Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
военное положение / общественный порядок / охрана общественного порядка / добровольная народная дружина / партисипативность / меры административного принуждения / народное ополчение (милиция) / martial law / public order / protection of public order / voluntary people’s militia / participativeness / measures of administrative coercion / people’s militia (militia).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. М. Кононов

актуальность и значимость рассматриваемых в статье вопросов обусловлены потребностью научного осмысления проблем и выработки рекомендаций, направленных на совершенствование правовой основы привлечения граждан и общественных объединений правоохранительной направленности к охране общественного порядка, задача усиления которой в условиях военного положения является одной из первоочередных. Действующее российское законодательство не наделяет членов добровольных народных дружин полномочиями по применению к правонарушителям мер административного принуждения, что фактически делает невозможным использовать потенциал населения в усилении общественного порядка на территориях, где введено военное положение. В целях повышения эффективности добровольных народных дружин в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в условиях военного положения предлагается наделить народных дружинников правом применять отдельные меры административного принуждения. Для расширения возможностей привлечения населения к обеспечению режима военного положения предлагается создать законодательную основу для создания специальных военизированных гражданских формирований – народного ополчения (милиции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE INVOLVEMENT OF CITIZENS AND PUBLIC ASSOCIATIONS OF LAW ENFORCEMENT ORIENTATION TO THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER UNDER MARTIAL LAW

the relevance and significance of the issues considered in the article are due to the need for scientific understanding of the problems and the development of recommendations aimed at improving the legal basis for attracting citizens and public associations of law enforcement orientation to the protection of public order, the task of strengthening which in the conditions of martial law is one of the priorities. The current Russian legislation does not give members of voluntary people’s squads the authority to apply administrative coercion measures to offenders, which in fact makes it impossible to use the potential of the population in strengthening public order in territories where martial law has been imposed. In order to increase the effectiveness of voluntary people’s squads in ensuring public order and public safety under martial law, it is proposed to give people’s squads the right to apply certain measures of administrative coercion. In order to expand the possibilities of involving the population in ensuring the martial law regime, it is proposed to create a legislative basis for the creation of special paramilitary civilian formations – the people’s militia (militia).

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

А. М. Кононов, A. M. Kononov,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor,

главный научный сотрудник НИЦ Chief Researcher of SIC Academy Академии управления МВД России, ofManagement of the Ministry заслуженный юрист РФ of Internal Affairs of Russia,

Honored Lawyer of the Russian

Federation

a.kononov@bk.ru

DOI:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

£

g Аннотация: актуальность и значимость рассматриваемых в статье вопросов

^ обусловлены потребностью научного осмысления проблем и выработки рекомендаций,

р. направленных на совершенствование правовой основы привлечения граждан и обще-

2 ственных объединений правоохранительной направленности к охране общественного

0 порядка, задача усиления которой в условиях военного положения является одной 00

1

из первоочередных. Действующее российское законодательство не наделяет членов добровольных народных дружин полномочиями по применению к правонарушителям мер административного принуждения, что фактически делает невозможным использовать потенциал населения в усилении общественного порядка на территориях, Ж где введено военное положение. В целях повышения эффективности добровольных на-fE родных дружин в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в условиях военного положения предлагается наделить народных дружинников правом О применять отдельные меры административного принуждения. Для расширения воз-^ можностей привлечения населения к обеспечению режима военного положения предлагается создать законодательную основу для создания специальных военизированных § гражданских формирований - народного ополчения (милиции).

® Ключевые слова: военное положение, общественный порядок, охрана обще-

ственного порядка, добровольная народная дружина, партисипативность, меры административного принуждения, народное ополчение (милиция).

104

— TOPICAL ISSUES OF ADMINISTRATIVE

Г0 AND LEGAL REGULATION OF THE INVOLVEMENT

^ OF CITIZENS AND PUBLIC ASSOCIATIONS

M OF LAW ENFORCEMENT ORIENTATION

CV TO THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

UNDER MARTIAL LAW

Abstract: the relevance and .significance of the issues considered in the article are due to the need for scientific understanding of the problems and the development

of recommendations aimed at improving the legal basis for attracting citizens and public 5

associations of law enforcement orientation to the protection of public order, the task |

of strengthening which in the conditions of martial law is one of the priorities. The current p

Russian legislation does not give members of voluntary people's squads the authority J 3

to apply administrative coercion measures to offenders, which in fact makes it impossible g J

to use the potential of the population in strengthening public order in territories where J p

martial law has been imposed. In order to increase the effectiveness of voluntary people's ^jS

squads in ensuring public order and public safety under martial law, it is proposed to give T U

I I

ΠI

g -S

IT £ 3

formations - the people's militia (militia). g

e J

militia, participativeness, measures of administrative coercion, people's militia (militia). g g

q §

3 3

* j

people's squads the right to apply certain measures of administrative coercion. In order to expand the possibilities of involving the population in ensuring the martial law regime, it is proposed to create a legislative basis for the creation of special paramilitary civilian nations - the people's militia (militia). Keywords: martial law, public order, protection of public order, voluntary people's

Ведение 20 октября 2022 г. военного положения на территориях Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской и Херсонской областей поставило .Ц | нас перед новой реальностью [1]. дЦ

5 Р

s

s q n s

В соответствии с Федеральным конституционным законом | §

от 30 января 2002 г. .№ 1-ФКЗ «О военном положении» режим военного 1 |

положения включает в себя комплекс экономических, политических, | §

административных, военных и иных мер, направленных на созда- |

ние условии для отражения или предотвращения агрессии против ю |

Российской Федерации [2]. ||

Военное положение признается особым административно-право- | вым режимом. Его специфика, правовые основы, задачи и полномочия

субъектов его обеспечения неоднократно в разных аспектах стано- | |

вились предметом научного исследования. При этом большинством д §

авторов абсолютно обоснованно подчеркивалось, что одна из первых § §

и важнейших мер, осуществляемых на территории, на которой вве- £ I

дено военное положение, - усиление охраны общественного порядка | | и обеспечения общественной безопасности [3-11 и др.].

Анализ законодательства о военном положении позволяет отме- 105

тить, что решение этой задачи возлагается прежде всего на федераль- ^

ные органы исполнительной власти, а в случае если на территории, § где введено военное положение, ведутся военные действия, то ее ре

ализация может быть возложена на органы военного управления. § К охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях военного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

X

В научной и учебной литературе имеется разнообразные определения общественного порядка и его охраны [см., напр.: 12, с. 9; 13, с. 1-15; 14, с. 127-131; 15, с. 37-40; 16, с. 45-49]. Не погружаясь в полемику по поводу «широкого» и «узкого» толкования указанных категорий, допущу в качестве обобщающего и универсального понимания охраны общественного порядка как деятельности (реализации системы правовых и организационных мер) по поддержанию обстановки общественного спокойствия и общественной безопасности, непосредственной защите жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, чести и достоинства людей, интересов общества и государства от противоправных посягательств, осуществляемой в публичных местах.

Охрана общественного порядка осуществляется в формах наблюдения, контроля за соблюдением гражданами норм поведения „о в публичных местах, регулирования их поведения в целях предупреждения правонарушений, недопущения вредных последствий в случае угрозы личной и общественной безопасности, а также применения № мер воздействия к нарушителям общественного порядка: пресечения § противоправных действий и привлечения виновных к ответствен-§ ности. Именно поэтому с прикладной, «полицейской», точки зрения 2 охрана общественного порядка представляет собой осуществляемую в публичных местах деятельность по контролю за соблюдением людь-— ми норм поведения, предупреждению и пресечению правонарушении, § посягающих на неприкосновенность личности, интересы общества § и государства, привлечению правонарушителей к административной или уголовной ответственности [17, с. 47-51].

В целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на территории, где введено военное положение, на ос-

00 -I—Г

о новании указов Президента РФ могут применяться иные меры, пред-^ усмотренные п. 2 ст. 7 ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ. Эти меры С направлены на усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Они заключаются в дополнительно 106 временно вводимых ограничениях прав и свобод граждан Российской ^ Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства организа-(V ций и их должностных лиц, возложения на них дополнительных ® обязанностей.

^ Одновременно на территории, на которой введено военное положение, «расширяется» полицейское присутствие. Сотрудники органов внутренних дел (полиции), Росгвардии, иных правоохранительных органов, участвующие в осуществлении режима военного положения, в соответствии с законом и на основании указов Президента России

§ С

решение данной задачи, задействование необходимых резервов.

В этих условиях важную роль в усилении охраны обществен- 3 |

могут быть наделены дополнительными полномочиями по примене- Ю

33

нию мер принуждения. р

Реализация комплекса мер, направленных на усиление охраны а 1

общественного порядка в условиях военного положения, требует § |

увеличения сил и финансовых средств в органах, обеспечивающих § °

§ £

I I

ного порядка может и должно сыграть население территорий, где § о введено военное положение. Пунктом 1 ч. 3 ст. 18 ФКЗ от 30 янва- |'||

ря 2002 г. № 1-ФКЗ устанавливается, что граждане, находящиеся |

§

на территории, на которой введено военное положение, не только § .-а

обязаны соблюдать нормы законодательства по вопросам военного § §

положения и выполнять требования федеральных органов ис- 1 §

полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов § д

Российской Федерации, органов военного управления, обеспечива- Ц |

§ а

ющих режим военного положения, и их должностных лиц, но и ока- § §

зывать содействие таким органам и лицам, вступать в специальные § |

формирования. § -I

Упоминание о специальных формированиях содержится также 1 §

в ст. 22 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», 1 |

в которой раскрывается сущность территориальной обороны, задачи | §

применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, ц

воинских формирований, органов и создаваемых на военное время ю I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специальных формирований. § §

Названные законы не раскрывают понятие «специальные форми- | §

1 о

рования», не определяют формы участия граждан в охране обществен- § §

ного порядка и обеспечении общественной безопасности в условиях | £

военного положения. Вместе с тем нельзя не отметить, что на под- д §

законном уровне определенная правовая регламентация указанных § ^

вопросов все же имеется, однако отнесена она к информации ограни- | |

ченного доступа, в связи с чем сейчас в условиях реального обеспе- | | чения режима военного положения встает вопрос о целесообразности

и обоснованности ограничения доступа к такой информации. 107

Несомненно, что вопросы участия граждан в охране обществен- 3

ного порядка на территории, на которой введено военное положение, §

требует дополнительного правового регулирования, поскольку содер- §

жание этой деятельности и условия, в которой она осуществляется, § существенно отличаются от таковых в «мирное» время.

Сегодня один из основных законодательных актов, регулирующих основание и порядок привлечения граждан и общественных объединений к охране общественного порядка, это Федеральный закон

от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [18].

Этим законом предусмотрены четыре формы участия: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие в поиске лиц, пропавших без вести, внештатного сотрудничества с полицией, участие в деятельности объединений правоохранительной направленности (добровольные народные дружины и др.).

Несмотря на некоторое содержательное отличие этих форм, общим для понимания пределов прав граждан, участвующих в охране общественного порядка, является содействие (например, информирование) и участие (а по сути - присутствие) в исполнении полномочий сотрудниками органов внутренних дел (полиции). Какими-либо самостоятельными правами по применению мер административного „о принуждения к правонарушителям они законом не наделены, кроме применения физической силы для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой а обороны или крайней необходимости.

§ Такой подход - не столько следствие опасений со стороны законо-§ дателя в возможном злоупотреблении дружинниками полномочиями, 2 связанными с применением мер принуждения, сколько в реализу-^ емой в нашей стране модели публичного управления. Дело в том, — что характеристики партисипативности1 как меры, способа и формы § вовлечения населения в управление делами государства и обще-5 ства применительно к участию в охране общественного порядка во § многом корреспондируется с принципами построения этой модели. ^ Это хорошо заметно при сравнительном анализе прав, направлений деятельности народных дружин в СССР и Российской Федерации [19]. о Примерное положение о добровольных народных дружинах по ох-^ ране общественного порядка, одобренное Постановлением ЦК КПСС С и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379, предусматривало, что народные дружинники имеют право требовать от граждан соблю-108 дения установленного общественного порядка и прекращения право-^ нарушений; составлять в отсутствие работников милиции протокол СЧ о правонарушении; требовать от нарушителей общественного порядка ® и водителей, нарушающих правила дорожного движения, предъявле-^ ния документов; доставлять в милицию или в штаб добровольной народной дружины правонарушителей; при пресечении правонарушений

1 Суть теории партисипативности применительно к публичному управлению заключается в раскрытии потенциала гражданской активности как можно большего числа членов общества, вовлекаемых в процесс выработки, принятия и реализации решений органов государственной власти и местного самоуправления на основе взаимного доверия и ответственности.

ь

изымать у нарушителей орудия их совершения; в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства (кроме специ- | альных и дипломатических автомобилей) для доставления в лечебные а 1 учреждения лиц, находящихся в общественных местах в беспомощном § | состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или § ° правонарушений и нуждающихся в связи с этим в безотлагательной | Ц медицинской помощи; оформлять материалы на правонарушителей, | | направлять их в соответствующие государственные органы и обще- § о ственные организации [20]. | О

В Российской Федерации первая попытка принять закон, регули- | рующий участие граждан в охране общественного порядка, предпри- § § нималась еще в 1998 г. В упомянутом варианте закона (к подготовке § § которого был причастен автор данной статьи) члены добровольной 1 § народной дружины наделялись правом проверки документов, до- § д смотра и доставления правонарушителя в отдел милиции. Закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом РФ Б. Н. Ельциным, который согласился с мне- § | нием Главного государственно-правового управления Президента РФ

§ §

а §1

- §

в неконституционности данного закона в представленной редакции. § §

Действительно, Конституция РФ и все российское законодатель- 1 |

а 1

ство предусматривает возможность наделения правом применения | §

мер административного принуждения исключительно уполномо- ^ ц

ченных должностных лиц органов публичной власти и практически ю |

исключает их передачу, делегирование представителям институтов § Я

гражданского общества. | §

После описанных событий прошло 16 лет поиска приемлемого §

О (О

варианта правового регулирования участия граждан в охране обще- | £ ственного порядка. В итоге мы имеем вариант, нашедший закрепление в Федеральном законе № 44-ФЗ. Этот выхолощенный в части прав,

1 я

а ^^

которыми наделены народные дружинники, документ существенным ^ | образом ограничивает эффективность их участия в охране обществен- | | ного порядка и практически делает невозможным привлечение граждан к охране общественного порядка в условиях военного положения, 109 изобилующих высокими рисками и угрозами для самих дружинников. . Тем более что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 44-ФЗ не допускает § участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, § заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью. §|§

Несомненно, что в данной ситуации требуется срочное внесение изменений в указанный закон.

Нужно сказать, что такая работа уже проводится. Так, МВД России предлагает дополнить Федеральный закон № 44-ФЗ ст. 21-1, предусма-

тривающей возможность обеспечения народной дружины или иного общественного объединения правоохранительной направленности при введении военного положения военной техникой, материально-техническими средствами, устанавливающей выплаты пребывающим в них гражданам денежного содержания и других денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации [21].

Это, конечно, неплохое предложение, если не считать бесспорным предлагаемый порядок его реализации, но вряд ли такая норма, в случае ее введения, позволит обеспечить ожидаемого усиления роли граждан в охране общественного порядка и обеспечения безопасности на территориях, где введено военное положение, поскольку не понятно, для реализации каких полномочий все эти меры мате-„о риально-экономического характера (включая обеспечение военной техникой!) нужны.

Богатый опыт советского периода отечественной истории, в том № числе многолетний личный опыт автора статьи в организации де-§ ятельности добровольных народных дружин, анализ зарубежной § практики привлечения населения к охране общественного порядка 2 и обеспечению безопасности подсказывают, что в целях достижения ^ эффективности этой деятельности в условиях военного положения — было бы целесообразным дополнить Федеральный закон № 44-ФЗ § ст. 17-1, в которой закрепить то, что народные дружинники при 5 участии в охране общественного порядка на территории, в которой § введено военное положение, имеют право применять меры админи-^ стративного принуждения: проверять документы у граждан и водителей транспортных средств; досматривать граждан и транспортные

99

о средства; пресекать правонарушения; доставлять правонарушителей ^ в органы внутренних дел (полицию); изымать орудия совершения С правонарушения и предметы, исключенные из гражданского оборота, а также предметы, угрожающие безопасности народных дружинников;

110 в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные ^ средства для оказания помощи лицам, пострадавшим от несчастных СЧ случаев или правонарушений, доставления в органы внутренних ® дел (полицию) задержанных. При несении службы по охране обще-^ ственного порядка в условиях военного времени в целях обеспечения личной безопасности народные дружинники могут наделяться правом применять физическую силу, специальные средства и оружие самообороны. Представляется, что перечень указанных мер принуждения оптимален для решения добровольными народными дружинами задач

охраны общественного порядка на территории, где введено военное Ю положение. Р

Условия и порядок применения народными дружинниками физи- а 1

ческой силы, специальных средств и оружия самообороны целесоо- § |

бразно закрепить в дополнительно введенной в закон ст. 19-1. §°

Закрепление за членами добровольных народных дружин права |

применения мер принуждения будет актом наделения отдельными 1 |

властными полномочиями членов общественных объединений в ус- § О

ловиях осуществления особого административного правового режи- | О

ш 1

ма - военного положения, которое регулируется конституционным |

федеральным законом, предусматривающим возможность ограни- § §

чения в установленном порядке прав и возложение дополнительных § §

обязанностей на граждан и организации. 1 §

Задачи усиления охраны общественного порядка и обеспечения § д

безопасности в условиях обеспечения режима военного положе- 11

ния диктуют также необходимость внесения дополнений в ст. 18 § §

Федерального закона № 44-ФЗ, расширяющих и конкретизирующих £ |

обязанности народных дружинников, а также в ст. 25 и 26 указанно- § §

го закона № 44-ФЗ, предусматривающих дополнительные гарантии | 1

правовой и социальной защиты народных дружинников. 1 |

Вместе с тем представляется, что для усиления охраны обществен- | §

ного порядка и обеспечения безопасности на территориях, в которых ш ц

введено военное положение, расширения прав и обязанностей народ- ю |

ных дружинников может оказаться недостаточным. Жизнь диктует § Я

необходимость создания специальных военизированных гражданских | §

формирований - народного ополчения (милиции), а точнее фактиче- § §

ской легитимизации уже созданных и успешно действующих с весны | £

2014 г. на территории ДНР и ЛНР таких формирований. 1 §

С народным ополчением связано немало героических страниц § ¡5

в истории российского народа. Не единожды, созданные из добро- | §

вольцев, вооруженные народные отряды поднимались на борьбу | | с врагами, изгоняя их со своей территории.

Впервые народное ополчение в России возникли в Смутное время 111

(Первое и Второе ополчения 1611-1612 гг.). Во время Отечественной .

войны 1812 г. Манифестом императора Александра I от 6 (18) июля §

были созданы военизированные формирования, предназначенные §

для замены регулярных войск во внутренних районах и их подкре- §

пления в случае вторжения наполеоновской армии в глубь страны. ю В рамках военной реформы 1874 г. было введено государственное ополчение. В него входили военнообязанные, которые освобождались от призыва на военную службу в мирное время, но являлись годными

к ней в военное время, а также лица (36-43 лет), уже отслужившие в армии и числившиеся в запасе. В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. народное ополчение представляло собой военные и военизированные формирования, создававшиеся в помощь Красной армии из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации. С началом войны во многих городах стали формироваться рабочие отряды, коммунистические батальоны, группы самообороны. Народное ополчение сыграло важную роль в пополнении действующей армии и партизанских отрядов, укреплении прифронтового тыла. В действующей армии находилось 36 дивизий народного ополчения, 25 из них прошли всю войну, 8 стали гвардейскими [22]. Теперь формирования народного ополчения ДНР, ЛНР активно участвуют в проведении специальной военной операции, начатой по решению Президента РФ 24 февраля 2022 г. „о Правовой статус этих формирований до вхождения названных го республик в Российскую Федерацию определялся решениями соответствующих органов власти [23, 24], поэтому, исходя из того, что Конституция РФ относит вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее 2 субъектов, а правовая основа народного ополчения на федеральном ^ уровне отсутствует, необходима разработка и принятие федерального — закона «О народном ополчении (милиции) в Российской Федерации», § в котором предлагается зафиксировать то, что народное ополчение ^ (милиция) - это специальное военизированное гражданское форми-§ рование, создаваемое на добровольной основе на территории, в кото-^ рой введено военное положение, в целях осуществления содействия Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воин-о ским формированиям, органам внутренних дел (полиции), Росгвардии ^ и иным правоохранительным органам в обеспечении режима военного С положения.

В указанном федеральном законе должны быть закреплены права 112 и обязанности народного ополчения (милиции); порядок создания ^ и организации их деятельности; порядок взаимодействия с органами (V внутренних дел (полицией), Росгвардией и иными правоохранитель® ными органами, формированиями территориальной обороны, общественными формированиями правоохранительной направленности,

«V

гражданско-военной администрацией, органами государственной власти и органами местного самоуправления; требования к добровольцам, вступающим в народное ополчение; гарантии правовой и социальной защиты ополченцев.

ь

В настоящее время, реально оценивая складывающуюся в гео- | политической сфере ситуацию, представляется необходимым безот- р лагательное принятие дополнительных правовых, экономических, а 1 организационных и иных мер, направленных как на обеспечение § | национальной безопасности Российской Федерации в целом, так § р и на ее важнейшие составляющие - охрану общественного порядка | .¡5

0

4 О

1 §

Список литературы: Ш О

д § |

ш о § §

областей : Указ Президента Российской Федерации

8 §

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 §

и обеспечение общественной безопасности. S I

э 3

1. О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской

№ 756. - URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190002 (дата обращения: 15.03.2023).

2. О военном положении : федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2002. - № 5, ст. 375. - 4 февр.

3. Пчелинцев, С.В. Правовое регулирование военного положения В | в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / С.В. Пчелинцев.

- М., 1998. - 234 с.

4. Дьяченко, И. Л. Конституционный режим военного положения

В Р

И S

5- m

§ |

в России: По реализации права на индивидуальную и коллективную самообо- § | рону : дис. ... канд. юрид. наук / И.Л. Дьяченко. - Ростов н/Д., 2000. - 200 с. Ш 5. Федоров, В.А. Правовой режим исключительного (военного и чрез- 1 .§

вычайного) положения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук " I

s « |

s q g g

s б

/ В.А. Федоров. - М., 2003. - 231 с.

6. Рушайло, В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук / В.Б. Рушайло

- М., 2004. - 347 с. |||

7. Зиборов, О.В. Административно-правовая концепция военного положения : дис. ... канд. юрид. наук / О.В. Зиборов. - Краснодар, 2016. - 401 с.

8. Зырянов, С.М. Экстраординарные (специальные) административно- | I правовые режимы / С.М. Зырянов // Журнал российского права. - 2016.

- № 4. - С. 72-81.

9. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика : монография / Е.С. Болтанова, А. А. Здоровцева, О. А. Золотова [и др.] ; отв. ред. проф. , А.Ф. Ноздрачев. - М. : Юрид. фирма «Контракт», 2017. - 526 с. g

10. Гасаналиев, А.Ш. К вопросу об административно-правовом режиме | военного положения / А. Ш. Гасаналиев, А. А. Алиев // Вестник Дагестанского § государственного университета. - Сер. 3: Общественные науки. - 2018. g

- Т. 33, вып. 2. - С. 111-117.

11. Советов, И.К. Правовой режим военного положения в системе обеспечения национальной безопасности России / И. К. Советов // Вестник Прикамского социального института. - 2022. - № 3 (93). - С. 8-14.

I I

I I,

113

12. Веремеенко, И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка / И.И. Веремеенко.

- М. : Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1981. - Ч. 1: Предмет и понятие. - 111 с.

13. Еропкин, М.И. Сущность и содержание общественного порядка / М.И. Еропкин // Труды ВНИИ МВД СССР. - М. : Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1984. - С. 3-15.

14. Соловей, Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации / Ю.П. Соловей. - Омск : ВШМ МВД РФ, 1993.

- С. 127-131.

15. Шевченко П.Н. К вопросу о содержании понятия «общественный порядок» / П.Н. Шевченко // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 11. - С. 37-40.

16. Адмиралова, И. А. Правовое положение граждан в сфере общественного порядка и роль полиции в его обеспечении / И.А. Адмиралова // Административное право и процесс. - 2014. - № 8. - С. 45-49.

17. Кононов А.М. К вопросу о «базовых» понятиях в сфере обществен-„0 ного порядка / А.М. Кононов // Актуальные вопросы административно-

правового регулирования в современной России : материалы международной § научно-практической конференции, 28 марта 2008 г. - М.: ВНИИ МВД ^ России, 2008. - С. 47-51.

^ 18. Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный

§ закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. ® - 2014. - № 14, ст. 1536. - 7 апр.

19. Воронина, Л.И. Участие граждан в охране общественного ^ порядка: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта / Л.И. Воронина, А.В. Патюков. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstre § am/10995/77051/1/978-5-7996-27294_1_14.pdf (дата обращения: 15.03.2023). I— 20. О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных на-

родных дружин по охране общественного порядка : постановление ЦК КПСС

О

I 00

и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379. - URL: https://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_8325.htm (дата обращения: 15.03.2023).

21. О рассмотрении предложений : письмо Договорно-правового депар-

О тамента МВД России от 28 января 2023 г. № 25/4042. [Не опубл.] ® 22. Колганов, А.М. Народное ополчение / А.М. Колганов // Большая С; российская энциклопедия. 2004-2017. - URL: https:// old.bigenc.ru/military_ science/text/2249588 (дата обращения: 15.03.2023). 114 23. Парламентом ДНР принят Закон о статусе народного ополчения. -

- URL: https://dnrsovet.su/parlamentom-dnr-prinyat-zakon-o-statuse-narodnogo-

(yj opolcheniya/ (дата обращения: 15.03.2023).

^ 24. Народная милиция ЛНР - наше настоящее и будущее в надежных ру-

ках. - URL: https://redray-lnr-news.su/allnews/important_day/12162-narodnaya-miliciya-lnr-nashe-nastoyaschee-i-buduschee-v-nadezhnyh-rukah.html (дата ^ обращения: 15.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.