Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С СУБЪЕКТАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С СУБЪЕКТАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАЩИТА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДЗАКОННЫЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новодон Владимир Вадимович

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия, возникающим при выполнении участковыми уполномоченными полиции задач специальной военной операции на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Автор приходит к выводу, что необходимо принять межведомственный подзаконный акт на уровне МВД России и МО России о взаимодействии в период проведения специальной военной операции, в котором регламентировать его цели и задачи, а также порядок проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новодон Владимир Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF DISTRICT POLICE OFFICERS WITH LAW ENFORCEMENT ENTITIES WHILE SERVING IN THE AREA OF A SPECIAL MILITARY OPERATION

The article is devoted to topical issues of interaction arising when local police commissioners perform tasks of a special military operation on the territory of the LPR, DPR, Zaporozhye and Kherson regions. Considering the issues of interaction, the author comes to the conclusion that it is necessary to adopt an interdepartmental by-law at the level of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Defense of Russia on interaction during a special military operation, in which to regulate its goals and objectives, as well as the procedure for conducting.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С СУБЪЕКТАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с субъектами правоохранительной деятельности при несении службы в зоне проведения специальной военной операции

НОВОДОН ВЛАДИМИР ВАДИМОВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: novodon78@mail.ru

Interaction of District Police Officers with Law Enforcement Entities while Serving in the Area of a Special Military Operation

NOVODON VLADIMIR VADIMOVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: novodon78@mail.ru

УДК 342.9

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия, возникающим при выполнении участковыми уполномоченными полиции задач специальной военной операции на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Автор приходит к выводу, что необходимо принять межведомственный подзаконный акт на уровне МВД России и МО России о взаимодействии в период проведения специальной военной операции, в котором регламентировать его цели и задачи, а также порядок проведения.

Ключевые слова и словосочетания: участковые уполномоченные полиции; специальная военная операция; взаимодействие; повышение эффективности; защита жизни и здоровья; межведомственный подзаконный акт.

Annotation. The article is devoted to topical issues of interaction arising when local police commissioners perform tasks of a special military operation on the territory of the LPR, DPR, Zaporozhye and Kherson regions. Considering the issues of interaction, the author comes to the conclusion that it is necessary to adopt an interdepartmental by-law at the level of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Defense of Russia on interaction during a special military operation, in which to regulate its goals and objectives, as well as the procedure for conducting.

Keywords and phrases: district police officers; special military operation; interaction; efficiency improvement; protection of life and health; interdepartmental by-law.

ноября 2023 г. в Российской Федерации будет праздноваться 100-летняя годовщина образования службы участковых уполномоченных полиции. Этот

профессиональный праздник берет свои истоки с 17 ноября 1923 г., с даты утверждения Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР Инструкции участковому надзирате-

лю1. Данный правовой акт дал старт формированию института участковых в советской милиции. За свою вековую историю существования участковые уполномоченные доказали эффективность принципа работы, основанного на выполнении правоохранительных функций непосредственно в местах проживания граждан. Как бы ни была изменчива политическая конъюнктура, каким бы ни был вектор развития государства, обязанности участкового всегда оставались многозадачными. Так, участковые проводят работу по предупреждению противоправного поведения лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, выявлению и раскрытию преступлений, пресечению правонарушений [3; 4]. Немаловажный вклад участковые вносили и в настоящее время вносят и в профилактику безнадзорности, а также профилактику совершения правонарушений несовершеннолетними [2; 7]. При этом, несмотря на большой объем задач, участковые уполномоченные всегда, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, выполняли их и достигали результата. При исполнении служебного долга во время Великой Отечественной войны отлично проявили себя работники всех служб московской милиции, включая участковых уполномоченных. У них в ту тяжелейшую пору был широкий круг должностных обязанностей, начиная от выявления преступников на закрепленных за указанными сотрудниками участках и завершая постоянным контролем за поддержанием надлежащего порядка на обслуживаемой территории [10, с. 2].

Однако о тяжести выполнения служебного долга в условиях военного конфликта уже нельзя говорить лишь в прошедшем времени. Как совершенно верно заметил Г. Гегель, «история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы» [1].

Президент России В. В. Путин объявил о решении введения военного положения в связи с тем, что украинские вооруженные силы «используют откровенно террористические методы, диверсии на объектах жизнеобеспечения, устраивают покушения на представителей местных органов власти» [9, с. 2]. В связи с этим в ночь на 20 октября 2022 г. согласно указу Президента Российской Федерации введено военное положение в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. С первого дня введения военного положения непосредственное участие в решении задач специальной военной операции принимали и сотрудники органов внутренних дел. В связи с указанным 20 мар-

1 Об объявлении Дня участковых уполномоченных милиции : приказ МВД России от 6 сентября 2002 г. № 868.

та 2023 г. на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации дал высокую оценку действиям сотрудников МВД России в ходе специальной военной операции. По словам В. В. Путина, каждый гражданин, живущий в этих регионах, должен чувствовать себя под защитой закона, быть уверенным в своевременной помощи сотрудников МВД [5].

Для оперативного выполнения задач, поставленных В. В. Путиным, необходимо решение вопроса об организации качественного взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности как друг с другом, так и с представителями Министерства обороны Российской Федерации. По нашему мнению, применительно к юрисдикции ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в настоящее время субъекты правоохранительной деятельности, действующие в данных регионах Российской Федерации, можно охарактеризовать с помощью дефиниции, данной В. В. Чернышевым, который к субъектам правоохранительной деятельности относит специальные государственные органы исполнительной власти, а также субъектов негосударственной природы [11, с. 126]. Именно с их представителями участковому уполномоченному полиции необходимо стремиться налаживать тесное взаимодействие. Так, в настоящее время заканчивается переходный период, отведенный для приведения норм права вышеуказанных субъектов РФ в соответствие с конституционным законодательством РФ. Участковому уполномоченному следует понимать, что на территориях Херсонской и Запорожской областей существовали военно-гражданские администрации (далее — ВГА), которые фактически выполняли функции всех ветвей власти, указанных в конституционном законодательстве РФ. В свою очередь, ДНР и ЛНР, напротив, представлены демократическими правовыми социальными государствами, где государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с чем при выполнении задач на территориях Херсонской и Запорожской областей необходимо иметь в виду, что в данный период также завершается процесс аттестации сотрудников из ГУ МВД Херсонской области, подчинявшегося ВГА, в ГУ МВД России по Херсонской области, аналогичная ситуация и в Запорожской области. С целью оказания практической, методической помощи сотрудникам вновь созданных подразделений на территории данных областей функционируют временные управления МВД России по Херсонской и Запорожской областям. Участковый уполномоченный, независимо в составе какого из подразделений он бу-

дет проходить службу, должен стремиться выработать четкое взаимодействие с сотрудниками смежного подразделения. Очевидно, что основное взаимодействие участковым будет выстраиваться с учетом его целей и задач, которые уже не меняются, а лишь корректируются в течение 100 лет. Так, на наш взгляд, основная задача, стоящая перед участковыми уполномоченными на территории проведения специальной военной операции, на что отдельно на расширенном заседании коллегии МВД России обратил внимание Президент Российской Федерации, — это защита граждан от противоправных посягательств. Так, меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»1, могут быть использованы для злоупотреблений как лицами, выдающими себя за представителей силовых ведомств, так и самими действующими силовиками. В качестве примера можно указать на предоставленное право производить изъятие имущества у организаций и граждан, закрепленное в ст. 7 указанного федерального конституционного закона. Данное полномочие может быть использовано для придания видимости правомерности производимых действий при совершении хищения имущества. Основная задача участкового уполномоченного в ходе взаимодействия как с представителями администрации, так и с военнослужащими МО России — выяснить законность всех произведенных мероприятий, а также соблюдение установленного федеральными законами порядка изъятия. В случае обнаружения признаков преступления и установления возможной причастности к противоправным действиям лиц, проходящих военную службу, незамедлительно организовать проверку с привлечением сотрудников военной полиции и военного Следственного комитета в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Следующая, также немаловажная задача, стоящая перед участковыми уполномоченными, — это осуществление контроля за легальным оборотом оружия. Граждане, занимающиеся охотой, коллекционированием оружия либо спортивной стрельбой, проживающие на освобожденных территориях, являются владельцами гражданского огнестрельного оружия, выданного органами внутренних дел Республики Украина. В связи с тем, что законодательно установлена обязанность сдачи оружия в органы внутренних дел по месту проживания

для его переоформления в соответствии с законодательством Российской Федерации, участковые уполномоченные во взаимодействии с представителями администрации проводят разъяснительную работу, направленную на выполнение указанной задачи.

Однако основным при исполнении служебных обязанностей на территории новых регионов является сохранение жизни и здоровья гражданского населения, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Выполнением любых правоохранительных задач не может быть оправдано допущение риска наступления непоправимых последствий. В своем выступлении на заседании коллегии МВД России Президент России обратил внимание на то, что «начинать нужно, конечно, с себя в первую очередь, ни в коем случае не допускать каких-то несправедливостей, неточностей, нарушение законных прав наших граждан» [5]. Участковый уполномоченный полиции как наиболее приближенный к гражданам представитель правоохранительных органов основной акцент должен сделать на разъяснительной работе с населением, в ходе которой донести цели и задачи, выполняемые сотрудниками полиции и военнослужащими МО России. Только при таком подходе будут сведены на нет все попытки противника раскачать наше общество изнутри.

Останавливаясь на мерах, необходимых для повышения взаимодействия не только участковых уполномоченных полиции, но и всех сотрудников органов внутренних дел с военнослужащими, считаем целесообразным принятие межведомственного подзаконного нормативного акта о таком виде сотрудничества на уровне МВД России и МО России. Что, несомненно, благоприятно скажется на повышении эффективности в выполнении поставленных перед МВД России задач.

По мнению автора, дальнейшее научное исследование вопросов взаимодействия участковых уполномоченных полиции с субъектами правоохранительной деятельности при несении службы в зоне проведения специальной военной операции необходимо осуществлять с позиции функционального подхода к изучению вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [6], с позиции рассмотрения СВО как особого правового режима в области обеспечения государственной безопасности [8].

1 О военном положении : Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ : в ред. от 1 июля 2017 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

Список литературы:

1. История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. URL: https:// ru.wikiquote.org/wiki/Георг_Гегель (дата обращения: 29.03.2023).

2. Кирюхин В. В. Административно-правовые меры по профилактике правонарушений и охране несовершеннолетних в деятельности полиции дореволюционной России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

3. Кирюхин В. В. Участие граждан в охране общественного порядка: в поисках разумного баланса // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии : IX Балтийский юридический форум : материалы международной научно-практической конференции. Калининград, 2021.

4. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности : учебник : в 2 ч. / С. В. Байгажаков, А. Г. Елагин, В. В. Кирюхин и др. М., 2017.

5. Расширенное заседание коллегии МВД России // Президент России : сайт. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/70744 (дата обращения: 28.03.2023).

6. Редкоус В. М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции

современного российского государства // Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49).

7. Редкоус В. М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2020. № 4.

8. Редкоус В. М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12 (60).

9. Российские регионы перешли на военное положение/ Е. Кузнецова, А. Нараева, Я. Сурин-ская // Ведомости : сайт. URL: https://www. vedomosti.ru/politics/articles/2022/10/20/946444-ros-siiskie-regioni-pereshli-na-voennoe-polozhenie (дата обращения: 29.03.2023).

10. Тарасов А.. «На боевом посту» в годы войны // Еженедельная газета «Петровка 38». 2015. № 14.

11. Чернышев В. В. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2014. № 6 (114).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.