Закон и право. 2022. № 7. С. 74-77. Law and legislation. 2022;(7):74-77.
Научная статья УДК 342
EDN: https://elibrary.ru/MOPIFY NIION: 1997-0063-7/22-382
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-74-77 MOSURED: 77/27-001-2022-7-582
Институт гражданства и вопросы обеспечения национальной безопасности
Олег Николаевич Шубочкин
Академия управления МВД России, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье показаны возможности использования института гражданства в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданство, конституционно-правовое регулирование, административно-правовое регулирование, прием в гражданство в упрощенном порядке, специальная военная операция, гуманитарные цели.
Для цитирования: Шубочкин О.Н. Институт гражданства и вопросы обеспечения национальной безопасности // Закон и право. 2022. № 7. С. 74—77. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-74-77. EDN: https://elibrary.ru/MOPIFY.
Original article
Institute of citizenship and national security issues
Oleg N. Shubochkin
Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article shows the possibilities of using the institute of citizenship in order to ensure the national security of the Russian Federation.
Keywords: citizenship, constitutional and legal regulation, administrative and legal regulation, admission to citizenship in a simplified manner, special military operation, humanitarian purposes.
For citation: Shubochkin O.N. Institute of citizenship and national security issues // Law and legislation. 2022;(7):74—77. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-74-77. EDN: https://elibrary.ru/MOPIFY.
В современных условиях обострения международных отношений в области политики, экономики, безопасности важнейшее значение приобретает поиск правовых средств, которые позволят гарантированно обеспечить безопасность РФ и ее граждан [1; 3]. На первый план выходит обеспечение национальной безопасности как важнейшая функция современного Российского государства [4]. Это затрагивает и миграционные процессы; и здесь большую роль играет деятельность органов внутренних дел РФ. Эти вопросы регулируются, прежде всего, на конституционно-правовом и административно-правовом уровнях.
© Шубочкин О.Н. М., 2022.
Практика показывает, что возрастающую роль в обеспечении национальной безопасности приобретает институт гражданства, дающий уполномоченным органам возможность применять комплекс предусмотренных законодательством правовых средств, позволяющих не только защищать права и свободы человека и гражданина, реализовывать гуманитарные идеалы и ценности, но и на должном уровне обеспечивать национальную безопасность.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (далее — ФЗ о гражданстве) формулирует, что гражданство РФ определяется как устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Вот за-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
щита этой правовой связи в деятельности уполномоченных государственных органов осуществляется, в том числе, и в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Этот вопрос затрагивался в ряде работ Д.Н. Кулишова, В.М. Редкоуса, Ю.Г. Федотовой и иных авторов [8; 7; 9], однако важность данной темы предопределяет необходимость продолжения начатых исследований.
Мы являемся свидетелями активного правового регулирования в данной области.
Так, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в соответствии со ст. 29 ФЗ о гражданстве был принят Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке» (далее — Указ № 183).
Установлено, что граждане Украины, Донецкой Народной Республики (далее — ДНР) или Луганской Народной Республики (далее — ЛНР), постоянно проживающие на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области Украины либо Херсонской области Украины, в том числе ранее имевшие гражданство РФ и оформившие выход из гражданства РФ в установленном порядке, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с ч. 8 ст. 14 ФЗ о гражданстве.
Также установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, недееспособные лица, являющиеся гражданами ДНР, ЛНР или Украины, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с ч. 8 ст. 14 ФЗ о гражданстве.
В соответствующих положениях Указа № 183 определен перечень документов, подаваемых для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, определен процессуальный механизм принятия решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке названных в Указе № 183 категорий физических лиц.
В пункте 3 Указа № 183 устанавливается, что:
а) рассмотрение заявлений о приеме в гражданство РФ, поданных лицами, названными в пунктах 1 и 12 настоящего Указа, и принятие по ним решений осуществляются в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления и представления документов, перечисленных в подп. «б» п. 2 и подп. «б» п. 21 Указа № 183. В случае необходимости уточнения обстоя-
тельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами «а» — «в», «е» ч. 1 ст. 16 ФЗ о гражданстве оснований для отклонения таких заявлений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца;
б) лица, подавшие заявления о приеме в гражданство РФ в соответствии с Указом № 183, и лица, в отношении которых поданы такие заявления, приобретают гражданство РФ со дня принятия в установленном порядке решения о приеме в гражданство РФ.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325) применяется к правоотношениям, возникающим в связи с рассмотрением поданных в соответствии с Указом № 183 заявлений о приеме в гражданство РФ и принятием по ним решений, в части, не урегулированной Указом № 183.
МВД России, МИД России, ФСБ России, ФСВНГ России, высшим органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположены уполномоченные территориальные органы МВД России, предписано:
а) принять меры, направленные на реализацию настоящего Указа № 183;
б) обеспечить условия для принесения лицами, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство РФ в соответствии с Указом № 183, Присяги гражданина РФ, за исключением случаев освобождения от ее принесения, предусмотренных ч. 2 ст. 111 ФЗ о гражданстве.
Это предопределяет важность координации деятельности и взаимодействия названных органов в рассматриваемой сфере [10; 2].
МВД России предписано определить:
а) порядок принятия решений по заявлениям о приеме в гражданство РФ, поданным в соответствии с Указом № 183;
б) порядок выдачи паспорта гражданина РФ лицам, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство РФ в соответствии с Указом № 183.
Таким образом, использование института гражданства в целях обеспечения национальной безопасности связано с: возникновением социально-политической ситуации, в которой реализуются угрозы безопасности личности, обществу и государству, требующие принятия незамедлительных мер в целях защиты прав и свобод человека и гражданина; определением круга лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, для которых устанавливается специальный правовой
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2022
режим [6] приема в гражданство РФ, основанный на положениях Конституции РФ, норм международного права, действующего ФЗ о гражданстве и иных нормативных правовых актов; установлением процессуального механизма принятия решения о приеме в гражданство РФ, как правило, в упрощенном порядке, и его практической реализации; организацией координации деятельности и взаимодействия уполномоченных государственных органов в целях решения вопросов, связанных с приемом в гражданство РФ.
Список источников
1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.В. Виноградова, И. В. Глазунова, В.М. Редкоус [и др.]. Воронеж, 2021. ISBN 978-5-4446-1620-8
2. Публичная власть: система, компетенции / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.В. Виноградова [и др.]. Воронеж, 2021. 237 с.
3. Прудникова Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.А. Прудникова,
B.М. Редкоус, С.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с. ISBN 978-5-238-02297-0
4. Редкоус В.М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного Российского государства / / Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49).
C. 97-100.
5. Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2010. № 8. С. 107-109.
6. Редкоус В.М. Понятие административно -правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и гос-во: теория и практика. 2009. № 12 (60). С. 92-95.
7. Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. Актуальные направления совершенствования административно-правового положения граждан Российской Федерации и его реализации в области обеспечения национальной безопасности // Аграрное и земельное право. 2014. № 12 (120). С. 101-115.
8. Редкоус В.М, Кулишов Д.Н. Особенности правового регулирования института гражданства
Российской Федерации в интересах обеспечения национальной безопасности страны / / Аграрное и земельное право. 2013. № 8 (104). С. 82-96.
9. Федотова Ю.Г. Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства // Lex Russica. 2017. № 7 (128). С. 63-77.
10. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий / Л.К. Айвар, В.В. Бараненков, В.М. Редкоус [и др.]. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 592 с. ISBN 5-699-13827-7
References
1. Administrative and legal regulation in the sphere of economy (modern forms and methods) / E.V. Vinogradova, I.V. Glazunova [and others]. Voronezh, 2021.
2. Prudnikova T.A. Administrative and legal status of executive authorities (on the example of migration services): study settlement for university students studying in the specialty «Jurisprudence» / T.A. Prudnikova, V.M. Redkous, S.A. Akimova. M.: UNITY-DANA, 2017. 139 p. ISBN 978-5-23802297-0
3. Public authority: system, competencies / M.N. Kobzar-Frolova, E.L. Vasyanina, E.V. Vinogradova [and others]. Voronezh, 2021.
4. Redkous V.M. On the issue of ensuring national security as a function of the modern Russian state // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 1 (49).
5. Redkous V.M. Features of administrative and legal support of national security in modern conditions // Law and legislation. 2010. No. 8. Pp. 107-109.
6. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of ensuring national security // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 12 (60).
7. Redkous V.M., Kulishov D.N. Actual directions of improvement of the administrative and legal status of citizens of the Russian Federation and its implementation in the field of ensuring national security // Agrarian and land law. 2014. № 12 (120).
8. Redkous V.M., Kulishov D.N. Features of the legal regulation of the institution of citizenship of the Russian Federation in the interests of ensuring the national security of the country / / Agrarian and land law. 2013. № 8 (104).
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
9. Fedotova Yu.G. Participation of citizens in ensuring the country's defense and state security // Lex Russica. 2017. № 7 (128). Pp. 63-77.
10. FSB of Russia. Legal regulation of the activities of the federal security service to ensure the
national security of the Russian Federation: scientific and practical commentary / L.K. Aivar, V.V. Ba-ranenkov, V.M. Redkous [and others]. Ed. V.N. Usha-kova, I.L. Trunova. M.: Eksmo, 2006. 592 p. ISBN 5-699-13827-7
Информация об авторе
Шубочкин О.Н. — заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Северо-западному округу г. Москвы, адъюнкт
Information about the author
Shubochkin O.N. — deputy head of the department for organization of activities of district police officers and units for juvenile affairs of the internal affairs Directorate for the North-Western District of Moscow, adjunct
Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.
The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. 303 с.
Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.
Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.
Адвокатская этика
им: aiu*
Учебник
LAW & LEGISLATION • 07-2022