Научная статья на тему 'Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности'

Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5035
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее образование / начальная школа / младшие школьники / учебная деятельность / детское чтение / children's reading / general education / elementary school / younger school students / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикишева Ольга Викторовна

Цель данной статьи направлена на повышение качества работы по приобщению детей младшего школьного возраста к чтению через различные подходы в условиях учебной деятельности. Представленная статья демонстрирует анализ психолого-педагогической литературы, в котором современные исследователи рассматривают детское чтение как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе. Основанием представленной работы выступает идея оптимизации обучения, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. В статье рассмотрен анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросом формирования интереса к чтению у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF METHODS OF FORMATION OF INTEREST IN READING AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The purpose of this article is aimed at improving the quality of work in engaging primary school children to reading through a variety of approaches in terms of training activities. The presented paper demonstrates the analysis of the psychological and educational literature, in which the modern researchers consider children's reading as a pedagogical orientation of the process of familiarizing children and youth literature. The basis of the work presented the idea in favor of optimization of training, the system transition from former "Knowledge" approach to activity-. In the article the analysis of methods of formation of interest in reading in primary school children in a learning activity. This article is intended for educators, researchers, heads of educational institutions involved in the formation of interest in reading among primary school children.

Текст научной работы на тему «Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности»

УДК 373.3

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Чикишева

Аннотация: Цель данной статьи направлена на повышение качества работы по приобщению детей младшего школьного возраста к чтению через различные подходы в условиях учебной деятельности. Представленная статья демонстрирует анализ психолого-педагогической литературы, в котором современные исследователи рассматривают детское чтение как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе. Основанием представленной работы выступает идея оптимизации обучения, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. В статье рассмотрен анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросом формирования интереса к чтению у младших школьников.

Ключевые слова: общее образование, начальная школа, младшие школьники, учебная деятельность, детское чтение

THE ANALYSIS OF METHODS OF FORMATION OF INTEREST IN READING AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

O.V. Chikisheva

Abstract: The purpose of this article is aimed at improving the quality of work in engaging primary school children to reading through a variety of approaches in terms of training activities. The presented paper demonstrates the analysis of the psychological and educational literature, in which the modern researchers consider children's reading as a pedagogical orientation of the process of familiarizing children and youth literature. The basis of the work presented the idea in favor of optimization of training, the system transition from former "Knowledge" approach to activity-. In the article the analysis of methods of formation of interest in reading in primary school children in a learning activity. This article is intended for educators, researchers, heads of educational institutions involved in the formation of interest in reading among primary school children.

Keywords: general education, elementary school, younger school students, educational activity, children's reading

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что современные исследователи рассматривают детское чтение как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности - в узком смысле, а широком смысле - это чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научнопопулярной литературы и художественной публицистики [7].

Педагогической проблемой является приобщение к чтению детей младшего школьного возраста. Современными исследователями рассматриваются разные подходы приобщения к чтению учащихся. Е.Н. Тимофеева [14] указывает подход через изучение биографий писателей,

З.И. Романовская [11] считает, что резервы устранения перегрузки программ по литературе в старших классах следует искать на уроках чтения в младших классах, Н.Н. Койкова-Подшивалова [8] и Е.Л. Николаева [10] - в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова [6] - через выразительное чтение; И. Г. Жукова [5] - средствами этнопедагогики; С.В. Евтюшкин [4], Е.С. Салахутдинова [12]- в процессе обучения чтению; И.П. Сметанкина [13] - посредством научнопопулярной литературы о природе.

Особого внимания, заслуживает исследование Т.Г. Галактионовой [3], в котором дано теоретическое обобщение научных подходов к проблеме чтения. Автор видит процесс приобщения к чтению необходимым условием вхождения личности в мир культуры ради удовлетворения потребности в саморазвитии и сохранении и преумножении культурных ценностей человечества; способом организации процесса; принципом организации; самостоятельной целью [3,С.197].

Таким образом, анализ научно-теоретической литературы показывает, что диапазон исследований многообразен. Позитивной тенденцией является расширение предметного поля за счет включения различных средств приобщения к чтению: семьи, школы, библиотеки и т.д.

Важной стороной решения проблемы является изучение интереса к чтению.

Опираясь на исследования Г.Н. Щукиной, добавим, что интерес к чтению стимулирует формирование и проявление творческих способностей учащихся, стремление и самовыражение, что требует введения следующих показателей:

- проявление и развитие литературно-творческих способностей и умений ребенка («люблю писать, сочинять стихи»);

- способность к рефлексии, к сопереживанию (проявляется в театральных играх, в сочинениях, обсуждениях);

- способность оценивать произведения на основе высших духовных ценностей (проявляется в обсуждениях, сочинениях);

- увеличение качества и количества прочитанных книг [15].

Интерес к чтению, на наш взгляд, возникает в том случае, если ребенок свободно владеет осознанным творческим чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

На формирование личности ребенка, в целом, и интереса к чтению, в частности, влияют различные социально-педагогические факторы: общество, семья, улица, СМИ, образовательные и внешкольные учреждения, деятельность, друзья и сверстники.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование у младших школьников интереса к чтению, является школа. В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой, а, следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.

Значимость этого социального института неоспорима, школа, особенно для детей младшего возраста, может стать проводником в мир книги, чтения. Важную роль играет учитель, педагог, который становится активным участником процесса привлечения к чтению и привитии интереса. Т.Г. Галактионова сформулировала условия, при которых школьные учителя становятся главными в социально-педагогическом взаимодействии в приобщении школьников к чтению: все педагоги, независимо от предмета разделяют ценностное отношение к чтению как мощному социокультурному фактору воспитания, как базовой образовательной компетентности, уровень которой определяет успешность обучения в целом; приобщение к чтению рассматривается как общая педагогическая задача и осуществляется в отношении ученика на основе открытого межличностного диалогического взаимодействия; работа координируется активным, заинтересованным специалистом, имеющим необходимые знания в области детского чтения (библиотекарь, учитель начальной школы, словесник др.), являющимся авторитетом для коллег в решении этих вопросов; дифференциация функций происходит с учетом специфики целей, задач и содержания каждого предмета.

Взаимное влияние учителей имеет позитивный развивающий характер, результатом которого, становится совершенствование собственной читательской компетенции педагога, обогащение предметного содержания педагогическим потенциалом художественной литературы, расширение спектра используемых стратегий и образовательных технологий работы с текстом [3, С.226].

Так же интересным является опыт развития созидающего чтения В.А. Бородиной и С.М. Бородина [2], суть, которого состоит в выделении доминант для каждого класса в соответствии с психофизиологическими, психолого-педагогическими и социальнопсихологическими особенностями возрастного развития школьников. Эти особенности отражены как доминирующие по принципу восхождения к «акме» при опоре на предыдущие достижения ученика. По мнению исследователей, для начальной школы, характерно «образно-эмоционально-смысловое чтение» [2].

1 класс - образное чтение (от образа к слову), включая эмоциональное переживание. Формирование предпосылок образно-смыслового чтения. Опора на воображение, его развитие и способы перехода с образного кода восприятия информации на графически-вербальный код. Формирование чувства языка.

2 класс - эмоционально-образное чтение с переходом на эмоционально-смысловое чтение. Опора на развитие читательских эмоций - от эмоционально-чувственного восприятия текста к пониманию содержания и смысла. Чтение по ролям для развития лексического опыта. Освоение литературоведческих азов.

3 и 4 классы - эмоционально-смысловое чтение на основе включения образноэмоциональных и смысловых механизмов чтения. Формирование образно-эмоционального чтения. Театрализация чтения - основа синтеза чувственной сферы. Формирование жанрового сознания. Гармонизация психологических сфер личности, участвующих в восприятии информации [2].

Таким образом, школа, в целом, и педагог, в частности, могут привить интерес к чтению у детей младшего школьного возраста. Еще немаловажно дать маленькому читателю пережить трудный период читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю; переход от сосредоточения на воспроизведении графического изображения слова в звуковое к пониманию смысла слова, к эмоциональному включению читателя в мир образов, активному сотворчеству с автором. Самое главное, на наш взгляд, на этом этапе самостоятельного чтения помочь ребенку читать без принуждения. Принуждение и давление может навсегда оттолкнуть от книги, литературы, чтения.

В данной статье мы будем опираться на школу, как фактор развития интереса к чтению. Этот выбор объясняется тем, что ребенок младшего школьного возраста находится под влиянием взрослых, и учитель на этом этапе является авторитетом для развивающейся личности. В основе школьного образования лежит системно-деятельностный подход, который является методологической базой для формирования интереса к чтению младших школьников.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения, - нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие [9]. На сегодняшний день в основе разработки современных школьных стандартов лежат положения концепции психического развития школы Л.С. Выготского. В контексте системно-деятельностного подхода выделяются, во-первых, основные задачи образования как института социализации личности, во-вторых, набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества [1, С.17]. Современные школьные стандарты уделяют внимание чтению как процессу деятельности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из направлений развития познавательных универсальных учебных действий у детей образовательные стандарты выделяют «смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [1, С.20].

Для младшего школьника главным мотивом в учебной деятельности выступает результативная сторона, возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение, оценку и т.п. В процессе активизации учебной деятельности начинает проявляться и процессуальная сторона.

Урок, не пробуждающий стремления к творчеству, инициативы гасит познавательный интерес, мотивацию, а в результате и во внеучебной сфере стремление к познанию слабеет. Здесь, на наш взгляд, важно включить ребенка в такую деятельность, которая немного опережала бы достигнутый им уровень развития.

Таким образом, систематическая работа по формированию интереса к чтению в процессе учебной деятельности может привести к мотивированности на процесс и результат чтения, в дальнейшем привлечение ребенка к чтению. Так же важным в данном процессе является учет психологических особенностей младших школьников.

Развитие ребенка — не плавный процесс, а скачкообразный. Даже в пределах одного и того же возрастного периода оно идет неравномерно, хаотично. Есть дети, развивающиеся быстро, а в последующие годы вдруг снижающие темпы и даже оказывающиеся позади сверстников, которые раньше считались отстающими.

Как известно, наиболее благоприятными периодами для формирования интереса к чтению являются дошкольный и младший школьный возраст.

Главной педагогической задачей в возрасте 7-9 лет, когда у ребенка наступает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю, на этом этапе

- добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, поскольку насилие и давление может навсегда отбить тягу к книге. В целом потенциал младшего школьника является педагогической базой успешного привития любви к чтению.

В основу мотивации интереса к чтению младших школьников входят такие элементы как система воспитания и образования, внешнее окружение (друзья, сверстники, взрослые) и внутреннее состояние личности (психологические особенности возраста, привычки, интересы, мотивы). На мотивацию чтения ребенка, на наш взгляд, оказывает влияние принятие решений из имеющегося набора альтернатив, начиная с ответа на вопрос «читать или не читать вообще?». Выбор одной или нескольких возможностей характеризует проблемную ситуацию в сфере чтения.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Культурноисторическая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. // Вопросы психологии.

- 2007.- №4. - С. 16 - 23.

2. Бородина В.А., Бородин С.М. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. - 2010. - № 3-4. - С. 104-112.

3. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/Галактионова Т.Г. - СПб., 2008 - 430 с.ил. С.197,226

4. Евтюшкин С.В. Изучение учебного предмета "Чтение" как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Евтюшкин С В. - Пенза, 2006 - 164 с.

5. Жукова И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Жукова И.Г. -Саратов, 2004 - 206 с.

6. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: на примере школ Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Икрамова С.А. - Душанбе, 2010

- 160 с.

7. Кобахидзе М.А. Формирование интереса к чтению у младших школьников: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Кобахидзе М.Д.- Тбилиси, 1986.- 22 с.

8. Койкова-Подшивалова Н.Н. Внеклассное чтение как предмет нравственно-эстетического воспитания учащихся 5 - 8 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00 /Койкова - Подшивалова Н.Н.-Л., 1966. - 18 с.

9. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода: загл. с экрана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://omczo.org/publ/393-1-0-2468.

10. Николаева Е.Л. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Николаева Елена Леонидовна. - М., 1999 - 266 с.

11. Романовская З.И. У истоков личности /З.И. Романовская // Учит.газ. 1979. - 10 марта.

12. Салахутдинова Е.С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/Салахутдинова Е С. - Ростов-на-Дону, 2011 - 299 с.

13. Сметанкина И.П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Сметанкина И.П. - М., 1999 - 143 с.

14. Тимофеева Е.Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Тимофеева Е.Н. - СПб., 2011. - 315 с.

15. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

References:

1. Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A., Karabanova O.A., Salmina N.G. Kul'turno-istoricheskaja sistemno-dejatel'nostnaja paradigma proektirovanija standartov shkol'nogo obrazovanija / Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A., Karabanova O.A., Salmina N.G. // Voprosy psihologii. - 2007.- №4. S. 16 - 23.

2. Borodina V.A., Borodin S.M. Tehnologii chitatel'skogo razvitija. Letnjaja shkola chtenija / Borodina V.A., Borodin S.M. // Shkol'naja biblioteka. - 2010. - № 3-4. - S. 104-112.

3. Galaktionova T.G. Chtenie shkol'nikov kak social'no-pedagogicheskij fenomen otkrytogo obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01/Galaktionova T.G. - SPb., 2008 - 430 s.il. S.197,226

4. Evtjushkin S.V. Izuchenie uchebnogo predmeta "Chtenie" kak faktor socializacii mladshih shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01/Evtjushkin S V. - Penza, 2006 - 164 s.

5. Zhukova I.G. Pedagogicheskaja sistema razvitija chitatel'skogo interesa mladshih shkol'nikov sredstvami jetnopedagogiki: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01/ Zhukova I.G. -Saratov, 2004 - 206 s.

6. Ikramova S.A. Vyrazitel'noe chtenie i ego rol' v razvitii rechi shkol'nikov nachal'nyh klassov: na primere shkol Respubliki Tadzhikistan: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02/ Ikramova S.A. - Dushanbe, 2010 - 160 s.

7. Kobahidze M.A. Formirovanie interesa k chteniju u mladshih shkol'nikov: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk: 13.00.01 / Kobahidze M.D.- Tbilisi, 1986. 22 s.

8. Kojkova-Podshivalova N.N. Vneklassnoe chtenie kak predmet nravstvenno-jesteticheskogo vospitanija uchashhihsja 5 - 8 klassov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00 /Kojkova - Podshivalova N.N.- L., 1966. - 18 s.

9. Metodicheskie rekomendacii po organizacii uroka v ramkah sistemno-dejatel'nostnogo podhoda: zagl. s jekrana [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://omczo.org/publ/393-1-0-2468.

10. Nikolaeva E.L. Vneklassnoe chtenie v sisteme nravstvennogo vospitanija mladshih shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 /Nikolaeva Elena Leonidovna. - M., 1999 - 266 s.

11. Romanovskaja Z.I. U istokov lichnosti /Z.I. Romanovskaja // Uchit.gaz. 1979. - 10 marta.

12. Salahutdinova E.S. Pedagogicheskaja podderzhka mladshih shkol'nikov v processe obuchenija chteniju: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01/Salahutdinova E S. - Rostov-na-Donu, 2011 - 299 s.

13. Smetankina I.P. Pedagogicheskie uslovija formirovanija u mladshih shkol'nikov interesa k chteniju nauchno-populjarnoj literatury o prirode: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01/Smetankina I.P. - M., 1999 - 143 s.

14. Timofeeva E.N. Izuchenie biografii pisatelja kak sposob razvitija interesa uchashhihsja k chteniju hudozhestvennyh proizvedenij: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01/ Timofeeva E.N. - SPb., 2011. - 315 s.

15. Shhukina G.I. Aktual'nye voprosy formirovanija interesa v obuchenii: ucheb. posobie / pod red. G.I. Shhukinoj. - M.: Prosveshhenie, 1984. - 176 s.

Сведения об авторе:

Чикишева Ольга Викторовна (г. Ижевск), аспирант Глазовского Государственного педагогического института им. В.Г.Короленко

Information on author:

Chikisheva O.V. (Izhevsk), a graduate student Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.