Научная статья на тему 'Роль комсомола в воспитании молодежи (1980-е годы)'

Роль комсомола в воспитании молодежи (1980-е годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1578
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖЬ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / EDUCATION / ACTIVITY / KOMSOMOL / YOUTH / COMMUNIST PARTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Виктор Викторович

В статье рассматривается роль ВЛКСМ в воспитании молодежи в 1980-е годы в СССР. Автором раскрывается руководящая роль КПСС в деятельности ВЛКСМ по воспитанию подрастающего поколения. Показано влияние комсомола через воспитательную работу на все сферы жизнедеятельности молодежи с учетом особенностей ее различных групп. Выявлены недостатки в деятельности комсомольских организаций, повлиявшие на эффективность и качество работы комсомола по воспитанию молодежи в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE KOMSOMOL IN YOUTH EDUCATION (THE 1980S)

The article considers the role of the All-Union Leninist Young Communist League in youth education in the USSR during the 1980s. The author reveals the leading role of the Communist Party in the All-Union Leninist Young Communist League activity on education of the rising generation. Influence of the Komsomol through educational work on all the spheres of youth’s life activity taking into account the peculiarities of its various groups is shown. Those shortcomings in activity of the Komsomol organizations are revealed that influenced efficiency and quality of the Komsomol work on youth education in the period under study.

Текст научной работы на тему «Роль комсомола в воспитании молодежи (1980-е годы)»

Ткаченко Виктор Викторович

РОЛЬ КОМСОМОЛА В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (1980-Е ГОДЫ)

В статье рассматривается роль ВЛКСМ в воспитании молодежи в 1980-е годы в СССР. Автором раскрывается руководящая роль КПСС в деятельности ВЛКСМ по воспитанию подрастающего поколения. Показано влияние комсомола через воспитательную работу на все сферы жизнедеятельности молодежи с учетом особенностей ее различных групп. Выявлены недостатки в деятельности комсомольских организаций, повлиявшие на эффективность и качество работы комсомола по воспитанию молодежи в исследуемый период. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-2M9.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 176-178. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

в Омске. А. П. Фризен награжден медалью за вклад в развитие изобразительного искусства и художественной культуры Сибири, а его работа «Семья» представлена на выставке в Москве.

А. П. Фризен тяготеет к синтезу искусств, не случайно в последнее время им было создано множество инсталляций. В современный период творчество художников Алтайского края вышло далеко за рамки сибирского региона. Есть мнение, что провинциальные художники «варятся в своём соку». Изучая творчество А. П. Фризена, приходим к выводу, что всё зависит от таланта и видения картины мира художником, нашедшим свой путь творческого развития. Изучение творчества художника продолжается. Исследуется влияние искусства Пита Мон-дриана на творчество А. П. Фризена.

Список литературы

1. Авангард (искусство) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Авангард (дата обращения: 31.07.2016).

2. Альфред Фризен. Диалог с авангардом / сост. А. Рыжов. Барнаул: Алт. дом печати, 2014. 240 с.

3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/book/kandinskiy_vasiliy/ o_duhovnom_v_iskusstve.html (дата обращения: 22.08.2016).

4. Малиновский Л. В. Немцы в России и на Алтае: популярно-исторические очерки. Барнаул, 1995. 182 с.

5. Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009. 220 с.

6. Степанская Т. М. Художник городского пейзажа: А. П. Фризен // Степанская Т. М. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005. С. 65-67.

7. Степанская Т. М., Черняева И. В. Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже XX-XXI столетий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 146-149.

8. Фризен А. «Какой я вам господин? Я - просто художник» / записала С. Язовская // Вечерний Барнаул. 2009. 28 октября.

9. Художники Алтайского края: биобиблиографический словарь: в 2-х т. Барнаул, 2006. Т. II. М-Я. 647 с.

MASTER OF CITYSCAPE: THE ALTAIC ARTIST A. P. FRIZEN

Stepanskaya Tamara Mikhailovna, Doctor in Art Criticism, Professor Yazovskaya Svetlana Viktorovna

Altai State University in Barnaul stm@art.asu.ru; svmuz@mail.ru

The work is dedicated to art criticism analysis of the artist-avant-gardist A. P. Frizen's creativity, whose works reflect trends of Russian and West-European art. The article discusses the multi-aspect direction "avant-garde" as a key element influencing development of modern art. The authors consider the genre of cityscape represented by a variety of paintings in the artist's creativity in the system of Altai painting.

Key words and phrases: modern art; avant-garde; cityscape; A. P. Frizen; Russian Germans.

УДК 94(47).084.9

Исторические науки и археология

В статье рассматривается роль ВЛКСМ в воспитании молодежи в 1980-е годы в СССР. Автором раскрывается руководящая роль КПСС в деятельности ВЛКСМ по воспитанию подрастающего поколения. Показано влияние комсомола через воспитательную работу на все сферы жизнедеятельности молодежи с учетом особенностей ее различных групп. Выявлены недостатки в деятельности комсомольских организаций, повлиявшие на эффективность и качество работы комсомола по воспитанию молодежи в исследуемый период.

Ключевые слова и фразы: воспитание; деятельность; комсомол; молодежь; коммунистическая партия.

Ткаченко Виктор Викторович, к.и.н., доцент

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Tkachenko_V_530@mail. т

РОЛЬ КОМСОМОЛА В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (1980-Е ГОДЫ)

В советский период уделялось особое внимание воспитанию молодежи. Комсомол как активный помощник и резерв КПСС помогал партии воспитывать молодежь.

В уставе ВЛКСМ были определены главная задача и священный долг комсомола - воспитание молодежи, а также были заложены основные подходы воспитательной работы с подрастающим поколением.

Одной из основных обязанностей республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных организаций комсомола, их руководящих органов являлась организация идейно-воспитательной и культурно-массовой работы среди молодежи, воспитание комсомольских кадров [6, с. 20].

ISSN 1997-292X

№ 12 (74) 2016, часть 2

177

В партийных документах, таких как постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» (2 июля 1984 г.), «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (12 июня 1985 г.), «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного технического творчества» (5 февраля 1987 г.), отражался политический и организационный опыт руководства КПСС воспитанием молодежи, в том числе ее различных социальных категорий и возрастных групп.

На V пленуме ЦК ВЛКСМ, прошедшем 14 ноября 1979 г. в Москве, при рассмотрении вопроса «О работе комсомола по повышению эффективности идейно-нравственного воспитания молодежи» было отмечено, что комсомольские организации в своей практической деятельности должны неуклонно руководствоваться постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», обеспечить безусловное выполнение его программных положений по коммунистическому воспитанию молодежи в современных условиях, дальнейшее повышение эффективности и качества работы ВЛКСМ [1, а 24-25].

Пленум акцентировал внимание комитетов комсомола на то, что нельзя упускать из виду ни одной из сторон формирования личности молодого человека, что эту работу необходимо вести комплексно, в единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп молодежи [Там же, с. 28].

На пленуме были обозначены основные взаимосвязанные между собой направления деятельности комсомола с различными категориями молодежи, нацеленные на повышение эффективности идейно-нравственного воспитания молодежи: идеологическая работа; формирование научного мировоззрения; воспитание молодежи на примере жизни и деятельности В. И. Ленина; патриотическое воспитание; трудовое воспитание; нравственное воспитание; семейное воспитание; экологическое воспитание; организация свободного времени молодежи; физическое воспитание; агитация и пропаганда; подбор, воспитание и обучение комсомольских кадров; интернациональное воспитание.

В постановлении январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС «О перестройке и кадровой политике партии» вопросы о повышении уровня воспитательной работы с молодежью и увеличении внимания к ее идейному и нравственному росту рассматривались в числе самых важных проблем, решаемых КПСС [2, с. 83-84].

Под руководством комсомола проводились мероприятия, которые учитывали виды, формы, методы и средства воспитания молодого поколения.

Вместе с тем, в отчете о работе отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ за период после XIX съезда ВЛКСМ было указано, что за последние годы, наряду с накопленным положительным опытом, имел место значительный количественный рост мероприятий, соревнований, движений, починов, которые дублировали друг друга и в которых запутались сами организаторы. Происходило это потому, что из года в год росло количество «новых движений», хотя «старые» никто не отменял [4, д. 180, л. 4].

При формировании воспитательной работы с молодежью ВЛКСМ придавал большое значение вопросам подготовки кадров по взаимодействию с молодежью и развитию соответствующей материальной базы.

Важным средством реализации уставных задач ВЛКСМ, в том числе по воспитанию подрастающего поколения, являлась его материальная база, которая включала в себя следующие группы:

1. Систему подготовки и переподготовки комсомольских кадров и актива (Высшая комсомольская школа, Молодежный центр «Олимпиец» при ЦК ВЛКСМ, 44 республиканские, зональные комсомольские школы), обеспечивающую ежегодную подготовку и переподготовку около 50 тысяч комсомольских работников и активистов [5, с. 83].

2. Учреждения и предприятия молодежной печати (29 центральных журналов, редакция газеты «Пионерская правда», 248 газет местных комитетов комсомола, издательства «Молодая гвардия», «Молодь», «Еш гвардия»).

3. Систему организаций молодежного туризма «Спутник» (19 туристских центров и 5 гостиниц с количеством 6100 и 3300 мест соответственно).

4. Учебно-методические и оздоровительные учреждения пионерского актива (пионерские лагеря «Артек», «Океан», «Орленок», «Молодая гвардия», «Зубренок» с общим количеством 9980 мест).

5. Идеологические и культурно-просветительские учреждения комсомола (36 музеев комсомольской славы и комсомольцев-героев, 17 дворцов, домов молодежи, 14 центров).

6. Оздоровительные учреждения и организации (19 молодежных туристско-оздоровительных лагерей, баз пансионатов местных комитетов комсомола с количеством 2900 мест, 5 домов отдыха Управления делами ЦК ВЛКСМ).

7. Административные и вспомогательные здания комитетов комсомола (транспортная часть, центральная материальная база, гостиницы «Орленок», «Юность» Управления делами ЦК ВЛКСМ, две гостиницы комитетов комсомола).

В развитии и использовании материальной базы комсомола имелись противоречия и трудности. Пятилетние планы капитального строительства объектов ВЛКСМ зачастую не подкреплялись необходимыми расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования и строительства объектов в тех или иных регионах, эффективность капитальных вложений, сроки окупаемости затрат. Имели место случаи несбалансированности плановых заданий, допускалось включение в годовые планы значительного числа дополнительных объектов, что приводило к распылению капитальных вложений, росту объемов незавершенного строительства.

Строительство объектов для организации досуга молодежи велось по капитальным проектам, затягивалось на несколько пятилеток, что приводило к отвлечению лимитов и денежных средств.

Строительство зональных, областных, республиканских комсомольских школ в комплексе с дворцами, домами молодежи велось бессистемно, без учета предполагаемого контингента слушателей и в основном в европейской части СССР.

Длительное время не уделялось внимания реконструкции существующих мощностей издательско-полиграфического комплекса. В результате машинный парк оказался физически изношенным и морально устаревшим.

Комитеты комсомола расширяли сеть молодежных туристских лагерей, баз отдыха без достаточного учета стоявших перед БММТ «Спутник» задач по развитию молодежного туризма.

Существующая материальная база в основном использовалась не комплексно, многие объекты, находясь в эксплуатации длительное время, не ремонтировались [3, д. 221, л. 123-125].

Вопросы воспитания молодежи рассматривались и на заседаниях Бюро ЦК ВЛКСМ. Так, например, на заседании Бюро ЦК ВЛКСМ от 9 октября 1985 г. (протокол № 49) отмечалось, что комитеты комсомола не всегда эффективно использовали имеющуюся базу культурно-просветительских и спортивных учреждений в целях воспитания подрастающего поколения, развития его творческих способностей и физической закалки.

Значительная часть клубных учреждений и спортивных сооружений находились в неудовлетворительном состоянии, не обеспечены необходимыми музыкальными инструментами и спортивным инвентарем, техническими средствами пропаганды, мебелью и оборудованием. В запущенном состоянии находились территории многих клубов, стадионов, спортивных площадок.

Комитеты комсомола слабо занимались подбором, воспитанием и закреплением кадров клубных и спортивных работников, редко использовали комсомольскую путевку в направлении молодежи на учебу в вузы и училища культуры и искусства, не добивались получения молодыми кадрами установленных льгот. В результате часть молодых людей проводили свое свободное время вне учреждений культуры и спорта, увлекались индивидуальными формами досуга, содержанию которого комитеты комсомола не уделяли должного внимания [Там же, д. 88, л. 53-54].

Следует отметить, что результативность воспитательной работы с молодежью была также связана с решением существующих проблем труда, учебы, быта и отдыха молодого поколения. Так, например, на многих ударных стройках не создавались условия для высокопроизводительного труда, нормального быта и отдыха, профессионально-технического обучения и повышения квалификации молодежи. Позитивные изменения на подшефных комсомолу стройках происходили очень медленно [Там же, д. 4, л. 17-18].

Таким образом, воспитание молодежи являлось главной задачей ВЛКСМ и рассматривалось комплексно в единстве и взаимосвязи: видов, форм, методов и средств воспитания с учетом особенностей различных групп молодежи.

На эффективность и качество воспитательной работы ВЛКСМ с молодежью существенное влияние оказали: количественный рост мероприятий по воспитанию молодежи и наличие среди них дублирующих мероприятий; неудовлетворенность молодежи вопросами труда, учебы, быта и отдыха; отсутствие системной работы по подготовке кадров по работе с молодежью и строительству, оснащению, использованию соответствующей материальной базы.

Список литературы

1. Документы ЦК ВЛКСМ. 1979. М.: Молодая гвардия, 1980. 287 с.

2. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 27-28 января 1987 г. М., 1987. 94 с.

3. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 135.

4. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 145.

5. Ткаченко В. В. Исторический опыт подготовки кадров по работе с молодежью // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2010. № 8 (52). С. 82-86.

6. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М.: Молодая гвардия, 1981. 32 с.

ROLE OF THE KOMSOMOL IN YOUTH EDUCATION (THE 1980S)

Tkachenko Viktor Viktorovich, Ph. D. in History, Associate Professor Department of State Policy in the Sphere of General Education of The Ministry of Education and Science of the Russian Federation Tkachenko_V_530@mail. ru

The article considers the role of the All-Union Leninist Young Communist League in youth education in the USSR during the 1980s. The author reveals the leading role of the Communist Party in the All-Union Leninist Young Communist League activity on education of the rising generation. Influence of the Komsomol through educational work on all the spheres of youth's life activity taking into account the peculiarities of its various groups is shown. Those shortcomings in activity of the Komsomol organizations are revealed that influenced efficiency and quality of the Komsomol work on youth education in the period under study.

Key words and phrases: education; activity; Komsomol; youth; Communist Party.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.