УДК 373.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-199-205
ББК 74.04(2)
МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
MODERNIZATION OF SCHOOL LIBRARIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
Кубрак Наталья Владимировна
Заведующая библиотекой ГБОУ «Школа 1540» (Московская технологическая школа ОРТ), магистр педагогического образования; аспирант, Московский педагогический государственный университет
E-mail: [email protected]
Kubrak Natalya V.
Head of the Library of "School 1540" (Moscow Technological School of ORT), MA in Education; PhD post-graduate student, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях цифровой трансформации образования только предстоит решить проблемы, связанные с местом и ролью школьной библиотеки в информационно-образовательной среде школы. В статье перечислены основные направления цифровой трансформации образования в России. Обоснована суть модернизациии школьных библиотек. Представлен анализ работ отечественных и зарубежных исследователей на тему школьных библиотек и их места в образовательной среде школы. Обозначена связь между условиями модернизации школьных библиотек и уровнем компетенции
Abstract. Today, in the context of the digital transformation of education, it remains to solve the problems associated with the place and role of the school library in the educational information environment of the school. The article lists the main directions of the digital transformation of education in Russia. The essence of the modernization of school libraries is described. The analysis of the works of domestic and foreign researchers on the topic of school libraries and their place in the educational environment of the school is presented. The connection between the conditions of modernization of school libraries and the level of competence of the teacher-
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Кубрак Н. В., 2020
педагога-библиотекаря в области медиа-информационной грамотности.
librarian in the field of media information
literacy is indicated.
Ключевые слова: цифровая трансформация, электронная информационно-образовательная среда, школьная библиотека, информационная инфраструктура, медиа-информационная грамотность.
Keywords: digital transformation, electronic information and educational environment, school library, information infrastructure, media information literacy.
Цифровая трансформация образования
Цифровая трансформация образования [1], по мнению исследователей, должна преодолеть неудовлетворенность общества результатами работы образовательной системы, привести эти результаты и саму образовательную систему в соответствие с требованиями набирающей темп цифровой (технологической) революции [2, с. 14].
Цифровая экономика требует, чтобы каждый обучаемый овладел компетенциями XXI века (критическим мышлением, способностью к самообучению, умением полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в повседневной работе) и мог творчески применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уже поставил задачу формирования у обучающихся способности управлять собственным учением. Цифровая трансформация образования нацелена на решение этой задачи.
Цифровая трансформация образования - это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в постоянно изменяющейся цифровой среде для качественного улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.
Цифровая трансформация образования затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления, всех заинтересованных сторон, включая родителей и работодателей. Эта работа ведется по трем основным взаимосвязанным направлениям:
• развитие цифровой инфраструктуры образования;
• создание цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов;
• разработка и распространение новых моделей организации учебной работы.
Все это требует обновления существующей практики педагогических исследований, превращения их в инструмент научно-методического обеспечения и поддержки процессов цифровой трансформации образования. При этом упор делается на формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций.
В их основе лежит синтез новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в виртуальной образовательной среде и опираются на:
• использование электронных образовательных технологий (ЭОТ);
• непрерывное профессиональное развитие педагогов;
• новые цифровые инструменты, информационные источники и сервисы;
• организационные и инфраструктурные условия для осуществления необходимых изменений (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующей корпоративной культуры, информационно-методическую поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы).
Суть цифровой трансформации образования - достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования ЭОТ.
Модернизация школьных библиотек и трансформация библиотечной деятельности
В свете цифровой трансформации образования встает ряд вопросов и проблем, которые касаются новой роли библиотеки в образовательном учреждении.
Среди них:
• модернизация школьных библиотек в соответствии с концепцией цифровой трансформации;
• внедрение ЭОТ в библиотечной деятельности;
• поиск актуальных педагогических практик;
• продвижение чтения в электронной среде;
• профессиональная подготовка и переподготовка педагогов-библиотекарей.
Сегодня важной тенденцией в мировой практике в условиях цифровой трансформации образования является предоставление со стороны библиотек как информационных центров образовательных организаций инфраструктуры для реализации электронных образовательных технологий. И это не только на уровне предоставления ресурсов, но и равноценного участия библиотеки как центра развития медиа-информационной грамотности.
В 2015 г. Университет Сент-Клауд (США, Миннесота) провел исследование, посвященное роли школьных библиотекарей-медиаспециалистов в деятельности средней школы (К-12). Результаты исследования показали, что школьные библиотекари, владеющие медиа-информационной грамотностью, вовлечены в образовательную деятельность школы на разных уровнях, у них развиты навыки сотрудничества и коммуникации, и они являются неформальными лидерами.
По мнению респондентов (а среди них руководители школ и школьных подразделений), области, в которых медиаспециалисты проявляют лидерство, - это внедрение технологий, проведение школьных мероприятий, интеграция учебных программ, вовлечение родителей, а также коммуникации с местным сообществом. Наибольшее количество респондентов указали на внедрение технологий и интеграцию учебных программ как на направления, напрямую влияющие на образовательные результаты [3].
Ли Манн (США, Техас, 2018) отмечает широкое распространение школьных мейкер-ских пространств, в том числе на базе библиотек, где школьники могут заниматься техническим творчеством и развивать инженерные навыки. Автор указывает на связь мейкерства
и школьных библиотек, утверждая, что библиотека в этом случае не только влияет на развитие информационной грамотности и навыков исследования, но и на другие ключевые компетенции XXI века, при этом способствуя сокращению цифрового неравенства [4].
Липинг Чен (Тяньцзинь, Китай, 2019), анализируя управление информационной инфраструктурой библиотеки, направленной на улучшение качества обслуживания и долгосрочное развитие библиотек, выделяет следующие проблемы [5]:
1. Философия проектирования информационной инфраструктуры в библиотеке нуждается в инновациях. Понимание библиотечной теории играет важную роль для реализации инновационных идей. Но часто администраторы библиотек не знают об отсталости собственных идей, некоторые библиотекари считают информатизацию бесполезной и не стремятся внедрять инновации.
2. Модель построения информационной инфраструктуры в библиотеке должна быть обновлена. Чтобы эффективно улучшать уровень качества управления библиотекой, необходимо развиваться в направлении информатизации. Но некоторые библиотеки, выстраивая информационную инфраструктуру, ориентируются только на внутренние ресурсы, игнорируя при этом привлечение ресурсов сетевых платформ, что также препятствует реализации современной инфраструктуры в библиотеке.
3. Информационная инфраструктура библиотеки - это клиентоориентированный сервис, и это требует высокого уровня профессиональных компетенций. Однако некоторые библиотекари еще не полностью владеют информационными технологиями, обладают относительно слабыми теоретическими знаниями и способностью к обучению, что серьезно влияет на построение информационной инфраструктуры.
4. Проектирование информационной инфраструктуры несет больше рисков для безопасности. В настоящее время некоторые библиотеки начали планировать совместное использование книжных ресурсов, но они не знают, что это несет угрозы безопасности. В работе библиотекари уделяют слишком много внимания аппаратному и программному обеспечению, игнорируя при этом защиту безопасности.
По мнению исследователя, предыдущая модель управления библиотекой уже не может удовлетворять потребности пользователей, поэтому библиотеки должны трансформировать собственные принципы обслуживания, изменять сервисные функции, использовать передовые технологии, а также внедрять инновации и реформировать модель информационной инфраструктуры. Библиотекари должны постоянно повышать свою всестороннюю грамотность, придерживаться современной философии обслуживания, владеть современными технологиями управления информацией и гибко применять их, чтобы эффективно повышать уровень информационного управления библиотекой и способствовать развитию библиотеки.
В современной России происходит модернизация школьных библиотек и преобразование их в школьные информационно-библиотечные центры (далее - ШИБЦ). Цель преобразования - создание условий для формирования школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания. Концепция развития школьных библиотек в контексте цифровой трансформации образования предполагает [6]:
• комплектование фондов электронными источниками;
• автоматизацию технологических процессов, в том числе каталогизацию;
• снабжение библиотеки программными средствами, в том числе основанными на облачных технологиях;
• обеспечение свободного доступа к электронным источникам для всех участников образовательных отношений;
• поиск новых педагогических практик и внедрение актуальных педагогических технологий, в том числе и электронных образовательных технологий, для реализации задач по формированию медиа-информационной грамотности пользователей;
• систематическое повышение квалификации педагогов-библиотекарей в области ИКТ, в том числе с применением электронных образовательных технологий.
Первым шагом модернизации школьных библиотек является развитие информационной инфраструктуры школьных библиотек (ШИБЦ), в том числе и определение ее места в электронной информационно-образовательной среде школы.
Под «электронной информационно-образовательной средой» следует понимать совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения [7].
Н. В. Лопатина, размышляя о встроенности школьной библиотеки в информационно-образовательную среду школы, подчеркивает, что библиотека должна стать мобильной, выводящей обучающегося за пределы информационного пространства школы, активно использующей мобильные приложения, стать агрегатором электронных коллекций и библиотек для всех участников образовательного процесса. Школьная библиотека должна знакомить с новыми электронными источниками формирования фондов, предлагать самостоятельно созданные электронные образовательные ресурсы. Важно корпоративное взаимодействие с публичными и специальными библиотеками, позволяющее оказывать помощь одаренным детям, детям с индивидуальной образовательной траекторией и повышенной мотивацией, детям с ОВЗ [8].
При этом ШИБЦ должна стать точкой продвижения электронных образовательных технологий. О. И. Семенова, предлагая концепцию «умного ИБЦ», согласно которой библиотека становится не только точкой доступа к электронным образовательным ресурсам, но и центром smart-обучения (гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе), выделяет следующие задачи ШИБЦ [9, с. 42]:
• реализация поддержки технологической и организационной инфраструктуры информационно-образовательной среды школы;
• формирование с учетом специфики направления деятельности школы каталогов информационных, методических, образовательных ресурсов, представленных как в традиционном, так и электронном форматах, в локальном и удаленном доступе;
• обеспечение открытого и оперативного доступа к информационно-методическим и образовательным ресурсам;
• обеспечение самостоятельной работы с информационными ресурсами в режиме 24/7;
• создание условий для использования мобильных устройств для работы с ресурсами информационно-образовательной среды школы;
• обеспечение безопасности и защиты информационных ресурсов;
• формирование и развитие медиа-информационной грамотности субъектов обучения на основе информационно-коммуникационных технологий;
• создание условий для повышения квалификации субъектов образовательной деятельности через освоение новых образовательных практик и инструментария;
• развитие навыков креативности пользователей при работе с информационным контентом с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Подведя итог, можно утверждать, что модернизация школьных библиотек и преобразование их в школьные информационно-библиотечные центры сегодня тесно связана с цифровой трансформацией образования и имеет общие задачи по развитию информационной инфраструктуры в цифровой среде, ресурсному наполнению информационно-образовательной среды и предполагает разработку и распространение новых моделей организации деятельности.
Школьный информационно-библиотечный центр должен быть встроен в электронную информационно-образовательную среду школы, развивать свои цифровые сервисы, предполагающие переосмысление моделей деятельности школьной библиотеки в цифровой среде. Это, несомненно, требует более высокого уровня компетенций педагогов-библиотекарей, в большей части в области медиа-информационной грамотности, и новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, работающих в школьных библиотеках сегодня.
Список литературы
1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (утв. 24.12.2018). URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 18.05.2020).
2. Уваров Л. Ю., Гейбл Э, Дворецкая И. В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 343 с.
3. Krueger M. J. The Unseen School Leader: A Study of Media Specialists and Their Roles // Culminating Projects in Information Media. 2015. No. 8. URL: https://repository. stcloudstate.edu/im_etds/4 (дата обращения: 18.05.2020).
4. Mann L. Information Literacy and Instruction: Making a Place for Makerspaces in Information Literacy // Reference & User Services Quarterly. 2018. Vol 58, No. 2. P. 82-86. Web. 13 May. 2020. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.58.2.6927.
5. Liping C. Analysis of the Informatization Construction of Library // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1486. 4th International Seminar on Computer Technology, Mechanical and Electrical Engineering (ISCME 2019). 13-15 December 2019, Chengdu, China. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1486/2/022009/ meta (дата обращения: 18.05.2020).
6. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» от 15.06.2016 № 715. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_254353/24546f13dc7eceb5a96240e62b 3ad2b890dfb692/ (дата обращения: 18.05.2020).
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 18.05.2020).
8. Лопатина Н. В. О школьной библиотеке «на языке» современной школы // Культура: теория и практика. 2017. № 6 (21). URL: http://theoryofculture.ru/ issues/79/1009/ (дата обращения: 18.05.2020).
9. Семенова О. И. Медиа-информационная грамотность как ресурс профессиональной деятельности педагога-библиотекаря. Самара: Научно-технический центр, 2016. 158 с.
References
1. Pasport natsionalnoy programmy "Tsifrovaya ekonomika RF" (utv. 24.12.2018). Available at: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (accessed: 18.05.2020).
2. Uvarov A. Yu., Geybl E., Dvoretskaya I. V. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Moscow: Izd. dom VShE, 2019. 343 p.
3. Krueger M. J. The Unseen School Leader: A Study of Media Specialists and Their Roles. Culminating Projects in Information Media. 2015, No. 8. Available at: https:// repository.stcloudstate.edu/im_etds/4 (accessed: 18.05.2020).
4. Mann L. Information Literacy and Instruction: Making a Place for Makerspaces in Information Literacy. Reference & User Services Quarterly. 2018, Vol 58, No. 2, pp. 82-86. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.58.2.6927.
5. Liping C. Analysis of the Informatization Construction of Library. Journal ofPhysics: Conference Series. 2019. Vol. 1486. 4th International Seminar on Computer Technology, Mechanical and Electrical Engineering (ISCME 2019). 13-15 Dec. 2019, Chengdu, China. Available at: https:// iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1486/2/022009/meta (accessed: 18.05.2020).
6. Prikaz Minobrnauki Rossii "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya shkolnykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov" ot 15.06.2016 No. 715. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_254353/24546f13dc7eceb5a96240e62b 3ad2b890dfb692/ (accessed: 18.05.2020).
7. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5 291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (accessed: 18.05.2020).
8. Lopatina N. V. O shkolnoy biblioteke "na yazyke" sovremennoy shkoly. Kultura: teoriya i praktika. 2017, No. 6 (21). Available at: http://theoryofculture.ru/issues/79/1009/ (accessed: 18.05.2020).
9. Semenova O. I. Media-informatsionnaya gramotnost kak resurs professionalnoy deyatelnosti pedagoga-bibliotekarya. Samara: Nauchno-tekhnicheskiy tsentr, 2016. 158 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6
Статья поступила в редакцию 25.05.2020 The article was received on 25.05.2020