8. Бузова Л. Это надо живым. За Отечество. 2003; № 1: 11.
9. Молодёжь Алтая. 1991; 31 мая.
References
1. GAAK. F. P. 1, Op. 158, D. 172, L. 2.
2. GAAK. F. 1, Op. 158, D. 126, L. 1.
3. GAAK. F. P. 1, Op. 158, D. 126, S. 2.
4. GAAK. F. 1, Op. 1, D. 3/5, S. 105.
5. GAAK. F.P. 482, Op. 36, D. 57, L. 17; Op. 38, D. 14, L. 65-66, D. 29, L. 50-55.
6. GAAK. F. 1, Op. 158, D. 126, L. 2.
7. GAAK. F. 1, Op. 158, D. 126, L. 139.
8. Buzova L. 'Eto nado zhivym. Za Otechestvo. 2003; № 1: 11.
9. Molodezh'Altaya. 1991; 31 maya.
Статья поступила в редакцию 26.11.21
УДК 373.1, 371.64
Shishina V.V., teacher of history and social studies, higher category, of mathematics" (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected] Yeremeyeva I.A., teacher of the Russian language, higher category, of mathematics" (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Stelmakhovich A.Yu., teacher of literature and fundamentals of religious culture and secular ethics, higher category, Municipal Educational Institution " Comprehensive Secondary School №5 in-depth study of mathematics" (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
SCHOOL INFORMATION AND LIBRARY CENTRE AS THE RESOURCE FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS. In the light of intensification and overwhelming digitalization of information processes and increasing their significance for educational activity, the question of information culture development is rather relevant for all the participants of educational relationships. It is noted that the success of this process is achieved by creating the unified information space in the margins of the school information and library centre. The purpose of this study is to reveal the influence of resources of the school information and library centre on the development of information culture of participants of educational process. The analysis of scientific materials proves the multi-aspect nature of information culture. The researchers clarify its content as the whole of the information literacy, the information interaction and the information thinking. The methodological basis of the study is an idea of educative nature of school environment. This can be realized by creating information-digital environment of a school. The work identifies the model elements of the school information and library centre. Results of the study are presented in description of the school experience. The authors describe 3-year working experience of Municipal Educational Institution "Comprehensive Secondary School №5 in-depth study of mathematics" (Magnitogorsk, Chelyabinskaya Oblast). Working as the region innovative platform, the researchers identify perspectives in organization of interaction among participants of educational process aimed for information culture development: the use of social partners' resources, creation of extracurricular activities, realization of educational projects and educational events, promoting work for parents. There is an increase in involving schoolchildren in these activities, and the authors mark an increase in the level of information culture, too. The paper offers criteria and scorecard for measuring the efficiency of work of the school information and library centre. The theoretical value lies in grounding of elements of information culture; identification of opportunities for its development based on the resources of the school information and library center; modeling of information-educational environment elements. The practical significance includes developed and tested forms and methods of developing the information culture of participants of educational relations and methodological support (the course of extracurricular activities, the set of lessons created with the help of resources of B. Yeltsin Presidential Library, methodological recommendations for organizing educational projects and events, topics for mutual discussion with parents). The work presents experience of implementation of the extracurricular course, educational projects and educational events.
Key words: information culture, participants of educational process, school information-library centre, comprehensive school, extracurricular activity, educational project, educational event.
В.В. Шишина, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
И.А. Еремеева, учитель русского языка высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
А.Ю. Стельмахович, учитель литературы и ОРКСЭ высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ШКОЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В контексте интенсификации и цифровизации информационных процессов и повышения их значимости для учебной деятельности актуализируется проблема формирования информационной культуры участников образовательных отношений. Отмечается, что успешность данного процесса обеспечивается созданием единого информационного пространства школы в рамках школьного информационно-библиотечного центра. Ставиться цель выявления влияния ресурсов школьного информационно-библиотечного центра на формирование информационной культуры участников образовательных отношений. На основе обзора научных источников отмечается многоаспектность информационной культуры как явления. Уточняется его содержание как совокупность информационной грамотности, информационного взаимодействия и информационного мировоззрения. Методологическим основанием исследования является идея о развивающем характере образовательной среды, которая реализуется в создании информационно-цифровой среды школы. Выявляются элементы модели школьного информационно-библиотечного центра. Представлены полученные результаты, отраженные в описании опыта работы образовательной организации. На основе трехлетнего опыта работы МОУ «СОШ № 5 УИМ» г Магнитогорска Челябинской области в качестве региональной инновационной площадки описываются перспективные направления, организации взаимодействия участников образовательных отношений, направленные на развитие их информационной культуры: использование ресурсов социальных партнеров, разработка курсов внеурочной деятельности, реализация образовательных проектов и образовательных событий, просветительская работа с родителями. Отмечается интерес и увеличение доли вовлеченности школьников в данные виды деятельности и ее эффекты, свидетельствующие о повышении информационной культуры участников образовательных отношений. Предлагаются критерии и показатели измерения эффективности деятельности школьного информационно-библиотечного центра. Теоретическую значимость составляют обоснование элементов информационной культуры; выявление возможностей ее развития с опорой на ресурсы школьного информационно-библиотечного центра; моделирование элементов информационно-образовательной среды. Практическую значимость представляют разработанные и апробированные формы и методы развития информационной культуры участников образовательных отношений и методическое обеспечение
, Municipal Educational Institution "Comprehensive Secondary School №5 in-depth study Municipal Educational Institution "Comprehensive Secondary School №5 in-depth study
(курс внеурочной деятельности, комплект уроков с использование ресурсов Президентской библиотеки имени Б. Ельцина, методические рекомендации по организации образовательных проектов и событий, тематика проблемных бесед с родителями). Представлен опыт реализации курса внеурочной деятельности, образовательных проектов и образовательных событий.
Ключевые слова: информационная культура, участники образовательных отношений, школьный информационно-библиотечный центр, общеобразовательная школа, внеурочная деятельность, образовательный проект, образовательное событие.
Современный информационный мир характеризуется существенным увеличением потока информации, необходимой для достижения успеха в обучении, профессиональной сфере, общественной жизнедеятельности. Развитие цифровых технологий облегчает доступ к источникам информации, которые не всегда предоставляют качественный контент Осуществление информационных процессов и коммуникаций становится актуальной потребностью человека XXI века. Это требует наличия совокупности знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией. Развитие человека предполагает постепенное освоение читательских умений, информационной грамотности и компетентности. Однако востребованность информационных процессов в жизнедеятельности обусловливает наличие более широкого спектра умений, включающих социальные и ценностные аспекты. К ним можно отнести следующие: обеспечение социальной защищённости в информационном пространстве; умение критически осмысливать потоки информации, в том числе их ценностную составляющую; способность противостоять фейкам; возможность осуществлять эффективную коммуникацию. Все это актуализирует необходимость формирования основ информационной культуры личности уже на этапе получения общего образования.
Для обеспечения эффективности данного процесса важным является понимание и демонстрация информационной культуры всеми участниками образовательных отношений. Именно в сотрудничестве педагогов, родителей и обучающихся будут совершенствоваться отношения, и формироваться эффективные способы работы с информацией. По результатам анкетирования, проведенного в 2018 г для всех участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска, было выявлено следующее: у 65% педагогов возникли затруднения в создании и размещении собственных электронных ресурсов, в организации дистанционного взаимодействия; более 70% обучающихся испытывали сложности адекватно отбирать, оценивать, перерабатывать и создавать качественно новую информацию и более 60% родителей не могли формулировать свою потребность в информации.
Возникает необходимость систематизировать работу по развитию информационной культуры у участников образовательных отношений в рамках единого информационного пространства школы. Существенным ресурсом для создания такого пространства является создание в школе образовательной информационной среды, направленной на развитие информационной культуры. Единое информационное пространство на базе школьной библиотеки трансформировалось в школьный информационно-библиотечный центр (далее ШИБЦ), который объединил усилия всех участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов, родителей. Это подтверждается тем, что в соответствии с ФГОС ОО и Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области актуальной является проблема формирования информационной культуры всех участников образовательных отношений [1].
В соответствие с этим целью статьи является выявление влияния ресурсов школьного информационно-библиотечного центра на формирование информационной культуры участников образовательных отношений.
Понятие «информационная культура» рассматривается в науке с различных сторон. С культурологической точки зрения, по мнению И.А. Задонской, это элемент общей культуры человечества, что позволяет считать информационную культуру образовательной целью [2].
Информационная культура в работах А.А. Виноградова, Э.П. Семенюка, А.Д. Урсула рассматривается как новый тип мышления, в котором проявляется ориентация личности на саморазвитие и самообучение. Ведущее место в этом процессе принадлежит образованию - важнейшему фактору повышения информационной культуры [3].
Е.В. Грунт считает, что информационная культура выступает в качестве формы общественного взаимодействия личности и информационной среды, включая в себя такие компоненты, как культура выбора, поиска, переработки, освоения и применения информации, ее передачи и распространения [4].
Н.И. Гендина включает в понятие «информационная культура» такую характеристику, как информационное мировоззрение. Его суть заключается в ценностном отношении к информации. Предполагается осознанное и ответственное обращение с информационными продуктами [5].
Таким образом, мы понимаем информационную культуру как многоаспектное явление, включающее: 1) информационную грамотность как способность человека ориентироваться в информационном пространстве, применять информационные технологии; 2) информационное взаимодействие как способность коммуницировать в информационном пространстве в различных формах; 3) информационное мировоззрение, предполагающее ценностное поведение человека в информационном мире.
Методологической идеей, лежащей в основе исследования, является мысль о развивающем характере информационно-образовательной среды. Ос-
нованием для его выявления стали работы В.А. Ясвина, В.И. Слободчикова. Образовательная среда понимается ими как динамическое и системное образование, предполагающее взаимодействие ее компонентов: образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [6; 7].
О роли школьного библиотечного центра в развитии информационной культуры пишет Д.В. Крупницкий, который акцентирует внимание на необходимости развития читательской компетенции обучающихся средствами ШИБЦ [8]. В.К. Капранов рассматривает роль школьных библиотек как средства совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса [9].
Модель нашего школьного информационно-библиотечного центра как образовательной среды для формирования и развития информационной культуры всех участников образовательных отношений интегрировала в себе содержательные элементы ШИБЦ: центра по формированию читательских навыков; места коллективного мышления и творчества; цифровой среды для дистанционного взаимодействия и работы с информацией.
Концепция развития нашего школьного информационно-библиотечного центра предполагает динамично развивающуюся образовательную среду школы, которую создают, используют и расширяют сами участники образовательных отношений для проектирования вектора своего развития. Образовательное пространство включает автоматизированную информационно-библиотечную систему (каталоги, путеводители, выход в электронные библиотеки страны), что позволяет индивидуализировать образовательный процесс, обеспечивать дистанционное взаимодействие. Результатом использования ресурсов ШИБЦ становится информационный цифровой след обучающихся (продукты проектной деятельности, школьный медиацентр), педагогов (репозиторий лучших педагогических практик), что свидетельствует о динамике формирования информационной культуры.
Таким образом, все направления работы ШИБЦ связаны с формированием и развитием информационной культуры обучающихся, педагогов и родителей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» г Магнитогорска Челябинской области три года работает в статусе региональной инновационной площадки по направлению «Использование ресурсов школьных информационно-библиотечных центров для достижения планируемых результатов реализации основных образовательных программ» (тема «Формирование информационной культуры участников образовательных отношений в рамках работы ШИБЦ»).
ШИБЦ как ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр по формированию читательской грамотности обеспечивает тесное сотрудничество с городскими библиотеками как социальными партнёрами. Совместные образовательные события с городской библиотекой им. Б. Ручьева позволяют знакомиться обучающимся с творчеством уральских писателей и поэтов. Образовательный контент городских библиотек используется в разработке методических материалов учителями школы. Так, создан комплект уроков для начальной, основной и старшей школы с использованием ресурсов Президентской библиотеки имени Б. Ельцина. Значимым сетевым образовательным событием в рамках этого направления стал марафон «#Читаем дома». Виртуальная выставка домашней библиотеки, создание видео- или аудиосказки охватили более ста творческих семей обучающихся.
В рамках деятельности ШИБЦ разработаны и реализуются курсы внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов «Информационная грамотность» и для обучающихся 5 классов «Основы информационной культуры личности», в процессе освоения которых у школьников формируется познавательная и регулятивная компетентность, ведущая к их успешной самореализации. Внеурочные занятия помогают школьникам правильно сориентироваться в мире информации и «учат самостоятельно учиться». В программе курса особое место занимает работа с электронными библиотеками. Наиболее интересными и продуктивными формами проведения занятий становятся следующие: живой журнал (выступление с библиографическими обзорами, буктрейлерами по заданным темам перед учащимися начальной школы); информационная биржа (занятие по теме «Электронные справочные издания»); медиа-час («Информационные платформы ШИБЦ»); информина («Диалог с автором»). В основе освоения курса лежит деятельностный подход, что позволяет мотивировать обучающихся к активной деятельности в процессе разработки коллективных проектов («Тактильная книга «Животный мир России»). Изучение архивов электронной библиотеки Русского географического общества позволило обучающимся выполнить проект «Путешествие по городам России». Обучающиеся с удовольствием сравнивали разные версии происхождения названий городов, легендами народов, проживающих на территории нашей Родины. Архивы оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки познакомили школьников с уникальными изданиями журналов для детей и юношества, начиная с XVIII века: «Детское чтение для сердца и разума», «Жаворонок», «Автобус», «Чиж» В результате на чита-
тельской конференции представлены исследовательские работы на суд учащихся и родителей.
Одним из направлений деятельности ШИБЦ является просветительская работа с родительской общественностью. Просветительские вебинары, посвящён-ные обзору современной детской и подростковой литературы, освещение сайтов о культуре, дискуссионный семинар о проблеме клипового мышления - важные этапы в развитии информационной культуры родителей. Обсуждение актуальных проблем образования и воспитания в рамках работы ШИБЦ позволило восполнить дефицит доверия к школе, который сегодня испытывает наше общество.
Уникальным стал проект «Точки пересечения», который предполагает эффективное взаимодействие детей, родителей и педагогов; определение и установление общих нравственных ценностей в равноправном диалогическом общении. Результатом реализации проекта стал методический комплект проблемных бесед с обучающимися и родителями, который пополнил репозиторий материалов ШИБЦ.
Создание авторского контента означает, что педагоги и обучающиеся готовы работать в режиме саморазвития. Репозиторий ШИБЦ пополняется качественными материалами, разработанными с учетом особенности школы. Яркими примерами авторского контента стал модульный дистанционный курс «Шашки» для обучающихся начальной школы, который был предложен для изучения в летний период. В рамках данного курса прошли обучение 119 человек. Школьники в игровой форме познакомились с историей возникновения шашек, правилами и разновидностями данной игры. Ребята смотрели мультфильмы, посещали виртуальную художественную выставку, посвященную игре в шашки, отвечали на тест и отрабатывали навык игры на онлайн-тренажере. Еще одним примером авторского контента является дистанционный воркшоп «К проекту шаг за шагом», в рамках которого обучающиеся 7-х и 10-х классов работают над своим индивидуальным проектом. Воркшоп содержит краткие теоретические материалы, примеры и подразумевает работу с виртуальной рабочей тетрадью, разработанную педагогами школы.
В Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Российской Федерации определены основные направления изменений школьных библиотек: совершенствование нормативно-правовой базы и материально-технического оснащения; научно-методическое обеспечение; информационно-ресурсное; кадровое и программное обеспечение. Нами сделана попытка определить критерии и показатели измерения эффективности деятельности ШИБЦ, формы предъявления показателя. Измерители объединены в три группы: 1) ресурсное обеспечение оценивает наличие условий для выполнения функций ШИБЦ; 2) реализация функций ШИБЦ (этот критерий считаем наиболее значимым); 3) посещаемость, востребованность ресурсов и удовлетворенность деятельностью ШИБЦ.
Самоанализ эффективности деятельности ШИБЦ позволил определить, что библиотека действительно перешла в режим ШИБЦ не только по названию, но и по содержанию деятельности. Электронная библиотека ШИБЦ участвует в реализации основных образовательных программ школы, ресурсы ШИБЦ используются для реализации проектов с детьми, родителями и педагогами, направленными на развитие информационной культуры всех участников образовательных отношений.
Нахождение современного человека в информационной среде предполагает наличие высокого уровня информационной культуры. Интенсификация информационных процессов ставит задачу развития основ данного вида культуры уже на этапе получения общего образования. При этом результаты исследований подтверждают актуальность данной педагогической задачи. Систематизировать
Библиографический список
работу по развитию информационной культуры у участников образовательных отношений возможно в рамках единого информационного пространства школы. Существенным ресурсом для организации такого пространства является создание в школе образовательной информационной среды, направленной на развитие информационной культуры. Данный вид культуры, в отличие от информационной грамотности, представляется многоаспектным явлением и включает в себя компетентностные, социальные и ценностные аспекты, а именно: информационную грамотность; информационное взаимодействие; информационное мировоззрение.
Методологическим основанием исследования является идея о развивающем характере образовательной среды, которая реализуется в создании информационно-цифровой среды школы. В этом плане достаточно перспективным представляется создание школьного информационно-библиотечного центра как образовательной среды. Структура и направления работы ШИБЦ связаны с формированием и развитием информационной культуры обучающихся, педагогов и родителей. В качестве структурных элементов ШИБЦ рассматриваются: центр по формированию читательских навыков; места коллективного мышления и творчества; цифровая среда для дистанционного взаимодействия и работы с информацией. Использование данных ресурсов позволяет индивидуализировать образовательный процесс, обеспечивать дистанционное взаимодействие. Результатом использования ресурсов ШИБЦ становится информационный цифровой след обучающихся (продукты проектной деятельности, школьный медиацентр), педагогов (репозиторий лучших педагогических практик), что свидетельствует о динамике формирования информационной культуры.
Предложенная идея реализовывалась в течение трех лет на базе МОУ «СОШ № 5 УИМ» г Магнитогорска Челябинской области. Существенным условием эффективности деятельности было сотрудничество с городскими библиотеками как социальными партнёрами. Проведены мероприятия для обучающихся; создан комплект уроков для начальной, основной и старшей школы с использованием ресурсов Президентской библиотеки имени Б. Ельцина; организован марафон «#Читаем дома».
В рамках деятельности ШИБЦ разработаны и реализуются курсы внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов «Информационная грамотность» и для обучающихся 5 классов «Основы информационной культуры личности», в процессе освоения которых у школьников формируется познавательная и регулятивная компетентность, ведущая к их успешной самореализации. Наиболее интересными и продуктивными формами проведения занятий были следующие: живой журнал; информационная биржа; медиачас; информина. В рамках внеурочной деятельности учащимися выполнен и представлен на читательской конференции ряд коллективных проектов. Проведены просветительские вебинары для родителей обучающихся. Разработан и реализован уникальный проект «Точки пересечения», который предполагает эффективное взаимодействие детей, родителей и педагогов. Разработанные методические материалы, выполненные проекты размещены на цифровом ресурсе, т.е. имеют «цифровой след». Полученные результаты свидетельствуют о значимости влияния ресурсов школьного информационно-библиотечного центра на развитие информационной культуры участников образовательных отношений.
Благодарности
Благодарим Никифорову Н.С., директора МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, Звольскую К.В., Стоянкину Н.Н., заместителей директора МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, Петрову ПБ., методиста МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска за помощь в подготовке материалов статьи.
1. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области. Available at: https://ipk74.ru/priority/kontseptsiya-razvitiya-shkolnykh-informatsionno-bibliotechnykh-tsentrov-v-chelyabinskoy-oblasti/
2. Задонская И.А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества. Социально-экономические явления и процессы. 2015; Т. 10, № 2: 98 - 103.
3. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. Москва: Стратегические приоритеты, 2015.
4. Грунт Е. В. Социологический анализ информационной культуры личности в современных условиях. Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2010; № 1 (73): 117 - 125.
5. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова ГА., Скипор И.Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. Москва: Школьная библиотека, 2003.
6. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018; Т. 18, Выпуск 1: 80 - 90.
7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Материалы 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва; Самара, 2001: 172 - 176.
8. Крупницкий Д.В. Модель школьной библиотеки и проблемы чтения старшеклассников на современном этапе развития российского общества. Библиосфера. 2012; № 2: 86 - 90.
9. Капранов В.К., Лопатина Н.В. Информационные ресурсы школы: от школьной библиотеки к сетевой образовательной среде. Информационные ресурсы России. 2012; № 2: 32 - 35.
References
1. Koncepciya razvitiya shkol'nyh informacionno-bibliotechnyh centrov v Chelyabinskoj oblasti. Available at: https://ipk74.ru/priority/kontseptsiya-razvitiya-shkolnykh-informatsionno-bibliotechnykh-tsentrov-v-chelyabinskoy-oblasti/
2. Zadonskaya I.A. Informacionnaya kul'tura lichnosti kak osnova formirovaniya informacionnogo obschestva. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2015; T. 10, № 2: 98 - 103.
3. Kolin K.K., Ursul A.D. Informaciya ikul'tura. Vvedenie v informacionnuyu kul'turologiyu. Moskva: Strategicheskie prioritety, 2015.
4. Grunt E. V. Sociologicheskij analiz informacionnoj kul'tury lichnosti v sovremennyh usloviyah. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obschestvennye nauki. 2010; № 1 (73): 117 - 125.
5. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Skipor I.L. Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti v bibliotekah i obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Shkol'naya biblioteka, 2003.
6. Yasvin V.A. Issledovaniya obrazovatel'noj sredy v otechestvennoj psihologii: ot metodologicheskih diskussij k 'empiricheskim rezul'tatam. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2018; T. 18, Vypusk 1: 80 - 90.
7. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayuschego obrazovaniya. Materialy 2-jRossijskojkonferenciipo 'ekologicheskojpsihologii. Moskva; Samara, 2001: 172 - 176.
8. Krupnickij D.V. Model' shkol'noj biblioteki i problemy chteniya starsheklassnikov na sovremennom 'etape razvitiya rossijskogo obschestva. Bibliosfera. 2012; № 2: 86 - 90.
9. Kapranov V.K., Lopatina N.V. Informacionnye resursy shkoly: ot shkol'noj biblioteki k setevoj obrazovatel'noj srede. Informacionnyeresursy Rossii. 2012; № 2: 32 - 35.
Статья поступила в редакцию 26.11.21
УДК 378
Yudina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
(Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mikhaylova N.A., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES AS A RESOURCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIAL EDUCATION TEACHERS. The article is dedicated to study of educational potential of volunteer activity in professional training of special education teachers. Research on organization of volunteer activities in higher education within the framework of competence-based approach in the process of practice-oriented learning is analyzed. Experience of activity of volunteer group "Solnechnyy Zaychik" (Sunny Bunny) of Special (Defectological) Education Department of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University is described and analyzed. Conditions for effective inclusion of volunteering in the educational space of higher educational institution are determined on the basis of analysis results: ensuring the possibility of future special education teachers' participation in professional orientation volunteer activities; creating conditions for changing the student's position from objective to subjective; orientation to zone of proximal development of future specialists; assistance to student self-government development; providing a wide range of directions and forms of volunteer activity in the main and related professional fields; search and approbation of new forms of volunteering in distance format taking into account the specifics of volunteering. Recreation of identified conditions of volunteer activities' effective organization in the process of professional training of special education teachers will contribute to enrichment of educational space of higher educational institution, special education teachers' growth and professional development of students.
Key words: professional training of special education teachers, volunteer activity, educational potential, conditions for effective organization.
И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального дефектологического образования Педагогического института Северо-Восточного
федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
Н.А. Михайлова, ст. преп., Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Статья посвящена изучению воспитательного потенциала волонтерской деятельности в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов. Авторами анализируются исследования по организации волонтерской деятельности в высшем образовании в рамках компетентностного подхода в процессе практико-ориентированного обучения. Описывается опыт деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, на основе анализа которого определяются условия эффективного включения волонтерства в образовательное пространство вуза: обеспечение возможности участия будущих дефектологов в добровольческой деятельности профессиональной направленности; создание условий для изменения позиции студента с объектной на субъектную; ориентировка на зону ближайшего развития будущих специалистов; содействие развитию студенческого самоуправления; обеспечение широкого спектра направлений и форм волонтерской деятельности в основной и смежных профессиональных областях; поиск и апробация новых форм волонтерства в дистанционном формате с учетом специфики добровольческой деятельности. Воссоздание выявленных условий эффективной организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологических кадров будет способствовать обогащению образовательного пространства вуза, личностному росту и профессиональному развитию студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка дефектологов, волонтерская деятельность, воспитательный потенциал, условия эффективной организации.
Системные изменения, происходящие в российском образовании, нацелены на повышение его доступности и качества для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальную интеграцию, формирование способности к ведению максимально самостоятельной жизни, успешную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ключевых условий реализации данных преобразований является соответствующая подготовка педагогических кадров.
Концепция развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, определяющая целевые ориентиры и стратегические направления его развития на всех уровнях на 2020-2030 гг., актуализирует проблему качества подготовки педагогов-дефектологов, задавая научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров [1]. В резолюции III Всероссийского съезда дефектологов (Москва, 14-15 ноября 2019 г) также среди актуальных вопросов создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации первым определен вопрос качества профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования, что определяет его значимость [2].
Современные реалии развития общества диктуют необходимость особого внимания к процессу воспитания обучающихся, нацеленного на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в россий-
ском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3].
Таким образом, значимость качества подготовки специалистов дефектологического профиля для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ обусловливает необходимость поиска путей повышения эффективности данного процесса с учетом современных требований.
Мы изучили потенциал организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологов с учетом современных требований. На основе анализа опыта деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова определены условия эффективного включения волонтерства в образовательное пространство вуза для подготовки дефектологических кадров.
Одним из приоритетных направлений развития высшего образования является необходимость усиления его воспитательных возможностей, продиктованная новыми целевыми установками в области образования и общественного развития [4].