Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ АЛТАЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (КОНЕЦ 1980-Х–1991 ГГ.)'

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ АЛТАЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (КОНЕЦ 1980-Х–1991 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-патриотическое воспитание / нравственно-правовое воспитание / КПСС / ВЛКСМ / общественные организации / советский образ жизни / советский патриотизм / демократизация / military-patriotic education / moral and legal education / Communist party of USSR / Komsomol / public organizations / Soviet way of life / Soviet patriotism / democratization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.А. Шапорев

Статья посвящена изучению советского опыта по патриотическому и нравственно-правовому воспитанию допризывной молодежи. Автором раскрываются основные факторы, определяющие процесс патриотического воспитания в условиях нарастающего кризиса советской политической и социальной систем. Изучается роль общественных неполитических и оппозиционных КПСС организаций, исследуются основные проблемы воспитательной работы с молодежью. В статье отражены основные направления работы с молодежью по данному направлению, раскрывается роль общественных организаций в осуществлении воспитательных мероприятий. Большое внимание автор уделил работе таких субъектов воспитательного процесса, как ВЛКСМ, оппозиционным КПСС общественным организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PATRIOTIC EDUCATION OF ALTAI YOUTH IN CONDITIONS OF THE CRISIS OF THE SOVIET POLITICAL SYSTEM (LATE 1980S-1991)

The article considers the Soviet experience in the patriotic, moral and legal education of pre-conscription youth. The author points out the main factors determining the process of patriotic education provided in conditions of the growing crisis of the Soviet political and social systems. The role of public non-political and opposed to the Communist party of the USSR organizations in the formation of youth consciousness is studied, as well as the main problems of educational work with youth are explored. The article reflects the main directions of work with young people in this area, reveals the role of public organizations in the implementation of educational activities. The author pays special attention to the work of such subjects of the educational process as the Komsomol (VLKSM) and movements opposed to the Communist party.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ АЛТАЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (КОНЕЦ 1980-Х–1991 ГГ.)»

УДК 37.017.4(571.15)

Shaporev D.A., Cand. of Sciences (History), Head of Department of Constitutional and International law, Barnaul Law Institute of the Interior of Russia

(Barnaul, Russia), E-mail: shaporevda@mail.ru

ON THE ISSUE OF PATRIOTIC EDUCATION OF ALTAI YOUTH IN CONDITIONS OF THE CRISIS OF THE SOVIET POLITICAL SYSTEM (LATE 1980S-1991).

The article considers the Soviet experience in the patriotic, moral and legal education of pre-conscription youth. The author points out the main factors determining the process of patriotic education provided in conditions of the growing crisis of the Soviet political and social systems. The role of public non-political and opposed to the Communist party of the USSR organizations in the formation of youth consciousness is studied, as well as the main problems of educational work with youth are explored. The article reflects the main directions of work with young people in this area, reveals the role of public organizations in the implementation of educational activities. The author pays special attention to the work of such subjects of the educational process as the Komsomol (VLKSM) and movements opposed to the Communist party.

Key words: military-patriotic education, moral and legal education, Communist party of USSR, Komsomol, public organizations, Soviet way of life, Soviet patriotism, democratization.

Д.А. Шапорев, канд. ист. наук, доц., нач. каф. конституционного и международного права Барнаульского юридического института МВД России,

г. Барнаул, Е-mail: shaporevda@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ АЛТАЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (КОНЕЦ 1980-Х-1991 ГГ.)

Статья посвящена изучению советского опыта по патриотическому и нравственно-правовому воспитанию допризывной молодежи. Автором раскрываются основные факторы, определяющие процесс патриотического воспитания в условиях нарастающего кризиса советской политической и социальной систем. Изучается роль общественных неполитических и оппозиционных КПСС организаций, исследуются основные проблемы воспитательной работы с молодежью. В статье отражены основные направления работы с молодежью по данному направлению, раскрывается роль общественных организаций в осуществлении воспитательных мероприятий. Большое внимание автор уделил работе таких субъектов воспитательного процесса, как ВЛКСМ, оппозиционным КПСС общественным организациям.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, нравственно-правовое воспитание, КПСС, ВЛКСМ, общественные организации, советский образ жизни, советский патриотизм, демократизация.

Актуальность исследования состоит в том, что всеохватывающие процессы обновления советского общества, глобальные социально-экономические, политические изменения второй половины 1980-х - начала 1990-х годов затронули все стороны социальной жизни общества, что в конечном итоге не могло не повлиять и на сознание молодежи, её систему ценностей, жизненных ориентиров, характере поведения. Данное обстоятельство напрямую сказалось на эффективности тех воспитательных мероприятий, которые традиционно проводились с молодежью различными субъектами воспитательного процесса. В этот период происходят изменения не только в субъектном составе, но и в содержании воспитательного процесса. Представляется, что изучение опыта воспитательной работы с молодежью тех лет поможет сформировать необходимый арсенал средств и методов работы с молодежью в условиях современности.

В качестве цели исследования полагаем изучение и использование положительного опыта военно-патриотической и нравственно-правовой работы с молодым поколением в современных условиях. Достижение поставленной цели определило и содержание задач исследования, которые состоят в следующем:

- раскрыть основные факторы, определяющие процесс развития воспитательной работы с молодежью в указанный период;

- показать роль субъектов воспитательной работы в деле организации работы с молодежью;

- исследовать те реальные трудности, с которыми столкнулись организаторы воспитательной работы в Алтайском крае.

Анализ источников по обозначенной проблематике позволяет определить научную новизну исследования, которая состоит в том, что на основе современных подходов в переосмыслении исторических событий деятельность субъектов воспитательного процесса рассматривается в условиях коренных изменений государства и общества эпохи социализма.

Практическая значимость статьи состоит в том, что исследуемые в ней аспекты могут быть использованы в организационной и педагогической деятельности при осуществлении патриотической и других видов воспитательной работы с молодёжью.

Советское военно-патриотическое и нравственно-правовое воспитание допризывной и призывной молодежи принято рассматривать как неотъемлемый элемент коммунистического, идейно-политического воспитания. Изучение характера взаимоотношений Коммунистической партии Советского Союза (далее - КПСС) и советского общества в установленных нами временных рамках характеризуется нарастающим развитием демократии и гласности, а также кризисными явлениями в экономике. Вместе с тем анализ динамики общественного отношения к правящей партии КПСС способствует выявлению причин и условий, послуживших катализатором к изменению массового создания и развитию общественных организаций и движений на местах с целью предложения новых концепций развития территориальных образований Советского Союза.

Нарастающие процессы демократизации советского общества, которые во многом обусловили неспособность прежнего государственного руководства преодолеть кризис в разных сферах общественной и государственной жизни, последующая дискредитация всей политической системы в общественном сознании и отсутствие ожидаемых положительных перемен в материальном обеспечении и социальной жизни, - всё это вместе привело к нарастающей социальной апатии и безразличию. В конечном счёте данные факторы послужили основополагающими детерминантами общественного недовольства и раздражённости по отношению к институтам власти. Сложившаяся к 1990-му году ситуация в Советском Союзе обусловила необходимость проведения массовых социологических исследований, которые должны были сформировать предложения оптимальных средств и способов преодоления возникших проблем политического и управленческого характера. Так, в апреле 1990-го года краевым комитетом КПСС и Новосибирской высшей партийной школой было проведено совместное социологическое исследование на территории Алтайского края: «КПСС: место и роль в обществе». Опубликованные данные исследования наглядно продемонстрировали, что политическая идеология КПСС, доля её участия в жизни и деятельности советского общества значительно пошатнулись [1].

В условиях нарастающей критики государственного и общественного строя начался поиск новых, коренных средств преодоления сложившейся ситуации. В частности, существенную роль стали приобретать повсеместно возникающие во всём Советском Союзе разнородные общественные организации и объединения, преследующие своей целью идею оптимальной деятельности советских граждан, которая обеспечивала бы решение разного рода вопросов на местном уровне, исходя не из общегосударственных интересов, а из интересов жителей конкретного территориального образования.

На территории Алтайского края, как и в остальных территориальных образованиях Советского Союза, стали формироваться и функционировать всевозможные общественные организации, союзы, движения. Их политическая направленность носила альтернативный КПСС характер. В общественное сознание стали внедряться тезисы о том, что патриотизм противопоставляется общесоветским ценностям, что по итогу дискредитировало идею патриотизма и, следовательно, всего комплекса военно-патриотического воспитания.

Уже в ноябре 1990-го года в Алтайском крае помимо КПСС функционировало свыше десятка общественных организацией и объединений. Все они выражали умеренно негативное либо резко негативное отношение к правящей партии [2].

Тезис о превалировании общегосударственных интересов над частными стал менее значимым для советского общества, чем идея о благополучии и развитии отдельных территориальных образований, учитывая их специфику: географическое расположение, экономические факторы, культурные особенности. Такие глобальные политические процессы, происходящие в Советском Союзе в

1970-1990-х годах, наложили отпечаток на общественное сознание граждан, их ценностные установки и ориентиры.

В этот период времени происходит заметный рост числа молодых людей, которые втягивались в антиобщественный образ жизни, переходили из законопослушной части общества в категорию правонарушителей. К концу 1980-х годов на учёте в органах внутренних дел, по данным прокуратуры, уже состояло около 500 тыс. подростков [3].

Тем не менее, следует признать, что работа по борьбе с подростковой преступностью общественными организациями, безусловно, велась.

Так, в 1988 году побывали в военно-патриотических лагерях и приняли участие в военно-спортивных сборах 1 272 «трудных» подростка, 309 человек работало в составе ССО - студенческих строительных отрядах. Всего было охвачено различными формами организованного отдыха 6 633 несовершеннолетних правонарушителя [4].

Существенно способствовало снижению молодёжной преступности в Алтайском крае в 80-е годы участие во всесоюзной операции «Забота». В ходе мероприятия были созданы сводные стройотряды из учащихся профессионально-технических училищ, склонных к девиантному поведению, и студентов-медиков с целью оказания воспитательного профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Итогом совместной работы стало то, что учащиеся ПТУ не совершили ни одного нарушения дисциплины [5].

Постепенно к концу 1980-х годов стала всё ярче проявляться тенденция, связанная с тем, что местные комсомольские и партийные организации КПСС стали утрачивать ведущую организаторскую и идеологическую роль в вопросах осуществления воспитательной работы с молодежью. Наибольшее влияние на молодежное сознание стали оказывать оппозиционные и неполитические общественные организации и движения.

Подтверждение тому можно найти в анализе деятельности действующего на тот момент общества содействия перестройке (далее - ОСП). Члены этой организации одной из главных направлений своей деятельности видели поддержание и развитие всех гражданских инициатив. В Алтайском крае, например, отражение таковой деятельности было заметно в развитии движения населения в направлении активизации всесторонней перестройки общества на принципах демократии и гуманизма, осуществление воли народа через выборные органы [6].

Гражданский клуб «Алтай - Россия» преследовал конечной целью своей деятельности повышение активности населения Алтайского края в период выборов, выработку компетентной позиции избирателей, развитие подлинной демократии, обучение будущих кандидатов в депутаты. Вместе с тем «присутствовала и нота радикальности, выражающаяся в том, что на законодательном уровне предлагалось ввести норму о самоопределении народов вплоть до полного их отделения, а также об экономической независимости на основе регионального хозяйственного расчёта» [7].

В Алтайском крае действовало свыше десятка объединений и организаций, имеющих целью своей деятельности аналогичные с изложенными выше положения. К таковым, например, относились следующие: депутатский клуб, народно-трудовой союз, независимый профсоюз кооператоров, социал-демократическая ассоциация.

В 1989-м году на базе Октябрьского районного Совета воинов-интернационалистов был создан краевой и городской Советы воинов-интернационалистов, которые в своей программе максимум ставили одной из основных задач вхождение во власть. В частности, это проявлялось в активном участии членов Организации в выборах различных уровней власти за краевые депутатские мандаты. Не обделяла своим вниманием Организация и деятельность правоохранительных органов Алтайского края. На базе Совета был сформирован Оперативный отряд «Интернационалист», действовавший приоритетно на территории города Барнаула, однако успешно оказывавший содействие и районным правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Активная работа Октябрьского районного Совета воинов-интернационалистов проводилась и в рамках культурно-досуговой жизни и деятельности населения Алтайского края. Например, организовывались и проводились конкурсы военно-патриотических песен, направленные на сбор денежных средств с целью создания материально-технической культурной базы края. Высшим достижением данного направления деятельности Организации стало создание и торжественное открытие мемориального комплекса [8].

Однако, к концу 1980-х г.г приоритетным направлением деятельности Организации в столь непростой период развития Советского государства стал разворот в деятельности от воспитательной патриотической работы к обеспечению социального благополучия населения края, что выражалось в адресных социаль-

Библиографический список

ных выплатах из бюджета Алтайского края и города Барнаула. Выплаты носили характер безвозмездной материальной помощи: в отношении семей погибших в боевых действиях - 10 000 рублей; каждой матери и вдове погибшего в боевых действиях - ежемесячное пособие к пенсии по утрате кормильца; для инвалидов первой и второй групп - 5 000 рублей; в отношении инвалидов третьей группы оно составляло 3 000 рублей. Кроме того, был определён ряд социальных и правовых мер по решению жилищных вопросов населения. Реконструировались дома, обновлялись фасады зданий, ремонтировались подвалы и крыши. Предоставлялось социальное жильё для семей, оказавшихся в трудном материальном положении.

Девальвация патриотизма и комплекса военно-патриотического воспитания вместе с тем привели к формированию у молодёжи Алтайского края негативного отношения к возможности самостоятельно решать вопросы местного значения, а также к нежеланию участвовать в политических процессах государства. Аналогичная ситуация складывалась и в других территориальных образованиях Советского Союза. Важно отметить тот факт, что отсутствие должных результатов эффективного осуществления управления на местах было обосновано рядом сдерживающих факторов: отсутствием необходимой юридической, материально-технической и экономической баз. Многие документы, принимаемые организациями и учреждениями, носили не исполнительный характер, а рекомендательный.

В начале 1990-х годов стало очень остро ощущаться отсутствие у подрастающих поколений молодёжи разумной политической инициативы в вопросах местного значения города, района, края. Причиной тому послужил целый ряд причин и условий. Во-первых, пошатнувшаяся идеология правящей на тот момент партии КПСС. Во-вторых, сложная экономическая и социальная обстановка в стране. В-третьих, что совершенно очевидно в рамках данного исследования, девальвация культурных ценностей и ориентиров, ставшая последствием искусственного снижения роли военно-патриотического воспитания в жизни и деятельности общества. Осознавая значимость такой проблемы, органы местного управления на местах предпринимали различного рода программы. Повсеместно стали создаваться фонды молодёжной инициативы, основными направлениями деятельности которых становилось культурное, производственное, спортивное и научное воспитание подрастающего поколения. Вместе с тем, предвидя нарастающую политическую дезориентацию молодёжи, в 1988 году формируется около двух тысяч краевых политшкол, общая численность обучающихся которых насчитывала порядка сорока пяти тысяч человек. Направление деятельности таких учреждений было основано на привитии политической культуры, а также формировании навыков управленческой деятельности. Кроме того, в качестве основополагающей меры преодоления сложившейся в большинстве районов критической ситуации краевой ЛКСМ предлагал провести работу по формированию в Алтайском крае специальной службы по работе с молодёжью, которая была бы основана как на государственных, так и общественных началах [9].

Такие социально-психологические особенности молодого поколения, как повышенная эмоциональность, бескомпромиссность, склонность к крайним оценкам, безапелляционность и критическое отношение к прошлому, явились причиной негативного отношения к внутригосударственным политическим процессам. Это замечание представляет собой особый интерес в той связи, что именно молодёжь 1970-1990-х годов стала движущей силой развития самоуправления на местах, а в дальнейшем - и становления местного самоуправления в том его материальном выражении, коим оно представлено в наши дни.

Развитие и функционирование военно-патриотических организаций и учреждений в Алтайском крае в конечном счёте позволило быстрее прийти к пониманию необходимости развития и постоянного совершенствования всех форм управления, в частности управления на местах.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что основными факторами, определяющими характер и содержание воспитательной работы с молодежью в указанный период, стали глобальные экономические, политические, социальные преобразования, которые радикальным образом повлияли на мировоззрение разных слоев советского общества, в особенности молодежи, которая оказалась наиболее уязвимой его частью. Значительно изменился и субъектный состав воспитательного процесса. Если до середины 1980-х годов ведущая роль в работе с молодежью осуществлялась по инициативе комсомольских и партийных организаций, то во второй половине 1980-х годов инициатива стала переходить к независимым общественным организациям и движениям, в том числе неполитического характера. Коммунистическая идеология как содержательный компонент воспитания в конечном счете уступила место системе ценностей неполитического характера. Вледствие этого произошла переориентация на неполитические формы работы с молодежью.

1. ГААК. Ф. П. 1, Оп. 158, Д. 172, Л. 2.

2. ГААК. Ф. 1, Оп. 158, Д. 126, Л. 1.

3. ГААК. Ф. П. 1, Оп. 158, Д. 126, С. 2.

4. ГААК. Ф. 1, Оп. 1, Д. 3/5, С. 105.

5. ГААК. Ф.П. 482, Оп. 36, Д. 57, Л. 17; Оп. 38, Д. 14, Л. 65-66, Д. 29, Л. 50-55.

6. ГААК. Ф. 1, Оп. 158, Д. 126, Л. 2.

7. ГААК. Ф. 1, Оп. 158, Д. 126, Л. 139.

8. Бузова Л. Это надо живым. За Отечество. 2003; № 1: 11.

9. Молодёжь Алтая. 1991; 31 мая.

References

1. GAAK. F. P. 1, Op. 158, D. 172, L. 2.

2. GAAK. F. 1, Op. 158, D. 126, L. 1.

3. GAAK. F. P. 1, Op. 158, D. 126, S. 2.

4. GAAK. F. 1, Op. 1, D. 3/5, S. 105.

5. GAAK. F.P. 482, Op. 36, D. 57, L. 17; Op. 38, D. 14, L. 65-66, D. 29, L. 50-55.

6. GAAK. F. 1, Op. 158, D. 126, L. 2.

7. GAAK. F. 1, Op. 158, D. 126, L. 139.

8. Buzova L. 'Eto nado zhivym. Za Otechestvo. 2003; № 1: 11.

9. Molodezh'Altaya. 1991; 31 maya.

Статья поступила в редакцию 26.11.21

УДК 373.1, 371.64

Shishina V.V., teacher of history and social studies, higher category, of mathematics" (Magnitogorsk, Russia), E-mail: shishinav@mail.ru Yeremeyeva I.A., teacher of the Russian language, higher category, of mathematics" (Magnitogorsk, Russia), E-mail: kia-1970@mail.ru

Stelmakhovich A.Yu., teacher of literature and fundamentals of religious culture and secular ethics, higher category, Municipal Educational Institution " Comprehensive Secondary School №5 in-depth study of mathematics" (Magnitogorsk, Russia), E-mail: stelmakhovich.anna@mail.ru

SCHOOL INFORMATION AND LIBRARY CENTRE AS THE RESOURCE FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS. In the light of intensification and overwhelming digitalization of information processes and increasing their significance for educational activity, the question of information culture development is rather relevant for all the participants of educational relationships. It is noted that the success of this process is achieved by creating the unified information space in the margins of the school information and library centre. The purpose of this study is to reveal the influence of resources of the school information and library centre on the development of information culture of participants of educational process. The analysis of scientific materials proves the multi-aspect nature of information culture. The researchers clarify its content as the whole of the information literacy, the information interaction and the information thinking. The methodological basis of the study is an idea of educative nature of school environment. This can be realized by creating information-digital environment of a school. The work identifies the model elements of the school information and library centre. Results of the study are presented in description of the school experience. The authors describe 3-year working experience of Municipal Educational Institution "Comprehensive Secondary School №5 in-depth study of mathematics" (Magnitogorsk, Chelyabinskaya Oblast). Working as the region innovative platform, the researchers identify perspectives in organization of interaction among participants of educational process aimed for information culture development: the use of social partners' resources, creation of extracurricular activities, realization of educational projects and educational events, promoting work for parents. There is an increase in involving schoolchildren in these activities, and the authors mark an increase in the level of information culture, too. The paper offers criteria and scorecard for measuring the efficiency of work of the school information and library centre. The theoretical value lies in grounding of elements of information culture; identification of opportunities for its development based on the resources of the school information and library center; modeling of information-educational environment elements. The practical significance includes developed and tested forms and methods of developing the information culture of participants of educational relations and methodological support (the course of extracurricular activities, the set of lessons created with the help of resources of B. Yeltsin Presidential Library, methodological recommendations for organizing educational projects and events, topics for mutual discussion with parents). The work presents experience of implementation of the extracurricular course, educational projects and educational events.

Key words: information culture, participants of educational process, school information-library centre, comprehensive school, extracurricular activity, educational project, educational event.

В.В. Шишина, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, г. Магнитогорск, E-mail: shishinav@mail.ru

И.А. Еремеева, учитель русского языка высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, г. Магнитогорск, E-mail: kia-1970@mail.ru

А.Ю. Стельмахович, учитель литературы и ОРКСЭ высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска, г. Магнитогорск, E-mail: stelmakhovich.anna@mail.ru

ШКОЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В контексте интенсификации и цифровизации информационных процессов и повышения их значимости для учебной деятельности актуализируется проблема формирования информационной культуры участников образовательных отношений. Отмечается, что успешность данного процесса обеспечивается созданием единого информационного пространства школы в рамках школьного информационно-библиотечного центра. Ставиться цель выявления влияния ресурсов школьного информационно-библиотечного центра на формирование информационной культуры участников образовательных отношений. На основе обзора научных источников отмечается многоаспектность информационной культуры как явления. Уточняется его содержание как совокупность информационной грамотности, информационного взаимодействия и информационного мировоззрения. Методологическим основанием исследования является идея о развивающем характере образовательной среды, которая реализуется в создании информационно-цифровой среды школы. Выявляются элементы модели школьного информационно-библиотечного центра. Представлены полученные результаты, отраженные в описании опыта работы образовательной организации. На основе трехлетнего опыта работы МОУ «СОШ № 5 УИМ» г Магнитогорска Челябинской области в качестве региональной инновационной площадки описываются перспективные направления, организации взаимодействия участников образовательных отношений, направленные на развитие их информационной культуры: использование ресурсов социальных партнеров, разработка курсов внеурочной деятельности, реализация образовательных проектов и образовательных событий, просветительская работа с родителями. Отмечается интерес и увеличение доли вовлеченности школьников в данные виды деятельности и ее эффекты, свидетельствующие о повышении информационной культуры участников образовательных отношений. Предлагаются критерии и показатели измерения эффективности деятельности школьного информационно-библиотечного центра. Теоретическую значимость составляют обоснование элементов информационной культуры; выявление возможностей ее развития с опорой на ресурсы школьного информационно-библиотечного центра; моделирование элементов информационно-образовательной среды. Практическую значимость представляют разработанные и апробированные формы и методы развития информационной культуры участников образовательных отношений и методическое обеспечение

, Municipal Educational Institution "Comprehensive Secondary School №5 in-depth study Municipal Educational Institution "Comprehensive Secondary School №5 in-depth study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.