Научная статья на тему 'Организационно-методические основания совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков в информационно-образовательном пространстве'

Организационно-методические основания совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков в информационно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЧТЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА / LIBRARIES FOR CHILDREN AND TEENAGERS / IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF LIBRARIES / INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE / SOCIAL AND CULTURAL NEEDS / READING / INFORMATION CULTURE OF THE PUPILS / STAFF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир Светлана Валентиновна

Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, представлены компонентами информационно-образовательного пространства. Даны организационные и методические основания совершенствования их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization-methodical bases of mastering the activity of libraries for children and teenagers in the informational-educative space

The libraries, serving children and teenagers, are represented with the components of the informational-educative space. The library has given the organizational and the methodical bases of mastering their activity.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические основания совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков в информационно-образовательном пространстве»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 021.3

С. В. Олефир

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, представлены компонентами информационнообразовательного пространства. Даны организационные и методические основания совершенствования их деятельности.

Ключевые слова: библиотеки для детей и подростков, совершенствование деятельности библиотек, информационно-образовательное пространство, социокультурные потребности, чтение, информационная культура школьника, повышение квалификации персонала

The libraries, serving children and teenagers, are represented with the components of the informational-educative space. The library has given the organizational and the methodical bases of mastering their activity.

Keywords: libraries for children and teenagers, improvement of activity of libraries, information and educational space, social and cultural needs, reading, information culture of the pupils, staffprofessional development

Современное социальное информационное пространство является хранилищем общественных знаний и культурных ценностей, следовательно, имеет большое образовательное значение. Для детей и подростков информационное пространство общества неразрывно связано с образовательным пространством, значит, эти понятия должны рассматриваться в единстве, что позволяет ввести понятие информационно-образовательное пространство (ИОП). Определим его как пространство вербальной и документальной коммуникаций, формируемое для повышения культурного и образовательного уровня его субъектов. Отметим, что родовыми для информационнообразовательного пространства являются понятия информационное пространство, которому посвящено значительное количество исследований в библиотечной науке (Т. Ф. Берестова, Н. Б. Зиновьева, Н. А. Коряковцева, М. Ф. Меняев, Н. А. Сляднева, А. В. Соколов), и образовательное пространство, широко используемое в педагогических исследованиях.

В условиях трансформации информационного пространства социума: возрастания роли информации, знания и образования, модернизации социальных коммуникаций, роста

объемов информации в цифровом формате и тенденции обесценивания печатного документа - актуализируется научная проблема обеспечения стабильности передачи знаний подрастающему поколению. Решению данной проблемы способствуют социокультурные институты, в число которых входят библиотеки, обслуживающие детей и подростков. В соответствии с федеральным законом «О библиотечном деле», читатели библиотек детского и юношеского возраста относятся к особым группам пользователей и имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках Министерства культуры РФ, а также в библиотеках общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки (Ст. 8). Безусловно, эти виды библиотек обладают своими специфическими функциями, однако общие категории пользователей, цели создания для них развивающей среды и проблемы их библиотечного обслуживания позволяют определить единые основы и подходы к организации деятельности библиотек, обслуживающих детей и подростков в современных условиях. Сложность совершенствования библиотечного обслуживания данной

37

категории пользователей обусловлена необходимостью освоения ими широкого круга знаний, достижений культуры, духовных и нравственных ценностей общества при несформиро-ванности социокультурных потребностей и недостаточном владении инструментами освоения знаний. Часть перечисленных проблем может быть решена путем адаптации традиционных библиотечных средств и методов к новым технологическим условиям. Но педагогический потенциал библиотек для детей и подростков в формировании образованной, самостоятельной, информационно компетентной личности, способной свободно определяться в социокультурном пространстве, не получил широкого признания и используется явно недостаточно. В то же время пути решения проблем, связанных с деятельностью библиотек для детей и подростков в новых социально-экономических и материально-технических условиях, пока слабо проработаны на теоретическом уровне. Поэтому необходимо определить организационнометодические основания совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков в современном ИОП.

Совершенствование деятельности в современных условиях во многом определяется процессами информатизации общества. Сегодня уже осознана необходимость создания специализированного социального ИОП для детей и подростков, ориентированного на повышение их культурного и образовательного уровня, способного интегрировать все способы освоения мира юным человеком при обязательном удовлетворении требований информационной безопасности [1; 5; 8]. На основе системного подхода специализированное ИОП было представлено нами как совокупность следующих функциональных компонентов: пространственно-семантического, т. е. реального и виртуального (электронного) пространства социокультурных институтов (учреждений образования и культуры, искусства, семьи, религии, детской субкультуры, средств массовой коммуникации, в том числе Интернета и др.); содержательно-методического (информационного наполнения, концептуальных основ

и методов обучения и воспитания); коммуникационно-организационного (распределение

статусов и определение схемы взаимодействия объектов ИОП) [8, c. 216]. Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, являются компонентами ИОП: они включены в его инфраструктуру, взаимодействуют с другими объектами ИОП, представляют свои ресурсы в качестве содержательно-методического компонента пространства, обеспечивают пользователям доступ к ресурсам образования и культуры в традиционной и электронной форме. Рассмотрим на примере этих библиотек пространственно-семантический компонент ИОП. По определению В. В. Зверевича, «пространство библиотеки - это совокупность имеющихся в ее распоряжении площадей (объемов), где хранятся документы на традиционных носителях и осуществляется обслуживание читателей, операционно-технологическая и коммуникационная деятельность библиотеки, а также неосязаемые физические места, в которых происходит обращение электронных ресурсов, - память библиотечного компьютера и телекоммуникационные каналы связи, как проводные, так и беспроводные» [2, с. 10]. В соответствии с данным определением электронное пространство (ЭП) библиотеки включает внутреннюю составляющую: размещенные в физическом пространстве библиотеки компьютеры (АРМы, серверы), точки доступа wi-fi, электронные ресурсы локальной сети (электронные каталоги, базы данных и подобные ресурсы) и др.; а также внешнюю составляющую: серверы провайдера, телекоммуникационные каналы связи, электронные ресурсы в глобальной сети (веб-сайт, блог, группа в социальных сетях). Таким образом, изменяясь с учетом реалий глобального процесса информатизации общества, библиотеки, обслуживающие детей и подростков, расширяют свое пространство за счет его электронной составляющей. Сегодня уже не требуется обязательного присутствия читателя и документного ресурса в стенах библиотеки, доступ к информационным ресурсам может предоставляться с помощью каналов телекоммуникации [6, с. 116].

38

ЭП библиотек и других соцокультурных институтов образуют актуальное, мобильное, самоорганизующееся ИОП, которое содержит значительный объем образовательной и культурной информации, позволяет субъектам пространства осуществлять вербальную и документальную коммуникации и принимать участие в создании ресурсов. Следовательно, информатизация как одно из организационных оснований совершенствования деятельности библиотек позволяет снять пространственные и временные ограничения в обслуживании пользователей.

Деятельность библиотек в условиях информатизации обеспечивает новые образовательные и культурные условия для подрастающего поколения: высокое качество образования и его интеграцию в мировую информационную структуру; открытость, доступность, непрерывность образования, возможность культурного роста и личностного развития. Доказано, что потенциальные возможности создания ИОП увеличиваются с ростом количества и разнообразия его объектов, а также совершенствованием связей между ними, формируемых ими информационных ресурсов [1, с. 34]. К информационным образовательным ресурсам для детей и подростков относится совокупность документов (потоков и массивов документов), разнообразных по происхождению, объему, способам организации и представления информации, а также вербальная информация (уроки, лекции, просветительские мероприятия и другие устные формы коммуникации). Наряду с образовательными ресурсами основного образования в ИОП включаются ресурсы, позволяющие получить дополнительное образование и удовлетворять самообразовательные потребности, в том числе ресурсы науки и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки, аудио и видеозаписи лекций и т. п.). В качестве содержательно-методического компонента ИОП необходимо рассматривать широкий спектр образовательных ресурсов детских и школьных библиотек, где фонды подобраны в соответствии с требованиями образовательного процесса и психологическими особенно-

стями юных пользователей. Фонды включают информационные ресурсы первичного (документный фонд) и вторичного уровня (библиографические ресурсы, обеспечивающие навигацию в фонде) в печатной и электронной среде, в вербальной и документальной форме. Процессы кумуляции, хранения и трансляции информации в новых технологических условиях позволяют осуществить распределенное хранение образовательных ресурсов, исключить их многократное дублирование, что также становится организационным основанием совершенствования деятельности библиотек.

Исследуя организационную структуру информационного пространства, М. Ф. Меняев доказывает, что библиотеки в целом выступают в качестве составляющих элементов информационного пространства общества [7, с. 56]. Как компонент ИОП, библиотеки, обслуживающие детей и подростков, образуют основу социально-культурных технологий, призванных обеспечить преемственность передачи знаний и культурных образцов [4, с. 29]. Все другие социокультурные институты, создающие среду социализации и инкультурации детей и подростков, прямо или опосредованно связаны с библиотеками для детей. Следовательно, в коммуникационно-организационном аспекте библиотеки для юных пользователей могут стать системообразующим компонентом создаваемого ИОП.

Таким образом, организационными основаниями эффективного функционирования библиотек для детей и подростков является согласованная государственная и региональная социокультурная политика, обеспечивающая свободный доступ к знаниям и культуре на основе информатизации социокультурной сферы, ресурсное и кадровое обеспечение библиотек, а также институциализация взаимосвязей с социокультурными институтами на внутриведомственном и межведомственном уровне.

Успешность деятельности библиотек для детей и подростков в современном ИОП зависит не только от внешнего регулирования их деятельности, от качеств данного пространства, но и от самоорганизации библиотеки, как

39

системы, обусловленной интересами, потребностями, ценностными ориентациями пользователей, а также от мобилизации и использования возможностей библиотечного персонала. В качестве методических оснований совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков выделим: адаптацию традиционных библиотечных процессов, средств и методов деятельности к новым технологическим условиям (комплектование фонда, справочноинформационная деятельность, продвижение чтения и развитие информационной культуры пользователя в электронной среде); формирование социокультурных потребностей детей и подростков, которые становятся не только фактором социализации, но и средством индивидуализации личности; обеспечение оптимального участия пользователей в жизнедеятельности библиотеки; развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации библиотечного персонала, позволяющей эффективно действовать в современном ИОП.

Итак, процессы информатизации общества в целом, технологических сторон библиотечной деятельности требуют адаптации библиотечных процессов, традиционных средств и методов деятельности к новым технологическим условиям. Например, фонд может формироваться как на принципах хранения, так и доступа, справочно-информационная деятельность в электронной среде предусматривает возможность удаленного обслуживания пользователя и т. д. Традиционная деятельность по продвижению чтения, передаче опыта читательской культуры, развитию информационной культуры пользователя также требует адаптации. Изменение роли чтения в обществе в новых социокультурных и технологических условиях обусловлено: увеличившимся потоком информации, зависимостью от новых информационных технологий, без которых невозможно прочесть текст электронного издания, сменой образовательной парадигмы - ориентацией на образование в течение всей жизни. Являясь одним из инструментов освоения ИОП социума, чтение в то же время обогащает личный опыт ребенка, является духовно-нравственным

ресурсом в проблемных ситуациях. Феномен чтения можно рассматривать в операциональном и мотивационном аспектах, как культурную традицию социума и как технологию получения образования, как вид познавательной и интеллектуальной деятельности, как духовный, эмоциональный и интеллектуальный процесс. Как инструмент, технология освоения социального ИОП, чтение должно иметь критерии оценки, уровни, степени. Исследователи чтения определяют различные степени овладения навыками чтения: базовые навыки отражает грамотность чтения, читательская компетентность и читательская культура - более высокие степени владения чтением. Читательскую грамотность в современных условиях понимают как способность воспринимать, понимать и анализировать информацию, представленную не только в письменном и печатном, но и в электронном форматах. Читательская компетентность является ключевой, предполагает мотивацию чтения, умение анализировать текст, размышлять о прочитанном, личностное отношение к тексту. Библиотеки помогают юным пользователям овладевать читательской компетентностью, которая в любых технологических условиях тесно связана с информационной культурой ребенка.

Библиотеками накоплен значительный опыт в формировании информационной культуры учащихся, прежде всего в библиотечнобиблиографической ориентации. В новых технологических условиях библиотеки становятся важнейшими точками доступа к знаниям, предоставляют информационные ресурсы на различных носителях, в том числе в коммуникационных сетях. Они дают возможность подрастающей личности эффективно усвоить необходимые знания, обеспечивают ее информационную безопасность, преодолеть технологические и лингвистические барьеры в информационном пространстве, базирующемся на ресурсах и сервисах Интернета. Интернет предъявляет значительные требования к информационной культуре личности. Предоставляя доступ к оцифрованному культурному наследию, глобальная сеть активно влияет на процесс фор-

40

мирования информационной картины мира, дает возможность использовать самую достоверную социально значимую информацию во всех областях жизни и обеспечивает высокий уровень коммуникации, в том числе для виртуального межличностного общения.

Н. В. Лопатина говорит о сегодняшнем третьем этапе информатизации культуры, связанном с развитием сетевых форматов социального взаимодействия, появлением устойчивых виртуальных сообществ, объединяющих пользователей по единству интересов и культурных предпочтений, досуговых и познавательных траекторий. В этих условиях необходимо не только адаптировать человека к миру, но и «приспособить окружающий мир к изменившемуся человеку: его стилю жизни, поведению, мировоззрению, творчеству, досугу, межличностной коммуникациям, участию в культурных процессах» [5, с. 24]. Таким образом, требуется адаптация средств и методов библиотечной работы к новым условиям, выработка новых форматов взаимодействия с пользователями, чтобы мягко регулировать социальные инициативы в новых технологических условиях в русле гуманитарных приоритетов.

Происходящие в современном обществе технологические изменения не смогли не затронуть культурный уклад, влияющий на типичные потребности детей и подростков, в том числе латентные. Реакцией библиотеки на потребности отдельных пользователей и общества в целом, способом взаимодействия с внешней средой, средством адаптации к системе более высокого порядка является выполнение ею социальных функций, в частности сущностной -документально-коммуникационной и прикладных: информационной, образовательной, культурной, просветительской и др. Набор производных функций библиотеки определяется не только социокультурными и технологическими условиями жизни общества, но и спецификой библиотеки, многими другими факторами. Акцентируем внимание на том, что выполнение сущностной функции организует социальное ИОП, т. е. удовлетворяет потребности общества в целом; реализация производных функций на-

правлена преимущественно на удовлетворение личных социокультурных потребностей. Общественные потребности ставят перед библиотеками задачу не только следовать общей тенденции модернизации, но и обеспечивать стабильность гуманитарной ценностной системы общества, духовно и культурно насыщенной, способствовать нравственному становлению юной личности. Создаваемое ИОП должно внести свой вклад в формирование у подрастающего поколения чувства общности исторической судьбы разных народов при сохранении национального культурного своеобразия, содействовать выработке общих ценностей и идеалов в рамках культурной интеграции различных этнических, расовых, религиозных групп. Библиотеки обладают такими возможностями, они владеют необходимыми ресурсами и влияют на процесс воспитания. Информационно-образовательные ресурсы представлены также в учреждениях дополнительного образования и культуры (музыкальные и художественные школы, музеи, дворцы культуры, дома творчества детей и др.), в средствах массовой информации (радио и телевидение, Интернет) и т. д. Воспитывая интерес к знаниям, библиотека формирует когнитивные и образовательные потребности пользователей. Любовь к чтению, навыки самостоятельного усвоения знаний и информационной деятельности в целом, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности гарантируют качественное усвоение не только обязательного объема знаний, но и дальнейшее самообразование, активизацию мышления, создание собственной картины мира. Поэтому методическим основанием совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков является формирование культурных, образовательных и когнитивных потребностей пользователей, что обеспечено реализацией культурной, образовательной и просветительской функций. Названные потребности становятся не только фактором социализации личности, но и средством ее индивидуализации.

Процессы информатизации библиотек для детей и подростков, активная позиция в ЭП расширяют круг пользователей, обеспечивают

41

им навигацию в электронной сетевой среде, помогают объединяться по интересам к чтению, детской литературе, культуре в целом. Библиотеки для детей и подростков различных видов стремятся объединять свои ресурсы, становятся создателями и участниками профессиональных сообществ, культурными моделями в решении задач передачи знаний молодому поколению. Обеспечивая коммуникацию пользователей в реальном и виртуальном пространстве, давая возможность участвовать в создании информационных ресурсов, библиотеки реализуют деятельностный подход к социализации и инкультурации детей и подростков, включенность субъектов в саму образовательную деятельность.

Решение представленных ранее задач невозможно без повышения квалификации, ис-

пользования передового опыта, владения информационно-коммуникационными технологиями, освоения библиотечным персоналом психолого-педагогических и методологических основ, необходимых для современной эффективной работы, совершенствования существующих и внедрения новых методов и средств обучения и воспитания, методик проведения занятий. Таким образом, методическим основанием совершенствования деятельности библиотек для детей и подростков является обеспечение высокой квалификации персонала.

В соответствии с представленными организационно-методическими основаниями должна совершенствоваться деятельность библиотек, обслуживающих детей и подростков в информационно-образовательном пространстве.

1. Берестова, Т. Ф. Законы формирования многоуровневой структуры информационного пространства и функции разных видов информации / Т. Ф. Берестова // Библиография. - 2009. - № 5. - С. 32-47.

2. Зверевич, В. В. Пространство современной библиотеки: «реальное» и «виртуальное» / В. В. Зверевич // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 11. - С. 7-17.

3. Ильясов, Д. Ф. Системный эффект в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2010. - Вып. 9. - № 23 (199). - С. 14-21.

4. Кузнецова, Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций / Т. Я. Кузнецова // Библиотековедение. - 2011. - № 1. - С. 28-33.

5. Лопатина, Н. В. Теоретико-методологические основания управления информатизацией в России: авто-

реф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / Н. В. Лопатина. - М.: [б/и], 2008. - 52 с.

6. Матлина, С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития: избранное / С. Г. Матлина. -

СПб.: Профессия, 2009. - 376 с.

7. Меняев, М. Ф. Методологические основы информатизации библиотечно-библиографических процессов: дис. ... д-ра пед. наук / М. Ф. Меняев. - М.: [б/и], 1994. - 504 с.

8. Олефир, С. В. Библиотеки для детей и подростков в информационно-образовательном пространстве:

моногр. / С. В. Олефир. - Екатеринбург: Банк культур. информ., 2012. - 312 с.

9. Шрайберг, Я. Л. Интеграция библиотек в развивающемся обществе: что нас ждет впереди? / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2013. - № 1. - С. 7-50.

Сдано 15.06.2013

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.