ОБМЕН ОПЫТОМ
УДК 021.4:[004+070]:37.0(571.64) ББК 78.349+78.37
DOI 10.20913/1815-3186-2020-1-109-120
Обзорная статья
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
Т. Б. Кавалерчик
Сахалинская областная универсальная научная библиотека, Южно-Сахалинск, Россия; e-mail: [email protected]
Кавалерчик Татьяна Борисовна,
главный библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания СахОУНБ
ORCID: 0000-0003-4510-6864 e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.01.2020 Получена после доработки 05.02.2020 Принята для публикации 12.02.2020
Аннотация. В связи с активным расширением медиасреды, конвергентными процессами, протекающими в современном социокультурном пространстве, возникает необходимость в создании информационно-образовательных площадок для формирования информационной культуры населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье описываются результаты исследования, проведенного в целях создания благоприятных культурно-образовательных условий при организации системной работы в области формирования информационной культуры и медиагра-мотности детей среднего и старшего школьного возраста в библиотеке. Цель исследования - построение универсальной модели просветительской программы с последующей ее реализацией в условиях библиотеки. Задачи исследования: 1) проведение экспериментов по апробации интерактивных уроков курса «Информационная культура в изучении литературы родного края», разработанного в соответствии с предложенной универсальной моделью; 2) анализ результатов экспериментальной работы; 3) разработка программы развития Центра информационной и цифровой культуры Сахалинской областной универсальной научной библиотеки (СахОУНБ), осуществляющего просветительскую деятельность в области формирования информационной и цифровой культуры различных групп населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье дана оценка значимости проблемы, охарактеризованы параметры исследования, приведены результаты апробирования курса «Информационная культура в изучении литературы родного края». Разработана программа развития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ, призванного содействовать решению проблемы формирования информационной культуры подрастающего поколения.
Ключевые слова: информационная культура, медиаграмотность, образовательная программа, программа развития Для цитирования: Кавалерчик Т. Б. Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки // Библиосфера. 2020. № 1. С. 109-120. БО1: 10.20913/1815-3186-2020-1-109-120.
© Т. Б. Кавалерчик, 2020
О Н _Q IZ
О
х ш
ш
О
109
INFORMATION CULTURE AND MEDIA LITERACY IN THE STRUCTURE OF THE LIBRARY CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES
Tatiana B. Kavalerchik
Sakhalin Regional Universal Scientific Library, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia; e-mail: [email protected]
Kavalerchik Tatiana Borisovna, chief librarian, the department of complex library service, Sakhalin Regional Universal Scientific Library; ORCID: 0000-0003-4510-6864 e-mail: [email protected]
Received 04.01.2020 Revised 05.02.2020 Accepted 12.02.2020
Abstract. Due to the active expansion of the media environment, convergent processes occurring in the modern socio-cultural space, there is a need to create information and educational platforms on forming information culture of population and, in particular, school-age children. The article describes the results of a study on creating favorable cultural and educational conditions for organizing systematic work on information culture and media literacy formation for children of middle and high school age in a library. The goal of the study is to build a universal model of the educational program with its subsequent implementation in the library environment. Its tasks were: 1) to make experiments on testing interactive lessons on the course «Information Culture in the Study of the Native Land Literature», developed according to the proposed universal model; 2) to analyze the results of experimental work; 3) to design the development program for the Information and Digital Culture Center of the Sakhalin Regional Universal Scientific Library for it to form information culture and media literacy for various population groups, in particular, the young generation. The article assesses the significance of the problem, describes the research parameters, and presents the results of testing the course "Information culture in the study of literature of the native land». The development program of the center for information and digital culture of the Sakhalin Regional Universal Scientific Library was made, designed to solve the problem of forming the information culture of the younger generation. Keywords: information culture, media literacy, educational program, development program
Citation: Kavalerchik T. B. Information culture and media literacy in the structure of the library cultural and educational activities. Bibliosphere. 2020. № 1. P. 109-120. DOI: 10.20913/1815-3186-2020-1-109-120.
Введение
Утверждение концепции общества знания, конвергентные процессы, протекающие в различных областях науки, культурно-образовательной среде и медиапространстве - все это оказывает влияние на формирование информационной культуры личности. Комплексная работа по формированию информационной культуры личности способствует адаптации человека к жизни в новой социально-технологической реальности. В связи с этим в Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования включены требования, связанные с освоением учащимися метапредметных способов деятельности, ориентированных на формирование знаний и умений, связанных с поиском, интерпретацией, обработкой, критической оценкой информации (Приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС ООО № 1897 от 17 декабря 2010 г.), (Приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС СОО № 413 от 17 мая 2012).
Мы анализируем результаты исследования «Информационная культура и медиаграмотность
в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки», проведенного специалистами СахОУНБ с 2017 по 2019 г. в рамках комплексного научного проекта «Информационная культура личности в системе непрерывного образования». Одним из важных направлений исследования стали разработка и апробирование обучающего курса, ориентированного на формирование информационной культуры детей школьного возраста, интегрирующего в себе элементы метапредметного курса и профильной дисциплины - литературного краеведения. Объектом исследования выступила просветительская деятельность библиотеки, направленная на интеллектуальное развитие личности и формирование мировоззренческих установок. Предмет исследования - формирование информационной культуры детей среднего и старшего школьного возраста в рамках просветительской деятельности библиотеки.
Исследование проводилось в целях создания благоприятных культурно-образовательных условий для организации системной работы по формированию информационной культуры
и медиаграмотности детей среднего и старшего школьного возраста через построение и апробирование универсальной модели просветительской программы, разработанной в соответствии с принципами метапредметного и межпредметного подходов. Были решены следующие задачи: 1) разработана универсальная модель просветительской программы, ориентированной на формирование информационной культуры школьников 12-17 лет; апробированы интерактивные занятия курса «Информационная культура в изучении литературы родного края», спроектированного на основе этой модели и объединяющего в себе элементы медийно-информационного и литературного образования; 2) проанализированы результаты экспериментального цикла в целях дальнейшей разработки методической составляющей программы с учетом ее внедрения в работу библиотек Сахалинской области; 3) разработана программа развития структурного подразделения библиотеки, осуществляющего просветительскую деятельность в области формирования информационной культуры и медиаграмотности различных групп населения и, в частности, детей школьного возраста.
Гипотеза исследования сводилась к предположению о том, что проведение интерактивных занятий, интегрирующих в себе элементы определенной предметной области и просветительской программы, отражающей базовые компоненты медийно-информационного образования, будет эффективно способствовать формированию информационной культуры детей школьного возраста при соблюдении следующих условий: 1) реализации метапредметного и междисциплинарного подходов к организации просветительского процесса; 2) систематического проведения занятий. На основании этой гипотезы можно предположить, что объединение метапредмет-ного курса «Основы медиаграмотности и информационной культуры», который был разработан специалистами СахОУНБ в 2015 г., с просветительской программой по литературному краеведению будет эффективно способствовать повышению уровня сформированности информационной культуры учащихся. Литературное краеведение в нашем исследовании рассматривается как частная дисциплина, через которую возможно рассмотреть уровни развития информационной культуры личности.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты диагностики учащихся 6-9 и 10-11 классов, а также участников экспериментальных и контрольных групп испытуемых с различным уровнем сформированности меди-аинформационной грамотности.
Новизна исследования состоит в том, что результаты предусмотренной им экспериментальной работы позволили сформировать
оптимальную структуру универсальной модели обучающего курса, ориентированного на формирование информационной культуры детей среднего и старшего школьного возраста. Она включает в себя семь основных блоков (этапов): диагностический, ознакомительно-аналитический, р е п р о д у к т и в н о -аналитический, продуктивно-деятельностный, информационно-творческий, презентационный, конкурсный, контрольный. Их характеристика представлена ниже в описании Программы развития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ, в содержание которой включен раздел, иллюстрирующий структуру модели. Кроме того, разработана структура образовательного мероприятия, в соответствии с которой были построены все обучающие занятия, предусмотренные моделью просветительской программы.
Отличительные особенности обучающего курса «Информационная культура в изучении литературы родного края», разработанного на основании предложенной модели, заключаются в его ориентации на комплексную работу в области расширения метапред-метных и межпредметных умений школьников, связанных с информационной деятельностью, в процессе их знакомства с региональным литературным процессом. В связи с тем что при отборе средств обучения в ходе разработки курса мы столкнулись с дефицитом печатных информационных материалов литературно-краеведческой тематики, в состав его ресурсной базы был включен разработанный нами электронный информационный ресурс «Литературный мир Сахалина и Курил» (litmir.libsakh.ru), представляющий собой пополняемую полнотекстовую базу данных, располагающую наиболее значимыми произведениями писателей Сахалина и Курильских островов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и уточнении положений, связанных с определением структуры информационной культуры личности, рассматриваемой в единстве трех ее системообразующих компонентов (личностно-мировоззренческого, знаниевого, деятельностно-праксиологического), а также в определении содержания понятия «информационная культура личности» в условиях конвергентных процессов в культуре, ^ образовании, науке. О
Разработанная модель просветительской Iq программы и структура предусмотренных q ею мероприятий могут применяться библио- i теками, осуществляющими проектирование обучающих курсов в области информацион- ^ ного образования. Разработанная в ходе исследования программа развития структурного подразделения библиотеки, организующего 111
Ш
О г с х
о
X ш
ш о г ш
ОС ш о. X ш
комплексную работу по формированию информационной культуры населения, может быть учтена при создании подобного подразделения в структуре любой универсальной научной библиотеки.
Формирование информационной культуры и медиаграмотности личности в контексте современных социокультурных условий
Темпы модернизации технологий создания и распространения информации превышают возможности людей в ее обработке и осмыслении, а смещение акцентов в освоении информации с культурно-образовательного на развлекательно-справочный приводит к тому, что восприятие окружающей действительности становится все более детерминированным поверхностными стандартами современной массовой культуры. Все это способствует обесцениванию информации и отрицательно сказывается на интеллектуально-творческом развитии личности. В условиях изменения отношения общества к информации и активного расширения медиасреды перспективы модернизации современного культурно-образовательного пространства РФ связываются, прежде всего, с утверждением концепции общества знаний. Формирование информационной культуры и медиаграмотности личности (как одной из ее базовых составляющих) приобретает особое значение, так как сложно представить эффективно действующие механизмы формирования знаний без становления системы ценностей, интеллектуального потенциала субъектов информационной деятельности, прикладных умений и навыков, обеспечивающих взаимодействие человека с информационным пространством и способствующих его адаптации к условиям возрастающей информационной инфляции. В контексте концепции общества знаний информационную культуру личности можно рассматривать как систему интеллектуальных ресурсов, ценностей, представлений и способов деятельности, обеспечивающих ее взаимодействие с современной информационной средой, развивающейся под влиянием конвергентных процессов. Эти процессы оказывают существенное влияние на все сферы жизни общества, способствуют появлению новых концепций общественного развития (Кавалерчик, 2017).
Информационная культура - особый феномен общества знания. Основываясь на методологических подходах к определению культуры, можно выделить следующие признаки информационной культуры: интегративность, динамичность, нормативность, информационный характер деятельности субъекта, ориентация на формирование определенного типа мировоззрения, форм мышления. К функциям
информационной культуры в контексте современных социокультурных реалий можно отнести: воспроизводство деятельности, связанной с осуществлением интеллектуально-творческих, технологических операций с информацией; адаптацию и социализацию личности в формирующемся обществе знаний; развитие когнитивных и метакогнитивных способностей личности, связанных с освоением информационного пространства.
Большой вклад в изучение и определение категории «информационная культура» с позиции общества и личности внесли отечественные исследователи, в их числе М. Г. Вохрышева (Вохрышева, 1997), Н. И. Гендина (Гендина, 2007), Н. Б. Зиновьева (Зиновьева, 2007), В. Е. Леончи-ков, Э. П. Семенюк и другие. Изучением структуры понятия «информационная культура» занимались Л. К. Лободенко (Лободенко, 2005), Л. Н. Волобуева (Волобуева, 2015), С. В. Тарасова (Тарасова, 2014), В. А. Кравец, В. Н. Куха-ренко (Кравец, Кухаренко, 2000), Л. А. Пронина (Пронина, 2008). В 2016 г. вышла коллективная монография Г. А. Банных, Е. Н. Заборовой, С. Н. Костиной, А. И. Кузьмина, Д. Л. Сивоволо-вой, на страницах которой раскрываются теоретические и исторические предпосылки появления понятия «информационная культура», осмысляется ее современное состояние в одном из динамично развивающихся регионов России - Свердловской области (Банных и др., 2016). Понятийный аппарат и элементы структуры информационной культуры личности в трактовках разных исследователей имеют общее идейное основание, что требует осуществления дальнейшего системного анализа составных компонентов этой категории в целях выработки комплексного подхода к пониманию сущности, обоснованию ее структуры и содержания.
С точки зрения анализа структурных компонентов информационной культуры личности особое внимание обращают на себя работы Н. Е. Елистратовой, Н. Б. Зиновьевой, А. Н. Дула-товой, которые рассматривают ее с позиции культурологического подхода. Так, Н. Б. Зиновьева и А. Н. Дулатова выделяют коммуникативный, читательский, когнитивный, информационно-технологический, мировоззренческий, этический компоненты (Зиновьева, 2007). Н. Е. Елистра-това - когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-практический (Елистратова, 2012). Теоретические положения, связанные с определением структуры информационной культуры личности, выдвинутые отечественными исследователями (Н. Е. Елистратовой, Е. В. Никотиной, Т. П. Лютиковой, Н. Б. Зиновьевой, Н. И. Ген-диной, А. К. Муртазовым, Т. Е. Наливайко, Л. В. Нестеровой, А. Э. Токтаньязовой и др.), имеют общее идейное основание, что позволяет
расширить понимание этой категории как комплексной интегративной системы.
Уточняя и характеризуя структуру информационной культуры личности, мы рассматриваем процесс ее становления в совокупности трех системообразующих компонентов:
• деятельностно-праксеологического (характеризуется наличием у индивида опыта практической деятельности,связанного с освоением информационного пространства, прикладных умений, навыков, компетенций, позволяющих личности эффективно взаимодействовать с информационными объектами и другими субъектами информационной деятельности, а также выражается в осознании ею необходимости их своевременной актуализации);
• знаниевого (определяется уровнем развития интеллектуальных способностей и наличием определенной системы когнитивных ресурсов, связанных с осуществлением информационной деятельности, в частности с умением организовать поиск информации, оценивать ее достоверность, осуществлять ее структуризацию, систематизацию, анализ, синтез, обобщение, совершать другие интеллектуальные операции с информацией);
• личностно-мировоззренческого компонента и его составляющих: 1) нормативной (связана с соблюдением системы норм, правил, требований в ходе осуществления информационной деятельности, а также в процессе взаимодействия с другими ее субъектами); 2) аксиологической (связана с наличием ценностных ориентацией, позволяющих индивиду эффективно взаимодействовать с информационной средой, другими субъектами информационной деятельности, а также связанных с осознанием необходимости ее осуществления, с содержанием информационных потребностей и интересов личности, ее мотивами обращения к тем или иным источникам информации); 3) деятельностно-рефлексивной (связана с наличием и анализом опыта использования накопленных знаний, практических умений, навыков и компетенций информационного характера, применяемых в разнообразных сферах деятельности).
Неотъемлемым показателем развития информационной культуры личности, рассматриваемым в качестве одного из индикаторов ее сфор-мированности, является медиаграмотность, представляющая собой динамично развивающуюся систему знаний, умений и навыков личности, связанных с освоением медиапространства. Особый вклад в изучение сущности и определение структуры этого понятия внес отечественный исследователь специалист по медиаобразова-нию А. В. Федоров. По его мнению, медиаграмотность представляет собой умение анализировать и синтезировать пространственно-временную
реальность, являющееся результатом медиа-образования (Федоров, 2010). Е. В. Косолапова определяет медиаграмотность как составляющую информационной культуры личности (Косолапова, 2012). Г. А. Арутюнов и М. А. Арте-минко считают медиаграмотность составляющей информационной грамотности личности (Арте-минко, 2012; Арутюнов, 2013). Н. И. Гендина характеризует «медиаграмотность» как «зонтичное понятие», обращает внимание на тенденцию к его интеграции с понятием «информационная грамотность» и на то, что до внедрения ЮНЕСКО аббревиатуры MIL (media and information literacy) практически ни в одной стране мира формирование информационной и медиаграмотности не велось целенаправленно (Гендина, 2012). П. С. Котляр придерживается схожей точки зрения, рассматривая медиаграмотность как «зонтичное понятие», и отмечает, что в социальной теории до сих пор отсутствует его единое определение (Котляр, 2017).
Мы не рассматриваем понятие «медиаграмотность» в отрыве от понятия «информационная грамотность», определяя ее как составную область базового уровня сформированности информационной культуры личности. Именно поэтому комплексная работа, ориентированная на ее развитие, должна осуществляться в период, имеющий решающее значение для формирования личности - в школьном возрасте. Несмотря на усиление внимания отечественных исследователей и специалистов к проблеме формирования медиаграмотности подрастающего поколения, в настоящее время в контексте основной образовательной программы общеобразовательного учреждения ему не уделяется достаточного внимания. Схожие тенденции проявляются и в зарубежных странах. Так, Тесса Джоллс, президент и генеральный директор Центра медиаграмотности (Center For Media Literacy, США), и Мишель Джонсен, президент Ignite Global Good, LLC, филиала Центра медиаграмотности, отмечают, что медиапроизводство до сих пор рассматривается школой как нечто не соответствующее традиционным академическим стандартам, заслуживающим серьезного изучения (Jolls, Johnsen, 2018).
В связи с резко возросшей необходимостью формирования медиаграмотности подрастающего поколения специалисты библиотек активно ^ включаются в работу по проектированию про- О фильных учебных программ, созданию необхо- Iq димых методик и технологий. Апробированием q и проектированием учебных курсов, ориенти- i рованных на формирование медиаинформаци- -g онной грамотности школьников, занимаются q специалисты Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова, внесшие значительный 113
Ш
U
z <
X
о
X Ш
Ш
о z ш
QC Ш CL X Ш
вклад в разработку методики формирования информационной культуры детей школьного возраста. Значительный опыт в реализации программ, направленных на развитие медиа-информационной грамотности школьников, накоплен специалистами МКУК «ЦСДШБ» г. Озерска. При подготовке тематических просветительских мероприятий сотрудниками учреждения используются материалы разработанного специалистами КемГИК учебно-методического комплекса «Основы информационной культуры личности», в том числе ориентированного и на развитие медиаграмотности детей школьного возраста (Олефир, 2017).
Важный вклад в проектирование и внедрение образовательных программ, направленных на формирование медиаграмотности молодого поколения, внесли и зарубежные специалисты, в частности, сотрудники Центра медиаграмотности (Center For Media Literacy), г. Малибу (США). Центр реализует комплексный подход к формированию медиаграмотности подрастающего поколения и активно взаимодействует с системой образования, разрабатывая и внедряя научно-обоснованные образовательные ресурсы на национальном и международном уровнях. Имея значительный опыт в реализации учебных программ в области информационного образования, CML помогает гражданам, в особенности молодому поколению, развивать навыки критического мышления и производства медиакон-тента. В стремлении обеспечить комплексный подход к формированию знаний, умений, навыков по работе с медийно-информационным контентом CML создал в 2012 г. инструментарий «Media Literacy: A System for Learning AnyTime, AnyWhere» и разработал профильный учебный план для средних школ. Опыт CML свидетельствует об эффективности организации специального информационного образования на базе автономно функционирующей образовательной площадки, интегрирующей свою деятельность с общеобразовательными учреждениями.
В российских реалиях наиболее эффективным инструментом организации комплексной работы, ориентированной на формирование информационной культуры подрастающего поколения и, в частности, в контексте развития медиаграмотности школьников, является создание подобных образовательных пространств в библиотеках, уже накопивших определенный опыт, связанный с разработкой и апробированием соответствующих учебных программ. По этой причине было принято решение о создании в СахОУНБ Центра информационной и цифровой культуры (ЦИиЦК), основная цель функционирования которого заключается в разработке и апробировании программ меди-аинформационного образования, их внедрении
в практику работы библиотек, в координации и мониторинге деятельности по формированию медиаинформационной и цифровой грамотности подрастающего поколения, а также в организационно-методическом сопровождении этого процесса.
В апреле 2019 г., в преддверии официального открытия центра, была разработана Программа развития этого структурного подразделения на 2019-2025 гг., стратегической целью которой является содействие созданию на территории Сахалинской области эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, реализующих региональную политику в области формирования информационной и цифровой культуры населения. В процессе проектирования Программы развития ЦИиЦК СахОУНБ была организована экспериментальная работа, проведенная с октября 2017 г. по май 2019 г.
Для школьников 12-17 лет был разработан курс «Информационная культура в изучении литературы родного края», предполагающий освоение ими универсальных методов работы с информацией. В 2017-2018 гг. была проведена экспериментальная работа по апробированию занятий, предусмотренных этим курсом, среди учащихся в возрасте 12-14 лет. В дальнейшем он был адаптирован для детей старшего школьного возраста (16-17 лет). Анализ проблемы формирования информационной культуры школьников с позиции современных социокультурных условий, связанных с возрастающей информационной инфляцией, трансформацией модели восприятия информационного пространства и активным развитием медиасреды включал проведение диагностических мероприятий в двух выборках испытуемых - детей со средними показателями успеваемости и уровня внимания. Первый «срез» проводился на констатирующем этапе, второй - после апробации курса. Статистическая достоверность результатов экспериментов была подтверждена в ходе анализа его основных этапов путем использования непараметрических и параметрических методов математической статистики. Обработка количественных данных на констатирующем этапе осуществлялась с применением метода и-кри-терия Манна-Уитни, на формирующем и контрольном этапах использовался метод оценки значимости различий средних и относительных величин по Стьюденту (двухвыборочный ^критерий Стьюдента) (Кавалерчик, 2019). На основании анализа качественных и количественных показателей, выявленных в ходе реализации экспериментальной работы, нам удалось обнаружить положительную динамику в формировании информационной культуры детей среднего и старшего школьного возраста (рис. 1-3).
Результаты констатирующего этапа эксперимента
80 70
Высокий уровень Hight level Средний уровень Medium level Низкий уровень Low level
Экспериментальная группа Experimental group ■ Контрольная группа Reference group
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента по апробированию программы «Информационная
культура в изучении литературы родного края» Fig. 1. The ascertaining stage experiment results on testing the program «Information culture in the study
of the native land literature»
Анализ программы развития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ
Заключительным этапом исследования «Информационная культура и медиаграмот-ность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки» стала разработка Программы развития ЦИиЦК СахОУНБ, осуществляющего просветительскую деятельность в области формирования информационной и цифровой культуры различных групп населения и, в частности, детей среднего, старшего школьного возраста, студенческой молодежи. Сущность Программы сводится к утверждению, что становление информационной и цифровой культуры личности возможно при условии организации работы автономной образовательной площадки, реализующей соответствующие просветительские функции, так как только в результате освоения профильных обучающих курсов, ориентированных на последовательное формирование составных компонентов информационной и цифровой культуры личности, пользователь сможет получить доступ ко всему многообразию информационных ресурсов, культурных ценностей, сосредоточенных в современных библиотеках и глобальном информационном пространстве.
Цель Программы состоит в создании информационно-образовательной площадки на базе СахОУНБ для повышения уровня сфор-мированности информационной и цифровой
культуры населения Сахалинской области, развитие виртуальных сервисов СахОУНБ и цифровой библиотечной среды.
Задачи Программы:
1) организация просветительской деятельности, направленной на формирование у жителей региона компетенций, позволяющих им эффективно использовать свои когнитивные ресурсы, прикладные умения и навыки с целью эффективного взаимодействия с информационным пространством;
2) совершенствование форм библиотечно-информационного обслуживания пользователей СахОУНБ, информационно-консультационное сопровождение процесса формирования информационной и цифровой культуры различных категорий граждан;
3) разработка рекомендаций по вопросам внедрения в культурно-образовательный процесс технологий и методик информационного образования, диагностики уровня сформиро-ванности информационной и цифровой культуры населения;
4) методическое сопровождение деятельно- ^ сти библиотек Сахалинской области, ориенти- О рованной на формирование информационной !о и цифровой культуры жителей муниципальных 0 образований; х
5) популяризация среди библиотек и образовательных учреждений региона современных 0 методов информационного образования;
6) разработка научных основ организации
и функционирования ЦИиЦК СахОУНБ. 115
Результаты формирующего этапа эксперимента
Экспериментальная группа ■ Высокий уровень. Hight level ■ Средний уровень. Medium level ■ Низкий уровень. Low level
Рис. 2. Результаты формирующего этапа эксперимента по апробированию программы «Информационная культура в изучении литературы родного края» Fig. 2. The formative stage experiment results on testing the program «Information culture in the study
of the native land literature»
ш
U
z <
X
о
X Ш
Ш
о z
Ш
ОС ш
CL X ш
Составляющими программы развития ЦИиЦК СахОУНБ являются: трактовка понятия «информационная культура личности» и модель интегративного курса, на основании которой планируется разработка образовательных программ, ориентированных на формирование информационной культуры различных категорий пользователей.
В рамках Программы понятие «информационная культура личности» рассматривается как комплексная категория, включающая совокупность ценностных ориентаций, когнитивных ресурсов и способов деятельности, способствующих адаптации личности к условиям социально-технологической реальности и обеспечивающих ее взаимодействие с информационной средой, которая развивается под влиянием конвергентных процессов.
Особое значение в определении понятия «информационная культура личности» в контексте концепции развития ЦИиЦК СахОУНБ занимает информационное мировоззрение, которое служит основополагающим компонентом этой категории, объединяющим другие ее структурные элементы в комплексную динамично развивающуюся систему. Актуализация проблемы его становления на современном этапе развития социума тесно связана с прогрессивными изменениями в различных отраслях науки и производства, в том числе с социально-экономическими преобразованиями, содействующими их возникновению, что происходит на фоне стремительной технокра-тизации мышления людей и ослабления роли гуманитарных ценностей в обществе.
Модель просветительской программы, ориентированная на формирование информационной культуры личности, как неотъемлемая методическая составляющая программы развития ЦИиЦК СахОУНБ предусматривает описание основных этапов реализации программы, а также элементов структуры, включенных в нее мероприятий и формулировку методических рекомендаций, которыми можно руководствоваться при разработке подобных программ.
Основные этапы реализации образовательной программы:
• подготовительный (диагностический) этап предусматривает оценку показателей развития медийно-информационных, читательских компетенций целевой аудитории или иных индикаторов сформированности информационной культуры целевой группы в зависимости от исходного уровня его состояния;
• ознакомительно-аналитический этап включает проведение образовательных мероприятий в рамках первого модуля программы. На этом этапе рассматриваются проблема, основные направления и история становления информационной культуры общества, цифровой культуры социума; анализируется значение традиционных и современных информационных ресурсов для развития личности, основные интеллектуальные операции с информацией; происходит знакомство слушателей курса с базовыми понятиями из области информационной культуры, анализируется значение знаний и информации в жизни современного социума, в частности связанных с освоением медиапространства;
Результаты контрольного этапа эксперимента
70
Экспериментальная группа. Experimental group Контрольная группа. Reference group
■ Высокий уровень. High level ■ Средний уровень. Medium level ■ Низкий уровень. Low level
Рис. 3. Результаты контрольного этапа эксперимента по апробированию программы «Информационная культура в изучении литературы родного края» Fig. 3. The control stage experiment results on testing the program «Information culture in the study of the native land literature»
• репродуктивно-аналитический этап включает проведение образовательных мероприятий, предусмотренных вторым модулем программы. На этом этапе рассматривается проблема достоверности информации и создаются условия для организации работы слушателей курса по поиску информации как в традиционных источниках, так и в цифровой среде, для осуществления ее последующего анализа и практического использования в процессе подготовки разнообразных информационных материалов. В ходе выполнения практических работ слушатели курса строго следуют рекомендациям библиотекаря;
• информационно-деятельностный этап включает проведение образовательных мероприятий, предусмотренных третьим модулем образовательной программы. На этом этапе осуществляется работа с текстовой информацией: слушателями курса выполняется самостоятельный анализ научно-популярных, публицистических, художественных текстов; осуществляется подготовка цифровых материалов, посвященных определенной тематике, составление планов к тексту статей из научно-популярных изданий, художественных или публицистических произведений с целью их устного, письменного изложения; выполняется написание текстов различного уровня сложности, отражающих отношение слушателей курса к той или иной проблеме;
• продуктивно-творческий этап включает проведение образовательных мероприятий, предусмотренных четвертым модулем программы. На этом этапе производится критическая оценка информации в процессе анализа
медиа-информационных материалов, осуществляется работа по созданию аудиовизуальных медиатекстов, изучению основ информационной безопасности, проведение дискуссий, связанных с формированием современной медиасреды. Участники образовательных мероприятий готовят рецензии на информационные продукты, делают критический анализ материалов СМИ, представленных в цифровом пространстве, осваивают инструменты data-журналистики);
• презентационный этап предусматривает подготовку и презентацию индивидуальных и/или групповых исследовательских, информационно-творческих проектов слушателей курса;
• конкурсный этап включает проведение конкурса интеллектуально-творческих работ, в котором могут принять участие пользователи библиотеки, посещавшие мероприятия, предусмотренные программой, а также пользователи, которые их не посещали;
• контрольный этап предусматривает проведение итоговой диагностики и выполнение сравнительного анализа показателей развития компетенций, иллюстрирующих динамику развития
и позволяющих оценить уровень сформирован- ^ ности информационной культуры участников О конкурса, как посещавших, так и не посещавших !о занятия. 0
Программа курса, построенная в соответ- х ствии с вышеописанной моделью, ориентирована на формирование составных компонентов 0 информационной культуры личности: личностно-мировоззренческого, знаниевого, деятельностно-праксеологического. Формирование 117
Ш
О г с х
о
X ш
ш о г ш
ОС ш о. X ш
личностно-мировоззренческого компонента достигается в ходе разрешения участниками образовательных мероприятий определенных проблемных ситуаций, искусственно создаваемых библиотекарем, а также в процессе обсуждения дискуссионных вопросов на уровне осознания ими необходимости осваивать те или иные действия информационного характера, расширять свои знания, связанные с пониманием процессов, протекающих в современном информационном пространстве. Формирование деятельностно-праксеологического компонента достигается путем создания ситуаций поиска, вынуждающих участника мероприятия подвергать анализу и оценивать эффективность предпринятых им практических решений, связанных с совершением тех или иных действий информационного характера, направленных на изучение определенного процесса, события, явления, субъекта. Формирование знаниевого компонента осуществляется через освоение действий информационного характера, предполагающих выполнение различных интеллектуальных операций с информацией.
Структура образовательного мероприятия, предусмотренного вышеописанной универсальной моделью просветительской программы, основана на принципах метапредметного и междисциплинарного подходов и включает в себя пять базовых этапов:
1)освоение универсального действия информационного характера (получение обобщенных представлений о методах и технологии его выполнения);
2) отработка и применение освоенного универсального действия на конкретном материале (выполнение практического задания для закрепления теоретических знаний);
3) создание проблемной ситуации, направленной на проецирование полученных знаний, связанных с одной предметной областью, на другую в ходе изучения процесса, рассматриваемого в контексте определенной области знаний;
4) соотнесение понятия или явления, изучаемого на занятии, со сведениями, полученными из различных источников информации, выполнение межпредметных упражнений с целью формирования у слушателя курса представлений о закономерностях между определенными информационными объектами (понятиями, явлениями, процессами);
5) формулировка вывода о том, что освоенное на занятии универсальное действие информационного характера можно применить в любой предметной области, а также о том, что обнаруженные в ходе анализа определенных фактов закономерности связывают многие информационные объекты (Кавалерчик, 2019).
Основные методические рекомендации к организации и проведению культурно-образовательных мероприятий, предусмотренных моделью просветительской программы, включенной в структуру Программы развития ЦИиЦК СахОУНБ:
• все мероприятия должны быть нацелены на достижение конкретного результата (освоение определенного универсального действия, междисциплинарного умения, связанного с информационной деятельностью, с целью формирования составных компонентов информационной культуры личности);
• в ходе проведения мероприятий библиотекарь должен обращать внимание пользователей на проблему интеграции элементов книжной и цифровой культуры, гуманитарных и естественнонаучных знаний (в результате у пользователя должно сформироваться представление о том, что научно-технический прогресс неотделим от гуманитарных ценностей общества, и даже самые передовые информационно-коммуникативные технологии не отменяют необходимости владения умениями, связанными с освоением традиционных источников информации);
• все дидактические материалы, используемые библиотекарем в ходе проведения мероприятий, должны проходить качественную оценку с целью определения целесообразности их использования для решения конкретной познавательной задачи (в ходе каждого занятия должны использоваться лучшие произведения отечественной и мировой литературы, качественные электронные ресурсы;
• в ходе проектирования каждого культурно-образовательного мероприятия должна быть предусмотрена практическая работа, нацеленная на развитие у различных групп населения ответственного отношения к процессам поиска, интерпретации, оценки, переработки информации;
• в процессе организации и проведения мероприятий необходимо ориентироваться на личность пользователя (что подразумевает учет интересов и потребностей пользователя, при необходимости предварительное изучение состава аудитории, специфики развития определенных типов мышления, уровня креативности и других индивидуальных особенностей участников мероприятия);
• в ходе проведения мероприятий необходимо стремиться к осознанию пользователями определяющей роли информационного мировоззрения в формировании других компонентов информационной культуры личности (для достижения этой цели следует стремиться к развитию у участников мероприятия личностного отношения к современному информационному
пространству, ответственного отношения к процессам поиска, переработки, трактовки, оценки информации и ее этическому использованию) (Кавалерчик, 2019);
• с целью организации комплексной работы в области формирования информационной культуры подрастающего поколения в контексте реализуемых мероприятий необходимо активно включаться в работу по расширению содержания программ внеурочной деятельности, разрабатываемых специалистами общеобразовательных учреждений, за счет проведения тематических круглых столов, диспутов, познавательных программ, лекций с приглашением специалистов различных областей и, в частности, медиаиндустрии.
Заключение
Концепция общества знаний оказала значительное влияние на формирование современной парадигмы образования и, как следствие, потребовала разработки новых и совершенствования существующих методик формирования информационной культуры личности на разных этапах ее становления и, в частности, в школьном возрасте. В контексте основного и среднего общего образования движение к обществу знаний на сегодняшний день проявляется в повышении требований к квалификации педагогов, специалистов школьных библиотек, в растущей популярности различных просветительских программ в области информационного образования, ориентированных на внеурочную деятельность и носящих метапредметный характер.
Для развития у подрастающего поколения системы взглядов, интеллектуальных способно-
стей, прикладных умений и навыков, связанных с информационной деятельностью, необходима разработка профильных учебно-методических комплексов, интегрирующих в себе элементы метапредметной образовательной программы и определенных предметных областей. Дополнительные образовательные программы, в основе которых заложены метапредметный и междисциплинарный подходы к формированию информационной культуры школьников, открывают совершенно новые возможности в построении интегративных методик обучения и служат эффективным инструментом формирования составных компонентов информационной культуры личности.
Несмотря на расширение интереса специалистов образовательных учреждений к проблеме формирования информационной культуры детей школьного возраста, существует еще множество нерешенных вопросов, касающихся внедрения разрабатываемых методик и технологий в практическую деятельность педагога. В связи с насыщенностью и интенсивностью учебного процесса наиболее перспективной является организация системной деятельности в области формирования информационной культуры школьников на базе библиотек. В этом отношении особую значимость приобретает создание в общедоступных библиотеках профильных культурно-образовательных площадок, деятельность которых должна быть ориентирована на реализацию соответствующих просветительских программ и выстраивание партнерских отношений с образовательными учреждениями с целью организации комплексной работы в области формирования знаний, умений, навыков и компетенций учащихся, связанных с освоением информационного пространства.
Список источников / References
Артеминко М. А. Медиаграмотность молодежи в контексте интернет-безопасности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10-1. С. 25-37 ; Arteminko M (2012) Youth media literacy in the context of internet security. Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupenipoznaniya, 10-1: 25-37. (In Russ.).
Арутюнов Г. А. Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 223225 ; Arutyunov GA (2013) Correlation ofthe information literacy and media literacy concepts. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 8: 223-225. (In Russ.).
Банных Г. А., Заборова Е. Н., Костина С. Н., Кузьмин А. И., Сивоволов Д. Л. Информационная культура жителей Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты. Екатеринбург : Изд-во Урал. федер. ун-та, 2016. 222 с. ; Bannykh GA, Zaborova EN, Kostina SN, Kuzmin AI and
Sivovolov DL (2016) Information culture of Sverdlovsk region residents: settlement and socio-demographic aspects [Informatsionnaya kul'tura zhitelei Sverdlovskoi oblasti: poselencheskii i social'no-demograficheskii aspekty]. Ekaterinburg. (In Russ.). Волобуева Л. Н. Информационная культура как предмет философского анализа // Актуальные проблемы философии и политологии. Москва, 2015. С. 4-20 ; Volobueva LN (2015) Information culture as a subject of the philosophical analysis. Aktual'nye problemy filosofii ipolitologii. Moscow, pp. 4-20. (In Russ.). ^
Вохрышева М. Г. Формирование науки об информаци- О онной культуре // Проблемы информационной куль- Iq туры. Москва ; Магнитогорск, 1997. Вып. 6. С. 48-63 ; q Vokhrysheva MG (1997) Formation of the science about i information culture. Problemy informatsionnoi kul'tury. -g Moscow, Magnitogorsk, 6, pp. 48-63. (In Russ.). q
Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению 119
Ш
U
z <
X
о
X Ш
Ш
о z
LU
OC Ш CL X Ш
проблемы // Открытое образование. 2007. № 5. С. 58-69 ; Gendina NI (2007) Information literacy and information culture of the personality: international and Russian approaches to solving the problem. Otkrytoe obrazovanie, 5: 58-69. (In Russ.).
Гендина Н. И. Продвижение идей информационной и медиаграмотности ЮНЕСКО и ИФЛА: обсуждение в столице и регионе // Библиосфера. 2012. № 2. С. 23-26 ; Gendina NI (2012) Promotion of UNESCO and IFLA information and media literacy ideas: discussion in the capital and the region. Bibliosfera, 2: 23-26. (In Russ.).
Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 ; Elistratora NN (2012) Information culture as a criterion for Informatization of higher education in modern conditions of reform. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 7. URL: http://web.snauka. ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения = accessed 12.09.2019). (In Russ.).
Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: учеб.-метод. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с. ; Zinov'eva NB (2007) Personality information culture [Informatsionnaya kul'tura lichnosti]. Moscow, Libereya-Bibinform. (In Russ.).
Кавалерчик Т. Б. Информационная культура в изучении литературы родного края: итоги научно-исследовательского эксперимента // Культура и наука Дальнего Востока. 2019. № 1. С. 124-131 ; Kavalerchik TB (2019) Information culture in a study of the native land literature: results of the research experiment. Kul'tura i nauka Dal'nego Vostoka, 126: 124-131. (In Russ.).
Кавалерчик Т. Б. Формирование информационной культуры личности в условиях конвергентной научной парадигмы и потенциал книжной культуры для развития доступа к знаниям // Берковские чтения 2017. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы Междунар. науч. конф., Полоцк, 24-25 мая 2017. Минск ; Москва, 2017. C. 139-145 ; Kavalerchik TB (2017) Personality information culture formation in conditions of the convergent scientific paradigm and the potential of book culture to develop access to knowledge. Berkovskie chteniya 2017. Knizhnaya kul'tura v kontekste mezhdunarodnyh kontaktov : materialy Mezhdunar. nauch. konf., Polotsk, 24-25 maya 2017. Minsk, Moscow, pp. 139-145. (In Russ.).
Косолапова Е. В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста // Научный диалог. 2012. № 1. С. 170-181 ; Kosolapova EV (2012) Media literacy
as an actual component of the primary school children information culture. Nauchnyi dialog, 1: 170-181. (In Russ.).
Котляр П. С. Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 8. С. 26-32 ; Kotlyar PS (2017) Media literacy in the development of digital technology. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 8: 26-32. (In Russ.).
Кравец В. А., Кухаренко В. Н. Формирование информационной культуры // Дистанционное образование. 2000. № 4. С. 35-37 ; Kravets VA and Kukharenko VN (2000) Information culture formation. Distantsionnoe obrazovanie, 4: 35-37. (In Russ.).
Лободенко Л. К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1. C. 92-102 ; Lobodenko LK (2005) Structural and functional analysis of the personality information culture. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i isskustv, 1: 92-102. (In Russ.).
Олефир С. В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4. С. 24-29 ; Olefir SV (2017) Media and information literacy of the librarian users and library specialists. Vestnik kul'tury i iskusstv, 4: 24-29. (In Russ.).
Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологии. 2008. № 10. С. 75-91 ; Pronina LA (2008) Information culture as a factor of the information society development. Analitika kul'turologii, 10: 75-91. (In Russ.).
Тарасова С. В. «Культурные гнезда» как ценностные ориентиры краеведческой парадигмы информационной культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 106-109 ; Tarasova SV (2014) «Cultural nests» as a value guidelines of the information culture local history paradigm. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 12: 106-109. (In Russ.).
Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразова-нию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиа-компетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c. ; Fedorov AV (2010) Glossary of terms on the media education, media pedagogy, media literacy [Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti]. Taganrog, Taganrog State Pedagog. Inst. Publ. (In Russ.).
Jolls T and Johnsen M (2018) Media literacy: a foundational skill for democracy in the 21st century. Hastings Law Journal, 69(5): 1379-1408.