УДК 027.8
DOI: 10.30914/2072-6783-2021 -15-1-37-43
Мониторинг реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Республике Татарстан
С. Н. Корнева, Е. В. Хазиева
Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань, Российская Федерация
Аннотация. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров предполагает изменения функционирования школьных библиотек и преобразования их в информационно-библиотечные центры. От уровня профессионализма школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей во многом зависит формирование информационной и общей культуры подрастающего поколения, а также создание комфортной информационно-образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Целью данной статьи послужило мониторинговое исследование, проведенное в рамках реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров для выявления состояния материально-технической базы школьных библиотек, обеспеченности электронными образовательными ресурсами, информации о кадровом составе, а также определении эффективности деятельности школьных библиотек. По результатам исследования были сформулированы рекомендации для развития библиотечного обслуживания в вопросах методической поддержки школьных библиотекарей в рамках дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации. Данный анализ позволил сделать выводы о состоянии системы школьных библиотек Республики Татарстан и наметить перспективы дальнейшей работы по дополнительному профессиональному образованию школьных библиотекарей. Использование в работе школьных библиотекарей информационно-коммуникативных технологий и современных интерактивных форм воспитательной работы - это одно из главных требований современной методики и ориентации на интересы и возможности учащихся.
Ключевые слова: мониторинг, школьная библиотека, информационно-библиотечный центр, качество образования, педагог-библиотекарь, повышение квалификации
Для цитирования: Корнева С.Н., Хазиева Е.В. Мониторинг реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Республике Татарстан // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. С. 37-43. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-1-37-43
Monitoring of the implementation of the Concept for the development of school information and library centers in the Republic of Tatarstan
s. N. Korneva, E. V. Khazieva
Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation
Abstract. The concept for the development of school information and library centers involves changing the functioning of school libraries and transforming them into information and library centers. The formation of the information and general culture of the younger generation, as well as the creation of a comfortable information and educational environment for all participants in the educational process, largely depends on the level of professionalism of school librarians, teachers-librarians. The purpose of this article was a monitoring study carried out within the framework of the implementation of the Concept for the development of school information and library centers to identify the state of the material and technical base of school libraries, the availability of electronic educational resources, information about the staff, as well as to determine the effectiveness of school libraries. Based on the results of the study, recommendations were formulated for the development of library services in matters of methodological support for school librarians in the framework of additional professional educational programs for advanced training. This analysis made it possible to draw conclusions about the state of the system of school libraries in the Republic of Tatarstan and outline the prospects for further work on additional professional education of school librarians. The use of information and communication technologies and modern interactive forms of educational work in the work of school librarians is one of the main requirements of modern methods and orientation towards the interests and capabilities of students.
Keywords: monitoring, school library, information and library center, quality of education, teacher-librarian, professional development
For citation: Korneva S.N., Khazieva E.V. Monitoring of the implementation of the Concept for the development of school information and library centers in the Republic of Tatarstan. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 1, pp. 37-43. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-l-37-43
Одной из стратегических задач современного российского образования является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Безусловно, главную роль в реализации этой задачи играет школа, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, села. Деятельность школьной библиотеки в социально активной школе должна отражать социальную ориентированность, заложенную в специфике школы, повышать читательскую грамотность учащихся, формировать у них навыки работы с информацией в меняющемся мире технологий, стать подходящим пространством, объединяющим звеном для взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, учащихся и родителей.
Сегодня в школах-новостройках изначально появляется новое структурное подразделение -школьный информационно-библиотечный центр (далее - ШИБЦ), возможности и функции которого более обширны, чем у обычной школьной библиотеки. В других образовательных учреждениях для успеха преобразования школьной библиотеки в ШИБЦ решающее значение имеет поддержка со стороны школьной администрации. Это позволит значительно повысить качество образования и сделать любую школу современной и конкурентоспособной.
В Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - Концепция), утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации № 715 от 15 июня 2016 г., библиотекам школ отводится значимая роль в создании комфортной информационно-образовательной среды для обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений, а библиотекарям и педагогам-библиотекарям определена роль информационного лидера1. В целях исполнения плана («до-
1 Приказ Минобрнауки России № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» от 15 июня 2016 r. URL: http://rusla.ru/rsba/news/index. php?ELEMENTJD=5982 (дата обращения: 13.01.2020).
рожной карты») реализации данной Концепции ГАОУ ДПО ИРО РТ в 2019-2020 гг. осуществил мониторинг оценки проблематики деятельности школьных библиотек и ШИБЦ в образовательных организациях Республики Татарстан.
Аналитический опрос школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей образовательных организаций республики проводился методом онлайн-анкетирования посредством использования интернет-сервисов. Всего было опрошено 93 работника школьных библиотек и ШИБЦ. Результаты данного обследования не являются репрезентативными, тем не менее они представляют интерес для круга заинтересованных лиц, поскольку дают представление о качестве уровня информационно-библиотечного обслуживания в общеобразовательных учреждениях республики. Данное обследование позволило апробировать исследовательский инструментарий и послужило основой для развернутого исследования в рамках оказания методической поддержки библиотекам образовательных организаций в соответствии с выявленными проблемами.
По результатам мониторинга портрет «среднестатистического» школьного педагога-библиотекаря представляет женщина, средний возраст которой составил 48,2 лет, имеющая высшее образование и работающая в должности «библиотекарь» (средняя ставка - 1,1) в образовательной организации (14,7 года).
По поселенческому признаку все опрошенные работники отнесены к трем типам поселения: город, поселок городского типа (пгт) и село (рис. 1). В силу малочисленности работников, проживающих в пгт, они были включены в группу «городские поселения» (или «город»).
Обнаружилось, что до настоящего времени имеет место быть практика совмещения должности учителя-предметника с должностью библиотекаря (педагога-библиотекаря). Данную информацию указали 16,1 % опрошенных респондентов. Следует отметить, что должность «педагог-библиотекарь» назвали лишь 27,9 % из общего числа опрошенных, остальные указали должность «библиотекарь».
Рис. 1. Тип населенного пункта / Fig. 1. Type of settlement
Тип населенного пункта, в котором расположена образовательная организация
□ Город
□ Поселок городского тапа
□ Село
Согласно данным опроса, большинство библиотекарей работает в средних и основных образовательных учреждениях республики -соответственно 52,9 % и 19,1 %. Лишь 25 % библиотекарей работают в лицеях и гимназиях. В категорию «другое» вошли работники библиотек школ-интернатов, коррекционных школ. Каждый пятый опрошенный не имеет базового библиотечного образования (20,6 %). Остальные работники имеют высшее библиотечное либо среднее специальное библиотечное образование - по 39,7 %.
Резюмируя краткую характеристику, еще раз подчеркнем, что для более объективного рассмотрения деятельности педагогов-библиотекарей, в дальнейшем планируется учитывать поселенческий признак: городские поселения (город) и сельские поселения (село). Таблица 1. демонстрирует «расхождения» в деятельности школьного библиотекаря - рабочая ставка библиотекарей городских поселений существенно выше, чем у работников на селе. У «сельчан» достаточно большая доля тех, что работает на 0,5 ставки.
Таблица 1. / Table 1
Площадь «среднестатистической» школьной библиотеки составляет 64,4 кв. м. Средняя площадь «сельской» школьной библиотеки почти в 2,5 раза меньше библиотеки «городской». Практически у всех опрошенных библиотекарей в обязательном порядке в пространстве библиотеки присутствуют три основные зоны: «зона выдачи книг», «фонд учебной литературы» и «фонд художественной литературы». Различие наблюдается по трем пунктам: наличие «читального зала» (имеется только у каждой второй библиотеки в сельской школе или 52 %); наличие «зоны общения» (у библиотек сельских школ -50 %, городских - 40 %); наличие «медиатеки» (у сельских - 26,1 %, у городских - 38,3 %). Наличие интернет-зоны примерно одинаковое 13 % во всех школьных библиотеках из числа участвующих в мониторинге. Кроме того, у библиотек городских школ в незначительном количестве имеются конференц-залы и кинолектории (соответственно 10,6 % и 6,4 %).
Вопрос о материально-техническом оснащении школьных библиотек всегда остается проблемным. По результатам опроса выход в информационное интернет-пространство имеют
87.2 % библиотек городских школ и 80,4 % библиотек сельских школ. В локальную школьную сеть образовательных учреждений ресурсы библиотеки включены в 48,9 % городских школ и 58,7 % сельских школ. В своей непосредственной работе пользуются электронным каталогом
55.3 % библиотекарей городских школ и 26,1 % библиотекарей сельских школ. Такое соотношение сохраняется и при оснащении компьютерами пользователей библиотеки. Мультимедийное
№ п/п No. Параметры / Options Город/ Town Село / Village
1. Размер «средней» ставки педагога-библиотекаря 1,28 0,8
2. Величина «среднего» стажа педагога-библиотекаря, лет 15,3 14
3. «Средняя» площадь школьной библиотеки, кв. м. 89,1 33,2
оборудование имеется в большем количестве у библиотек городских школ, чем у библиотек сельских школ (44,7 % против 10,9 %).
Представляет интерес ответ библиотечных работников на вопрос «Какой автоматизированной информационно-библиотечной системой (АБИС) Вы пользуетесь в своей работе?». Обнаружилось, что 1/3 библиотекарей городских школ и почти 2/3 библиотекарей сельских школ не пользуются никакой АБИС. Наиболее популярной АБИС в библиотеках городских школ является «Руслан», а в библиотеках сельских школ - ЭФУЛ.
Среди ответов библиотекарей на вопрос «Какими электронными библиотеками Вы пользуетесь?» выявить наиболее популярные электронные библиотеки не удалось. Безусловным лидером у библиотекарей городских школ оказался ЛитРес. В категории «другое» вошли такие ответы, как ЛитМир, информационный центр «Библиотека им. К.Д. Ушинского», RoyalLib.com, Мир-Книг, ФИМС и другие. Практически каждый второй из библиотекарей сельских школ затруднился указать конкретную электронную библиотеку.
Как показал опрос, самыми востребованными видами деятельности школьного библиотекаря
Большой интерес в оценке деятельности школьных библиотек представляет вопрос сетевого взаимодействия в форме профессиональной педагогической социальной сети библиотекарей, методистов с другими библиотеками
являются выдача учебников, учебных пособий, книг и организация тематических книжных выставок для учителей и учащихся. Наименее востребованные формы работы - консультации педагогов по использованию интернет-ресурсов и отбор цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из этого следует, что на сегодняшний день педагоги-библиотекари достаточно слабо разбираются в ЭОР и практически не консультируют преподавательский состав школ по эффективному использованию интернет-ресурсов.
Библиотекарям задавался блок вопросов, связанных с форматом дополнительных мероприятий по привлечению учащихся к чтению и повышению читательской грамотности. Результаты по данному тематическому блоку вопросов представлены в нижеуказанной таблице. Половина библиотечных работников отметила такой формат мероприятия, как буккроссинг. Флеш-мобы чаще проводятся в сельских школах. Обращает на себя внимание следующий факт: в реализации элективных курсов школьные библиотекари крайне мало задействованы вне зависимости от типа поселения.
Таблица 2 / Table 2
и ШИБЦ (рис. 2). По результатам исследования наиболее тесное взаимодействие библиотек идет на уровне муниципальных образований. На уровне республики доля участия в таком сотрудничестве не превышает 45 %, что свидетельствует
№ п/п / No. Формат мероприятия / Event format 2-3 раза в месяц / 2-3 times a month Один раз в месяц / Once per month Один раз в четверть / Once per school term Один раз в полугодие/ Once per semester Не проводятся / Not held
город/ town село / village город/ town село / village город/ town село / village город/ town село / village город/ town село / village
1. Библиотечные уроки 25 % 25 % 38 % 46 % 23 % 21 % 15 % 7 %
2. Элективные курсы 4 % 7 % 13 % 5 % 4 % 83 % 86 %
3. Викторины 28 % 14 % 45 % 57 % 15 % 21 % 8 % 7 % 5 %
4. Конкурсы 15 % 18 % 28 % 39 % 30 % 25 % 15 % 14 % 13 % 7 %
5. Игры 20 % 32 % 38 % 39 % 25 % 11 % 8 % 10 % 21 %
6. Квесты 10 % 18 % 7 % 28 % 32 % 13 % 21 % 33 % 39 %
7. Флешмобы 3 % 4 % 18 % 21 % 10 % 18 % 70 % 57 %
8. Буккроссинг 8 % 7 % 10 % 4 % 18 % 14 % 18 % 25 % 50 % 50 %
9. Другое 13 % 11 % 8 % 36 % 30 % 11 % 5 % 7 % 40 % 36 %
о недостаточном вовлечении школьных библиотек в сетевое взаимодействие. Именно здесь сосредоточен будущий фронт организационной и методической работы по усилению данного взаимодействия. На уровне других субъектов Российской Федерации взаимодействие минимально: не превышает 7 %, что свидетельствует о единичных случаях сетевого сотрудничества.
Анализ ответов на вопрос респондентов о повышении своего профессионального уровня обнаружил, что преимущество остается за кур-
сами повышения квалификации и участием в методических семинарах. Каждый седьмой опрошенный педагог-библиотекарь выбирает для себя форму «самообразование». К сожалению, на такую форму, как конкурсы профессионального мастерства указало не более 7 % опрошенных респондентов. Наиболее популярными конкурсами профессионального мастерства для библиотекарей являются следующие: «Библиотекарь года», «Конкурс школьных библиотек», «Лучшее оформление библиотеки» (рис. 3).
Сотрудничество с другими библиотеками/ИБЦ и муниципальными библиотеками
муниципального / городского
района —О—Город ••■••Село
Рис. 2. Сетевое взаимодействие школьных библиотек / Fig. 2. School libraries network interaction
Повышение профессионального уровня библиотекарей
59,5 %
квалификации профессионального
мастерства
• Город —■—Село Рис. 3. Повышение профессионального уровня / Fig. 3. Professional development
В последнем вопросе мониторинга о школьной библиотеке/ШИБЦ, которая может быть образцом для других школьных библиотек, лидер не определился. Вместе с тем наибольшее количество голосов получили ШИБЦ МБОУ «Гимна-
зия № 7», ШИБЦ МБОУ «Лицей № 177», ШИБЦ МБОУ «Гимназия № 122», ШИБЦ «Лицей № 35» г. Казани. Среди сельских поселений преимущество у ШИБЦ МБОУ «Именьковская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского
района; библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. академика Р.З. Сагдеева» Буинского муниципального района Республики Татарстана.
По результатам исследования сформулированы следующие рекомендации (выводы) для развития библиотечного обслуживания в вопросах методической поддержки школьных библиотекарей республики в рамках дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации ГАОУ ДПО ИРО Республики Татарстан:
1. Оказание консультативной, информационно-методической поддержки библиотекарям, педагогам-библиотекарям в решении задач нормативно-правового функционирования школьной библио-теки/ШИБЦ.
2. Систематическая методическая помощь школьным библиотекарям по комплектованию
библиотек электронными изданиями и изучению новых форм мероприятий для продвижения книги и чтения, а также внедрение программ читательской грамотности и программ семейного чтения.
3. Обеспечение слушателей курсов повышения квалификации актуальной современной литературой, через подключение электронной библиотеки, применение инновационных практик.
4. Формирование «бренда» школьного информационно-библиотечного центра как открытого пространства для школьников, педагогов и родительской общественности, в котором всегда происходит что-то интересное, полезное, необычное и важное в учебном процессе.
5. Расширение деятельности библиотек через онлайн-форматы - представительство на сайте школы, создание сайта библиотеки в социальных сетях.
Список литературы
1. Гольштейн Е.Ф. Школьная библиотека или информационно-библиотечный центр? // Региональное образование: современные тенденции. 2019. № 3. С. 61-65.
2. Горст Ю.Ю. Информационно-библиотечный центр - территория всестороннего развития участников образовательной деятельности // Конструктивные педагогические заметки. 2018. № 6-2 (10). С. 211-217.
3. Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности: традиции и инновации. Серия «Методология. Технологии. Инновации» / науч. ред. Д. М. Шакирова. Казань : ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. № 1 (5). 73 с.
4. Иванченко Д.А. Краткая аналитическая справка о реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в субъектах РФ // Школьная библиотека. 2019. № 5. С. 36-40.
5. Неделина С.В. Школьный информационно-библиотечный центр как средство профессионального и личностного развития субъектов образовательного процесса // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практич. конф. с междунар. участием (г. Курск, 29-31 марта). 2018. С. 234-239.
6. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковенко Т.В. Готовность педагога работать в цифровой образовательной среде: результаты мониторинга // Информационные технологии в образовании: материалы XI Всероссийской (с междунар. участием) научно-практич. конф. 2019. С. 191-195.
7. Олефир С.В., Юлдашева А.Н., Ильясов Д.Ф. Новые формы работы школьного информационно-библиотечного центра по развитию читательской деятельности школьников // European social science journal. 2018. № 9. С. 292-299.
8. Смирнова А.Н. Реализация Концепции региональной сети школьных информационно-библиотечных центров: первые шаги // Образовательная панорама. 2016. № 2. С. 24-30.
9. Шамбазова Н.Ф. Роль информационно-библиотечного центра в профессиональной переподготовке педагога // Образование: традиции и инновации. 2015. № 2. С. 102-105.
10. Gendina N. Intégration the personal information culture concept and the idea of media and information literacy offered in the UNESCO curriculum for teachers: experiences of Russia and Uzbekistan // Communication in computer and information science. 2016. № 676. Pp. 543-554. DOI: 10.1007/978-3-319-52162-6_54
Статья поступила в редакцию 08.12.2020 г.; одобрена после рецензирования 12.01.2021 г.; принята к публикации 20.03.2021 г.
Об авторах
Корнева Светлана Николаевна
научный сотрудник, доцент, Институт развития образования Республики Татарстан, 420015,
Российская Федерация, г. Казань, ул. Большая Красная, д. 68, [email protected]
Хазиева Елена Васильевна
начальник библиотечно-информационного отдела, Институт развития образования Республики Татарстан, 420015, Российская Федерация, г. Казань, ул. Большая Красная, д. 68, khazievaelena@gmail. com
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Reference
1. Holstein E.F. Shkol'naya biblioteka ili informatsionno-bibliotechnyi tsentr? [School library or information and library center?]. Regional'noe obrazovanie: sovremennye tendentsii = Regional education: modern trends, 2019, no. 3, pp. 61-65. (In Russ.).
2. Gorst Yu.Yu. Informatsionno-bibliotechnyi tsentr - territoriya vsestoronnego razvitiya uchastnikov obrazovatel'noi deyatel'nosti [Information and library center - the territory of comprehensive development of participants in educational activities]. Konstruktivnyepedagogicheskie zametki = Constructive pedagogical notes, 2018, no. 6-2 (10), pp. 211-217. (In Russ.).
3. Grebenyuk T.B. Pedagogika individual'nosti: traditsii i innovatsii [Pedagogy of individuality: traditions and innovations]. T.B. Grebenyuk, D.M. Shakirova. Kazan: GAOU DPO IRO RT, 2020, issue 1 (5), 73 p. (In Russ.).
4. Ivanchenko D.A. Kratkaya analiticheskaya spravka o realizatsii Kontseptsii razvitiya shkol'nykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov v sub'ektakh RF [Brief analytical information on the implementation of the Concept for the development of school information and library centers in the constituent entities of the Russian Federation]. Shkol'naya biblioteka = School Library, 2019, no. 5, pp. 36-40. (In Russ.).
5. Nedelina S.V. Shkol'nyi informatsionno-bibliotechnyi tsentr kak sredstvo professional'nogo i lichnostnogo razvitiya sub'ektov obrazovatel'nogo protsessa [School information and library center as a means of professional and personal development of subjects of the educational process]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya rebenka v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem = Psychological and pedagogical problems of child development in modern socio-cultural conditions: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. (Kursk, March 29-31), 2018, part 1, pp. 234-239. (In Russ.).
6. Nugumanova L.N., Shaikhutdinova G.A., Yakovenko T.V. Gotovnost' pedagoga rabotat' v tsifrovoi obrazovatel'noi srede: rezul'taty monitoringa [The teacher's readiness to work in a digital educational environment: monitoring results]. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy XI Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii = Information technologies in education: materials of the XI All-Russian (with international participation) scientific and practical conference, 2019, pp. 191-195. (In Russ.).
7. Olefir S.V., Yuldasheva A.N., Ilyasov D.F. Novye formy raboty shkol'nogo informatsionno-bibliotechnogo tsentra po razviti-yu chitatel'skoi deyatel'nosti shkol'nikov [New forms of work of the school information and library center for the development of the reading activity of schoolchildren]. European social science journal, 2018, no. 9, pp. 292-299. (In Russ.).
8. Smirnova A.N. Realizatsiya Kontseptsii regional'noi seti shkol'nykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov: pervye shagi [Implementing the concept of regional network of school information library centers: first steps]. Obrazovatel'naya panorama = Educational panorama, 2016, no. 2, pp. 24-30. (In Russ.).
9. Shambazova N.F. Rol' informatsionno-bibliotechnogo tsentra v professional'noi perepodgotovke pedagoga [The role of the information and library center in the professional retraining of a teacher]. Obrazovanie: traditsii i innovatsii = Education: Traditions and Innovations, 2015, no. 2, pp. 102-105. (In Russ.).
10. Gendina N. Integration the personal information culture concept and the idea of media and information literacy offered in the UNESCO curriculum for teachers: experiences of Russia and Uzbekistan. Communication in computer and information science, 2016, no. 676, pp. 543-554. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-52162-6_54
Submitted 08.12.2020; approved 12.01.2021; revised 20.03.2021.
About the authors Svetlana N. Korneva
Scientific Researcher, Associate Professor, Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan, 68 Bolshaya Krasnaya St., Kazan 420015, Russian Federation, [email protected]
Elena V. Khazieva
Head of the Information and Library Department, Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan, 68 Bolshaya Krasnaya St., Kazan 420015, Russian Federation, [email protected]
All authors have read and approved the final manuscript.