Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста как основа разработки методики формирования информационной культуры личности на базе детских и школьных библиотек'

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста как основа разработки методики формирования информационной культуры личности на базе детских и школьных библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1476
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Е. В.

Обосновывается необходимость учета возрастных особенностей при формировании информационной культуры младших школьников в условиях детских и школьных библиотек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY OF PERSONAL INFORMATION CULTURE BASED ON THE CHILDREN''S AND SCHOOL LIBRARIES

The importance of age-appropriate for the information culture formation of primary school children in children's and school libraries is justified

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста как основа разработки методики формирования информационной культуры личности на базе детских и школьных библиотек»

УДК 37.0

Е.В.Косолапова

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ

БИБЛИОТЕК

Обосновывается необходимость учета возрастных особенностей при формировании информационной культуры младших школьников в условиях детских и школьных библиотек.

Ключевые слова: информационная культура личности, младший школьный возраст, психофизиологические особенности.

E.V.KOSOLAPOVA PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY OF PERSONAL INFORMATION CULTURE BASED ON THE CHILDREN'S AND SCHOOL LIBRARIES

The importance of age-appropriate for the information culture formation of primary school children in children's and school libraries is justified.

Key words: Personal Information Culture, primary school pupils, psychophysiological characteristics.

Успешность современного человека напрямую зависит от его умения ориентироваться в лавинообразном потоке информации. [1] Для развития навыков работы с информацией, начиная с младшего школьного возраста, необходимы теоретически обоснованные методические разработки, в которых испытывают острый дефицит библиотекари и учителя.

Целью нашей работы является методологическое обоснование и экспериментальная проверка целесообразности учета психофизиологических особенностей при формировании информационной культуры детей младшего школьного возраста на базе детских и школьных библиотек.

Данная цель обусловливает следующие задачи:

• Изучение документального потока по информационной культуре;

• Анализ литературы по психологии детского возраста и выявление специфики видов мышления в зависимости от возраста ребенка;

• Адаптация курса «Основы информационной культуры личности» к психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста.

В рамках поставленной цели был проведен анализ документального потока с 1984 по 2012 гг., включающего авторефераты диссертаций, монографии, статьи и электронные ресурсы по информационной культуре.

Анализ теоретической базы дал основания в рамках педагогического эксперимента перейти к разработке собственных программ, ориентированных на младших школьников. За основу была взята программа курса «Основы информационной культуры личности», разработанная сотрудниками НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ под руководством профессора Н.И. Гендиной [7]. Она была сопоставлена с «Примерными программами. Начальная школа» [4] и с «Рабочими программами «Школа России» [6]. В результате проведенных исследований нами были разработаны учебные программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для 1-4 классов.

Разработка учебных программ для младших школьников выявила необходимость определения состава и характера изменений в подходах к обучению основам информационной культуры личности в зависимости от роста уровня интеллектуального развития школьников от класса к классу. Поэтому особое внимание в исследовании было уделено изучению литературы по психологии детского возраста. Изученные нами литературные источники [2, 3, 5] позволили выделить этапы формирования мышления как ведущей функции интеллекта, выступающие одновременно как виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-словесное, словесно-логическое мышление. Затем эти виды мышления были соотнесены с возрастными периодами и классами. Результаты сопоставления вида мышления и возраста представлены в таблице 1.

Таблица 1

Дифференциация видов мышления в зависимости от возраста младших школьников

п.п. Возраст Класс Вид мышления Характеристика

7 лет 1 класс Наглядно-действенное Способность работать по наглядному образцу

8 лет 2 класс Наглядно-образное Способность оперировать не конкретными предметами, а их образами

9 лет 3 класс Наглядно-словесное Способность проводить наглядно-словесное обобщение

10 лет 4 класс Словесно-логическое Способность оперировать понятиями

Представленные в таблице результаты соотнесения видов мышления в зависимости от возраста младших школьников носят достаточно условный характер. У детей одного возраста можно наблюдать как опережение, так и некоторую задержку в развитии, то есть имеет место неоднородность уровня мышления.

Возрастные особенности обучающихся и, прежде всего, доминирующий вид мышления, присущий каждому возрасту (классу), обусловили изменения целого ряда параметров, характеризующих специфику обучения школьников 1-4-х классов основам информационной культуры личности. Сведения о характере этих изменений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Влияние доминирующего вида мышления на характер изменений, определяющих специфику обучения школьников 1-4-х классов основам информационной культуры личности

Параметр Классы

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Вид мышления Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление Наглядно-словесное мышление Словесно-логическое мышление

Характер вносимых изменений Исключение ряда тем. Переработка и адаптация содержания тем применительно к возрасту обучающихся Исключение ряда тем. Сокращение содержания занятий. Переработка содержания тем. Добавление новых тем Модернизация и переработка содержания тем занятий, добавление новых тем

Характер визуализации Видеоряд простых иллюстраций в виде отдельных изображений. Простая анимация изображений и текста Простые статичные визуальные образы, простые анимационные образы Иллюстративные фотоколлажи, ассоциативные статичные и анимационные визуальные образы с конкретным содержанием. Сложные абстрактные статичные и анимационные визуальные образы. Видеоролики.

Формы, методы и приемы обучения Детализация содержания с опорой на игровую деятельность. Увеличение текстового объема с основой на наглядный материал и акцентом на обыденную речь. Введение в тексте элементов логико-смыслового обобщения с акцентом на учебную речь и наглядный материал Логико-смысловое обобщение, введение абстрактных понятий, акцент на учебную и научную речь, установление парадигматических отношений между понятиями

Характер дефиниций Определения отсутствуют. Замена определения понятия подбором примеров Упрощенные определения с конкретно-предметным смысловым содержанием Использование кратких определений понятий с элементами абстрагирования и пояснением на конкретных примерах Использование развернутых определений понятий с абстрактным содержанием

Дидактические средства Использование кратких художественны х текстов, стихотворений, загадок Использование кратких художественны х и научно-познавательны х текстов Использование художественных и научно-познавательных текстов преимущественно Использование художественных и научно-познавательных текстов отечественных и

Таким образом, адаптация курса «Основы информационной культуры личности» к психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста заключалась в том, что такие основные параметры обучения, как характер вносимых изменений в состав изучаемых тем, используемые дефиниции, способ визуализации, выбор форм, методов и дидактических средств обучения - все это определялось в зависимости от возраста (класса) и доминирующего вида мышления.

Литература

соответствующ преимуществе отечественных зарубежных

их возрастному нно авторов авторов

периоду 1 - отечественных соответствующих соответствующих

класса авторов возрастному возрастному

соответствующ периоду 3 класса периоду 4 класса

их возрастному

периоду 2

класса

1.Гендина Н. И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: международный опыт и российские реалии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 19-1. - С. 54-71

2.Ефимова Н.Н. Психологические условия развития творческого мышления младших школьников средствами наглядности учебного материала: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2010. - 27 с.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -608с.

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.

5.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии Т II. -М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

6.Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.

7.Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина [и др.]. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 352 с.

1. Gendma N. I. Problema integracii informacionnoj i mediagramotnosti: mezhdunarodnyj opyt i rossijskie realii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. -2012. - № 19-1. - S. 54-71

2. Efimova N.N. Psihologicheskie uslovija razvitija tvorcheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov sredstvami nagljadnosti uchebnogo materiala: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. - M., 2010. - 27 s.

3. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija. Fenomenologija razvitija: uchebnik dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 608s.

4. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naja shkola. V 2ch. Ch.1. - M.: Prosveshhenie, 2011. -400 s.

5. Rubenshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii T II. -M.: Pedagogika, 1989. - 328 s.

6. Sbornik rabochih programm «Shkola Rossii» 1-4 klassy. Posobie dlja uchitelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 528 s.

7. Shkol'naja biblioteka kak centr formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie / N.I. Gendina [i dr.]. - M.: Russkaja shkol'naja bibliotechnaja associacija, 2008. - 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.