Научная статья на тему 'Отдельные аспекты правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации'

Отдельные аспекты правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
безопасность / информационная безопасность / защита информации / правовое обеспечение информационной безопасности / цифровизация / трансформация / угрозы безопасности / военнотехническое сотрудничество / security / Information Security / protection of information / legal support of information security / digitalization / transformation / security threats / military-technical cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Кириллович Дубень

В статье проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности, а также рассмотрены проблемы правового обеспечения информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain aspects of the legal provision of information security in the Russian Federation

The article analyzes the current legislation of the Russian Federation in the field of information security, and also considers the problems of legal support of information security.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации»

Закон и право. 2022. № 7. С. 39-44. Law and legislation. 2022;(7):39-44.

Научная статья УДК 67.404

EDN: https://elibrary.ru/HZZDOY NIION: 1997-0063-7/22-374

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-39-44 MOSURED: 77/27-001-2022-7-574

Отдельные аспекты правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации

Андрей Кириллович Дубень

Институт государства и права Российской академии наук, Москва, Россия, k.duben@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности, а также рассмотрены проблемы правового обеспечения информационной безопасности.

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, защита информации, правовое обеспечение информационной безопасности, цифровизация, трансформация, угрозы безопасности, военно-техническое сотрудничество.

Для цитирования: Дубень А.К. Отдельные аспекты правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 7. С. 39—44. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-39-44. ББЫ: https://elibrary.ru/HZZDOY.

Original article

Certain aspects of the legal provision of information security

in the Russian Federation

Andrey K. Duben

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, k.duben@mail.ru

Abstract. The article analyzes the current legislation of the Russian Federation In the field of Information security, and also considers the problems of legal support of information security.

Keywords: security, Information Security, protection of information, legal support of information security, digitalization, transformation, security threats, military-technical cooperation.

For citation: Duben A.K. Certain aspects of the legal provision of information security in the Russian Federation // Law and legislation. 2022;(7):39—44. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-39-44. EDN: https://elibrary.ru/HZZDOY.

В современном мире в период геополитической нестабильности и мирового кризиса продолжаются процессы цифровиза-ции и развитие информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека [11; 16]. Данные явления детерминированы парадигмой развития информационно-правовых отношений в условиях новых вызовов, угроз и рисков. Несомненно, современный мир переживает период трансформации. Так, увеличение количества центров мирового экономического и политичес-

© Дубень А.К. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 07-2022

кого развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства. В связи с этим одной из современных задач является правовое обеспечение информационной безопасности (далее — ИБ) внутри государства и формирование системы международной информационной безопасности в целом.

Стратегические национальные приоритеты определяют важнейшие направления обеспечения ИБ в России. В настоящее время можно от-

метить тенденцию усиления роли информации как одного из элементов информационной безопасности, который, став одним из важнейших экономических и политических ресурсов, расширяет диапазон возможностей для ее применения в качестве оружия, разрушающего стабильность общественных отношений и влияющего на состояние национальных интересов в информационной среде.

Принятые документы стратегического планирования свидетельствует об укреплении суверенитета государства и усилении его роли на международной арене [2; 3].

В Основах государственной политики РФ в области международной информационной безопасности впервые указывается на необходимость учета национальных интересов страны при реализации в рамках государственной политики совокупности скоординированных мер, направленных на формирование системы ИБ, что представляется невозможным без надлежащего правового обеспечения ИБ.

На сегодняшний день законодатель уделяет пристальное внимание вопросам обеспечения ИБ [9]. Основной причиной является быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, которое, в свою очередь, сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства. С каждым годом увеличивается количество компьютерных атак на российские информационные ресурсы, при этом большая часть таких атак осуществляется с территорий иностранных государств.

Следует отметить, что инициативы России в области обеспечения ИБ встречают противодействие со стороны иностранных государств, стремящихся доминировать в глобальном информационном пространстве.

В связи с этим согласно Указу Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» с 1 января 2025 г. органам и организациям запрещается использовать средства защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные им либо аффилированные с ними [4].

Поэтому следует уделить внимание правовому обеспечению ИБ в сфере военно-техничес-

кого сотрудничества, которое приобретает особую роль одной из движущих констант при сохранении суверенитета и обеспечения национальной безопасности России от внутренних и внешних угроз. Для России военно-техническое сотрудничество (далее — ВТС) играет особую роль, поскольку современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется формированием новых глобальных и региональных центров силы, обострением борьбы между ними за сферы влияния, при этом возрастает значение военной силы как инструмента достижения субъектами международных отношений своих геополитических целей.

ВТС в сфере ИБ позволяет обеспечить национальные интересы при помощи изменения состояния баланса сил в области развития информационных технологий, сдерживания информационных угроз и кибератак со стороны иностранных государств, поддержания стабильности и защищенности информационной среды.

ВТС в сфере ИБ в целом является одним из инструментов для реализации военно-политических и экономических интересов государства. Неразрывная связь военно-политических и экономических аспектов военно-технического сотрудничества обусловлена тем, что, с одной стороны, достигаются внешнеполитические цели по укреплению военно-политических позиций России в области межгосударственных отношений, а, с другой стороны, обеспечиваются экономические интересы государства в сфере внешнеторговой деятельности. Даже в зарубежной литературе отмечается, что «цели внешней политики не могут быть изолированы от экономического контекста», в том числе, если это касается международной продажи оружия [15, р. 26].

Однако в любом случае оба указанных аспекта упираются в единую целевую установку — достижение взаимовыгодного сотрудничества России с зарубежными странами. Именно взаимное достижение позитивных результатов и успешная реализация поставленных задач всеми участниками оборота продукции военного назначения в сфере военно-политического и внешнеторгового взаимодействия являются основой для повышения эффективности военно-технического сотрудничества.

Партнерские и союзнические отношения России с зарубежными странами в сфере оборота продукции военного назначения способствуют защите технологического суверенитета государства [12]. Юридическая наука в качестве од-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

ной из задач ставит формирование такого механизма правового регулирования, который способен обеспечить неуклонное повышение военно-технического статуса России на международной арене. Наличие внутренних и внешних информационных угроз в военной сфере еще более актуализирует потребность в решении данной задачи.

Между тем нельзя не отметить, что самое подробное изложение правовых норм в законодательных актах не способно решить всего многообразия проблем, возникающих в практической деятельности. Несмотря на это, как мы ранее отметили, совершенствование законодательства в сфере военно-технического сотрудничества все же остается одной из приоритетных задач юридической науки с учетом особенностей внешнеторговой деятельности.

Вопросам военно-технического сотрудничества в сфере ИБ в правовой доктрине не уделено должного внимания. Как справедливо отмечается в правовой литературе, «информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности РФ» [7, с. 213]. Комплексный характер ИБ, пронизывающий различные стороны общественного бытия, определяет ее важное теоретическое и практическое значение, в том числе применительно к теме военно-технического сотрудничества.

Само понятие «военно-техническое сотрудничество» прошло длительную эволюцию. Некоторые авторы определяют формулировку данного понятия в качестве «изящного эвфемизма», который заменил собой другое понятие — «поставки вооружения и военной техники иностранным государствам» [8, с.10].

В настоящий момент содержание понятия «военно-техническое сотрудничество» раскрывается в ст. 1 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ (далее — Закон о ВТС) [1].

ВТС представляет собой деятельность в области международных отношений, связанную с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. Таким образом, по смыслу данного определения ВТС осуществляется исключительно в сфере межгосударственного взаимодействия, что свидетельствует о значи-

тельной регулятивной роли общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных соглашений и договоров, в том числе принятых на основе участия России в интеграционных объединениях.

Как можно заметить, центральным понятием в содержании понятия «военно-техническое сотрудничество» является «продукция военного назначения». Данный термин также находит закрепление в ст. 1 Закона о ВТС. Нельзя не обратить внимание на некорректность данного определения, так как согласно ст. 1225 Гражданского кодекса РФ к интеллектуальной собственности относятся сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них. Таким образом, исключительное право термином «интеллектуальная собственность» не охватывается, как это следует из легального определения продукции военного назначения.

На это обстоятельство было обращено внимание Верховным Судом РФ [5, п. 32].

Думается, что подобная неудачная формулировка должна подлежать корректировке со стороны законодателя, так как является пережитком прошлой, недостаточно развитой доктрины права интеллектуальной собственности. Наличие подобных недостатков понятийного аппарата Закона о ВТС еще раз подчеркивает важность законодательного совершенствования, сопутствующего развитию правовой науки. Таким образом, развитие правовой доктрины зачастую требует переосмысления некоторых положений законодательных актов.

Закон о ВТС в ст. 1 содержит конкретный перечень продукции военного назначения. Некоторые объекты из указанного перечня имеют прямое отношение к сфере ИБ: системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; техническая и научно-техническая документация и информация на материальных носителях; стандарты безопасности; результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения; специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления.

Для оценки состояния военно-технического сотрудничества в сфере ИБ нельзя не затронуть вопрос о правовом режиме оборота информации в военно-технической области. Понятие «информация в военно-технической области»

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2022

используется в определении понятия «продукция военного назначения», закрепленного в Законе о ВТС. Однако детально правовой режим информации в военно-технической области в Законе не урегулирован. В данном случае вспоминается прошлый опыт, связанный с исключением информации из ст. 128 ГК РФ об объектах гражданских прав. Несмотря на это, как мы ранее отмечали, некоторые нормы ГК РФ по своему содержанию все же признают информацию объектом гражданского правоотношения.

Подход, предусмотренный в Законе о ВТС, также указывает на возможность информации являться объектом внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества. Так, в качестве продукции военного назначения выделяется научно-техническая информация на материальных носителях. В данном случае используется подход о двойственном характере информации: с одной стороны, информация сама по себе обладает нематериальными (бестелесными) свойствами; с другой стороны, для более эффективной защиты информации и возможности ее использования информация должна быть зафиксирована на материальном носителе.

Анализ российского законодательства позволяет сделать следующие выводы, касающиеся правового режима оборота информации в военно-технической области:

1) наличие жесткого правового режима, предполагающего получение лицензии от Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, а также обязательное вынесение соответствующего решения;

2) оборот информации в зависимости от характера и содержания источника такой информации в некоторых случаях может быть осуществлен лишь при наличии решения Президента Российской Федерации.

В России сформирована достаточно развитая система военно-технического сотрудничества, которая, однако, требует совершенствования в контексте обеспечения национальной безопасности [14, с. 14—19]. Для совершенствования правового регулирования военно-технического сотрудничества в сфере ИБ все еще открытым остается вопрос о более детальном установлении перечня информации, являющейся объектом внешнеторговых сделок с иностранными государствами. Для более эффективного внешнеторгового сотрудничества, укрепления союзнических и партнерских отношений с зарубежными странами следует сформировать предпо-

сылки к заключению соглашений о взаимной защите секретной информации в сфере военно-технического сотрудничества с более подробным описанием перечня такой информации, а также механизма разрешения споров, связанных с нарушением положений указанных соглашений. Укрепление интеграционного взаимодействия России с другими странами в вопросах, касающихся военно-технического сотрудничества в сфере ИБ, является стратегически важным направлением, способствующим укреплению международной ИБ и национальной безопасности самой России.

Таким образом, значение военно-технического сотрудничества в сфере ИБ можно выразить следующим образом:

1) необходимость продвижения специальной техники, отвечающей за защиту информации, а также иных информационных технологий на мировой рынок, их модернизация для повышения эффективности их использования в военных целях;

2) повышение доходной базы федерального бюджета и экономического роста за счет продажи информационной продукции военного назначения;

3) укрепление интеграционных связей с иностранными государствами на основе общих подходов к защите секретной информации в сфере военно-технического сотрудничества;

4) формирование благоприятной информационной среды, исключающей риски использования информации ограниченного доступа в военно-технической области против интересов России.

Исследование показывает, что ВТС в сфере ИБ развивается не только при помощи совершенствования национального законодательства, но и посредством заключения различных соглашений, затрагивающих вопросы взаимной защиты секретной информации, в рамках интеграционных объединений. Большое количество подобных соглашений, обладающих наднациональным статусом, а также наличие разветвленной системы государственных органов и субъектов ВТС (управляющая и управляемая подсистемы), в перечень обязанностей которых входит обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе военно-технического сотрудничества, позволяет сделать вывод об особом внимании государства к состоянию ВТС в сфере ИБ. Все это необходимо учитывать в рамках продолжения в РФ административной ре-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

формы [13, с. 56—59], направленной на всесторонне совершенствование законодательства, а также форм и методов государственного управления во всех сферах государственной и общественной жизни [см., напр., 6; 10].

Список источников

1. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19.07.1998 № 114-ФЗ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW

3. Указ Президента РФ от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области международной информационной безопасности» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Указ Президента РФ от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности РФ» // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/news/68322 (дата обращения: 02.05.2022)

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / Е.В. Виноградова, И. В. Глазунова, А.А. Гришковец, М.Н. Кобзарь-Фролова, В.М. Редкоус [и др.]. Воронеж: Науч. кн., 2021. 256 с. ISBN 978-5-4446-1620-8

7. Военное право: монография: в 3-Х т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). М.: Центр правовых коммуникаций, 2021.

8 Макиенко К. Роль военно-технического сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом // Экспорт обычных вооружений. 1996. № 6.

9. Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения / З.С. Байния-зова, В.В. Трофимов, С.С. Купреев, В.М. Редкоус [и др.]. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2010. 610 с. ISBN 978-589016-615-9

10. Прудникова Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): учеб. пособие / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус, С.А. Акимова.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с. ISBN 978-5238-02297-0

11. Публичная власть: система, компетенции / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.В. Виноградова, В.М. Редкоус [и др.]. Воронеж, 2021. 237 с.

12. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Автореф. дис.....д-ра юрид.

наук. М., 2011.

13. Редкоус В.М. О содержании административной реформы в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Соро-кинские чтения): Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 26 марта 2021 / Под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб.: МПбУ МВД РФ, 2021.

14. Редкоус В.М. Федеральный закон «О безопасности» принят. Проблемы остаются // Закон и право. 2011. № 2.

15. Bothe M., Marauhn T. The arms trade: comparative aspects of law / / Revue belge de droit international. Bruxelles. Vol. XXVI. 1993. № 1.

16. Civil Society of modern Russia: Problems of implementation of constitutional rights and freedoms / A.M. Voronov, M.N. Kobzar-Frolova, V.M. Redkous, A.M. Gogolev / / International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Vol. 7. № S1. DOI 10.35808/ijeba/268

References

1. Federal Law «On Military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign states» dated 07/19/1998 № 114-FZ // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Decree of the President of the Russian Federation № 213 dated 12.04.2021 «On approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of international information security» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

4. Decree of the President of the Russian Federation № 250 dated 01.05.2022 «On additional measures to ensure information security of the Russian Federation» // URL: http://www. kremlin.ru/acts/news/68322 (accessed: 02.05.2022)

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 23.04.2019 № 10 «On the application of Part Four of the Civil

LAW & LEGISLATION • 07-2022

Code of the Russian Federation» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Administrative and legal regulation in the sphere of economy (modern forms and methods) / E.V. Vinogradova, I.V. Glazunova, A.A. Grishko-vets, V.M. Redkous [i dr.]. Voronezh, 2021.

7. Military law: monograph: In 3 vol. / Under the general. ed. A.N. Savenkova, A.V. Kudashkina. T. I: History and theory of military law (with a preface). Moscow: Center for Legal Communications, 2021.

8. Makienko K. The role of military-technical cooperation in relations between East and West / / Export of conventional weapons. 1996. № 6.

9. Legal policy in the field of public law: problems and solutions / V.V. Trofimov, S.S. Kupreev, V.M. Redkous [i dr.]. Tambov: Tambov State University named after. G.R. Derzhavina, 2010. 610 p.

10. Prudnikova T.A. Administrative and legal status of executive authorities. (on the example of migration services): textbook / T.A. Prudnikova, V.M. Redkous, S.A. Akimov. M.: UNITI-DANA, 2017. 139 p.

11. Public authority: system, competencies / M.N. Kobzar-Frolova, E.L. Vasyanina, E.V. Vinogradova, V.M. Redkous [i dr.]. Voronezh, 2021.

12. Redkous V.M. Administrative and legal support of national security in the member states of the Commonwealth of Independent States: Author. ... Dr. jurid. Sciences. Moscow, 2011.

13. Redkous V.M. On the content of administrative reform in the Russian Federation / / Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings): International scientific and practical conference, St. Petersburg, March 26, 2021 / Edited by A.I. Kaplunov. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, 2021. Pp. 56-59.

14. Redkous V.M. The federal law «On Security» was adopted. Problems Remain // Law and legislation. 2011. № 2.

15. Bothe M., Marauhn T. The arms trade: comparative aspects of law // Revue belge de droit international. Bruxelles. Vol. XXVI. 1993. № 1.

16. Civil Society of modern Russia: Problems of implementation of constitutional rights and freedoms / A.M. Voronov, M.N. Kobzar-Frolova, V.M. Redkous, A.M. Gogolev // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Vol. 7. № S1. DOI 10.35808/ijeba/268

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Дубень А.К. — научный сотрудник

Information about the author

Duben А.К. — researcher

Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.