Научная статья на тему 'Личное информационно-образовательное пространство школьника и роль библиотек в его развитии'

Личное информационно-образовательное пространство школьника и роль библиотек в его развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ / БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ЧТЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / PERSONAL INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SPACE / THE THESAURUS OF PERSONALITY / LIBRARIES FOR CHILDREN AND TEENAGERS / READING / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL CULTURE OF A SCHOOLSTUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир С. В.

В данной статье рассматривается личное информационно-образовательное пространство школьника как часть мировой культуры, доступная ему и используемая с образовательными целями. Представлена взаимосвязь социального и личного информационно-образовательного пространства. Рассмотрена роль чтения, информационно-коммуникационных технологий, информационной культуры личности школьника в освоении социального информационно-образовательного пространства. Представлены факторы успешного влияния библиотек для детей и подростков на развитие личного информационно-образовательного пространства школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SPACE OF A PUPIL AND LIBRARIES'' ROLE IN ITS DEVELOPMENT

The article considers personal informational and educational space of a pupil as a part of the world culture, which is available to him and has educational purposes. The interrelation of social and personal informational and educational space is represented. A role of reading, informational and communication technologies, informational culture of a pupil in development of his personal educational space are considered. The factors of successful influence of libraries on children''s and teenagers'' personal informational and educational space development are revealed.

Текст научной работы на тему «Личное информационно-образовательное пространство школьника и роль библиотек в его развитии»

УДК 021.3

Olefir S.V. PERSONAL INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SPACE OF A PUPIL AND LIBRARIES' ROLE IN ITS DEVELOPMENT. The article considers personal informational and educational space of a pupil as a part of the world culture, which is available to him and has educational purposes. The interrelation of social and personal informational and educational space is represented. A role of reading, informational and communication technologies, informational culture of a pupil in development of his personal educational space are considered. The factors of successful influence of libraries on children's and teenagers' personal informational and educational space development are revealed.

Key words: personal informational and educational space, the thesaurus of personality, libraries for children and teenagers, reading, informational and communicational technologies, informational culture of a schoolstudent.

С.В. Олефир, доц. ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, Е-mail: svolefir@yandex.ru

ЛИЧНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ЕГО РАЗВИТИИ

В данной статье рассматривается личное информационно-образовательное пространство школьника как часть мировой культуры, доступная ему и используемая с образовательными целями. Представлена взаимосвязь социального и личного информационно-образовательного пространства. Рассмотрена роль чтения, информационно-коммуникационных технологий, информационной культуры личности школьника в освоении социального информационно-образовательного пространства. Представлены факторы успешного влияния библиотек для детей и подростков на развитие личного информационно-образовательного пространства школьника.

Ключевые слова: личное информационно-образовательное пространство, тезаурус личности, библиотеки для детей и подростков, чтение, информационно-коммуникационные технологии, информационная культура школьника.

Современное социальное информационное пространство характеризуется большим объемом информации, сложной структурой обобществленных знаний, многообразием способов доступа к ним. Значительная часть информационного пространства является хранилищем общественных знаний и культурных ценностей, следовательно, имеет большое образовательное значение. Возрастание роли информации, знания и образования в информационном обществе, трансформация книжного рынка, модернизация инфраструктуры социальных коммуникаций, рост информации в цифровом формате и тенденция обесценивания печатного документа актуализируют научную проблему обеспечения стабильности передачи знаний подрастающему поколению в условиях модернизации социума. Решению данной проблемы способствуют социокультурные институты, влияющие не только на социальное информационное пространство, но и на личное информационное пространство индивида, а также составляющую названного пространства - личное информационно-образовательное пространство (ИОП). В основе формирования личного ИОП лежит потребность индивида в освоения значительной совокупности обязательных социальных знаний и развитии интеллектуальных, культурных, технологических сфер общества. Предлагаем под личным ИОП понимать материально-идеальную структуру, включающую часть мировой культуры (в т. ч. обобществленное знание), доступную индивиду с целью образования, и тезаурус индивида, (структурированное представление о той части культуры, которую может освоить субъект). ИОП индивидов - это точки, из которых разворачивается и формируется ИОП социума. Отметим, что социальное ИОП не тождественно совокупности ИОП индивидов, т.к. в любой момент времени лишь часть мировой культуры, не все обобществленное знание востребовано и отражено индивидами в личном ИОП; не все знания, которыми обладают индивиды документированы и стали обобществленным знанием.

Понятие «личное ИОП» дано через понятие «тезаурус», которое используется в различных науках. В психологических исследованиях (Е.Ю. Артемьева, А.А. Леонтьев, М.С. Мирима-нова и др.), философии (Ю.А. Шрейдер), социологии (Т.М. Дрид-зе, Ю.Н. Караулов), филологии и психолингвистике, информатике и теории искусственного интеллекта тезаурус индивида трактуется как запас его знаний об окружающем мире; система знаний, естественно сложившаяся в сознании человека; модель мира; система понятий, выраженная словами. Рассматриваются структурная организация тезауруса (М.С. Мириманова,

Ю.А. Шрейдер и др.), его этно-социокультурная обусловленность (А.С. Агеев, В.Ф. Петренко и др.), количественный аспект (Э.Я. Жукова, М.Г. Каспарова и др.), гендерные особенности (М.А. Нечаева, П.А. Попова), которые влияют на социокультурную ориентацию, ценности и идеалы личности. В любом возрасте тезаурус индивида является образом той части обобществленных знаний, которую человек может охватить своим сознанием, сначала на уровне созерцания, затем на уровне абстракции и систематизации абстракции. Ребенок, познавая окружающий мир, создает в своем сознании модель этого мира, его концептуальную картину, которая и определяет дальнейшую познавательную и творческую деятельность.

Применяемый в социологии тезаурусный подход позволил исследователям [1, с. 42] выделить ряд характерных черт тезауруса индивида: неполнота любого личного тезауруса по сравнению с реальным развитием культуры, его фрагментарность и в то же время целостность; множественность уровней освоения мировой культуры, восприятие ее сквозь призму ценностного подхода; разнообразие и изменчивость, творческое переосмысление действительности; активный, деятельный, социализирующий характер тезауруса, который влияет на поведение человека. Эти черты индивидуального тезауруса, по нашему мнению, оказывают определяющее влияние на ИОП индивида, и они должны учитываться в деятельности социокультурных институтов при формировании части социального ИОП, ориентированной на школьника. Хотя культура социума, совокупность общественных знаний не могут быть осознаны и вовлечены в деятельность школьника в полном объеме, социальные институты передачи знаний могут расширить объем доступного ему социального ИОП, организуя это пространство с помощью информационных технологий, обеспечивая физическую доступность ресурсов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности познания, формируя ценностные ориентации школьника на получение основного и дополнительного образования, самообразование.

Эффективные современные системы передачи знаний новым поколениям необходимо создавать с учетом роста объемов звуковой, зрительной, мультимедиа информации, не исключая текстовую информацию в печатной и электронной форме и чтение как инструмент освоения социального ИОП. Психологические исследования процесса чтения указывают, что на понимание текста влияют такие факторы, как запас знаний читателя, наличие редких слов, важные словосочетания и умозаключения.

Поэтому, для того чтобы школьники овладели широким спектром знаний посредством чтения, требуется литература, учитывающая возрастные, языковые особенности их тезауруса, запас знаний, то есть специализированная детская и подростковая литература. Как следствие, библиотеки, работающие с детьми и подростками, должны учитывать возрастные особенности освоения социального ИОП, т.к. многие процессы восприятия, внимания, памяти, языка, мышления и понимания детей отличаются от взрослых практик, что доказывает психологическая теория Ж. Пиаже [2, с. 216]. По его теории человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода: сенсомотор-ный (от рождения до 2 лет; дооператорный (от 2 до 7 лет, дошкольный период), период конкретного мышления (7-11 лет, младший школьный возраст); период формально-логического, абстрактного мышления (от 11 до 18 лет и далее, период обучения в средней школе). Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями, зависящими от особенностей познавательных процессов, социальных условий жизни, места в системе социальных отношений, в частности, обучения в дошкольных учреждениях и школе, где предъявляются определенные и жесткие требования к познавательной деятельности. Библиотеки, обслуживающие школьников, должны максимально использовать свои возможности для расширения личного ИОП ребенка, учитывать важность своего влияния на детей, координировать деятельность с семьей и другими социокультурными институтами.

Рассмотрим особенности развития личного ИОП детей различного возраста. ИОП дошкольника развивается в процессе игровой деятельности и обучения с помощью устной коммуникации, а также благодаря самым разнообразным предметам, созданным природой и руками человека. Включение библиотеки в круг важных для детей и родителей социальных институтов позволяет сделать развитие ребенка полноценным, а его личное ИОП более широким. Дошкольник становится читателем детской библиотеки, где для него открывается неисчерпаемый мир знаний и культуры.

В младшем школьном возрасте развиваются формы мышления, обеспечивающие усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления, учебную деятельность. Складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учебе, повседневной жизни, происходит психологическая перестройка. Младший школьник осваивает новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. Формирование личного тезауруса осуществляется быстрее и эффективнее в условиях целенаправленного развивающего обучения за счет системности и обобщенности знаний. Развиваются когнитивные потребности; внимание, память, мышление как средства познания дополняются информационными технологиями: чтение, письмо, навыки поиска и сохранения информации, начальные компьютерные навыки, что расширяет потенциальные возможности личного ИОП. Детские и школьные библиотеки, выполняя свои социальные функции хранения и организации доступа к информационно-образовательным ресурсам, учитывая индивидуальные возрастные и психологические особенности, могут оказать значительное влияние на ИОП младшего школьника, играя роль навигатора в пространстве информационных ресурсов.

Подростковый возраст характеризуется рядом физических изменений, в это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию, хотя, стремясь овладеть как можно большим количеством знаний, подросток не обращает порой внимания, что знания надо систематизировать. В 10-11 лет заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. Источником знаний может стать книга в печатном и электронном виде, тогда познавательные интересы выливаются в читательские. Если же интереса к чтению не возникло, то в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей», чтение не будет играть роль средства приобретения знаний. Библиотека именно в подростковом возрасте может в полной мере развивать познавательные читательские запросы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, научно-популярную литературу, журналы. Возможность доступа к широкому кругу информационных ресурсов образовательного характера оказывает позитивное влияние на личное ИОП подростка.

В старшем школьном возрасте продолжается расширение личного ИОП, поддержать этот процесс могут школьные, юношеские, публичные библиотеки. Таким образом, на основе личного тезауруса формируется личное ИОП школьника, задается траектория развития личности. По мнению Г.П. Щедровицкого [3, с. 11б], существуют различные траектории формирования индивида, и перед обществом стоит задача определить ту «кратчайшую» или оптимальную траекторию единой системы обучения-формирования, которая за наименьшее время приводила бы индивидов к нужному состоянию. Траектория личного развития определяется степенью социализации, когнитивными, информационными потребностями личности, возможностью доступа к информационным ресурсам, владением технологиями приобретения знаний. Сформировать оптимальную траекторию развития личности, наиболее эффективно воздействовать на личное ИОП может скоординированная деятельность социализирующих институтов. Интеграция отдельных частей социокультурной сферы обеспечивает возрастание эффективности ее деятельности за счет явления системного эффекта [4, с. 15]. Так система образования позволяет школьнику получить основное общее образование, систематизированные знания, которые влияют на тезаурус личности. Это базовые знания в различных предметных областях, навыки социальной коммуникации, правила, принятые в социальной реальности, мировоззренческие взгляды и база для приобретения профессионального образования. Библиотеки поддерживают основное и дополнительное образование, самообразование, инкультурацию ребенка. Сохраняя документированные социальные знания и культуру общества, обеспечивая доступ к ним, они способствуют самоопределению и развитию личности, ее адаптации в условиях разнообразия культур. Следовательно, интеграция и координация деятельности систем образования и культуры обеспечивает создание единого ИОП, его гармонизацию, информационную безопасность, позволяет получить наилучший образовательный результат при множестве траекторий формирования личности школьника. Эти позиции были раскрыты нами в монографии [5, с. 128].

Ранее мы отметили, что одним из инструментов освоения ИОП является чтение. Чтение можно рассматривать как культурную традицию социума и технологию получения образования, как духовный, эмоциональный и интеллектуальный процесс. Важная роль в продвижении чтения возлагается на библиотеки для детей и подростков. Они могут научить ребенка воспринимать и оценивать тексты, использовать чтение в познавательной и образовательной деятельности, для освоения социокультурного и коммуникативного пространства, в том числе в условиях увеличившегося потока информации в электронной среде. Обеспечение библиотек необходимыми печатными изданиями и доступом к электронной информации решает двуединую задачу: удовлетворение читательских интересов и создание читающей нации. Создавая условия для развития различных видов чтения - инструментального, образовательного, развивающего, рекреационного, библиотеки стимулируют формирование личности будущего информационного общества.

Другим важным инструментом освоения ИОП являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в сфере воспитания и обучения имеет двойственное воздействие на ребенка и подростка. С одной стороны, делая лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений, ИКТ интенсивно наращивают духовно-культурный потенциал. С другой стороны, личность школьника находится на рубеже культур, он ощущает себя уже «перешагнувшим» прежнюю социальную культуру, отлученным от нее, но, в то же время, еще полноценным образом не приобщившимся к новой культуре.

Для современных школьников велик престиж информации, доступной в электронной форме, желание получить такую информацию и поделиться ей со сверстниками. На основании исследований В.П. Чудиновой, очевидно, что в наши дни меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, но и отношение их ко всему комплексу медиа - книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету [6, с. 8]. Чтение книг школьниками, прежде направленное на получение систематических знаний, развитие образного мышления, художественное восприятие, ныне используется лишь для выполнения школьных заданий, либо отдыха, уходит чтение для души и самообразования. Чтение периодики используется преимущественно для развлечения, предпочтительны журналы

с обилием иллюстраций, электронные периодические издания. В то же время в среде библиотечных специалистов и педагогов наблюдаются социальные барьеры неприятия чтения в электронной среде: материально-экономические; психологические, обычно свойственные людям с традиционным складом мышления; технологические, вызванные отсутствием навыков работы с ИКТ. Именно эти барьеры, по нашему мнению, приводят к дискуссиям «книга или компьютер», «чтение или Интернет» и т.п. Полагаем, что сетевое электронное пространство нужно не противопоставлять чтению, а использовать как средство привлечения к чтению и развития читательской культуры, как инструмент формирования информационной культуры личности. Обоснуем эту позицию. В последнее время в Интернет наблюдается стремительное увеличение числа сайтов цифровых библиотек, включающих тексты произведений мирового литературного наследия, современной художественной, научно-популярной, научной литературы. Увеличивается число посетителей таких сайтов. Библиотекам, образовательным, книгоиздательским учреждениям необходимо активизировать деятельность по проведению в Интернете масштабных рекламных акций и специальных просветительских и образовательных мероприятий для формирования познавательных потребностей школьников и повышения статуса книжной культуры в обществе.

Кроме того, ИКТ можно рассматривать как инструмент формирования поисковых и аналитических навыков работы с информацией, библиографической деятельности в электронной среде. Информационная грамотность, компетентность, культура по мере овладения ими, становятся средствами освоения социаль-

Библиографический список

ного информационно-образовательного пространства и формирования личного ИОП. Во многих библиотеках страны разработаны курсы информационной культуры личности. Библиотекари, работающие с детьми и подростками, в последнее время разрабатывают и внедряют программы, интегрирующие компоненты развития у школьников читательской и информационной культуры. В настоящее время необходимо изучение проблемы освоения школьниками электронной среды, привитие потребностей в знаниях, создание методики воспитания информационной культуры человека с детства (формирования навыков информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, ее критической оценки).

Резюмируя сказанное выше, отметим, что на развитие личного ИОП ребенка оказывают влияние возрастные и психологические особенности личности, семья и социокультурные институты, которые формируют тезаурус школьника и открывают доступ к мировой культуре. Просматриваются следующие условия и факторы развития личного ИОП школьников и успешного освоения ими социального информационно-образовательного пространства:

- скоординированная деятельность социокультурных институтов по формированию ИОП с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка;

- операциональные и мотивационные аспекты социализации ребенка: вовлечение в процесс получения основного и дополнительного образования и возможности самообразования, в т.ч. в библиотеках различных типов;

- интеллект ребенка, его когнитивные потребности.

1. Луков, В.А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Педагогическое образ. и наука. - 2006. - № 6.

2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

3. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды. - М., 1995.

4. Ильясов, Д.Ф. Системный эффект в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Д.Ф. Ильясов,

О.А. Ильясова // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. - 2010. - № 23(199). - Вып. 9. - Сер. Образование. Педагогические науки.

5. Олефир, С.В. Библиотеки для детей и подростков в информационно-образовательном пространстве: монография. - Екатеринбург, 2012.

6. Чудинова, В.П. Дети и электронная культура: проблемная ситуация // Читающий ребенок в современной информационной среде: материалы всерос. научн-практич. конф. - Ярославль, 2002.

Bibliography

1. Lukov, V.A. Tezaurusnihyj podkhod v gumanitarnihkh naukakh // Pedagogicheskoe obraz. i nauka. - 2006. - № 6.

2. Piazhe, Zh. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 1994.

3. Thedrovickiyj, G.P. Izbrannihe trudih. - M., 1995.

4. Iljyasov, D.F. Sistemnihyj ehffekt v kontekste realizacii prioritetnogo nacionaljnogo proekta «Obrazovanie» / D.F. Iljyasov, O.A. Iljyasova // Vestnik Yuzh.-Ural. gos. un-ta. - 2010. - № 23(199). - Vihp. 9. - Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki.

5. Olefir, S.V. Biblioteki dlya deteyj i podrostkov v informacionno-obrazovateljnom prostranstve: monografiya. - Ekaterinburg, 2012.

6. Chudinova, V.P. Deti i ehlektronnaya kuljtura: problemnaya situaciya // Chitayuthiyj rebenok v sovremennoyj informacionnoyj srede: materialih

vseros. nauchn-praktich. konf. - Yaroslavlj, 2002.

Статья поступила в редакцию 17.11.13

УДК 37.14

Firsova N.P. ACTIVATION OF REFLECTIVE ACTIVITY SUBJECT DURING THE IMPLEMENTATION OF HUMANITARIAN TECHNOLOGY. This work describes an empirical study of the influence of methods, forms and means of the educational process technologies such as the school of intercultural dialogue and developing training for V.V. Davydov - D.B. Elkonin on the ability to reflexive actions of the subjects of the educational process. The results of the study.

Key words: human technologies, developing education, school of intercultural dialogue, reflexive actions, objects of reflection, direction of reflection, levels of reflection.

Н.П. Фирсова, аспирант каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского

гос. технологического университета (СибГТУ), г. Красноярск, Е-mail: firsaleks@yandex.ru

АКТИВИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе описано эмпирическое исследование влияния методов, форм и средств образовательного процесса таких технологий как школа диалога культур и развивающее обучение по В.В. Давыдову - Д.Б. Эльконину на способность к рефлексивным действиям субъектов образовательного процесса. Приведены результаты исследования.

Ключевые слова: гуманитарные технологии, развивающее обучение, школа диалога культур, рефлексивные действия, объекты рефлексии, направления рефлексии, уровни рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.