Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2045
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / национальная безопасность / вызовы и угрозы / цифровизация / безопасность в сфере обороны / защита информации / доктрина информационной безопасности. / information security / national security / challenges and threats / digitalization / security in the field of defense / information protection / information security doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубень А.К.

В данной статье описываются проблемы обеспечения информационной безопасности и их решение, а также освещен комплекс практических мер по укреплению информационной безопасности страны. В статье рассматриваются проблемы формирования системы информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности. Информационная безопасность сегодня выглядит одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере адаптаций достижений научно-технического прогресса к нуждам и потребностям общества. Анализируются правовые механизмы соотношения категорий «безопасность», «информационная безопасность», «безопасность в сфере обороны». Показаны принципиальные отличия в понимании категории «информационная безопасность» правовыми доктринами мировых стран-лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY AS AN INTEGRAL PART OF THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article describes the problems of ensuring information security and their solution, as well as highlights a set of practical measures to strengthen the country's information security. The article deals with the problems of forming the information security system of the Russian Federation as an integral element of national security. Information security today looks like one of the priority directions of state policy in the field of adapting the achievements of scientific and technological progress to the needs and needs of society. The legal mechanisms of the correlation of the categories "security", "information security", "security in the field of defense"are analyzed. The fundamental differences in the understanding of the category "information security" by the legal doctrines of the world's leading countries are shown.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

JURIDICAL SCIENCES

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дубень А.К.

Институт государства и права Российской академии наук младший научный сотрудник

INFORMATION SECURITY AS AN INTEGRAL PART OF THE NATIONAL SECURITY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Duben A.

Institute of State and Law Russian Academy of Sciences junior researcher

Аннотация

В данной статье описываются проблемы обеспечения информационной безопасности и их решение, а также освещен комплекс практических мер по укреплению информационной безопасности страны. В статье рассматриваются проблемы формирования системы информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности. Информационная безопасность сегодня выглядит одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере адаптаций достижений научно-технического прогресса к нуждам и потребностям общества. Анализируются правовые механизмы соотношения категорий «безопасность», «информационная безопасность», «безопасность в сфере обороны». Показаны принципиальные отличия в понимании категории «информационная безопасность» правовыми доктринами мировых стран-лидеров.

Abstract

This article describes the problems of ensuring information security and their solution, as well as highlights a set of practical measures to strengthen the country's information security. The article deals with the problems of forming the information security system of the Russian Federation as an integral element of national security. Information security today looks like one of the priority directions of state policy in the field of adapting the achievements of scientific and technological progress to the needs and needs of society. The legal mechanisms of the correlation of the categories "security", "information security", "security in the field of defense"are analyzed. The fundamental differences in the understanding of the category "information security" by the legal doctrines of the world's leading countries are shown.

Ключевые слова: информационная безопасность, национальная безопасность, вызовы и угрозы, цифровизация, безопасность в сфере обороны, защита информации, доктрина информационной безопасности.

Keywords: information security, national security, challenges and threats, digitalization, security in the field of defense, information protection, information security doctrine.

Глобальное информационное общество, новые вызовы и угрозы XXI века приводят к пониманию важности роли правового обеспечения информационной безопасности в целом, информационной безопасности личности, общества и государства. Следует отметить, что информационная безопасность основана на национальных интересах государства, таким образом, национальная безопасность представляют собой безопасность народа проживающих на данной территории государства. На сегодняшний день обеспечение информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов уделено пристальное внимание.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Совета Безопасности (26 марта 2021 г.) особо подчеркнуто: «Новые технологические решения порождают новые риски. Мы видим, что глобальное цифровое пространство нередко

становится площадкой для жёсткого информационного противоборства, для нечестной конкуренции и кибератак. ... Важно сохранить преемственность нашего стратегического курса на предотвращение конфликтов в информационном пространстве» [1].

Вместе с тем, главой государство отмечено, что Российская Федерация, открыта для диалога и конструктивного взаимодействия со всеми государствами мира, причём как в двустороннем формате, так и на площадках международных структур и форумов [2, c.12]. Считаем, что информационная безопасность должна строиться посредством норм международного права, которое в свою очередь определяют обязательства пред государствами в области защиты информационных прав и свобод. Данная проблематика была ранее отмечена А.А. Те-деевым, так отсутствие на должном уровне международно-правовых норм регулирующие вопросы

информационной безопасности способствуют появлению политических коллизий при формировании глобальных компьютерных сетей и нестабильности системы международных отношений [3, с. 20-21].

Дефиниция «информационная безопасность» в отечественном законодательстве является одно из базовых понятий информационного права. Одной из основных проблем является всесторонне нормативное закрепление определения «информационная безопасность» ввиду существования различных аспектов рассмотрения вышеуказанного понятия. Стоит отметить, что понятие «информационная безопасность» рассматривают с технической, философской, социологической, политической точек зрения.

Анализируя юридический подход необходимо особо выделить Доктрину информационной безопасности в которой исследуемая подотрасль рассматривается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства». Содержание понятия определяет приоритетные направления государственной политики в области информационной безопасности: совершенствования правовых механизмов регулирования правовых отношений в информационной сфере [4].

Проблемы места информационной безопасности в системе национальной безопасности нашли отражение в трудах И.А. Лазарева, А.А. Николаева, Т.А. Поляковой и многих других [5].

В научном сообществе не выработано единого подхода к данному определению. По мнению ученого В.Н. Лопатина, информационная безопасность неразрывно связана развитием средств информационных коммуникаций, которые обеспечивают обмен данными. По его мнению, под данным термином следует понимать состояние защищенности, интересов как личности и общества, так и государства от воздействия вредной информации [6, с. 474].

Особый интерес вызывает позиция А.А. Стрельцова, который рассматривает исследуемый институт как явление, которое формируется за счет различных потребной государства в информационной сфере и функций по реализации вышеуказанных потребностей [7, с. 16].

Следует согласиться с позицией Т.В. Закупень, так «информационная безопасность скорее социальное, нежели чисто техническое явление. Ее нельзя отождествлять с применением специальных технических средств и методов для защиты информации от несанкционированного доступа, похищения, уничтожения и т.д.» [8, с. 28]. Краткое, но при этом достаточно емкое определение информационной безопасности личности дает С.В. Иванов: «состояние высокой степени защищенности личности,

при котором гарантируется реализация ее прав и свобод в информационной сфере и максимально снижен риск негативного воздействия на нее внутренних и внешних угроз» [9, с. 50].

Распространенным в науке информационного права является дефиниция информационной безопасности М.В. Арсеньева: «информационная безопасность - снятие информационной неопределенности относительно объективно и субъективно существующих реальных и потенциальных угроз за счет контроля над мировым информационным пространством и наличие возможностей, условий и средств для отражения этих угроз, что в совокупности определяют степень информационной безопасности субъекта информационного права» [10, с. 50]. Схожей точки зрения придерживается ученый-правовед Д.А. Ловцов, который считает, что информационная безопасность имеет определенное свойство для объекта либо субъекта информационного права, которое определяет уровень защищенности в качественной информации для дальнейшего функционирования и развития [11, с. 53].

Противоположная точка зрения у А.Д. Урсул, который рассматривает исследуемое понятие как состояние защищенности в информационной среде по отношению к внутренним и внешним угрозам [12, с. 7].

Точное и полное определение дает профессор Т.А. Полякова, в диссертационном исследование информационную безопасность рассматривает как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [13].

Представленные взгляды ученых определяют специфику и место исследуемой подотрасли в информационном праве, считаем, что рассмотренная дефиниция с различных точек зрения имеет важную роль в развитии информационного законодательства и в дальнейшем совершенствовании основополагающих положений относительно рассматриваемого термина.

Информационная безопасность как подотрасль информационного права в современных условиях приобретает все большую значимость. На наш взгляд, выявленные проблемы в сфере информационной безопасности возможно решить только за счет скоординированных правовых, информационных, социальных, экономических, политических, организационных и военных мер.

На сегодняшний день правовое регулирование информационной безопасности в сфере обороны осуществляется совокупностью норм законодательства Российской Федерации в основе которых лежат нормативно-правовые акты стратегического значения, к примеру: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации 2 июля

2021 № 400; Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646 и

др. [14].

Особенно актуальными как в теоретическом, так и в практическом отношении являются вопросы обеспечения информационной безопасности в области обороны страны. Согласно действующему концептуальному документу Министерства обороны Российской Федерации действия в информационном пространстве Вооруженные Силы осуществляют в соответствии с нормами и принципами российского законодательства, а также с общепризнанными нормами и принципами международного права [15].

Неслучайно, вопросы обеспечения информационной безопасности в области обороны страны все более актуальны в системе национальной безопасности России, отечественный законодатель оперативно реагирует на вызовы и угрозы, возникающие в этой области. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одной из основных задач по обеспечению информационной безопасности является укрепление и совершенствования информационной инфраструктуры в Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники» [16].

Состояние информационной безопасности в области обороны сопровождается увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство. Вместе с тем, несмотря на снижение вероятности развязывания крупномасштабных войн, на этом направлении военные опасности для страны усиливаются.

Исходя из анализа документов стратегического планирования к внутренним угрозам информационной безопасности в сфере обороны отнесены: нарушение правил по сбору, обработки, хранению информации, находящейся в воинских формированиях и органов военного управления; ненадежное функционирование информационно-телекоммуникационных систем специального назначения; незащищённость персональных данных военнослужащих и лиц, проходящих военную службу; отсутствие надлежащей защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса. Вместе с тем, к внешним угрозам, представляющую наибольшую опасность для информационной безопасности военной организации относятся: разведывательная деятельность иностранных государств на территории Российской Федерации; информационно-техническое воздействие, в т.ч. кибероружие; деятельность политических и экономических организаций, направленных против интересов Российской Федерации в сфере

обороны. В связи с этим, ведущие государства при решении проблем обеспечения собственной кибер-безопасности в военной сфере все больше внимания уделают развитию средств защиты национальных информационных ресурсов специального назначения, а также способам беспрепятственного влияния на информационное пространство других стран.

Таким образом, в числе главных направлений совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в области обороны отнесены:

- стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий;

- совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства;

- прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженным Силам в информационной сфере [17].

Вместе с тем одним из основных угроз негативных факторов информационной безопасности с развитием автономных систем вооружения является: нарушение военно-стратегического баланса и формирование глобального военного превосходства отдельных стран; стимулирование гонки вооружений; недостаток транспарантности в этой области, рост подозрений и напряженности в международных отношениях; неоправданное и неконтролируемое распространение и использование автономных систем вооружения, в том числе террористическими организациями; нарастание угроз в области информационной безопасности; милитаризация научно-технических исследований; отсутствие единых правовых основ применения и игнорирование существующих норм международного права [18].

С учетом отсутствия согласованной системы международной информационной безопасности необходимо взять во внимание опыт зарубежных партнеров по защите информационной безопасности в военной организации государства. В частности, Военная стратегия Китая определяет следующие меры: увеличение возможностей наблюдения за состоянием безопасности; возможность обеспечения кибербезопасности; усиление возможности по предотвращению и контролю киберпреступных деяний; обеспечение защиты национальной сетевой и информационной безопасности [19]. Исходя из анализа данного документ следует сделать вывод о том, что в последнее время национальная политика государства предполагает применение специальных информационных систем в целях обеспечения информационной безопасности государства на основе комплексного использования военных, политических и экономических мер.

На сегодняшний день информационная безопасность в российском законодательстве проявля-

ется не только как самостоятельный вид безопасности, но и как аспект военного обеспечения национальной безопасности страны. Рассматриваемые новые вызовы и угрозы возникают в результате увеличения количества центров мирового экономического и политического развития, укрепления позиций глобальных и региональных стран-лидеров. В связи с этим информационная безопасность страны способствует дальнейшему повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического и военного потенциала, необходимого для укрепления ее роли как одного из влиятельных центров современного мира.

Список литературы

1. Заседание Совета Безопасности // Сайт Президента РФ. Новости, выступления и стенограммы. 26 марта 2021 г. (http://www.kremlin.ru/events/president/news/65231) (дата обращения: 28.08.2021).

2. Бутрим И.И., Дубень А.К. Законодательство и нормативные правовые акты по борьбе с коррупцией в Российской Федерации: сб. / И.И. Бутрим, А.К. Дубень. Москва: ИГП РАН, 2021. 523 c.

3. Тедеев А.А. Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей: автореферат дис. .доктора юридических наук: 12.00.14. / Московский государственный университет. М. 2007. 507 c.

4. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

5. Брандман Э.М. Глобализация и информационная безопасность общества. - М.: Изд-во ГПиБ России, 2007; Вербенко Б.В. Информационная безопасность России в контексте современного политического процесса: сущность, проблемы обеспечения. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2005; Нанадзе И. Информационная безопасность в период политической модернизации // Обозреватель.

- 2007. - №7; Николаев А.А. Информационная безопасность России в условиях социальной трансформации. Автореф. дис ... канд. полит. наук. - М., 2007; Полякова Т.А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества в России. - М.: РПА Министерства юстиции России, 2007; Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.

- М.: Академический проект, 2005; Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология. - М.: Изд-во Московского городского центра научно-технической информации, 2002; Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. - СПб.: Фонд Университет, 2000; Информационная безопасность России / Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев и др. - М.: Экзамен, 2003.

6. Лопатин В.Н. Информационное право: Учебник. СПб: Юридический центр Пресс, 2005. 789 c.

7. Стрельцов А.А. Содержание понятия «обеспечение информационной безопасности» // Информационное общество. 2001. № 4. С. 10-16.

8. Закупень Т.В. Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ // Информационные ресурсы России. - 2009. - № 4.

9. Иванов С.В. Правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации // Вестник Екатерининского института. - 2014. - №1 (25). - С. 50-56.

10. Арсентьев М.В. К вопросу о понятии «информационная безопасность» // Информационное общество. 1997. № 4. С. 50-52.

11. Ловцов Д.А. Лингвистическое обеспечение правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. 2015. № 2. С. 52-54.

12. Урсул А.Д. Информационная стратегия и безопасность в условиях устойчивого развития // Организация и методика информационной работы. 1996. № 1. С. 5-10.

13. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России. Автореф. дис. ...докт. юрид. наук: 12.00.14. Москва, 2008.

14. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 гола № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. 11.06.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_90251/ (дата обращения: 12.09.2021); Федеральный закон от 31 мая 1996 гола № 61 -ФЗ «Об обороне» (в ред. 11.06.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/ (дата обращения: 12.09.2021); Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и защите информации» (в ред. 02.07.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 12.09.2021); Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/ (дата обращения: 12.09.2021); Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением зашиты государственной тайны» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.09.2021) и др.

15. Концептуальные взгляды на деятельность Вооружённых Сил в информационном пространстве // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

16. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 1. Ст. 316.

17. Концептуальные взгляды на деятельность Вооружённых Сил в информационном пространстве // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.09.2021).

18. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. №

Пр-2976 // Российская газета. 2014. № 298. (дата обращения: 06.09.2021).

19. Военная стратегия Китая: Девятая «Белая книга» / пер. Шишкиной Н.Н. // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). (https ://rusrand.ru/events/voennaj a-strategij a-kitaj a-devjataja-belaja-kniga) (дата обращения: 06.09.2021).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

Потапов Д.В.

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия старший преподаватель кафедры гражданского права

кандидат юридических наук Потапова Л.В. Крымский юридический институт (филиал) Университет прокуратуры Российской Федерации доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин кандидат исторических наук, доцент, советник юстиции

PROBLEMATIC ISSUES OF PROTECTING THE LABOR RIGHTS OF REMOTE WORKERS

Potapov D.,

Crimean Branch of the Russian State University of Justice Senior Lecturer of the Department of Civil Law PhD in Jurisprudence Potapova L. Crimean Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines PhD in History, adviser of justice

Аннотация

В данной статье рассматривается правовое регулирование трудовых правоотношений между работодателями и работниками, выполняющими трудовую функцию дистанционно; определены некоторые проблемы трудового законодательства, затрудняющие соблюдение законных интересов всех участников трудовых отношений. Механизмы дистанционной работы быстро расширяются, но с учетом очевидных рисков для условий труда необходимо срочно разработать регулирование с помощью законодательства и социального диалога, с тем, чтобы эти механизмы работы улучшали доступ к достойной работе, а не ухудшали ее. В качестве гражданско-правовой защиты трудовых прав дистанционных работников предложены направления развития трудового законодательства.

Abstract

This article examines the legal regulation of labor relations between employers and employees who perform the labor function remotely; some problems of labor legislation that make it difficult to observe the legitimate interests of all participants in labor relations are identified. Distance work mechanisms are expanding rapidly, but given the obvious risks to working conditions, regulation through legislation and social dialogue is urgently needed so that these work mechanisms improve access to decent work, rather than worsen it. As a civil protection of the labor rights of remote workers, the directions of development of labor legislation are proposed.

Ключевые слова: дистанционная работа, трудовая функция, трудовые права, удаленная работа, надомный труд.

Keywords: remote work, labor function, labor rights, remote work, home-based work.

Рост информатизации, внедрение информационных технологий, использование ресурсов Интернета, появление информационного общества, привели к увеличению числа специалистов, способных работать в рамках удаленного рабочего места и гибкого временного графика. Сегодня для большинства данных специалистов не является единствен-

ной занятостью трудовое место, определенное работодателем. В связи со сложившейся ситуацией в экономике в стране, проблемой транспорта «не модификацией субъектов» [1, с. 42], сложно таким людям найти постоянное место работы с достойной оплатой, премиальными выплатами и пр. В связи с чем, и стал популярен труд дистанционно (дистанционная работа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.