детей.

Консультативная деятельность состоит из разнообразных совместных мероприятий по вопросам сохранения здоровья обучающихся в ИОП школы: информационные сообщения о результатах исследования и обработке данных; групповое консультирование; помощь родителям в воспитании трудных детей; научно-педагогическое просвещение участников; консультативная помощь в вопросах формирования необходимой компетентности у детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Все участники образовательного процесса ориентированы на указанные виды деятельности, что создает основу для гармонизации образовательного, информационного и здоровьесберегающего компонентов ИОП школы. Участники несут ответственность за сохранение здоровья и детскую безопасность в ИОП школы. Учет педагогических требований к диагностике компетентности обучающихся в области сохранения здоровья позволяет организовать и спланировать исследовательскую деятельность.

Наряду с различными видами деятельности существенное значение имеет взаимодействие участников. Участие взрослых заключалось в совместном решении проблем школьников. Выполнение педагогической задачи зависит от реализации деятельности каждого участника, от условий, предоставляемых для той или иной деятельности.

Деятельность психолога. Для деятельности школьного психолога характерен принцип невмешательства в семейную ситуацию, так как юридически семья закрыта для различных мероприятий психологического характера. По согласованию сторон семье может быть оказана психологическая помощь. Мотивация к ответственности родителей за здоровье и развитие ребенка - одно из направлений деятельности психолога. Специалист участвует в родительских собраниях, применяет тренинги (по возможности), деловые игры, проводит индивидуальную работу со школьниками в целях профилактики игровой зависимости, дает квалифицированные советы родителям, информирует классного руководителя и родителей о поведенческих особенностях обучающегося, свойствах его личности, разъясняет родителям особенности психологического воздействия информации на ребенка.

Деятельность социального педагога. Педагог социальный отслеживает и сопровождает детей, нуждающихся в поддержке и защите. Он осуществляет педагогическую работу с проблемной семьей. Поэтому педагог социальный, как никто другой в школе, информирован о проблемах в семье: об уровне жизни, о наличии компьютера в семье, насколько дети поддаются контролю со стороны родителей. Деятельность социального педагога включает следующее: предоставление информации о детях социально опасного положения, беседы с родителями о поддержании здоровой речевой среды в семье; участие в родительских собраниях, проведение консультаций для родителей и детей, информирование школьников по вопросам информационной безопасности; рассмотрение документов, нормирующих взаимоотношения в семье.

Деятельность медицинских работников. Основные обязанности медицинского персонала в школе - это отслеживать уровень здоровья учащихся, контролировать заболеваемость школьников, проводить профилактику болезней. Учитывая данный факт, данная категория сотрудников активно осуществляет превентивную деятельность с родителями и детьми. Информируя о том, как влияет работа за компьютером на физическое здоровье ребенка, медицинские работники активно участвуют в собраниях, школьных мероприятиях с привлечением и других специалистов в области медицины (неврологов, психиатров, педиатров). Применимы групповые формы работы. Школьники делятся на группы по половому признаку. Занятия проводятся отдельно для девочек и мальчиков, где рассматриваются вопросы о влиянии компьютера на женское и мужское здоровье.

Деятельность администрации. Для того чтобы действия педагогов были согласованы, необходим общий план действий, руководство деятельностью, организация работы педагогического коллектива, прогнозирование перспектив развития условий безопасности обучающихся в ИОП школы. Управленческая деятельность в данном случае включает следующие направления: координацию сотрудничества с другими учреждениями в целях предоставления досуга школьников; согласование действий педагогов в школе; организацию общешкольных мероприятий для детей, собраний родителей.

Деятельность классного руководителя. Классный руководитель несет ответственность за обучающихся своего класса. Это педагог, сопровождающий детей на протяжении школьного пути на первой и на второй ступени. На него возложены функции как организатора, так и воспитателя. Он является специалистом по решению педагогических проблем разного характера: формирование педагогической и информационной культуры родителей; обучение методам сохранения здоровья ребенка; просвещение родителей по вопросам информационной безопасности (конференции для родителей, индивидуальные консультации и др.).

Деятельность учителя информатики. Учитель информатики - один из первых педагогов, который непосредственно влияет на ИОП школы. Методические и гигиенические вопросы по работе за компьютером, связь школьников с Интернетом решаемы с помощью этого педагога. Поэтому его деятельность включает следующие направления: рассмотрение вопросов информационной безопасности детей на уроке информатики, обучение способам работы с информацией, ее хранению и отбору; информирование родителей о результатах работы детей за компьютером, а также просвещение семьи по вопросам безопасного взаимодействия в ИОП школы.

Подводя итог, можно отметить необходимость взаимодействия на всех уровнях участников образовательного процесса: паритетные основания учебной и внеучебной деятельности, использование потенциала семейного воспитания. Существенную роль играет грамотность педагога в учебном процессе, его умелая организация деятельности по усвоению знаний. Педагогическая компетентность педагога включает:

- знания в области педагогики, психологии, медицины, гигиены и умения их применять на практике в воспитании школьников;

- наличие знаний в области детской информационной безопасности;

- наличие критического мышления и творческих способностей в педагогической деятельности применительно к процессу сохранения здоровья обучающихся в ИОП школы;

- владение методикой преподавания курсов, касающихся обеспечения безопасности школьников;

- способность взаимодействовать с детьми с целью формирования компонентов компетентности в области сохранения здоровья.

Приобретению вышеперечисленных знаний и умений будет содействовать теоретическая подготовка по модулям (теоретический, эвристический, игровой, панорамный модуль-практикум), в рамках которой педагоги могут повышать свой уровень компетентности в области сохранения здоровья обучающихся в ИОП школы. Подготовка педагогов представлена модулями:

Анализ соотношения между подготовкой родителей, многообразием создаваемых условий, определяющих обучение школьников, и индивидуальными особенностями детей поможет перейти от содержательно-дидактической стратегии сохранения здоровья обучающихся в ИОП к индивидуальной.

Выводы. Рассматриваемый вариант взаимодействия участников образовательного процесса в педагогической системе сохранения здоровья в информационно-образовательном пространстве способствует:

- адаптации детей к школе, к требованиям, предъявляемым учреждением образования в условиях пандемии, связанной с распространением COVID-19;

- развитию у учащихся творческих способностей и нового типа мышления, формирующегося в результате освоение новых информационных технологий в процессе обучения;

- реализации обучения, направленного на освоение учебного материала, а также на взаимодействие участников образовательного процесса на основе применения информационных ресурсов в ИОП;

- укреплению и сохранению здоровья обучающихся в процессе преемственности учебной и внеучебной деятельности, между ступенями обучения.

Литература:

1. Богданова, Д.А. Ребенок и мобильный телефон: советы родителям [Электронный ресурс] / Д.А. Богданова, Н.Л. Березина // Электронный архив РГППУ. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/ 3442/1/nito_2015_145.pdf. - Дата обращения: 31.03.2018.

2. Богословский, В.И. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин // Конгресс конференции «Информационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://ito.su/2000/IV/IV4.html. - Дата обращения: 21.06.2015.

3. Золотухина, И.П. Здоровьесберегающее пространство как феномен взаимодействия детского сада и начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Золотухина Ирина Петровна. - М., 2006. - 22 с.

4. Погодаева, М.В. Проектирование пространства безопасного детства: на примере дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Погодаева Маргарита Викторовна. - Кемерово, 2017. - 38 с.

5. Ширшина, Н.В. Информационное образовательное пространство школы [Электронный ресурс] / Н.В. Ширшина // Открытый урок. 1 сентября. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503319/. - Дата обращения: 27.07.2016.

6. Çiftçi, N.P. Supporting students' knowledge and skills in information technology security through a security portal. / N.P. Çiftçi, Ö. Delialioglu // Information Development, 2016 - Vol. 32. - № 5. - P. 1417-1427. - Mode of access: https://doi.org/10.1177%2F0266666915601463. - Date access 12.12.2020.

7. Kong Siu-Cheung, Chiu Ming Ming, Lai Ming. A study of primary school students' interest, collaboration attitude, and programming empowerment in computational thinking education / Kong Siu-Cheung, Chiu Ming Ming, Lai Ming // Computers & Education, 2018. - Vol. 127. - December. - P. 178-189. Mode of access: https://doi.org/10.1016/J.C0MPEDU.2018.08.026. - Date access 12.12.2020.

Педагогика

УДК 378.8

старший преподаватель Каракозова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме визуализации информации. Анализируется сущность визуализации с учетом когнитивной деятельности в обучении иностранным языкам. Рассматриваются методы ментальная карта, инфографика, скетчноутинг, мультимедийная презентация как наиболее эффективные средства визуализации профессионально-значимой информации. Автор приходит к заключению, что владение формами визуализации информации является неотъемлемой составляющей иноязычной информационной компетенцией студентов технического вуза.

Ключевые слова: визуализация, иноязычная информационная компетенция, ментальная карта, инфографика, скетчноутинг, мультимедийная презентация.

Annotation. The article is devoted to the current problem of information visualization. The essence of visualization is analyzed while taking into account cognitive activity in teaching foreign languages. The methods of mind maps, infographies, sketchnoting, multimedia presentation are considered as the most effective means of professionally significant information visualization. The author comes to the conclusion that knowledge of various information visualization forms is an integral part of the foreign language information competence of students at a technical university.

Keywords: visualization, foreign language information competence, mind maps, infographics, sketchnoting, multimedia presentation.

Введение. Информация сегодня выступает ценностью и одним из важнейших ресурсов самообразования и саморазвития. В современных условиях конкурентноспособному специалисту важно научиться быстро и эффективно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.