УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10571
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
Руслан Баширович ГАНДАЛОЕВ, старший научный сотрудник Научного исследовательского сектора Ингушского государственного университета, докторант кафедры национальных федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат политических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дается общая характеристика основных положений и принципов информационной безопасности Российской Федерации. Автор основывается на Доктрине информационной безопасности, ее значении и определении приоритетных направлений совершенствования правового регулирования в информационной сфере.
Ключевые слова: национальная безопасность, информационная сфера; информационная безопасность, Доктрина информационной безопасности.
Annotation. The article gives a general description of the main provisions and principles of information security of the Russian Federation, based on the Doctrine of information security, its knowledge and definition of priority directions for improving legal regulation in the information sphere.
Keywords: national security, information sphere; information security, the Doctrine of information security.
Решению проблем обеспечения безопасности на теоретическом, практическом, законодательном, организационном, бытовом и всех иных уровнях посвящена деятельность человечества на протяжении всей истории его существования, поскольку потребность в безопасности является одной их самых важных жизненных потребностей во всем живом мире.
В настоящее время при всем многообразии успехов в науке, технике, промышленности и иных сферах, когда весь мир восхищается образцами отечественного высокоэффективного, высокоточного оружия, вооружения и военной техники, ситуацию с обеспечением информационной безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности пока трудно назвать идеальной, что предусматривает проведение анализа.
Информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности
личности, общества и государства. Их эффективное применение является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества1.
Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
Современное эффективное развитие России невозможно без интеграции в глобальное информационное общество. Информационное общество, по мнению специалистов, это «специ-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
фическая форма социальной организации, в которой новые технологии генерирования, обработки и передачи информации стали фундаментальными источниками производительности и власти»2.
Происходящие в мире процессы интеграции и унификации заметно влияют на информационные взаимосвязи. Под воздействием глобализации информационные потоки выходят за рамки национальных и интегрируются в мировое информационное пространство, чему в значительной степени способствует совершенствование в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов использования космического пространства для передачи информации3.
В современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий резко возрастает значение обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
В свою очередь, информационная сфера представляет собой совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-коммуникационной сети Интернет, сетей связи, ин-форма-ционных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений4.
Незащищенность интересов граждан, общества и государства в информационной сфере является самостоятельной угрозой безопасности Российской Федерации.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства5.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Возрастает влияние информационных технологий и информационных ресурсов на состояние экономической сферы. Увеличивается зависимость объектов этой сферы от полноты и достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, защищенности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Обороноспособность и безопасность государства находятся в прямой зависимости от качества добываемой информации, уровня информационных технологий, защищенности систем обработки информации и связи, используемых органами разведки, контрразведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и оружием.
Являясь самостоятельной составляющей национальной безопасности, информационная безопасность в то же время оказывает непосредственное влияние на защищенность интересов Российской Федерации в экономической, международной, общественной, федеральной, оборонной и других сферах жизни общества.
Правовые основы информационной безопасности содержатся прежде всего в Конституции Российской Федерации6. Однако основные принципы и подходы к правовому обеспечению информационной сферы определяются в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
На наш взгляд, весьма важным является вопрос о статусе и значимости указанного документа. В юридической литературе отмечается, что в качестве средств правового регулирования используются как писаные, так и неписаные формы права. В последнем случае в числе неписаных форм права подразумевается и правовая доктрина7. Более того, исследователи отмечают первичный характер (по юридической силе) доктрины по сравнению с другими источниками права. При этом завершенность данному источнику придает длительный интеллектуально-воле-вой и целенаправленный характер приобретения качеств общепринятости в научной и профессиональной юридической среде при регулировании общественных отношений.
Нельзя не согласиться с утверждением о том, что признанность юридической доктрины государством обеспечивает воплощение образующих ее теоретических конструкций в юридическую составляющую государственной политики, в текущее законодательство, в нормативное и казуальное легальное толкование норм права. Вполне объективное влияние на юридическую докт-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
рину в стране оказывают политико-правовой режим, государственная идеология, социокультурные и правовые традиции социума, его духовная и правовая культура, объективный уровень развития науки, в том числе юри-дической. Поэтому юридическая доктрина, обладая свойством правового воздействия на общественные отношения, сама является результатом воздействующего влияния целого ряда факторов, условий и обстоятельств8.
В нашем государстве имеется достаточно большой опыт принятия официальных программных документов, имеющих в своем названии слово «доктрина» и обладающих юридическим значением. Среди таких документов, в частности, можно указать Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
В частности, как следует из текста документа, доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере. Кроме того, она служит основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.
Думается, что указанная доктрина не выступает в качестве некой системы взглядов, а является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в информационной области. Следовательно, данный документ имеет самостоятельное юридическое значение и является непосредственным регулятором общественных отношений в рассматриваемой сфере.
В доктрине сделан акцент на следующие основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования инфор-
мации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;
г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;
д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильно-сти, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
В Доктрине отмечается, что государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации осуществляет:
■ обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
■ оценку состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;
■ планирование, проведение и оценку эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;
■ организацию деятельности и координацию взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, совершенствование их правового, организационного, оперативно-розыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;
■ выработку и реализацию мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере9. Примечательно, что соблюдение указанных принципов предполагает выполнение ряда правил.
Во-первых, соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.
Во-вторых, соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.
Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включает мероприятия по информатизации правовой сферы в целом10.
В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.
1 Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2016
2 Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 29.
3 Загузов Г.В. Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 44.
4 Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»...
5 Там же.
6 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // http:// www.constitution.ru/
7 Кирилловых A.A. Правовая доктрина и доктринальность в праве: к вопросу об источниках правового регулирования // Законодательство и экономика. 2015. № 8. С. 29.
8 Там же. С. 30.
9 Современные проблемы и задачи обеспечения информационной безопасности / Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «СИБ — 2016». 2016.
10 Алексеева Е.В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере // Ленингр. юрид. журнал. 2016. № 4 (46). С. 97—103.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // http://www.constitution.ru/
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) http://www.pravo.gov.ru
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru
4. Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // http:// www.pravo.gov.ru, 06.12.2016
Монографии и статьи
5. Алексеева Е.В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как
ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере // Ленингр. юрид. журнал. 2016. № 4 (46). С. 97—103.
6. Загузов Г.В. Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 5.
7. КастелъсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
8. Кирилловых А.А. Правовая доктрина и док-тринальность в праве: к вопросу об источниках правового регулирования // Законодательство и экономика. 2015. № 8.
9. Современные проблемы и задачи обеспечения информационной безопасности / Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «СИБ — 2016». 2016.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Законодательная техника
Эриашвили Н.Д., Чухвичев Д.В., Червонюк В.И. Законодательная техника. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 495 с.
ISBN 978-5-238-03289-4
Раскрываются основные теоретические и практические вопросы, связанные с законодательным регулированием, процессом создания, изменения и отмены нормативных правовых актов, дается характеристика системы законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются основные правила законотворческой деятельности, научные концепции, связанные с законодательной техникой, способы, приемы и правила, применяемые при создании и принятии нормативных правовых актов, а также методология кодификации имеющегося законодательства. Характеризуются некоторые наиболее существенные проблемы законодательного регулирования в современной России.
Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, а также сотрудников законодательных органов и органов исполнительной власти, занятых в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020