4. Zverevich V V. Prostranstvo sovremennoj biblioteki: «real'noe» i «virtual'-noe» // Nauch. i tehn. b-ki. -2012. - № 11. - S. 7-17.
5. Il'jasov D. F., Il'jasova O. A. Sistemnyj jeffekt v kontekste realizacii pri-oritetnogo nacional'nogo proekta «Obrazovanie» // Vestnik Juzhno-Ural. gosud. un-ta. - 2010. - Vyp. 9. - № 23 (199). - S. 14-21.
6. Menjaev M. F. Metodologicheskie osnovy informatizacii bibliotechno-bibliograficheskih processov: dis. ... d-pa ped. nauk. - M., 1994. - 504 s.
7. Olefir S. V. Biblioteki dlja detej i podrostkov v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve: monografija. - Ekaterinburg: Bank kul't. inf-tci, 2012. - 312 s.
8. Razvitie kul'tury mediapotreblenija: social'no-psihologicheskij analiz: mono-grafija / Ju. N. Dolgov, A. S. Kopovoj, G. N. Maljuchenko, V. M. Smirnov. - Saratov: SGU, 2009. - 210 s.
УДК 37.0
Е. В. Косолапова
МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Рассматриваются проблемы формирования медиа- и информационной грамотности в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста на базе детских и школьных библиотек. Описывается эксперимент по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в виде внеурочных занятий в начальной школе.
Ключевые слова: информационная культура, медиаграмотность, младший школьный возраст, школьная библиотека, детская библиотека.
E. V. Kosolapova
MEDIA AND INFORMATION LITERACY IN THE STRUCTURE OF INFORMATION CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BASED ON THE OF CHILDREN'S AND SCHOOL LIBRARIES
The article reviews problems of forming the primary school pupils' media and information literacy in the structure of information culture of primary school children based on children's and school libraries.
The international community is concerned with the problems of training people for life in the information society. In this scientific work research materials of IFLA and UNESCO on Information and Media training of people are used extensively.
The definitions of "information literacy," "media literacy," "personal information culture" and their international specifics have been considered.
The experience of libraries and educational institutions in the formation of information culture of primary school children was studied. Discordance and absence of coordination in the activities of educational institutions, children's and school libraries, and the absence of any methodological developments and recommendations in this direction is detected.
Comparative analysis of the normative documents with experimental programs to justify the methods of formation of media and information literacy of primary school children was conducted.
The experiment, introducing the course "Principles of Personal Information Culture" in the form of extracurricular activities in primary school, is described. The structure of themes for the course "Principles of Personal Information Culture" for grades 1-4 elementary school is given.
The proposed course of the formation of information culture of primary school children aims to create a meta-subject knowledge and skills that provide pupils of primary school an opportunity to work with any source of information, create your own information and media products.
The developed educational and methodological complex for pupils of the 4th grade of general education institutions "Principles of Personal Information Culture" can be used by librarians and teachers of educational institutions.
Keywords: Information culture, media literacy, primary school pupils, children's library, school library.
В век информационных технологий все большее значение имеет особая - информационная подготовка людей к жизни в информационном обществе, так как успешность современного человека напрямую зависит от его умения ориентироваться в информационном потоке.
В настоящее время в общем образовании особую актуальность приобретает проблема формирования надпредметных универсальных знаний и умений учащихся. К таким знаниям и умениям относится умение работать с различными источниками информации, включая информацию, циркулирующую в СМИ. Однако информация, которую предоставляют человеку современные масс-медиа, требует обязательного критического анализа и оценки. При этом особенное внимание в информационной подготовке необходимо уделить детям младшего школьного возраста, с их еще не устоявшейся, ранимой психикой. В «Примерных программах по учебным предметам. Начальная школа» отмечается, что «резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию, вызывая информационный шок» [12, с. 3]. В связи с этим становится актуальным формирование медиаграмотности и информационной грамотности в школе.
Международное сообщество обеспокоено проблемами подготовки человека к жизни в информационном обществе, поэтому в последние годы Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation оf Library Associations and Institutions Federation - IFLA или ИФЛА) и ЮНЕСКО активизировали исследования, касающиеся проблем формирования медиаграмотности и информационной грамотности (МИГ). Материалы исследования ИФЛА и ЮНЕСКО в сфере информационной и медиа подготовки граждан активно использовались в данном исследовании.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование и раскрыть содержание курса по формированию информационной культуры личности для детей младшего школьного возраста на базе детских и школьных библиотек.
Данная цель обусловливает следующие задачи:
1. Рассмотреть дефиниции понятий «информационная грамотность», «медиаграмот-ность», «информационная культура личности».
2. Изучить вклад библиотек и образовательных учреждений в формирование медиа-и информационной грамотности.
3. Провести обоснование методики формирования медиа- и информационной грамотности детей младшего школьного возраста.
4. Раскрыть возможности педагогического эксперимента по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» у детей младшего школьного возраста.
В рамках поставленных задач рассмотрим дефиниции понятий «медиаграмотность» и «информационная грамотность».
Медиаграмотность, по мнению известного ученого, президента Российской ассоциации медиаобразования профессора А. В. Федорова (г. Таганрог) - это умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, то есть результат медиаобразования [14].
В «Руководстве по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (2006), подготовленном председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, под информационной грамотностью понимается «способность идентифицировать потребность информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию информации» [7, с. 36].
Наряду с термином «информационная грамотность» в России используется термин «информационная культура личности». По мнению члена Постоянного комитета секции по информационной грамотности ИФЛА профессора Н. И. Гендиной, «информационная культура личности - это - часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий» [1, с. 55].
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации.
Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности, она включает такой компонент, как информационное мировоззрение. Анализу проблемы интеграции информационной и медиаграмотности посвящена статья Н. И. Гендиной [2].
Решение проблемы обучения медиа- и информационной грамотности граждан, начиная с младшего школьного возраста, возлагается в обществе на два социальных института: библиотеки и образовательные учреждения. Роль библиотек в формировании информационной культуры личности рассматривается в статье Л. Н. Рябцевой [13].
Способы адаптации учебной программы по курсу «Основы информационной культуры личности» применительно к особенностям определенных возрастных категорий показаны в работе Н. И. Гендиной и Л. Н. Рябцевой [4].
В данном исследовании проводится анализ вклада детских и школьных библиотек и образовательных учреждений в формировании информационной культуры младших школьников.
С целью изучения опыта работы детских и школьных библиотек и общеобразовательных учреждений по формированию информационной культуры и медиаграмотности юных пользователей информации, нами был проанализирован документальный поток, включающий авторефераты диссертаций, монографии, научные статьи и электронные ресурсы за последние 10 лет [5]. Проведенный анализ позволил констатировать отсутствие теоретической базы и методических разработок, обеспечивающих реализацию этой деятельности. В ходе исследования установлена рассогласованность и отсутствие координации в деятельности образовательных учреждений, детских и школьных библиотек. [6; 8; 9; 10; 11].
Проведенный анализ теоретической базы дал основания перейти к разработке собственных программ по формированию медиа- и информационной грамотности в структуре информационной культуры личности, ориентированных на младших школьников. За основу была взята программа курса «Основы информационной культуры личности», разработанная сотрудниками НИИ информационных технологий социальной сферы под руководством профессора Н. И. Гендиной [15]. В процессе создания учебных программ для каждого класса взятая за основу программа была переработана и в нее были внесены следующие изменения:
• адаптация содержательного наполнения учебного курса «Основы информационной культуры личности» к возрастным особенностям обучаемых;
• введение новых тем в соответствии с возрастными возможностями детей;
• удаление некоторых тем из исходного тематического плана в связи со сложностью понимания их детьми данного возрастного периода;
• детализация и перегруппировка тематики занятий, включая разделение некоторых тем на 2-3 занятия с отдельным озаглавливанием каждого из них;
• удаление тем занятий, дублирующих темы, включенные в состав программ начальной школы («Технология подготовки рассказов», «Технология подготовки изложений», «Технология подготовки сочинений»).
Затем было проведено сравнение разработанных нами тематических планов занятий с содержанием «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа». За основу сравнения были взяты знания, умения и навыки, изложенные в «Примерных программах по учебным предметам. Начальная школа», и сопоставлены со знаниями, умениями и навыками по курсу «Основы информационной культуры личности». Такой подход позволил не только систематизировать учебный материал из разных учебных предметов, но и сопоставить их с темами экспериментальных занятий.
Сопоставительный анализ позволил выявить, что предлагаемый специализированный курс «Основы информационной культуры личности» не только включает все метапредметные знания, предусмотренные в «Примерных программах по учебным предметам. Начальная школа», но и содержит дополнительные, отсутствующие в программах. Например, знания, связанные с критическим анализом обычных и медиатекстов, с подготовкой ряда информационных продуктов (реферат, отзыв, электронная презентация и т. п.). Особое внимание в экспериментальном курсе было уделено знаниям и умениям по работе с медиатекстами, формированию медиаграмотности и критического мышления, которые в «Примерных программах» разработаны недостаточно полно.
Далее тематические планы разрабатываемого курса были сопоставлены с содержанием «Рабочих программ "Школа России"» для 1, 2, 3, 4-х классов.
Результаты сопоставительного анализа выявили следующие негативные тенденции:
• отсутствие структурированности информационных знаний в «Рабочих программах "Школа России"»;
• отсутствие глубины проработки отдельных тем;
• отсутствие в «Рабочих программах "Школа России"» ряда тем, необходимых для целостного формирования информационной культуры обучающихся;
• отсутствие закрепления знаний по информационной подготовке, полученных в предыдущих классах и их углубление.
Полный состав тем разработанных нами занятий для учащихся начальных классов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Состав тем по курсу «Основы информационной культуры личности» для 1-4-го классов общеобразовательной школы
№ п/п 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1. 1.1. Информация и ее виды: зрительная, слуховая информация 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»
2. 1.2. Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая
3. 1.3. Источники информации. Виды информации 1.2. Источники информации. Виды информации 1.2. Источники информации. Виды информации 1.2. Виды информации
4. 1.4. Книги как основной источник информации 1.3. Книги как основной источник информации 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества
5. 1.5. Анализ и синтез 1.4. Анализ и синтез. Аннотация как вторичный документ 1.4. Анализ и синтез. Аннотация как вторичный документ 1.4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации
1.5. Анализ и синтез. Ключевые слова как результат анализа документов 1.5. Анализ и синтез. Ключевые слова как результат анализа документов
6. 1.6. Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия) 1.6. Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия) 1.6. Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия) 1.5. Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)
7. 1.7. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека 1.7. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека 1.7. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека 1.6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека
Продолжение таблицы 1
№ п/п 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
8. 2.1. Библиографическое описание книги - - -
9. 2.2. Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения
10. 2.3. Поиск информации в словарях и энциклопедиях 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения
11. 2.4. Поиск информации по теме 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения
12. 2.5. Особенности поиска информации в Интернете 2.4. Особенности поиска информации в Интернете 2.4. Особенности поиска информации в Интернете 2.4. Особенности поиска информации в Интернете
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
13. 3.1. Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги 3.1. Структура и содержание художественной книги 3.1. Справочно-поисковый аппарат художественной книги 3.1. Справочно-поисковый аппарат книги как источник основных сведений о документе при свертывании информации
14. 3.2. Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг 3.2. Структура и содержание учебных книг 3.2. Справочно-поисковый аппарат учебной книги
15. 3.3. Текст и его свойства 3.3. Структура текста и его свойства 3.3. Структура текста и его свойства 3.2. Текст как объект аналитико-синтетиче ской переработки
16. 3.4. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 3.4. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами
17. 3.4. Медиатекст и его виды 3.5. Медиатекст и его виды 3.5. Медиатекст и его виды 3.4. Медиатекст как объект аналитико-синтетиче ской переработки
18. - - 3.6. Критический анализ текста 3.5. Критический анализ текста
19. - - 3.7. Критический анализ медиатекста 3.6. Критический анализ медиатекста
Окончание таблицы 1
№ п/п 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
20. 4.1. Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов 4.1. Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов
21. 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов
22. - - - 4.3. Технология подготовки учебных рефератов
23. 4.4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада
24. - - - 4.5. Технология подготовки электронных презентаций
25. 4.2. Технология подготовки бумажных писем 4.2. Технология подготовки бумажных писем 4.3. Технология подготовки бумажных писем 4.6. Технология подготовки традиционных писем
26. 4.3. Технология подготовки электронных писем 4.3. Технология подготовки электронных писем 4.4. Технология подготовки электронных писем 4.7. Технология подготовки электронных писем
27. 4.8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения
28. - - - 4.9. Технология подготовки отзывов на мультфильмы
29. 4.10. Технология подготовки отзывов на телевизионные передачи
30. - - - 4.11. Технология подготовки биографий
Разработка учебных программ для каждого класса начальной школы дала нам основание для проведения педагогического эксперимента по внедрению разрабатываемого курса в образовательную программу в рамках внеурочных занятий.
В 2011-2012 учебном году на базе детской библиотеки им. А. М. Береснева и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово нами был осуществлен педагогический эксперимент по проведению внеурочных занятий у учащихся 4-го класса. В 20122013 учебном году эксперимент проводился на базе детской библиотеки им. А. М. Береснева и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» г. Кемерово с учащимися 1, 2 и 3-го классов.
При разработке форм, методов и приемов обучения нами акцентировалось внимание на изменении содержания занятий с опорой на игровую деятельность в первом классе, на наглядно-иллюстративный материал и обыденную речь во втором классе. В третьем классе в структуру занятий включались элементы логико-смыслового обобщения с акцентом на учебную речь и наглядный материал. И только в четвертом классе вводились абстрактные понятия с ориентацией на учебную и научную речь, формировались навыки установления смысловых (парадигматических) отношений между понятиями.
В процессе усложнения материала менялся и усложнялся характер визуализации учебной информации в зависимости от возраста обучающихся. Осуществлялся переход от простых иллюстраций в виде отдельных изображений в первом классе к сложным абстрактным визуальным образам в четвертом классе.
Особое внимание в исследовании уделялось качеству используемых при обучении основам информационной культуры личности дефиниций как фундамента любого учебного знания. Все используемые определения строго дифференцированы в соответствии с возрастом и доминирующим в этой возрастной группе видом мышления.
Так, например, при работе с первоклассниками дефиниции в строгом смысле этого понятия не использовались, они заменялись подбором ярких и запоминающихся примеров. Второклассникам предлагались упрощенные определения с конкретно-предметным смысловым содержанием. Третьеклассникам приводились краткие определения понятий с элементами абстрагирования и пояснением на конкретных примерах. И лишь в четвертом классе использовались сложные развернутые определения абстрактных понятий.
В соответствии с возрастом изменялись и дидактические средства обучения: от использования кратких художественных текстов, стихотворений и загадок в первом классе до художественных и научно-познавательных текстов отечественных и зарубежных авторов в четвертом, с постепенным увеличением объема текстов от класса к классу.
Таким образом, библиотеки и образовательные учреждения, призванные формировать информационную культуру детей и молодежи, ощущают дефицит в научно обоснованных методических рекомендациях, раскрывающих содержание и специфику этого сложного процесса. Особенно остро эта проблема ощущается для такой возрастной категории, как младшие школьники. Предлагаемый нами курс по формированию информационной культуры младших школьников направлен на формирование надпредметных знаний и умений, обеспечивающих учащимся начальных классов возможность самостоятельно работать с любыми источниками информации, создавать собственные информационные и медиапродукты. Разработанный учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений «Основы информационной культуры школьника» [3] может быть использован как библиотекарями, так и учителями общеобразовательных учреждений.
Литература
1. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. - 2005. - № 1. - С. 55-62.
2. Гендина Н. И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: международный опыт и российские реалии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 19, ч. 1. - С. 54-71.
3. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: РШБА, 2012. - 200 с.
4. Гендина Н. И., Рябцева Л. Н. Разработка механизма адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» в зависимости от профессиональной образовательной программы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2010. - № 12. - С. 121-140.
5. Косолапова Е. В. Формирование медиаграмотности как составляющей информационной культуры детей младшего школьного возраста на базе детских и школьных библиотек // Актуальные проблемы социокультурных исследований: Межрегион. сб. науч. ст. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - Вып. 8, ч. 2. - С. 230-247.
6. Кочеулова А. С. Библиография в процессе формирования информационной культуры школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2000. - 16 с.
7. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. - 45 с.
8. Лесных Л. Г. Медиатека открывает двери // Медиатека и мир. - 2008. - № 3. - С. 17-21
9. Маева Н. М. Содержание медиаобразовательной работы в школе // Образовательные технологии XXI века: сб. тр. - М.: ТИССО, 2004. - С. 97-105.
10. Олефир С. В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества Наукограда: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 18 с.
11. Понтюхова Т. В. Школьная библиотека в образовательной системе. Этапы и модели развития // Библиотечное дело. - 2011. - № 4. - С. 26-31.
12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2011. - Ч. 1. - 400 с.
13. Рябцева, Л. Н. Влияние целенаправленной информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе на реализацию образовательной функции библиотеки как социального института // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 17, ч. 2. - С. 158-169.
14. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.
15. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина [и др.]. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 352 с.
Literatura
1. Gendina N. I. Koncepcija formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti: opyt razrabotki i realizacii // Bibliosfera. - 2005. - № 1. - S. 55-62.
2. Gendina N. I. Problema integracii informacionnoj i mediagramotnosti: mezhdunarodnyj opyt i rossijskie realii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. - № 19, ch. 1. - S. 54-71.
3. Gendina N. I., Kosolapova E. V Osnovy informacionnoj kul'tury shkol'nika: uchebno-metodicheskij kompleks dlja uchashhihsja 4-h klassov obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenij. - M.: RShBA, 2012. - 200 s.
4. Gendina N. I., Rjabceva L. N. Razrabotka mehanizma adaptacii uchebnoj programmy kursa «Osnovy informacionnoj kul'tury lichnosti» v zavisimosti ot professional'noj obrazovatel'noj programmy // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2010. - № 12. - S. 121-140.
5. Kosolapova E. V. Formirovanie mediagramotnosti kak sostavljajushhej informacionnoj kul'tury detej mladshego shkol'nogo vozrasta na baze detskih i shkol'nyh bibliotek // Aktual'nye problemy sociokul'turnyh issledovanij: Mezhregion. sb. nauch. st. - Kemerovo: KemGUKI, 2012. - Vyp. 8, ch. 2. - S. 230-247.
6. Kocheulova A. S. Bibliografija v processe formirovanija informacionnoj kul'tury shkol'nika: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2000. - 16 s.
7. Lau H. Rukovodstvo po informacionnoj gramotnosti dlja obrazovanija na protjazhenii vsej zhizni. - M.: MOO VPP JuNESKO «Informacija dlja vseh», 2006. - 45 s.
8. Lesnyh L. G. Mediateka otkryvaet dveri // Mediateka i mir. - 2008. - № 3. - S. 17-21.
9. Maeva N. M. Soderzhanie mediaobrazovatel'noj raboty v shkole // Obrazovatel'nye tehnologii XXI veka: sb. tr. - M.: TISSO, 2004. - S. 97-105.
10. Olefir S. V. Faktory formirovanija informacionno-obrazovatel'noj sredy biblioteki dlja detej i junoshestva Naukograda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2003. - 18 s.
11. Pontjuhova T. V. Shkol'naja biblioteka v obrazovatel'noj sisteme. Jetapy i modeli razvitija // Bibliotechnoe delo. - 2011. - № 4. - S. 26-31.
12. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naja shkola: v 2 ch.- M.: Prosveshhenie, 2011. -Ch. 1. - 400 s.
13.Rjabceva L. N. Vlijanie celenapravlennoj informacionnoj podgotovki grazhdan k zhizni v informacionnom obshhestve na realizaciju obrazovatel'noj funkcii biblioteki kak social'nogo instituta // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2011. - № 17, ch. 2. - S. 158-169.
14. Fedorov A. V. Slovar' terminov po mediaobrazovaniju, mediapedagogike, mediagramotnosti, media-kompetentnosti. - Taganrog: Izd-vo Taganrog. gos. ped. in-ta, 2010. - 64 s.
15. Shkol'naja biblioteka kak centr formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie / N. I. Gendina [i dr.]. - M.: Russkaja shkol'naja bibliotechnaja associacija, 2008. - 352 s.