УДК 37.0
Е.В.Косолапова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ
БИБЛИОТЕК
Обосновывается необходимость учета возрастных особенностей при формировании информационной культуры младших школьников в условиях детских и школьных библиотек.
Ключевые слова: информационная культура личности, младший школьный возраст, психофизиологические особенности.
E.V.KOSOLAPOVA PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY OF PERSONAL INFORMATION CULTURE BASED ON THE CHILDREN'S AND SCHOOL LIBRARIES
The importance of age-appropriate for the information culture formation of primary school children in children's and school libraries is justified.
Key words: Personal Information Culture, primary school pupils, psychophysiological characteristics.
Успешность современного человека напрямую зависит от его умения ориентироваться в лавинообразном потоке информации. [1] Для развития навыков работы с информацией, начиная с младшего школьного возраста, необходимы теоретически обоснованные методические разработки, в которых испытывают острый дефицит библиотекари и учителя.
Целью нашей работы является методологическое обоснование и экспериментальная проверка целесообразности учета психофизиологических особенностей при формировании информационной культуры детей младшего школьного возраста на базе детских и школьных библиотек.
Данная цель обусловливает следующие задачи:
• Изучение документального потока по информационной культуре;
• Анализ литературы по психологии детского возраста и выявление специфики видов мышления в зависимости от возраста ребенка;
• Адаптация курса «Основы информационной культуры личности» к психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста.
В рамках поставленной цели был проведен анализ документального потока с 1984 по 2012 гг., включающего авторефераты диссертаций, монографии, статьи и электронные ресурсы по информационной культуре.
Анализ теоретической базы дал основания в рамках педагогического эксперимента перейти к разработке собственных программ, ориентированных на младших школьников. За основу была взята программа курса «Основы информационной культуры личности», разработанная сотрудниками НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ под руководством профессора Н.И. Гендиной [7]. Она была сопоставлена с «Примерными программами. Начальная школа» [4] и с «Рабочими программами «Школа России» [6]. В результате проведенных исследований нами были разработаны учебные программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для 1-4 классов.
Разработка учебных программ для младших школьников выявила необходимость определения состава и характера изменений в подходах к обучению основам информационной культуры личности в зависимости от роста уровня интеллектуального развития школьников от класса к классу. Поэтому особое внимание в исследовании было уделено изучению литературы по психологии детского возраста. Изученные нами литературные источники [2, 3, 5] позволили выделить этапы формирования мышления как ведущей функции интеллекта, выступающие одновременно как виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-словесное, словесно-логическое мышление. Затем эти виды мышления были соотнесены с возрастными периодами и классами. Результаты сопоставления вида мышления и возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Дифференциация видов мышления в зависимости от возраста младших школьников
п.п. Возраст Класс Вид мышления Характеристика
7 лет 1 класс Наглядно-действенное Способность работать по наглядному образцу
8 лет 2 класс Наглядно-образное Способность оперировать не конкретными предметами, а их образами
9 лет 3 класс Наглядно-словесное Способность проводить наглядно-словесное обобщение
10 лет 4 класс Словесно-логическое Способность оперировать понятиями
Представленные в таблице результаты соотнесения видов мышления в зависимости от возраста младших школьников носят достаточно условный характер. У детей одного возраста можно наблюдать как опережение, так и некоторую задержку в развитии, то есть имеет место неоднородность уровня мышления.
Возрастные особенности обучающихся и, прежде всего, доминирующий вид мышления, присущий каждому возрасту (классу), обусловили изменения целого ряда параметров, характеризующих специфику обучения школьников 1-4-х классов основам информационной культуры личности. Сведения о характере этих изменений представлены в таблице 2.
Таблица 2
Влияние доминирующего вида мышления на характер изменений, определяющих специфику обучения школьников 1-4-х классов основам информационной культуры личности
Параметр Классы
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Вид мышления Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление Наглядно-словесное мышление Словесно-логическое мышление
Характер вносимых изменений Исключение ряда тем. Переработка и адаптация содержания тем применительно к возрасту обучающихся Исключение ряда тем. Сокращение содержания занятий. Переработка содержания тем. Добавление новых тем Модернизация и переработка содержания тем занятий, добавление новых тем
Характер визуализации Видеоряд простых иллюстраций в виде отдельных изображений. Простая анимация изображений и текста Простые статичные визуальные образы, простые анимационные образы Иллюстративные фотоколлажи, ассоциативные статичные и анимационные визуальные образы с конкретным содержанием. Сложные абстрактные статичные и анимационные визуальные образы. Видеоролики.
Формы, методы и приемы обучения Детализация содержания с опорой на игровую деятельность. Увеличение текстового объема с основой на наглядный материал и акцентом на обыденную речь. Введение в тексте элементов логико-смыслового обобщения с акцентом на учебную речь и наглядный материал Логико-смысловое обобщение, введение абстрактных понятий, акцент на учебную и научную речь, установление парадигматических отношений между понятиями
Характер дефиниций Определения отсутствуют. Замена определения понятия подбором примеров Упрощенные определения с конкретно-предметным смысловым содержанием Использование кратких определений понятий с элементами абстрагирования и пояснением на конкретных примерах Использование развернутых определений понятий с абстрактным содержанием
Дидактические средства Использование кратких художественны х текстов, стихотворений, загадок Использование кратких художественны х и научно-познавательны х текстов Использование художественных и научно-познавательных текстов преимущественно Использование художественных и научно-познавательных текстов отечественных и
Таким образом, адаптация курса «Основы информационной культуры личности» к психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста заключалась в том, что такие основные параметры обучения, как характер вносимых изменений в состав изучаемых тем, используемые дефиниции, способ визуализации, выбор форм, методов и дидактических средств обучения - все это определялось в зависимости от возраста (класса) и доминирующего вида мышления.
Литература
соответствующ преимуществе отечественных зарубежных
их возрастному нно авторов авторов
периоду 1 - отечественных соответствующих соответствующих
класса авторов возрастному возрастному
соответствующ периоду 3 класса периоду 4 класса
их возрастному
периоду 2
класса
1.Гендина Н. И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: международный опыт и российские реалии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 19-1. - С. 54-71
2.Ефимова Н.Н. Психологические условия развития творческого мышления младших школьников средствами наглядности учебного материала: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2010. - 27 с.
3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -608с.
4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.
5.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии Т II. -М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
6.Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.
7.Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина [и др.]. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 352 с.
1. Gendma N. I. Problema integracii informacionnoj i mediagramotnosti: mezhdunarodnyj opyt i rossijskie realii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. -2012. - № 19-1. - S. 54-71
2. Efimova N.N. Psihologicheskie uslovija razvitija tvorcheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov sredstvami nagljadnosti uchebnogo materiala: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. - M., 2010. - 27 s.
3. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija. Fenomenologija razvitija: uchebnik dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 608s.
4. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naja shkola. V 2ch. Ch.1. - M.: Prosveshhenie, 2011. -400 s.
5. Rubenshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii T II. -M.: Pedagogika, 1989. - 328 s.
6. Sbornik rabochih programm «Shkola Rossii» 1-4 klassy. Posobie dlja uchitelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 528 s.
7. Shkol'naja biblioteka kak centr formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie / N.I. Gendina [i dr.]. - M.: Russkaja shkol'naja bibliotechnaja associacija, 2008. - 352 s.