ра, администратора отеля, а затем о своем проекте. Студенты, выполняющие роль клиента, дают свои отзывы о предоставленных им услугах. Для развития мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку, нами использовался следующий вид работ: преподаватель в течение каждого этапа обучения дает студентам тексты на иностранном языке, в которых приводятся биографии успешных менеджеров или инженеров, использовавших творческий подход в
Библиографический список
своей деятельности, о значении саморазвития для карьерного роста человека и т. п.
Таким образом, мы выявили, что для того, что чтобы работа над кейс-стади и проблемными задачами на занятиях по иностранному языку была эффективной и развивала ключевые профессиональные компетенции студентов необходимо соблюдение вышерассмотренных требований.
1. Herreid C.F. Start with a Story: The Case Study Method of Teaching College Science. Arlington, VA: NSTA. 2007.
2. Herreid C.F. Science Stories you can count on: 51 Case studies with quantitative reasoning in Biology. Arlington, VA: NSTA. 2014.
3. Хусаинова ГР Использование приемов решения творческих задач на занятиях по дисциплине «Деловой иностранный язык (Английский)». Вестник Казанского технологического университета. 2014; Т. 17; № 9: 376 - 380.
4. Хусаинова Г.Р, Гиниятуллина Д.Р Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров. Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА. 2018; № 60; Часть 1: 366 - 369.
5. Гиниятуллина Д.Р Особенности использования методов визуализации при обучении иностранному языку. Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА. 2017; № 57; Часть 4: 45 - 50.
6. Гиниятуллина Д.Р Обучение иностранному языку студентов в контексте реализации поликультурного образования. Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА. 2017; № 57 (3): 42 - 47.
References
1. Herreid C.F. Start with a Story: The Case Study Method of Teaching College Science. Arlington, VA: NSTA. 2007.
2. Herreid C.F. Science Stories you can count on: 51 Case studies with quantitative reasoning in Biology. Arlington, VA: NSTA. 2014.
3. Husainova G.R. Ispol'zovanie priemov resheniya tvorcheskih zadach na zanyatiyah po discipline «Delovoj inostrannyj yazyk (Anglijskij)». VestnikKazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2014; T. 17; № 9: 376 - 380.
4. Husainova G.R., Giniyatullina D.R. Metod portfolio dlya formirovaniya klyuchevyh kompetencij buduschih inzhenerov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta: RIO GPA. 2018; № 60; Chast' 1: 366 - 369.
5. Giniyatullina D.R. Osobennosti ispol'zovaniya metodov vizualizacii pri obuchenii inostrannomu yazyku. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta: RIO GPA. 2017; № 57; Chast' 4: 45 - 50.
6. Giniyatullina D.R. Obuchenie inostrannomu yazyku studentov v kontekste realizacii polikul'turnogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta: RIO GPA. 2017; № 57 (3): 42 - 47.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 37.017.4(571.15)
Shaporev D.A., Cand. of Sciences (History), Head of Department of Constitutional and International law, Barnaul Law Institute of the Interior of Russia
(Barnaul, Russia), E-mail: shaporevda@mail.ru
Shaporeva E.D., MA student, Department of History, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: shaporevda@mail.ru
ON SOME ASPECTS OF MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE SOVIET YOUNG PEOPLE IN ALTAI. The article is a study of the Soviet experience in the military-patriotic education of pre-conscription youth. The authors set forth the view of the Soviet concept of military-patriotic education of Soviet citizens, reveal the contents of its purpose and basic functions. The article reflects the main directions of work with young people in this area, reveals the role of public organizations in the implementation of educational activities. The authors pay special attention to the work of such subjects of the educational process as the Komsomol (VLKSM), the Army, Air Force and Navy Volunteer Society (DOSAAF) and the school. In a brief form, the main methods of conducting military training among schoolchildren are outlined, the substantive basis of educational work and the main methods of educational influence on students are revealed. In conclusion, the authors figure out that the experience and lessons of the Soviet military-patriotic education can be used for organization of such work in the conditions of modern Russia.
Key words: military-patriotic education, the Army, Air Force and Navy Volunteer Society (DOSAAF), the Komsomol (VLKSM), pre-draft training, basic military training, military-patriotic club, shooting training, socialist patriotism, Marxist-Leninist worldview.
Д.А. Шапорев, канд. ист. наук, доц., нач. каф. конституционного и международного права БЮИ МВД России, г. Барнаул, E-mail: shaporevda@mail.ru
Е.Д. Шапорева, магистрант исторического факультета АлтГПУ, группа 622, г. Барнаул, E-mail: shaporevda@mail.ru
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА АЛТАЕ
Статья посвящена изучению советского опыта по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодёжи. Авторами излагается понятие советской концепции военно-патриотического воспитания советских граждан, раскрывается содержание его цели и основных функций. В статье отражены основные направления работы с молодёжью по данному направлению, раскрывается роль общественных организаций в осуществлении воспитательных мероприятий. Особое внимание авторы уделили работе таких субъектов воспитательного процесса как ВЛКСМ, ДОСААФ и школа. В краткой форме изложены основные методы проведения занятий по военной подготовке среди школьников, выявлены содержательная основа образовательной работы и основные методы воспитательного воздействия на учащихся. В заключении авторы приходят к выводу о том, что опыт и уроки советского военно-патриотического воспитания могут быть использованы для организации подобной работы в условиях современной России.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, ДОСААФ, ВЛКСМ, допризывная подготовка, начальная военная подготовка, военно-патриотический клуб, стрелковая подготовка, социалистический патриотизм, марксистско-ленинское мировоззрение.
Процессы обновления, происходящие в нашем обществе и государстве на протяжении последних десятилетий, заставляют по-новому взглянуть на многие процессы и явления, ранее происходившие в нашей стране. Речь идет о переосмыслении советского наследия, изучении опыта и уроков прошлого.
На сегодняшний день в отношении многих достижений Советского государства существуют противоречивые, а порой и взаимоисключающие суждения, в том числе и в отношении системы военно-патриотического воспитания молодёжи, получившей своё законченное развитие к началу 1990-х годов.
Если на рубеже 1990-х - 2000-х гг государство и общество ещё не выработало сколько-нибудь определенного отношения к самой идее необходимости осуществления военно-патриотического воспитания молодёжи, то сейчас сомнений в необходимости проведения военно-патриотической работы нет. В начале
1990-х годов все прежние достижения в области военно-патриотической работы с молодёжью признавались не пригодными для нового демократического общества. Конечно, советский опыт был не безупречен и, безусловно, заслуживал критической оценки, однако отказываться от успехов, которые были достигнуты в тот период, было бы весьма неблагоразумно.
Советская система предармейской подготовки молодёжи, её теоретическая основа, формы и методы работы с молодёжью по патриотическому воспитанию окончательно сформировались к концу 1970-х гг В организации военно-патриотического воспитания был накоплен большой положительный опыт, сформировались определенные традиции.
Под военно-патриотическим воспитанием в широком смысле понималась «вся сумма общественного воздействия по воспитанию советских людей в духе
социалистического патриотизма; в узком - как специальная воспитательная работа по формированию знаний, навыков, умений вооруженного защитника Родины» [1].
В этот период организаторами военно-патриотической работы выделялись три важнейшие функции военно-патриотического воспитания: «воспитательная -формирование ценностных ориентиров; дидактическая - выработка военно-прикладных знаний, умений и навыков; развивающая - формирование необходимых психофизических качеств личности» [2].
Целью военно-патриотического воспитания объявлялось «утверждение высокого политического сознания каждого молодого человека, его убежденности, выработанной на основе марксистско-ленинского мировоззрения, и готовности с оружием в руках отстоять свободу и независимость своей Родины и социалистического содружества в целом, формирование активной жизненной позиции, физической выносливости и профессионального мастерства, способности выполнять свою священную обязанность» [3].
В этой связи выделялись три наиболее важные направления работы в системе военно-патриотического воспитания: физическая подготовка, военно-техническая подготовка, морально-политическое воспитание. Критерием эффективности работы с молодёжью использовалось понятие «готовность к защите Родины» - многоплановое личностное образование, которое включало в себя разнообразные качества личности, включающие в себя физическую, морально-психологическую и техническую подготовленность [4].
В это время получает дальнейшее развитие идея о необходимости всестороннего воздействия в процессе военно-патриотического воспитания на волевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. При этом исследователями подчеркивалось приоритетное значение психологической подготовки, формирования эмоционально-волевой устойчивости личности [5]. На практике такой подход должен был привести к увеличению количества мероприятий с элементами имитации боевой обстановки, практических занятий по тактике, огневой подготовке, топографии, комплексные полевые занятия, пребывания в военно-спортивных лагерях и т. п. Опыт боевых действий в Афганистане подтвердил правильность такого подхода. Данные идеи были положены в основу практической реализации военно-патриотической работы на территории всей страны, в том числе и в Алтайском крае.
Таким образом, вышеуказанные теоретические положения позволяют нам сделать вывод о том, что в то время военно-патриотической работе с молодёжью уделялось пристальное внимание, она рассматривалась в качестве эффективного средства формирования личности. Согласно данным 1985 г, в Алтайском крае действовало 25 военно-патриотических клубов, в которых занималось более 1800 юношей и девушек, при этом необходимо отметить, что работа клубов применялась для работы с трудными подростками. Каждый четвертый подросток либо состоял в прошлом, либо находился на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) [6].
Основную организационную роль в военно-патриотическом воспитании молодёжи в 80-е гг. играла деятельность различных молодёжных организаций, и прежде всего ВЛКСМ. На комсомол возлагались наиболее важные задачи в деле воспитания молодого поколения. Здесь следует отметить, что в комсомольских организациях разного уровня имелись специальные организационные отделы, которые отвечали за идейно-политическое и военно-патриотическое воспитание. Во главе этих отделов стояли, как правило, вторые секретари райкомов, которые принимали решения партийных органов о воспитательной работе с молодёжью к неукоснительному исполнению.
Но не только комсомол участвовал в проведении воспитательных мероприятий в оборонно-массовой работе. Здесь необходимо указать на важную роль других общественных организаций и движений, таких например как Союз ветеранов, спортивные организации, профсоюзы, молодёжные секции творческих союзов, военно-патриотические и военно-спортивные клубы, сообщество ДОСААФ (добровольное общество содействия армии авиации и флоту) и др.
В действительности эта работа проводилась по нескольким направлениям: идейно-политическое воспитание, спортивно-массовая работа, развитие трудовой активности, повышение культурного уровня, становление личности на революционных, боевых и трудовых традициях, воспитание в процессе работы в молодёжных организациях и др. [7]. Числу наиболее распространенных форм воспитательной работы в 80-е годы с полной уверенностью можно отнести: встречи с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, лекции, тематические вечера, уроки мужества, занятия в клубах военно-патриотической направленности, военно-спортивные игры, и т.п.
Отчеты комсомольских организаций и ДОСААФ указывают на то, что главное взаимодействие их совместной работы осуществлялось по нескольким направлениям: проведение спартакиад допризывной и призывной молодёжи, военно-спортивных игр, НВП (начальной военной подготовки), организация работы военно-спортивных лагерей, воспитательная работа в период призыва на сборных пунктах, создание военно-патриотических клубов и объединений, военно-профессиональная ориентация, отбор и направление в вузы, военно-техническая подготовка, развитие тематических и военно-прикладных видов спорта, укрепление материально-технической базы оборонно-массовой работы, военно-патриотическая пропаганда подготовку специалистов для ВС СССР и народного хозяйства, укрепление связей и
шефства над воинскими частями, участие в решении проблем военно-патриотического воспитания [8].
В качестве наиболее важных функции органов ДОСААФ можно выделить такие как: проведение спортивных мероприятий, профессиональная подготовка специалистов для народного хозяйства, подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах, начальная военная подготовка.
Алтайское оборонное Общество являлось одной из наиболее крупных организаций ДОСААФ Сибирского региона. По состоянию на 1981 г на территории Алтайского края находилось 28 учебных пунктов, в которых проходило обучение более 2 тыс. человек.
Занятия, проводимые в учебных пунктах были весьма разнообразны. В качестве примера здесь можно привести работу учебного пункта завода ХБК (Хлопчато-бумажного комбината) г Барнаула. В соответствии с материалами отчетности: «на Военно-учебном пункте завода в течение 4-х дней, в период с 19 по 23 февраля 1976 года, осуществлялась следующая работа: проведено комсомольское собрание; концерт художественной самодеятельности силами призывников; марш-бросок на лыжах; лыжные гонки; тур-поход на 10 км; ночные боевые тревоги; ночной тактический бой; военная викторина: лекции, доклады, беседы; спортивные игры; выпуск боевых листков; встреча с ветеранами в с. Речкуново; принятие в члены ВЛКСМ» [9].
Проведение уроков «Начальной военной подготовки» (НВП), которая была введена в школьную образовательную программу на основании закона «О всеобщей воинской обязанности» в старших классах, являлась одним из наиболее важных факторов по формированию патриотизма у школьников и готовности молодёжи к воинской службе.
При этом следует заметить, что еще до изучения НВП в старших классах ученики среднего школьного возраста были вовлечены в систему внеклассных мероприятий по военной подготовке в основе которой лежала стрелковая подготовка. Ученики 4-6 классов тренировались в стрельбе из пневматической винтовки, а старших классов - из малокалиберной. Примечательно, что подобного рода мероприятия наибольший интерес вызывали у так называемых «трудных» подростков [10].
В качестве основной задачи НВП выступало «воспитание высоких морально-политических качеств у будущих воинов Советской Армии, знакомство их с современным вооружением, с основными требованиями военной присяги и воинских уставов».
В целом методика проведения занятий по военной подготовке школьников были традиционными для своего времени и включали в себя беседу с учителем, лекции, опрос учащихся. На уроках в обязательном порядке применялись наглядные методы обучения, широко использовались кинофильмы и диафильмы. Так, например, при проведении занятия на тему «Характеристика оружия массового поражения иностранных армий» военрук должен был использовать плакаты «Характеристика очагов массового поражения», «Порядок действия населения в зонах радиоактивного заражения». Школьники изучали особенности использования средств индивидуальной защиты - противогазов, респираторов, защитной одежды. В ходе проведения урока большую роль играла практическая часть, которая выражалась в закреплении навыков военного дела: сборка и разборка автомата, работа с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Содержательной основой военно-патриотического воспитания являлись материалы всемирной и отечественной истории, истории «малой родины». Особое значение придавалось сведениям военной истории, свидетельствующих о стойкости народов при защите от врагов (подвиги греческих спартанцев, городов-героев Великой Отечественной войны и т. д.), факты борьбы за национальное освобождение (борьба с татаро-монгольским игом), примеры отваги и готовности к самопожертвованию (Жанна д'Арк, Евпатий Коловрат, Александр Матросов), а так же факты, вызывающие чувство гордости за победу над врагом (победы в войнах с Наполеоном, гитлеровской Германией и т. д.). Надо сказать, что в изучении прошлого человечества советская педагогика видела большой воспитательный потенциал, поскольку история не только целостно и многомерно позволяла раскрыть культурно-исторический опыт человечества, но и содержала возможность заложить основы патриотических чувств с помощью методов эмоционально-образного воздействия, работы с наглядными средствами обучения, документами, методов эмоционального заражения, рассуждения, убеждения и т. д.
Как правило, педагоги выделяли четыре основных метода воспитательного воздействия: внушение, подражание, заражение и убеждение. В обучении истории главную роль играли заражение (эмоциональное воздействие, передача своего эмоционального состояния) и убеждение (словесное воздействие, доказательство истинности того или иного положения). Эти психологические импульсы могли исходить не только от учителя, но и от одноклассников, очевидцев событий и даже средств обучения.
В ходе обучения истории применяли и иные методы военно-патриотического воспитания (ГМ. Донской, П.С. Лейбенгруб и др.): методы эмоционально-образного воздействия воспитания (основным механизмом здесь выступает эмпатия), методы создания содержательной основы воспитания (работа с документами - письмами, воспоминаниями) и, наконец, методы формирования оценочных суждений (связанных с воспитательным потенциалом истории).
Таким образом, военно-патриотическое воспитание молодёжи представляло слаженную, организованную работу, разнообразную по содержанию и широкую по своим масштабам. Подобный подход не мог не оказать на молодое поколение определенного воздействия, включавшего сформированность убеждений в высоком общественном значении тех установок, которые прививались в ходе проведения вышеуказанных мероприятий. На наш взгляд, военно-патриотическая работа учитывала особенности детской и подростковой психологии, которые проявлялись в том числе в стремлении к самоутверждению,
Библиографический список
обладанию авторитетом в глазах сверстников. Этим обстоятельством можно истолковать высокую популярность военно-патриотических клубов и мероприятий патриотической направленности среди молодёжи в рассматриваемый период.
Представляется, что опыт и уроки советского военно-патриотического воспитания могут быть в значительной степени использованы для организации аналогичной работы в условиях современной России в целях формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения российских граждан.
1. Кононов А.Н. Военно-патриотическое воспитание трудящихся. Философия и научный коммунизм. 1986; Выпуск 13: 113 - 119.
2. Аронов А.С. Совершенствование системы военно-патриотического воспитания школьников. Советская педагогика. 1980; 16: 28.
3. Маныкин А.В. Защита социализма - высший интернациональный долг молодёжи. Коммунист Вооруженных Сил. 1980; 16: 28.
4. Вырщиков А.Н. К вопросу о развитии психолого-педагогических основ ВПВ молодёжи. Вопросы формирования у молодёжи готовности к защите Родины. Москва, 1986: 23 - 33.
5. Барабанщиков А.В., Белоусов Н.А. Психологическая подготовка учащихся к военной службе. Советская педагогика. 1985; 1: 21 - 32.
6. ЦХАФАК. Ф. 482; Оп. 43; Д. 21; Л. 79.
7. ЦХАФ АК. Ф. 482; Оп. 35; Д. 171; Л. 91.
8. Джумаев Ш.С. Военно-патриотическое воспитание молодёжи на боевых интернациональных традициях советского народа. Научный коммунист. 1982; 6: 70 - 75.
9. ЦХАФ АК. Ф. Р-452. Оп. 3. Д. 288. Л. 16.
10. Архив музея средней школы № 59.
References
1. Kononov A.N. Voenno-patrioticheskoe vospitanie trudyaschihsya. Filosofiya i nauchnyj kommunizm. 1986; Vypusk 13: 113 - 119.
2. Aronov A.S. Sovershenstvovanie sistemy voenno-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Sovetskaya pedagogika. 1980; 16: 28.
3. Manykin A.V. Zaschita socializma - vysshij internacional'nyj dolg molodezhi. Kommunist Vooruzhennyh Sil. 1980; 16: 28.
4. Vyrschikov A.N. K voprosu o razvitii psihologo-pedagogicheskih osnov VPV molodezhi. Voprosy formirovaniya u molodezhi gotovnosti kzaschite Rodiny. Moskva, 1986: 23 - 33.
5. Barabanschikov A.V., Belousov N.A. Psihologicheskaya podgotovka uchaschihsya k voennoj sluzhbe. Sovetskaya pedagogika. 1985; 1: 21 - 32.
6. CHAF AK. F. 482; Op. 43; D. 21; L. 79.
7. CHAF AK. F. 482; Op. 35; D. 171; L. 91.
8. Dzhumaev Sh.S. Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi na boevyh internacional'nyh tradiciyah sovetskogo naroda. Nauchnyj kommunist. 1982; 6: 70 - 75.
9. CHAF AK. F. R-452. Op. 3. D. 288. L. 16.
10. Arhiv muzeya srednej shkoly № 59.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 371
Shonin M.Yu., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow Humanitarian University (Moscow, Russia),
E-mail: st_max_92@mail.ru
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN SENIORS BY MEANS OF MATHEMATICAL TASKS. Achievement by students of good results in the doctrine is inseparably linked with their cognitive activityin educationalcognitive activity. Systemapproachwhich useallowsmarking out structure of hierarchically presented psychology and pedagogical convepteranVy used fctreeeiaingmcre comelcto aeh compiete idcachccvudice activito: euquirementyinreresf', "activity", "signs of cognitive activity", "cognitive activit^Tte mmin attentbrnu tteremcarch inslctlisetytltstte selectioncftrarning materialfypwtonlation.tfim eiements entering into structure, in logic of developmental cogcipveectisityinse niots atmathemetica lesuovu.
Key words: cognitive activity, cognitive interest, initiative, skill to communicate, commitment, will, mathematical task, senior.
М.Ю. Шонин, аспирант каV. ttaeycstt/yw[tneusoлоnesвь/eшeй ижиы, ДНО ВО ^^/Wnaco^^/^L^Ca^ecfnd^vpvbë уоиворсиспетсаМисгаа,
Е-mail: st_max_92@mail.ru
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ НОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Достижение учащимися выnsкugpeзyohтaтов в yneweceee^^b^^^hO ссязссугиу ггаонеаееапеноп аштноетиюуучебой деятельности. Для получения более полного и целостного представления о познавательной активности может быть задействован системный подход, использование которого позволяет выделить псчьтшТ: «уотсрУнистьту«пнерсуе»,«сргитность>>, «признаки познавательной активности», «uyгнaвsтecьнa я asngвнnccvh.OccyuнcohThonuзeв даитуСсисть е пос тящсчо cuftopey4 eбgeгoluosepgvcy для стимулирования, входящих в структуру элемeнcaв,в логаке pamgcтияvohтnвcueлььyтУктиuзocтьuweesшclUlасенитур се уронуесатбметьии.
Ключевые слова: познаватeльнeяoкcаosocuetпoзdyocтeceoыmинuvpec, инyциаpиcвocce,eoммoниcaбeedwsvсь,утлесотремленность, воля, математическая задача, старшеклассник.
В современной психолого-педагогической литературе интерес рассматривается в качестве сложнейшего психиоечкскообратоааооя еа^рте^з^щчеосо расположенностью, эмоциональной ззхвччяннсстню,унлечённостью иедивидом тем или иным объектом (В.А. Далингер). Что касается его (интереса) места в образовательном процессе, то он «играет исноючзтееьнонажч^мотичо^онч^ роль в формировании и развитии у чсащихнхханыоон, омячиХи ихнеелекчх» (К.Э. Изард).
Польский математик Г. Штейнгсуз осмеяап, счо«матемятииесчсю фькхы, ч отличие от фактов экспериментальной фиаигнимьЬ5имлогии,оами по сюбе кхль-зя считать ни понятными, ни интересными, по крайней мере, если нет строгого определения соответствующих поняхмн.Дляххзнетия онтсрсна кмт^и^г^ач^^ у старшеклассников необходимо иеполнеочяуу нан^им^^иахьг^^^^и^, ч.ю. такие задачи, формулировка которых отличается наличием побуждающего к их решению элементов. Например: Дч^^ срякихньсн аесмчехугольчая уирамя-да, а - сторона основания, Н - выаотопихймиды. «чХдитеобъям пираиу.»
если а = 4&9, h = 9. Вычислив результат, вы узнаете, сколько МэВ в 1 а.е.м.
Преимущество данных задач заключается в простоте их формулировки. Кроме того, заключенное в ответе научное знание, можно ориентировать на предметные интересы конкретно каждого старшеклассника.
В процессе решения той или иной математической задачи учащийся может прийти к неожиданному, в какой-то степени, абсурдному результату. Известный советский математик В.Г Болтянский отмечал неожиданность в качестве одного из компонентов математической красоты, а «красота вызывает интерес к ней» [1, с. 41]. Примерами подобных задач могут послужить математические софизмы. Софизм - это «измышление, хитрость, которые базируются на разнообразных нарушениях логического закона тождества, представляют собой внешне правильные доказательства ложных мыслей» (В.М. Брадис).
Важное место в обучении учащихся математике занимают задачи с историческим содержанием. Так грамотное включение данных задач на уроках мате-