СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 004
С. В. Олефир
БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ЛИЧНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕБЕНКА
Рассматривается личное информационно-образовательное пространство ребенка как часть мировой культуры, доступная ему и используемая с образовательными целями. Представлена схема, отражающая взаимосвязь социального и личного информационно-образовательного пространства. Рассмотрена роль чтения и информационной культуры личности школьника в освоении социального информационно-образовательного пространства. Представлены факторы успешного влияния библиотеки для детей и подростков на развитие личного информационно-образовательного пространства школьника.
Ключевые слова: библиотека для детей и подростков, личное информационно-образовательное пространство, чтение, информационная культура школьника, педагогический потенциал библиотеки
The article considers personal informational educational space of a child as a part of the world culture. It has represented a scheme, reflecting a connection between social and personal informational educational space. It has considered a role of reading and informational culture of a schoolchild personality in development social informational educational space. It has represented the factors of successful influence of library on children and teenagers in development of personal informational educational space of schoolchild.
Keywords: library for children and teenagers, personal information educational space, reading, informational culture of schoolchild, pedagogical potential of library
Наряду с социальным информационным пространством в жизни каждого индивида существует личное информационное пространство и его составляющая - личное информационно-образовательное пространство (ИОП). Социальное информационно-образовательное пространство создается обществом, в основе формирования личного ИОП лежит потребность индивида в освоении значительной совокупности обязательных социальных знаний и развитии интеллектуальных, культурных, технологических сфер общества. Личное информационно-образовательное пространство представляется нам материально-идеальной структурой, включающей часть мировой культуры (включая обобществленное знание), доступную индивиду с целью образования, и тезаурус индивида, структурированное представление о той части культуры, которую может освоить субъект. Информационнообразовательные пространства индивидов - это точки, из которых разворачивается и формируется информационно-образовательное пространство социума. На наш взгляд, социальное ИОП не тождественно совокупности ИОП индивидов, так как в любой момент времени: 1) лишь часть мировой культуры, не все обобществленное знание востребовано и отражено индивидами в личном ИОП; 2) не все знания, которыми обладают индивиды, документированы и стали обобществленным знанием.
Понятие личного ИОП дано через понятие тезаурус, которое используется в различных науках. В психологических исследованиях тезаурус интерпретируется как «модель мира», «картина мира», «модель среды», «образ мира» (А. А. Леонтьев, Е. Ю. Артемьева, М. С. Мириманова, В. В. Мор-
ковкин, Г. И. Ильин). Философия (Ю. А. Шрейдер), социология (Т. М. Дридзе, Ю. Н. Караулов), филология и психолингвистика, информатика и теория искусственного интеллекта трактуют тезаурус индивида как запас его знаний об окружающем мире; систему знаний, естественно сложившуюся в сознании человека; систему понятий, выраженную словами. Рассматриваются структурная организация тезауруса (М. С. Мириманова, Ю. А. Шрейдер и др.), его этно-социокультурная обусловленность (В. Ф. Петренко, А. С. Агеев и др.), количественный аспект (М. Г. Каспарова, Э. Я. Жукова и др.). На тезаурус оказывает влияние национальное окружение, своеобразный тип культуры и специфика национальной картины мира находят выражение в языке. Гендерные особенности, социальная дифференциация полов (М. А. Нечаева, П. А. Попова) выражаются в социокультурных ориентациях, ценностях, установках, идеалах и также влияют на тезаурус. Кроме того, близкие условия существования людей, включенность в некие социальные группы определяют общность тезаурусов индивидов. Таким образом, тезаурус - это сложный механизм, кодирующий широкий спектр отношений субъекта с действительностью, качественных характеристик познавательной деятельности и форм ее отражения, способов объективации знаний о мире.
Познавая окружающий мир, ребенок создает в своем сознании модель этого мира, его концептуальную картину. Представление о реальном мире, отображенное в сознании индивида, является вторичным, оно зависимо от познавательной, творческой деятельности человека. В любом возрасте тезаурус индивида является образом той части
22
обобществленных знаний, которую человек может охватить своим сознанием, сначала на уровне созерцания, затем на уровне абстракции и систематизации абстракции. Применяемый в социологии те-заурусный подход позволил исследователям [4] выделить ряд характерных черт тезауруса индивида:
- неполнота любого личного тезауруса по сравнению с реальным развитием культуры, его фрагментарность и в то же время целостность, которая обеспечивается за счет личной системы знаний;
- множественность уровней освоения мировой культуры, иерархичность, восприятие культуры сквозь призму ценностного подхода;
- разнообразие и изменчивость, творческое переосмысление, ориентирующий характер тезауруса;
- активный, деятельный, социализирующий характер тезауруса, который влияет на поведение человека.
Эти черты индивидуального тезауруса, по нашему мнению, оказывают определяющее влияние на информационно-образовательное пространство индивида. Они должны учитываться в деятельности библиотек как в отношении создания эффективного социального ИОП, так и в вопросах влияния на личное информационно-образовательное пространство. Взаимосвязь социального и личного информационных пространств рассматривается в различных областях гуманитарного знания [4]. Вопросы связи информационных тезаурусов индивидов и информационного пространства социума в библиотековедении рассматривались Т. Ф. Берестовой, представившей схему их соотношения [1, с. 448]. Роль библиотек в организации социального информационнообразовательного пространства была нами исследована [5] и не входит в комплекс проблем, представленных в данной статье.
Рис. Схема взаимодействия личного и социального информационно-образовательного пространства
В предложенной схеме отражено, что социальное ИОП всегда является внешним по отношению к его составляющей, «информационной точке», т. е. к информационному пространству индивида, обу-
словленному его тезаурусом. Индивид отражает в своем ИОП знания, проверенные обществом на объективность, но он их неизбежно интериоризирует, переструктурирует. Единство, сходство, тезаурусов отдельных людей, совмещение личных ИОП может проявляться в совместной деятельности, в результате формирования референтных групп, ценностных ориентаций субъектов. Невозможность тождества личных тезаурусов представлена тем, что личные ИОП на схеме не совмещаются, а пересекаются. Активность индивидуального тезауруса обусловлена движущими силами расширения личного ИОП -информационными потребностями.
Схема отражает также, что социальное ИОП, совокупность знаний общества, не могут быть осознаны и вовлечены в человеческую деятельность в полном объеме. Не только физическая доступность ресурсов через системы коммуникации, но ценностные ориентации человека на получение информации, формального и неформального образования определяют границы и структуру личного ИОП. Социальные институты передачи знаний могут расширить объем доступного человеку социального ИОП, организуя это пространство с помощью информационных технологий, с учетом индивидуальных особенностей познания.
В исследовании вопросов личного ИОП уместен когнитивный подход, который в любой предметной области акцентирует внимание на «знаниях», вернее, на процессах представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний. Он опирается на экспериментальные и теоретические подходы, используемые в психологии: восприятие, внимание, распознавание образов, язык, мышление, интеллект. Задачами системы образования и библиотек и являются сохранение и эффективная передача знаний в социуме, поэтому для педагогики и библиотечного дела исследования когнитивной психологии очень важны. Эффективные современные системы передачи знаний новым поколениям необходимо создавать с учетом огромного количества сенсорной (звуковой и зрительной) информации в мире и ограниченных возможностей их восприятия человеком. К сожалению, в настоящее время в библиотечной деятельности практически не используются исследования когнитологов о семантических сетях и структуре отношений, модели семантической организации знаний, хотя они могут объяснить сложные процессы чтения - инструмента освоения социального информационно-образовательного пространства. При чтении происходят когнитивные процессы, взаимодействие обнаруженных в тексте символов и памяти. Психологические исследования процесса чтения указывают, что на понимание текста влияют такие факторы, как запас знаний читателя, наличие редких слов, важные словосочетания и
23
умозаключения. Эти представления справедливы для читателей - детей и подростков: для овладения широким спектром знаний им необходима литература, учитывающая возрастные, языковые особенности тезауруса, наличный запас знаний, т. е. специализированная литература для чтения.
Библиотеки, работающие с детьми и подростками, должны учитывать возрастные особенности освоения социального ИОП, так как многие процессы восприятия, внимания, памяти, языка, мышления и понимания детей отличаются от взрослых практик, как доказывает психологическая теория Ж. Пиаже. По его теории, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода: 1) сенсомоторный - от рождения до 2 лет; 2) дооператорный - от 2 до 7 лет (соответствует дошкольному периоду); 3) период конкретного мышления - от 7 до 11 лет (соответствует младшему школьному возрасту); 4) период формально-логического, абстрактного мышления -от 11-12 до 18 лет и далее (подростковый, период средней школы). Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Особенности познавательных процессов также зависят от социальных условий жизни. Ж. Пиаже обращал внимание на обязательность процесса обучения в школе для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. На аспект социализации, социальные принципы развития личности обращал внимание и Л. С. Выготский [2]. В настоящее время психологи дополнили его теорию понятием социальный интеллект, который обусловлен процессами социализации и инкультурации. Социальный интеллект ребенка детерминирован его местом в системе социальных отношений - поступлением в дошкольное учреждение, школу, где предъявляются определенные и жесткие требования к познавательной деятельности. Библиотеки для детей и подростков, в частности школьные, должны максимально использовать свои возможности для расширения личного ИОП ребенка, учитывать важность своего влияния на детей, координировать деятельность с семьей и другими социальными институтами.
Личное ИОП дошкольника развивается с помощью устной коммуникации, а также благодаря самым разнообразным предметам, созданным природой и руками человека. Дошкольник осваивает социум, социальное ИОП в процессе игровой деятельности и обучения. Личное ИОП дошкольника базируется на определенном уровне тезауруса: основах понятийного и научного мышления, фоновых знаниях, приобретенных в целесообразно организованной социальной среде детского образовательного учреждения и в семье. Ожидание нового, интерес к нему формируют потребность в знаниях, что оказывает воздействие на расширение личного ИОП. Старший дошкольник 6-7 лет может владеть
средствами и технологиями получения знаний: внимание, память, воображение, чтение. Важно участие детской библиотеки в этот период. Используя возрастные особенности дошкольника, зарубежные библиотеки, а теперь и ряд библиотек России включаются в социализацию, организуя программы «Чтение с рождения», «Чтение до рождения» и др. Включение библиотеки в круг важных для детей и родителей социальных институтов позволяет сделать развитие ребенка полноценным, а его личное ИОП более широким. Дошкольник становится читателем детской библиотеки, где для него открывается неисчерпаемый мир знаний и культуры.
В младшем школьном возрасте развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, учебной деятельности. Складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учебе, повседневной жизни, происходит психологическая перестройка. Овладение новыми знаниями, умение решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя являются ведущими в этот период развития человека (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Младший школьник осваивает новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В. В. Давыдову, формирование личного тезауруса осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний, развития когнитивных потребностей, освоения технологических основ приобретения знаний. Мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Внимание, память, мышление, как средства познания, дополняются информационными технологиями: чтение, навыки поиска и сохранения информации, письмо, начальные компьютерные навыки. Это расширяет потенциальные возможности личного ИОП. Детская и школьная библиотека, выполняя свои социальные функции хранения и доступа к информационно-образовательным ресурсам, учитывая индивидуальные возрастные и психологические особенности, могут оказать значительное влияние на ИОП младшего школьника, играя роль навигатора в пространстве информационных ресурсов.
Подростковый возраст характеризуется рядом физических изменений, в это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. В психологической литературе подростковый возраст характеризуется как стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью от 11-12 до 16-17 лет. В этот период происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Характерной чертой данного возраста является любознательность, пытли-
24
вость ума, стремление к познанию. Хотя, стремясь овладеть как можно большим количеством знаний, подросток порой не обращает внимания на то, что знания надо систематизировать. В 10-11 лет заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. Источником знаний может стать книга в печатном и электронном виде, тогда познавательные интересы выливаются в читательские. Подросток в 10-11 лет, как правило, различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая - «пережить». Если же интереса к чтению не возникло, то в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей», чтение не будет играть роль средства приобретения знаний. Библиотека именно в подростковом возрасте может в полной мере развивать познавательные читательские запросы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, журналы. Доступ к широкому кругу информационных ресурсов образовательного характера оказывает позитивное влияние на личное ИОП подростка.
Таким образом, в детском и подростковом возрасте формируется личное ИОП. Его основа - личный тезаурус, а направления развития определяют степень социализации, когнитивные, информационные потребности личности. Обеспечение доступа ребенка и подростка к социальному ИОП, предоставление необходимых технических средств доступа, обучение технологиям приобретения знаний позволяют совершенствовать направление и скорость развития личного ИОП, влияют на осуществление учебной деятельности, траекторию развития личности. По мнению Г. П. Щедровицкого [7, с. 116], существуют различные траектории формирования индивида, и перед обществом стоит задача определить ту «кратчайшую», или оптимальную, траекторию единой системы обучения-формирования, которая в наименьшее время приводила бы индивидов к нужному состоянию. Безусловно, наиболее эффективно воздействовать на личное ИОП может скоординированная деятельность социализирующих институтов, которая обеспечит наилучший образовательный результат при множестве траекторий формирования личности ребенка и подростка.
Для того чтобы видоизменять направленность и скорость развития информационного пространства, в том числе личного ИОП человека, социальные институты должны действовать в соответствии с заранее определенными социальными целями. Так система образования позволяет обеспечить возможность получения индивидом формального образования, определяет требования к усвоению знаний, обеспечивает контроль их усвоения. Систематизи-
рованные знания влияют на тезаурус личности, являются инструментом освоения социального ИОП. Например, общее среднее образование дает базовые знания в различных предметных областях, навыки социальной коммуникации, правила, принятые в социальной реальности, мировоззренческие взгляды и базу для приобретения профессионального образования. Библиотеки поддерживают формальное образование и самообразование, инкультурацию ребенка. Сохраняя документированные социальные знания и культуру общества, обеспечивая доступ к ним, они способствуют самоопределению и развитию личности, ее культурной идентификации в условиях разнообразия культур. Интеграция и координация деятельности систем образования и культуры обеспечивается созданием единого ИОП, его гармонизацией, информационной безопасностью.
Ранее мы отметили, что одним из инструментов освоения ИОП является чтение. Чтение можно рассматривать как культурную традицию социума и технологию получения образования, как духовный, эмоциональный и интеллектуальный процесс. Нам близка позиция Т. К. Галактионовой, которая доказывает, что чтение как социально-педагогическое явление может и должно выполнять различные функции: образовательную, информационную, профессиональную, досуговую, эстетическую и др., при этом «всякое сужение многообразия чтения, особенно детского чтения, является негативной тенденцией и требует специальных социальнопедагогических усилий по приобщению к чтению подрастающего поколения» [3, с. 143].
Важная роль в продвижении чтения возлагается на библиотеки для детей и подростков. Они могут научить ребенка воспринимать и оценивать тексты, использовать чтение в познавательной и образовательной деятельности, для освоения социокультурного и коммуникативного пространства, в том числе в условиях увеличившегося потока информации в электронной среде. Обеспечение библиотек необходимыми печатными изданиями и доступом к электронной информации решает двуединую задачу: удовлетворение читательских интересов и создание читающей нации. Создавая условия для развития различных видов чтения - инструментального, образовательного, развивающего, рекреационного, библиотеки стимулируют формирование личности информационного общества, коммуникации в печатной и электронной среде.
Другим важным инструментом освоения ИОП являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в сфере воспитания и обучения имеет двойственное воздействие на ребенка и подростка. С одной стороны, делая лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений, ИКТ интенсивно
25
наращивают духовно-культурный потенциал, расширяют ИОП социума и делают его доступным. С другой стороны, личность ребенка, подростка раздваивается, находится на рубеже культур. Молодое поколение ощущает себя уже «перешагнувшим» прежнюю социальную культуру, отлученным от нее, но в то же время еще полноценным образом не приобщившимся к новой культуре.
Престиж информации, доступной в электронном виде, для юных возрастает, желание получить информацию и поделиться ей со сверстниками реализуется средствами ИКТ. На основании исследований В. П.Чудиновой [6] отметим, что в наши дни меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, но и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа - книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету. Чтение книг, прежде направленное на получение систематических знаний, развитие образного мышления, художественное восприятие, ныне используется лишь для выполнения школьный заданий, либо отдыха, уходит чтение для души и самообразования. Чтение периодики является преимущественно развлекательным, предпочтительны журналы с обилием иллюстраций. При этом в среде библиотечных специалистов и педагогов наблюдаются социальные барьеры неприятия чтения в электронной среде: материально-экономические; психологические, обычно свойственные людям с традиционным складом мышления; технологические, вызванные отсутствием навыков работы с ИКТ. Именно эти барьеры, по нашему мнению, приводят к дискуссиям: книга или компьютер, чтение или Интернет и т. п. Мы уверены, что сетевое электронное пространство нужно не противопоставлять чтению, а использовать как средство привлечения к чтению и развития читательской культуры, как инструмент формирования информационной культуры личности.
Обоснуем эту позицию. В последнее время в Интернете наблюдается стремительное увеличение числа сайтов цифровых библиотек, включающих тексты произведений мирового литературного наследия, современной художественной, научно-популярной, научной литературы. Увеличивается число посетителей таких сайтов. Библиотекам, образовательным,
книгоиздательским учреждениям необходимо активизировать деятельность по проведению в Интернете масштабных рекламных акций и специальных познавательных и образовательных мероприятий с целью воспитания инновационного мышления и повышения статуса книжной культуры в обществе.
Кроме того, ИКТ можно рассматривать как инструмент формирования поисковых и аналитических навыков работы с информацией, библиографической деятельности в электронной среде. Информационная грамотность, компетентность, культура по мере овладения ими становятся средствами освоения социального информационнообразовательного пространства и создания личного ИОП. Необходимо изучение проблемы освоения школьниками электронной среды, создание методологии и методики воспитания информационной культуры человека с детства, привитие потребностей в знаниях, навыков формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, ее критической оценки. Во многих библиотеках страны разработаны курсы информационной культуры личности. Библиотекари, работающие с детьми и подростками, в последнее время разрабатывают и внедряют программы, интегрирующие у школьников компоненты развития читательской и информационной культуры.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что на развитие личного ИОП ребенка оказывают влияние возрастные и психологические особенности личности, семья и социальные институты. Просматриваются следующие условия и факторы успешного освоения детьми и подростками социального ИОП и развития их личного информационно-образовательного пространства:
- скоординированная деятельность социальных институтов, хранящих и передающих знания по формированию ИОП с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка;
- операциональные и мотивационные аспекты социализации ребенка: вовлечение в процесс получения формального образования и возможности самообразования, в т.ч. в библиотеке;
- социальный интеллект ребенка, его когнитивные потребности.
1. Берестова, Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теорет.-метод. аспекты / Т. Ф. Берестова. - Челябинск, 2004. - 460 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. тр. / Л. С. Выготский. - М.: МОДЭК, 1996. - 512 с.
3. Галактионова, Т. К. «Открытое чтение»: педагогический замысел надпредметной программы / Т. К. Галактионова // Библ. дело. - 2007. - № 2. - С. 37-40.
4. Луков, Вал. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках / В. А. Луков // Пед. образование и наука. - 2006. -№ 6. - С. 40-44.
5. Олефир, С. В. Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона: теория и практика регулирования: моногр. / С. В. Олефир; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: Образование, 2009. - 346 с.
6. Чудинова, В. П. Дети и электронная культура: проблемная ситуация / В. П. Чудинова // Читающий ребенок в современной информационной среде: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Ярославль, 2002. - С. 4-12
7. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М.: Шк. культур. политики, 1995. - 800 с.
Сдано 27.06.2012
26