3. Ob utverzhdeniiFederal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyupodgotovki40.03.01 Yurisprudenciya (uroven'bakalavriata). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511. Available at: www.pravo.gov.ru
4. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti (uroven'specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2016 № 1614. Available at: www.pravo.gov.ru
5. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.02 Pravoohranitel'naya deyatel'nost' (uroven' specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 № 1424 (v red. prikaza Minobrnauki Rossii ot 13.07.2017 g. № 653). Available at: www.pravo.gov.ru
Статья поступила в редакцию 25.12.19
УДК 378
Shaporev D.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of Constitutional and International Law,
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia, E-mail: [email protected]
ON ORGANIZATION OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF SOVIET YOUTH IN ALTAI. The article presents a study of the Soviet experience in the organization and conduct of complex military-patriotic activities aimed at educating pre-conscription youth. The work considers the main directions of work with young people in this area. Besides, it reveals the role of public organizations in the realization of educational activities. The author draws special attention to the work of such organizations of the educational process as the Komsomol, the military-patriotic club and the school. The author highlights the main forms of extracurricular activities of military-patriotic orientation and reveals the content and the main methods of educational impact on young people. The researcher concludes that the experience and lessons of Soviet military-patriotic education can be used to organize such work in modern Russia.
Key words: military-patriotic education, Komsomol, GTO standard, pre-conscription training, initial military training, military-patriotic club, military sports games, propaganda team, Soviet patriotism, Marxist-Leninist worldview.
Д.А. Шапорев, канд. ист. наук, доц., нач. каф. конституционного и международного права, Барнаульский юридический институт МВД России,
г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА АЛТАЕ
Статья посвящена изучению советского опыта по организации и проведению комплексных мероприятий военно-патриотического характера, направленных на воспитание допризывной молодежи. В статье отражены основные направления работы с молодежью по данному направлению, раскрывается роль общественных организаций в осуществлении воспитательных мероприятий. Особое внимание автор уделил работе таких субъектов воспитательного процесса, как ВЛКСМ, военно-патриотический клуб и школа. Автором изложены основные формы проведения внешкольных мероприятий военно-патриотической направленности, раскрыта содержательная сторона и основные методы воспитательного воздействия на молодежь. В заключение автор приходит к выводу о том, что опыт и уроки советского военно-патриотического воспитания могут быть использованы для организации подобной работы в условиях современной России.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, ВЛКСМ, комплекс ГТО, допризывная подготовка, начальная военная подготовка, военно-патриотический клуб, военно-спортивные игры, агитбригада, советский патриотизм, марксистско-ленинское мировоззрение.
Процессы реформирования общественных отношений, перманентно происходящие в нашем государстве на протяжении последних десятилетий, поиск оптимальных форм взаимодействия государства и граждан заставляют по-новому взглянуть на многие явления, происходившие в нашей стране в недалёкой исторической ретроспективе. Речь идет, прежде всего, о переосмыслении советского наследия, изучении опыта и уроков прошлого.
Сегодня в отношении многих достижений Советского Союза существуют неоднозначные, противоречивые, а порой и взаимоисключающие суждения, в том числе и в отношении системы военно-патриотического воспитания молодежи, получившей своё законченное развитие к началу 1990-х гг.
Если в 1990-е гг все прежние достижения в области военно-патриотической работы признавались непригодными для нового демократического общества, а на рубеже 1990-х - 2000-х гг государство ещё не сформировало какого-нибудь определенного отношения к самой идее военно-патриотического воспитания, то сейчас сомнений в осуществлении мер, направленных на формирование патриотизма у российских граждан, нет Безусловно, советский опыт был не лишен определенных недостатков и, конечно, заслуживал критической оценки, вместе с тем пренебрегать достижениями, которые были продемонстрированы в тот период, было бы весьма неблагоразумно.
Комплекс мер по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в первой половине 1980-х гг был представлен в качестве совокупности разнообразных и довольно сложных по характеру мероприятий, призванных оказывать воспитательное, идеологическое и образовательное воздействие на молодое поколение советских граждан.
Так, к числу наиболее занимательных и массовых форм работы с молодежью, которые отличались сложностью форм и методов, а также длительностью проведения являлся поход по местам революционной, боевой и трудовой славы. Как правило, инициатива проведения этого мероприятия исходила от руководящих органов ВЛКСМ.
Как определяло положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы, по итогам XII этапа похода Центрального штаба проводились многочисленные конкурсы:
- на лучшую организацию работы юношеского военно-патриотического объединения;
- на лучшее исполнение военно-патриотических песен;
- на лучший туристский поход по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа;
- на лучшую организацию общественного музея;
- на лучший памятник, созданный на общественных началах;
- на лучший героико-патриотический фильм;
- на лучшую пропаганду Всесоюзного похода в газетах, журналах, по радио и телевидению;
- на лучшую организацию работы у Вечного огня;
- на лучшую организацию работы оборонно-спортивного лагеря [1] и многие другие.
В рамках Всесоюзной акции в 1981 г комсомольцами и молодежью Рубцовского района был проведен целый комплекс мероприятий.
В колхозе имени Кирова, как следует из материалов отчетной документации, молодые люди активно привлекались к изучению основ коммунистической идеологии. «Изучали политику партии, историю КПСС, достижения советского народа в области экономики и культуры, осуществленные под руководством коммунистической партии. 41 юноша и девушка занимались в кружке «Наш ленинский комсомол», который вел председатель сельского Совета. Слушатели посещали места, связанные с установлением Советской власти в селе [2, с. 3].
Комитетом комсомола колхоза было организовано посещение городского музея и музея комсомольской славы при районном комитете ВЛКСМ. На комсомольские собрания приглашались уважаемые жители села: ветераны войны и труда, ветераны Коммунистической партии.
Проводились конкурсы призывников «А ну-ка, парни». Превратилось в традицию проведение Всесоюзной акции «Вахта Памяти» в честь Дня Победы. У памятника погибшим воинам выставлялся почетный караул из пионеров и комсомольцев Самарской средней школы.
На регулярную основу было поставлено проведение такого крупного по значению и массовому по охвату участников мероприятия, как проводы призывников в ряды Советской Армии, которое проводилось при участии ветеранских организаций и офицеров районных военкоматов.
Призовое место среди учреждений культуры по итогам конкурса заняла комсомольская организация Дома культуры колхоза «Страна Советов». Здесь был организован вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, кружок художественного чтения, кружок кинолюбителей, организован детский кинотеатр «Чайка», кружки «Юный библиотекарь», «Малышок» и др. Согласно данным районной организации ВЛКСМ, в указанных кружках занималось более 180 человек.
Большую работу проводила районная агитбригада, которая была создана по инициативе и при непосредственном участии комсомольской организации. Более 20 раз она выступала перед работниками сельского хозяйства.
Был проведен конкурс на лучшее исполнение военно-патриотической песни, организован вечер под названием «Моя Родина - СССР», посвященный достижениям советской молодежи.
В отчетных материалах отмечалось, что значительная работа по патриотическому воспитанию учащейся молодежи проводилась в средней школе села Бобково. В школе была организована ленинская комната, а также комната боевой и трудовой славы, где учащихся знакомили с биографией и революционной деятельностью В.И. Ленина, боевой славой и трудовыми достижениями земляков [2, с. 4].
Проводились спортивные соревнования между юношами старших классов, по итогам которых проходило торжественное награждение победителей.
По информации РК ВЛКСМ, в Бобковской средней школе проходили соревнования по сдаче Всесоюзного комплекса ГТО - готов к труду и обороне. Соревнования ГТО проводились и в рамках самостоятельного мероприятия, которое неизменно отличалось своей массовостью и организованностью. Инициатива по проведению соревнований исходила, как правило, из центрального комитета ВЛКСМ, а затем реализовывалась на краевом и районном уровнях. По итогам проведенных соревнований вручались золотые и серебряные значки ГТО [2, с. 5].
В 1981 г в Панкрушихинском районе Алтайского края на приз газеты «Комсомольская правда» проводились соревнования первенства СССР по многоборью комплекса ГТО. Организаторами данных мероприятий на местах выступали районные комитеты комсомола.
Данные соревнования, как правило, проводились в два этапа. На первом этапе на местах были организованы состязания, в ходе которых проходила сдача нормативов ГТО по лыжным гонкам, стрельбе из малокалиберной винтовки и легкоатлетические соревнования. Лыжные гонки были приурочены ко Дню Советской Армии, а легкоатлетические соревнования - к празднику 1 Мая. Соревнования по стрельбе посвящались Дню Победы [3, с. 43].
Второй этап среди общеобразовательных школ проходил накануне летних школьных каникул. В конце мая проводили соревнования среди учащихся I и II ступени ГТО (10 - 15 лет), а в первых числах июня на базе лагеря труда и отдыха средней школы села Велижанка - соревнования учащихся III ступени ГТО (16 лет).
Победителям вручались Почетные грамоты районного комитета ВЛКСМ, переходящие Кубки победителей. Команды, занявшие 2 и 3 места, награждались Почетными грамотами районного комитета ВЛКСМ, а лучшие спортсмены - Почетными грамотами спорткомитета ДСО (добровольного спортивного общества) «Урожай».
Соревнования второго этапа среди работающей молодежи были проведены на стадионе районного центра в День советской молодежи. В соревнованиях приняли участие семь команд лучших трудовых коллективов. Молодые люди соревновались в беге на 100 метров и кроссе. Девушки бежали кросс 1 000 м, а юноши - 3 000 м. Отдельным этапом соревнований было метание гранат и прыжки в длину.
Победителям вручался переходящий кубок, грамоты районного комитета комсомола и сувениры [3, с. 44].
О масштабности данных мероприятий в рамках Алтайского края свидетельствуют многочисленные материалы отчетов комсомольских организаций, ответственных за их проведение.
Так, в Горно-Алтайской автономной области приняли участие в указанных выше соревнованиях 1981 г. 62 920 человек в возрасте от 10 до 28 лет [3, с. 80].
Помимо указанных мероприятий в систему военно-патриотического воспитания входило проведение Всесоюзных военно-спортивных игр «Орленок» и «Зарница» [4].
В военно-спортивной игре «Орленок» в Бурлинском районе Алтайского края в 1984 г. приняло участие 366 школьников. Отмечалось, что большинство участников имеют по школьной дисциплине «Начальная военная подготовка» хорошие оценки, многие юнармейцы занимаются в спортивных секциях и военно-технических кружках, посещают факультативные занятия по НВП.
6 мая 1984 г состоялся районный финал игры «Орленок». Программа соревнований включала в себя многочисленные мероприятия: строевой смотр, эстафету по гражданской и медико-санитарной подготовке, военно-спортивные соревнования, военно-патриотические мероприятия. Завершением игры стал парад, который принимался членами штаба, и следующий за ним митинг.
Перед началом соревнований, как правило, проводилась торжественная часть, в ходе которой проходило возложение гирлянды к памятнику погибшим землякам [4, с. 1].
Отчетная документация свидетельствует о том, что, по мнению организаторов акции, «Всесоюзная комсомольская военно-спортивная игра «Орленок» имеет большое значение в деле закрепления знаний и повышения успеваемости по начальной военной подготовке (НВП). Также успешному обучению военному делу способствовали занятия спортом».
По мнению организаторов, высокие результаты проведенной игры связаны с работой в школе волейбольной, лыжной, легкоатлетической, баскетбольной секций. Многие участники соревнований посещали секцию картингистов и имели права на управление мотоциклом.
В школе проходили соревнования среди школьников за почетное право нести «Вахту памяти» у Вечного огня у мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны [4, с. 2].
По результатам районных состязаний проводился краевой этап игры «Орленок» среди команд-финалистов. В соответствии с положением о VII краевом финале военно-спортивной игры «Орленок» в краевом соревновании участвовали юноши и девушки 8 - 10 классов средних школ, учащиеся профессионально-технических училищ и техникумов в возрасте не старше 19 лет.
На финальном этапе предполагалось участие 25 отделений победителей районных, городских состязаний игры «Орленок». В состав каждого отделения входило по 11 человек (7юношей и 4 девушки) - учащихся одного класса средней школы, одной группы учебного заведения профтехобразования или среднего учебного специального заведения. Формирование «сборных» команд на базе одного учебного заведения не допускалось.
При утверждении участников VII краевого финала игры «Орленок» учитывались различные показатели: результаты сдачи норм ГТО; участие в походе по местам боевой и трудовой славы; показатели успеваемости в обучении; физическая подготовка и др.
Каждое отделение, участвующее в краевом финале игры «Орленок», должно было иметь при себе необходимый пакет документов, подтверждающих право на участие в мероприятии: документы, удостоверяющие личность; медицинские справки и удостоверение к значкам ГТО на каждого участника; журнал успеваемости класса или учебной группы; сводную таблицу результатов игры в школе, ПТУ или техникуме и др.
Каждое отделение должно было быть обеспечено двумя комплектами формы: парадной юнармейской и спортивной. Предполагалось, что участники должны были иметь на левом рукаве формы эмблему игры и другие знаки отличия, купальный костюм и иные принадлежности.
Кроме указанных мероприятий спортивно-состязательного характера система военно-патриотической подготовки включала разнообразные по форме и содержанию мероприятия образовательного характера.
В 1984 г. в Рубцовском районе был проведен первый этап районного смотра работы ленинских музеев, комнат, уголков среди общеобразовательных школ. По данным отчетных материалов, все 22 имеющиеся в районе школы приняли участие в данном мероприятии.
В ходе подготовки к финальной стадии мероприятия комсомольские и пионерские организации школ в течение года занимались сбором различного рода материалов о жизни и деятельности В.И. Ленина и его соратников. Школьники изготавливали стенды и экспонаты, оформляли альбомы, им читались лекции по ленинской тематике.
В ходе проделанной работы в районе было организовано 8 ленинских комнат, 4 ленинских зала, 10 ленинских уголков общеобразовательных школ.
Среди учащихся средних специальных учебных заведений тоже проводились конкурсы творческих работ по общественно-политической тематике. Так, в 1988 г. в Алтайском крае с марта по июнь проходил II тур Всесоюзного конкурса творческих работ. На этом этапе приняло участие 40 (из 48) средних специальных учебных заведений края. На конкурс было представлено 68 рефератов, из которых 15 работ было оценено на «отлично», 27 - на «хорошо», 3 работы получили «неудовлетворительно» [5, с. 126].
Одной из наиболее распространенных форм военно-патриотической работы с молодежью была шефская работа комсомольских организаций над воинскими частями.
В 1983 г. на одном из бюро РК ВЛКСМ Рубцовского района был рассмотрен вопрос об улучшении работы комсомольских организаций в этом направлении. Разработаны и рекомендованы конкретные мероприятия по этому вопросу.
Исполняя решение бюро, комсомольскими организациями района были подготовлены и отправлены шефские подарки и иные необходимые вещи воинам, служившим в Афганистане. Активное участие в этом мероприятии приняли комсомольские и пионерские организации школ района. Важность проводимому мероприятию в глазах школьников придавало то обстоятельство, что интернациональный долг в Афганистане исполняли воины-земляки, вчерашние воспитанники Рубцовских школ.
Между комсомольскими, пионерскими организациями школ и воинами-земляками была установлена регулярная переписка, а семьям погибших интернационалистов, отдельным воинам была оказана необходимая шефская помощь и внимание. За ними были закреплены тимуровские команды.
На торжественные вечера и комсомольские собрания, посвященные знаменательным датам истории страны, регулярно приглашались ветераны Великой Отечественной войны и воины-интернационалисты [6, с. 10].
Безусловно, столь широкомасштабная, разнообразная и организованная работа не могла не оказывать на подрастающее поколение необходимого воспитательного воздействия, включавшего сформированность убеждений в высоком общественном значении тех принципов, которые прививались в ходе проведения вышеуказанных мероприятий. Организованная в то время
военно-патриотическая работа вполне учитывала, на наш взгляд, специфику детской и подростковой психологии, особенностью которой на определенном этапе личностного развития является наличие духа авантюризма, стремление к самоутверждению, обладание авторитетом в глазах сверстников. Именно таким обстоятельством, по нашему мнению, можно объяснить столь высокую популярность военно-патриотического движения, военно-патриотических клубов и
Библиографический список
мероприятий патриотической направленности среди молодежи в рассматриваемый период.
Представляется, что опыт и уроки советской системы военно-патриотической работы с молодежью могут быть в значительной степени использованы для проведения аналогичных по цели и задачам мероприятий в условиях современной России.
1. ЦХАФ Алтайского края. Ф. 482. Оп. 41. Д. 29. Л. 17.
2. ЦХАФ Алтайского края. Ф. 1894. Оп. 13. Д. 9.
3. ЦХАФ Алтайского края. Ф. 482. Оп. 35. Д. 167.
4. ЦХАФ Алтайского края. Ф. 482. Оп. 38. Д. 118.
5. ЦХАФ Алтайского края. Ф. 482. Оп. 42. Д. 23.
6. ЦХАФ Алтайского края. Ф. 1894. Оп. 15. Д. 15.
References
1. CHAF Altajskogo kraya. F. 482. Op. 41. D. 29. L. 17.
2. CHAF Altajskogo kraya. F. 1894. Op. 13. D. 9.
3. CHAF Altajskogo kraya. F. 482. Op. 35. D. 167.
4. CHAF Altajskogo kraya. F. 482. Op. 38. D. 118.
5. CHAF Altajskogo kraya. F. 482. Op. 42. D. 23.
6. CHAF Altajskogo kraya. F. 1894. Op. 15. D. 15.
Статья поступила в редакцию 09.12.19
УДК 378.147
Stramnoy A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING A FOREIGN (ENGLISH LANGUAGE) IN A POLYETHNIC AND POLICULTURAL ENVIRONMENT. The article deals with conceptual and theoretical and methodological foundations of multicultural and multi-ethnic education, as well as the methodological and technological aspects of its implementation in the form of a model for teaching English in groups with a multicultural composition. As a target dominant, the author positions the process of forming ethnocultural and intercultural competence of students, which is implemented on the basis of the principles developed by him: humanization of the educational process; leveling of negative ethnic stereotypes; democratization of relations between representatives of different nationalities; education of tolerance; recognition of the priority of universal values in culture. The article describes methodological approaches developed by the researcher to introduce teaching English into the multicultural and multi-ethnic environment: student-centered, communicative-active and cross-cultural as a theoretical and methodological platform for multicultural foreign language education.
Key words: multiethnic and multicultural environment, multicultural education, ethnocultural and intercultural competence, student-centered, communicative and cross-cultural approaches, teaching foreign language in groups with multicultural composition.
А.В. Страмной, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ) В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются концептуальные и теоретико-методологические основания поликультурного и полиэтнического образования, а также ме-тодико-технологические аспекты его реализации в формате модели преподавания английского языка в группах с поликультурным составом. В качестве целевой доминанты автор позиционирует процесс формирования этнокультурной и межкультурной компетентности обучающихся, который реализуется на основе разработанных им принципов: гуманизации образовательного процесса; нивелирования негативных этнических стереотипов; демократизации взаимоотношений между представителями разных национальностей; воспитания толерантности; признания приоритета общечеловеческих ценностей в культуре. Кроме того, в статье описываются разработанные автором перспективные методологические подходы реализации обучения английскому языку в поликультурной и полиэтнической среде: студентоцентрированный, коммуникативно-деятельностный и кросс-культурный как теоретико-методологическая платформа поликультурного иноязычного образования.
Ключевые слова: полиэтническая и поликультурная среда, поликультурное образование, этнокультурная и межкультурная компетентность, студентоцентрированный, коммуникативно-деятельностный и кросс-культурный подходы; обучение иностранному языку в группах с поликультурным составом.
Многополярность современного мира, а также тенденции мобильности населения актуализируют глобализационные процессы, связанные с миграцией. Одной из сфер, которые оказываются под влиянием данных процессов, стала система образования. Увеличение количества мигрантов и беженцев, а также людей, желающих сменить место жительства, становится причиной сдвига гомогенной специфики образовательной среды в школах и вузах разных стран мира в сторону ее полиэтнической и поликультурной составляющей.
В настоящее время полиэтническая и поликультурная среда является неотъемлемой частью социума, поэтому основным требованием к организации образовательного процесса является всесторонний учет культурных особенностей всех его субъектов и формирование этнокультурной и межкультурной компетенции обучающихся с целью снижения конфликтности в обществе и развития толерантности.
Концептуально полиэтническая и поликультурная образовательная среда рассматривается современными исследователями как одна из моделей образования, которая ориентируется на гармонизированное сосуществование различных культур в одном социуме, сохраняя при этом свою самобытность (М.А. Андриенко [1], Н.И. Башмакова [2, с. 46 - 47], Т.В. Поштарева [3]).
Однако традиционная система образования национального и регионального уровней в большинстве реализуемых образовательных программ не учитывает
требование перехода на новые концептуальные положения и теоретико-методологические подходы для реализации полиэтнического и поликультурного образования (теоретический аспект) и учета инновационных разработок в области этнопедагогики, этнопсихологии и теории и методики преподавания иностранных языков и культур (практический аспект). Таким образом, можно констатировать, что проблема обучения иностранному языку в полиэтнической и поликультурной среде остается нерешенной как в теоретическом, так и в методико-технологиче-ском плане.
Дефиниционный анализ приводит к следующей трактовке понятия «полиэтническая и поликультурная среда» (следует отметить, что проведенный нами анализ доказал перспективность комплексного рассмотрения данного понятия без разделения его на понятия «полиэтническая среда» и «поликультурная среда», которые в большинстве исследований рассматриваются как синонимичные).
Полиэтническая и поликультурная среда трактуется как система условий и процессов жизнедеятельности и коммуникации людей разных наций и народностей, которые детерминированы социальным пространством и временем, конкретно-историческими и географическими условиями, формирующими человека как субъекта этнического самосознания и культуры.
В исследовании Т.В. Поштаревой выявлены следующие детерминанты поликультурного и полиэтнического образования, которые составляют ос-